ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.096
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОЩНИКОВ НАЧАЛЬНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ ПО РАБОТЕ С ВЕРУЮЩИМИ
А.А. Абдуразаков
Современная пенитенциарная система особо отмечает необходимость более тесного сотрудничества с религиозными организациями. Это обусловлено их существенным влиянием на развитие общества, мировоззрение, культуру и нравственность человека. Автором освещаются проблемы нормативного регулирования деятельности территориальных органов ФСИН России по работе с верующими.
Ключевые слова: религиозные организации; верующие; тюремный капеллан; противодействие экстремизму; воспитание осужденных; