УДК 339.5
Т. П. Лепа
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
АННОТАЦИЯ. В данной статье дается краткая характеристика развития международного таможенного сотрудничества в последние десятилетия, описываются отдельные международные связи России во внешнеторговой и таможенной сфере. Делается акцент на наиболее важных международных таможенных конвенциях, ратифицированных Россией. Анализируются самые перспективные для России международные сообщества и страны с точки зрения налаживания эффективного международного торгового и таможенного сотрудничества. Приводятся статистические данные, характеризующие внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья. Затронуты некоторые вопросы политико-экономических проблем, вставших перед российским обществом в последние десятилетия и повлиявших на развитие внешнеторговых и таможенных связей России, угрожающих национальной и экономической безопасности страны. Приводятся статистические данные, характеризующие внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья. Затронуты некоторые вопросы политико-экономических проблем, вставших перед российским обществом в последние десятилетия и повлиявших на развитие внешнеторговых и таможенных связей России, угрожающих национальной и экономической безопасности страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Международное таможенное сотрудничество; экономическая безопасность; Всемирная торговая организация; таможенная конвенция; санкци-онная война; добрососедские торговые отношения; российская таможня. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 13 апреля 2016 г.; дата принятия к печати 29 апреля 2016 г.; дата онлайн-размещения 26 июля 2016 г.
T. P. Lepa
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
PROBLEMS OF ORGANIZATION FOR INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION AT THE PRESENT STAGE
ABSTRACT. This article gives a short characteristic of developing international customs cooperation in the last decades, describes separate international relations of Russia in foreign trade and customs sphere. It emphasizes the most important international customs conventions ratified by Russia, analyses Russia's most prospective international communities and countries from the point of view of establishing an effective international trade and customs cooperation. It brings forth statistical data characterizing Russia's foreign trade turnover with non-CIS states. It touches on some issues of political and economic problems that faced the Russian society in the last decades and influenced development of Russia's foreign trade and customs communications and threatened national and economic security of the country.
KEYWORDS. International customs cooperation; economic security; World Trade Organization; customs convention; war sanctions; good-neighborly trade relations; participants of foreign economic activity; Russian customs.
ARTICLE INFO. Received April 13, 2016; accepted April 29, 2016; available online July 26, 2016.
© Т. U. nena, 2016
Последние десятилетия на международной экономической арене характеризовались стремительным динамичным укреплением таможенного сотрудничества России с иностранными государствами, что позволяло осуществлять либерализацию внешнеэкономической деятельности стран, вовлеченных в эти процессы, активно развивать взаимовыгодные рыночные отношения, укреплять интеграционные процессы с международными торгово-таможенными организациями.
Необходимость углубления сотрудничества России с различными международными экономическими и финансовыми институтами становится тем более очевидным фактором, что мировое сообщество поставлено перед рядом серьезных проблем в области международной и экономической безопасности, в частности, в сфере противодействия незаконному перемещению через таможенные границы и распространению оружия массового уничтожения; борьбе с проникновением на территорию стран лиц, принадлежащих к международным террористическим организациям (в том числе, к запрещенной в РФ организации ИГИЛ); обеспечению ядерной и радиационной экологической безопасности; борьбе с незаконным ввозом и торговлей наркотиками.
Все страны мира, как и Россия, заинтересованы в постоянном расширении круга торговых партнеров, поиске новых рынков сбыта товаров и услуг, что невозможно без интенсификации и углубления сотрудничества в области таможенного дела. Отметим, что «европейские страны имеют более тесное взаимодействие внутри Европейского союза» [1, с. 102], однако коллаборация осуществляется и с другими странами.
Согласно мнению О. В. Шпак «под влиянием процессов глобализации общемировых и хозяйственных связей государств, формирования механизма реализации интернациональных форм международных отношений таможенное право становится регулятором международных экономических отношений и форм охраны экономической безопасности государств. Международные организации, деятельность которых связана с осуществлением таможенного сотрудничества, являются компонентами мировой системы и согласно условиям международных договоров обладают определенными полномочиями для вынесения рекомендаций в адрес государств-членов по основным функциям своей деятельности, в том числе, и в области систематизации и унификации норм и принципов международного таможенного права. Развитие международных таможенных отношений следует общей тенденции включения стран в мировую торговую систему. Интеграция таможенных отношений выражается в появлении Всемирной таможенной организации, таможенных служб в рамках Европейского союза и Евразийского экономического сообщества (в настоящее время последнее преобразовалось в Евразийский экономический союз), «в заключении международных договоров и соглашений по таможенным вопросам, в выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании региональных международных организаций, устанавливающих правила, нормы и процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности» [2, с. 3].
Федеральная таможенная служба России (ФТС) накопила огромный опыт с многовековой традицией в осуществлении международного таможенного сотрудничества, которое организовано на трех уровнях: по линии двустороннего и многостороннего взаимодействия, во взаимодействии государств членов Евразийского экономического союза, а также в рамках Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации (ВТО).
Всемирная таможенная организация объединяет таможенные службы практически всех стран мира, а реорганизовалась она в 1994 г. из Совета таможенного сотрудничества, созданного в 1952 г. 17 членами-основателями. В настоящее время
Всемирная таможенная организация объединяет 169 стран, а Россия является ее членом с 1992 г. Документы и инструменты Совета таможенного сотрудничества (Всемирной таможенной организации) служат правовой основой для работы современных таможенных служб с целью максимальной унификации мировой таможенной практики. Вступление России в ВТО сопровождалось серьезными спорами о необходимости такого шага для российского общества. По мнению Я. А. Суходолова, «нужно не бояться ВТО, а использовать эту организацию в качестве инструмента реализации торгово-экономической политики, которым нужно научиться пользоваться для продвижения в мире национальных интересов России» [3, с. 112].
Стремление России к интеграции с иностранными политическими и торговыми партнерами обусловило необходимость вести длительные и нелегкие переговоры о вступлении в ВТО более 18 лет (с 1993 по 2012 г.). 22 августа 2012 г. Россия была включена 156 членом в официальный список стран-участниц ВТО, получив от этого членства как очевидные преимущества в виде равноправных партнерских торговых отношений на мировом уровне, так и ряд проблем в экономической и правовой сферах. Активной интеграции России в мировое торговое и таможенное сообщество способствовало подписание многочисленных многосторонних международных конвенций и соглашений по таможенным вопросам, в частности, таких как Найробийская конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны; Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур; Брюссельская конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров; таможенная конвенция о кар-нете АТА для временного ввоза товаров; таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП и т. д.
На основе положений приведенных конвенций таможенные органы РФ организуют широкое международное сотрудничество по различным аспектам осуществления таможенного дела.
По утверждению Е. В. Дробот и Е. В. Синельникова, «под воздействием норм международных договоров, касающихся вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, видоизменяются функции таможенных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенных органов и всего таможенного дела. Особенно ярко это проявляется в России, которая осуществляет вхождение в глобальную систему международной торговли. На формирование таможенного законодательства огромное влияние оказывает присоединение страны к ВТО. В связи с этим, имеет место постоянное совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Значение такого регулирования особо возросло в современных условиях, так как активно меняется структура товарооборота, растет заинтересованность в унификации таможенного законодательства в разных странах» [4].
Однако наиболее очевидное и стремительное развитие международных отношений в экономической сфере наблюдалось последние десятилетия на постсоветском пространстве: с 1995 г. руководители России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в интересах своих стран объявляют о создании Таможенного союза, который сначала трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, а с 2015 . — в Евразийский экономический союз пяти стран — России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии.
В России общее руководство и координацию сотрудничества по таможенным вопросам с международными организациями и таможенными службами других стран
осуществляет Управление таможенного сотрудничества ФТС России. Укрепляя дружественные экономические связи, ФТС России всегда активно сотрудничала и со странами Европейского союза (в частности, в 2006 г. на базе Калининградской таможни была организована встреча с участием атташе государств-членов Европейского союза, СНГ и Китая, где рассматривался ход реализации 18 совместных проектов ФТС России и Комиссии Европейских сообществ).
Особое внимание ФТС России уделяла организации международного взаимодействия с таможенными службами прибалтийских стран. Так, с целью перекрытия контрабандных путей поставок особо опасных товаров и наркотических средств организуются встречи экспертов Оперативного комитета Совета государств Балтийского моря с участием представителей Европейского бюро по борьбе с мошенничеством и Организации Скандинавского полицейского и таможенного сотрудничества. Россия сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию, деятельность которой направлена на защиту интересов развивающихся стран, с Международной организацией по стандартизации. В сфере борьбы с контрабандой, таможенными правонарушениями ФТС России также поддерживает отношения с ЮНЕСКО, Интерполом, Советом музеев.
Согласно статистическим данным ФТС России сотрудничество со странами дальнего зарубежья характеризуется расширением договорной правовой базы сотрудничества с иностранными государствами. В 2014-2015 гг. было заключено 16 международных договоров и 4 меморандума с 14 странами, в том числе подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах с Палестиной, Сирией, Иорданией и Египтом. Активно развиваются партнерские отношения таможенных служб России и Китая.
Организована работа в рамках Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Функционируют семь российско-китайских рабочих групп по основным направлениям таможенного взаимодействия. В настоящее время в таможенной сфере реализуется порядка 10 совместных проектов. Главные из них — внедрение проекта «Зеленый коридор», а также взаимное признание результатов таможенного контроля. В текущем году продолжено выполнение подписанного ФТС России и Главным таможенным управлением КНР в 2014 г. трехлетнего Плана стратегического партнерства в области таможенного дела, определяющего основные направления сотрудничества в рамках реализации проекта. 3 сентября 2015 г. подписан протокол между ФТС России и Главным таможенным управлением КНР об информационном обмене в целях обеспечения безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках.
В 2015 г. с таможенной службой Монголии подписаны межведомственные протоколы в области инспекционно-досмотровых комплексов и взаимного признания результатов таможенного контроля, а также трехлетний план стратегического партнерства. С 2015 г. с КНР и Монголией начато взаимодействие в рамках сопряжения Евразийского экономического союза, китайского проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути» и монгольского проекта «Степной путь». В мае 2015 г. в китайском городе Сиань состоялся Форум руководителей таможенных служб стран, расположенных вдоль Великого шелкового пути, где стороны обсудили практические шаги по продвижению проекта. Его реализация позволит увеличить товарооборот между странами, расположенными вдоль Великого шелкового пути, до 1 трлн дол. США, в том числе между Россией и Китаем — до 200 млрд дол. США к 2020 г.
Отметим также, что 2015 г. стал прорывом для российско-индийских отношений. Так, в апреле 2015 г. состоялся визит руководителя ФТС России в Индию, в ходе которого был подписан межведомственный протокол об обмене предварительной информацией в рамках проекта «Зеленый коридор». Его реализация позволит
существенно увеличить скорость проведения таможенных процедур за счет предварительного представления данных, создать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в ходе визита был подписан межведомственный протокол об обмене информацией на канале авиаперевозок. Стороны также провели ряд совместных мероприятий по активизации многостороннего сотрудничества в рамках Международного транспортного коридора «Север-Юг» в целях увеличения товаропотоков по данному направлению. Проект «Север-Юг» является мультимодальным маршрутом транспортировки пассажиров и грузов, связывающим с Россией страны Южной и Юго-Восточной Азии, общей протяженностью свыше 7 000 км. В конце ноября 2015 г. состоялась встреча экспертов таможенных служб России, Индии, Туркменистана, Азербайджана и Казахстана в рамках упомянутого проекта.
Необходимо отметить, что, несмотря на введение санкций, продолжается сотрудничество с Германией, Эстонией, Финляндией, Италией, Польшей, Латвией. В марте 2015 г. в Германии на базе Генерального консульства России в ФРГ состоялась первая конференция российских и германских деловых кругов, в которой приняли участие более 100 крупных фирм и компаний, работающих на российско-германском направлении.
Большой интерес у бизнеса вызвали современные технологии оптимизации таможенного оформления, электронное декларирование международных почтовых отправлений, в том числе и интернет-товаров. В конце октября состоялась еще одна подобная конференция в г. Прага (Чешская Республика), на которой обсуждались актуальные вопросы таможенного администрирования и применения современных таможенных технологий, а также отдельные аспекты ведения внешнеэкономической деятельности в условиях действующих санкций и ограничений. С эстонской стороной рассматривается возможность реализации пилотного проекта по ускоренному пересечению границы в многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Куничина Гора — Койдула на постоянной основе, а также распространения данного проекта на МАПП Шумилкино — Лухамаа. В октябре 2015 г. в Москве состоялась официальная встреча руководителей ФТС России и Таможни Финляндии, по итогам которой был подписан Протокол о взаимодействии в области обеспечения стабильного функционирования автомобильных пунктов пропуска на российско-финляндской государственной границе.
Продолжается сотрудничество с таможенной службой Польши в рамках деятельности Рабочей группы по таможенному сотрудничеству. Также в ноябре 2015 г. в Варшаве таможенными службами России и Польши была проведена конференция для представителей польских деловых кругов. На мероприятии обсуждались темы, которые актуальны для польских участников внешнеэкономической деятельности, в том числе готовящийся Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, таможенные процедуры при торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом, применение Конвенции МДП на территории Российской Федерации.
В октябре 2015 г. в рамках Международной выставки «Таможенная служ-ба-2015» состоялась встреча руководства таможенных служб России и Латвии, в ходе которой было подписано Соглашение о взаимодействии между ФТС России и Службой государственных доходов Латвийской Республики в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом.
С таможенной службой Италии технологически готов к запуску проект «Зеленый коридор» для добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности.
Налаживаются партнерские отношения с таможенными службами Африканского континента. Прорабатываются межправительственные соглашения о сотруд-
ничестве и взаимной помощи в таможенных делах с ЮАР, Марокко, сделаны первые шаги в налаживании работы с таможенными службами Кении и Туниса.
В феврале 2015 г. с египетской стороной были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества во всех областях таможенного дела, а также проведена конференция для египетских участников внешнеэкономической деятельности, в ходе которой российская сторона разъяснила вопросы таможенного администрирования в России. В октябре 2015 г. было подписано российско-египетское Межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах1.
Также большое внимание ФТС России уделяет активизации сотрудничества с дальними, но немаловажными партнерами — с таможенными службами Кубы, Бразилии, Аргентины. Основное внимание на данном этапе уделяется налаживанию информационного обмена между таможенными администрациями в области внешнеэкономической статистики и данными о нарушениях и преступлениях в таможенной сфере.
Но в связи с изменившейся в последние годы политической ситуацией и введением санкций странами Европейского союза и США в отношении РФ, все более актуальным становится для России сотрудничество со странами в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, членом которого РФ стала в 1998 г. Так, во внешнеторговой сфере Комитет по торговле и инвестициям Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества занимается вопросами стандартизации таможенных процедур в интересах стран-участниц. Особое внимание в данной сфере традиционно уделяется торгово-таможенным отношением с давним партнером России — Китаем. Тем не менее, «ведущими торговыми партнерами КНР являются страны ЕС, а также Япония, США, Гонконг, Тайвань и др. На долю России приходится 2,3 % экспорта из КНР и всего 1,9 % его импорта» [5, с. 138].
Активизация торгово-таможенного взаимодействия РФ и КНР пришлась на период восстановления российской экономики: «в 1999 г. Россия выходит из-под влияния экономического кризиса. Положительная тенденция особенно ярко проявляется в 2000 г. после избрания Президентом РФ В. В. Путина. Его сильным и самым первым желанием было — избавиться от экономического кризиса и вернуть России статус одной из ведущих стран мира. Таким образом, он применил прагматичную политику по ориентированию экономического интереса к Китаю» [6, с. 76]. Что подтверждает также в своей работе Синь Жань: «В период с 2001 по 2011 г. российско-китайские стратегические и партнерские отношения непрерывно углублялись. Взаимодействие России и Китая в области политики, экономики и других сферах принесло значительные результаты. Межрегиональное и приграничное сотрудничество между Россией и Китаем является важной неотъемлемой частью двусторонних экономических, политических, культурных и научных связей. Оно стимулирует развитие приграничных районов двух стран. Многие субъекты Российской Федерации имеют торгово-экономические контакты с провинциями КНР. Протяженная российско-китайская граница, формировавшаяся в течение более 300 лет, стала естественной основой приграничного сотрудничества» [7, с. 3].
Проблемой для российской экономики оказалась ее фатальная зависимость от экспорта природных ресурсов, в частности нефтепродуктов. Это особенно очевидным стало при начавшемся стремительном падении мировых цен на нефть, что, в свою очередь, не замедлилось сказаться на состоянии внешнеторговых отношений России со странами-поставщиками нефти и со странами-покупателями. «Сырьевой
1 Сотрудничество со странами дальнего зарубежья // Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. URL : http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22289&Itemid=2639.
экспорт является не самым эффективным, поскольку цены на сырье на мировом рынке устанавливаются развитыми странами в свою пользу» [8, с. 10].
Так как одной из основных функций российской таможни является фискальная функция, исполнение которой зависит от применяемой ставки таможенной пошлины, то, по словам А. А. Журавлева, «применение таможенных платежей в условиях глобализации имеет ряд ключевых особенностей. Высокая степень зависимости национальных экономик от глобальных процессов ограничивает возможности государства по установлению ставок таможенных платежей и снижает эффективность таможенно-тарифных мер, так как большинство развитых и развивающихся стран связаны договорными отношениями по обеспечению стабильности таможенно-тарифного режима международной торговли» [9, с. 5]. «Усиление контрольных мероприятий по организации поступлений в бюджет России, в том числе доходов от внешнеэкономической деятельности, проблему не решает» [10, с. 55], поскольку падение внешнеторговых оборотов существенно.
В связи с усиливающимся мировым экономическим и политическим кризисом все очевиднее становятся проблемы организации взаимодействия в рамках внешнеэкономического сотрудничества России с рядом стран, в первую очередь, со странами Европейского союза и США. Глава Министерства иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что Европейский союз находится под давлением США, в то время как Москва выступает за то, «чтобы Евросоюз был крепким, самостоятельным... Это, конечно, отдельный субъект международной жизни, но внешнеполитическая линия Евросоюза находится под сильнейшим давлением США. Мы хотим, чтобы Евросоюз был единым, чтобы он принимал решения, исходя из интересов своих стран-членов и «большой Европы», как они себя называют в целом»2. При этом С. Лавров упрекнул руководство США в непоследовательности относительно политики изоляции РФ.
Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ М. Захарова утверждает: «Санкции были введены исключительно по надуманным политическим мотивам, которые не имеют никакой фактической подоплеки. Санкционная политика, с нашей точки зрения, — это абсолютно не эффективный, тупиковый метод, если речь идет не о решениях Совета Безопасности ООН. А односторонние санкции, которые вводятся для политического давления, — пережиток того, что хотелось бы оставить в ХХ в. И помимо всего прочего, ряд европейских стран страдают от этой ситуации, это замедляет их же экономический рост. От санкций проиграл Евросоюз. Выиграли Соединенные Штаты. Именно они призывали изолировать Россию, но именно с ними товарооборот России вырос. В отношениях с нашими естественными партнерами мы были отброшены на десятилетия назад, а США, которые находятся за океаном, нарастили с нами торговое сотрудничество» [11]. Эти слова подтверждаются статистическими данными ФТС России: «В январе 2016 г. импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 8115,6 млн дол. США и по сравнению с январем 2015 г. сократился на 17,9 %. В общем стоимостном объеме импорта из стран дальнего зарубежья снизилась доля машин и оборудования с 45,9 % в январе 2015 г. до 44,8 % в январе 2016 г. Вместе с тем, доля продукции химической промышленности в январе 2016 г. увеличилась с 16,7 до 18,7 %, текстильных изделий и обуви — с 7,6 до 7,9 %, продовольственных товаров и сырья для их производства — с 15,3 до 15,4 %. Сокращение импорта из стран дальнего зарубежья наблюдалось по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства снизился импорт сахара в 4,5 раза, овощей — на 26,3 %, молочных
2 Лавров: В ЕС начинают понимать тупиковость попыток русофобов «заказывать музыку» // Взгляд. 2016. 13 марта. URL : http://www.vz.rU/news/2016/3/13/799156.html.
продуктов — на 25,3 %, масла растительного — на 24,1 %, алкогольных и безалкогольных напитков — на 22,3 %, рыбы — на 7,6 %, фруктов — на 6,2 %, зерновых культур — на 5,9 %, табака — на 1,0 %. Вместе с тем поставки мяса и субпродуктов увеличились на 18,3 %»3.
Президент РФ В. В. Путин, говоря о том, что сложившаяся ситуация наносит ущерб национальным интересам России, подчеркнул, что «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов»4.
Предсказуемо последовали адекватные меры со стороны России в ответ на санк-ционные меры — Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещен ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению5. Под действие эмбарго попали страны Европейского союза, а также США, Австралия, Канада, Норвегия. Впоследствии были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. Следствием санкций и эмбарго стало стремление России переориентироваться на новые рынки.
Страны БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР) на VI саммите БРИКС в июле 2014 г. осудили «односторонние военные интервенции и экономические санкции, нарушающие международное право и общепризнанные нормы международных отношений», по мнению различных аналитиков, либо довольно прозрачно осудив санкции против России, либо дав понять, «что никакой значимой поддержки (даже вербальной) Москве не окажут»6.
Ряд санкционных мер, введенных в отношении России в связи с украинским кризисом, по мнению многих экспертов, не приносят результатов, а только наносят вред тем странам, которые поддержали ограничения. Значительный вред нанесли эти санкции и российской экономике, и, в целом, внешнеэкономическим и таможенным интересам стран-инопартнеров.
По словам министра Министерства иностранных дел РФ С. Лаврова, «санкции становятся заменой политики и дипломатии, особенно со стороны США. В Вашингтоне уже прозвучали призывы ввести против России дополнительные санкции за то, что происходит в Сирии»7.
Исходя из описанного, очевидно, что в сложившейся тяжелейшей для России политико-экономической ситуации, таможня страны оказалась на передовом рубеже «санкционной войны». Десятилетиями налаживаемые добрососедские отношения
3 Статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба. URL : http://customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095.
4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».
5 О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 6 авг. 2014 г. № 560 // СПС «КонсультантПлюс».
6 Русский эксперт. URL : http://ruxpert.ru.
7 Лавров назвал обвинения генсека НАТО в адрес России бессовестными. URL : http://vz.ru/ news/2016/3/13/799158.html.
с важнейшими торговыми партнерами России начали рушиться как «карточные домики», нанося непоправимый экономический ущерб обеим сторонам. Таможенные органы оказались заложниками политических игр. Российскому руководству приходится искать новые пути сближения со странами, лояльными к России, чтобы минимизировать потери от разрушения внешнеэкономических связей с бывшими странами-инопартнерами, от стремительного снижения стоимости нефти, от падения рубля, от ускорения инфляции. Решение проблем крайне трудное, но возможность вернуть добрососедские торговые отношения со странами видится через приложение невероятных усилий дипломатического корпуса России и через создание благоприятного налогового и законодательного климата для малого и среднего бизнеса в России: «необходимо сократить налоги для малого и среднего бизнеса. Надо дать возможность этим предприятиям развиваться» [12, с. 8]. Для этого необходимо кардинально изменить структуру российской экономики с экспортно-ориентированной топливно-сырьевой и энергетической составляющей на экономику с преобладающим производственным характером с высокотехнологичным оборудованием и с применениям современных информационных технологий. «Для России специфика реиндустриализации заключается не просто в восстановлении промышленности, а именно в восстановлении на новой технологической основе ведущих секторов экономики» [13, с. 11]. «Тогда Россия будет экспортировать не только сырье, но и продукты максимально высокой степени переработки, оставляя на своей территории добавленную стоимость и направляя ее на социально-экономическое развитие» [14, с. 10].
Видится необходимым создать более благоприятные условия на таможенных границах для участников внешнеэкономической деятельности, сделав таможенную службу России менее бюрократизированной, что позволит активнее развивать внешнеэкономические торговые и таможенные отношения с иными странами и поставить их на новый взаимовыгодный уровень.
Все это, несомненно, будет способствовать защите национальных интересов РФ, что подтвердил Президент РФ В. В. Путин: «Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы. Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира»8.
Список использованной литературы
1. Якимова Е. М. Влияние европейской интеграции на функционирование национальных парламентов государств-членов Европейского Союза / Е. М. Якимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 1 (87). — С. 102-105.
2. Шпак О. В. Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / О. В. Шпак. — М., 2007. — 200 с.
3. Суходолов Я. А. Всемирная торговая организация. Вступать или не вступать России в ВТО? / Я. А. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2008. — № 3 (53). — С. 108-112.
4. Дробот Е. В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела [Электронный ресурс] / Е. В. Дробот, Е. В. Синельников // Портал научно-практических публикаций. — Режим доступа : http://portalnp.ru/2015/06/2639.
8 Указ Президента РФ № 683.
5. Цвигун И. В. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности КНР / И. В. Цвигун, Я. А. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2 (70). — С. 135-140.
6. Ван Нана. Пути развития экономического сотрудничества России и Китая / Ван Нана // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 73-79. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(1).73-79.
7. Синь Жань. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.15 / Синь Жань. — М., 2015. —167 с.
8. Винокуров М. А. Российская экономика: необходимость модернизации и инновационного развития / М. А. Винокуров, Я. А. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2009. — № 6 (68). — С. 5-13.
9. Журавлев А. А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А. А. Журавлев. — М., 2007. — 167 с.
10. Якимова Е. М. Совершенствование системы государственного контроля в Российской Федерации / Е. М. Якимова // Вестник Евразийской Академии административных наук. — 2013. — № 1. — С. 51-57.
11. Захарова М. Давят — не прогибайся [Электронный ресурс] : интервью / записала Е. Ларинина // Аргументы и факты. — 2016. — 24 февр. — Режим доступа: http://www.aif.ru/ politics/world/mariya_zaharova_davyat_ne_progibaysya.
12. Винокуров М. А. Конкурентные преимущества России — во главу угла управления страной / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 5 (79). — С. 5-13.
13. Винокуров М. А. Новая экономическая реальность и экономическая политика современной России / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 1 (93). — С. 5-13.
14. Винокуров М. А. Предложения органам Федеральной власти по совершенствованию работы некоторых отраслей / М. А. Винокуров, Я. А. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2009. — № 5 (67). — С. 5-11.
References
1. Yakimova E. M. Influence of European integration on functioning of national parliaments of member states of the European Union. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 1 (87), pp. 102-105. (In Russian).
2. Shpak O. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie tamozhennogo sotrudnichestva gosu-darstv-chlenov Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva. Kand. Diss. [International and legal regulation of customs cooperation of European Economic Community member countries. Cand. Diss]. Moscow, 2007. 200 p.
3. Sukhodolov Ya. A. World Trade Organization. Should Russia join or not join the WTO? Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2008, no. 3 (53), pp. 108-112. (In Russian).
4. Drobot E. V., Sinelnikov E. V. Features of Russia's international cooperation in the field of customs. Portal nauchno-prakticheskikhpublikatsii [Portal of scientific and practical publications]. Available at: http://portalnp.ru/2015/06/2639. (In Russian).
5. Tsvigun I. V., Sukhodolov Ya. A. Trends of China's foreign-economic activity. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 2 (70), pp. 135-140. (In Russian).
6. Wang Nana. Development of the economic cooperation between Russia and China. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 73-79. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(1).73-79. (In Russian).
7. Sin' Zhan'. Rossiisko-kitaiskoeprigranichnoe i mezhregional'noe sotrudnichestvo na sovre-mennom etape. Avtoref. Kand. Diss. [Russo-Chinese borderline and inter-regional cooperation at the present stage. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2015. 167 p.
8. Vinokurov M. A., Sukhodolov Ya. A. Russia's economy: need for modernization and innovation development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2009, no. 6 (68), pp. 5-13. (In Russian).
9. Zhuravlev A. A. Tamozhennyeplatezhi v sisteme ekonomicheskikh otnoshenii na sovremen-nom etape. Kand. Diss. [Customs payments in the system of economic relations at the present stage. Cand. Diss.]. Moscow, 2007. 167 p.
10. Yakimova E. M. Improving the system of governmental control in the Russian Federation. Vestnik Evraziiskoi Akademii administrativnykh nauk = Herald of the Eurasian Academy of Administrative Sciences, 2013, no. 1, pp. 51-57. (In Russian).
11. Zakharova M. When being pressed on, never cave in. Argumenty i fakty = Arguments and Facts, 2016, February 24. Available at http://www.aif.ru/politics/world/mariya_zaharo-va_davyat_ne_progibaysya. (In Russian).
12. Vinokurov M. A. Russia's competitive advantages to be put to the pride of running the country. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 5 (79), pp. 5-13. (In Russian).
13. Vinokurov M. A. New economic reality and economic policy of modern Russia. Izvesti-ya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 1 (93), pp. 5-13. (In Russian).
14. Vinokurov M. A., Sukhodolov Ya. A. Proposals to federal authorities on improving performance of some branches. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2009, no. 5 (67), pp. 5-11. (In Russian).
Информация об авторе
Лепа Татьяна Павловна — старший преподаватель, кафедра конституционного и административного права, Юридический институт, Байкальский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Ленина 11, e-mail: [email protected].
Author
Tatyana P. Lepa — Senior Lecturer, Chair of Constitutional and Administrative Law, Law Institute, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Лепа Т. П. Проблемы организации международного таможенного сотрудничества на современном этапе / Т. П. Лепа // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(4).17.
Reference to article
Lepa T. P. Problems of organization for international customs cooperation at the present stage. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 4. DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(4).17. (In Russian).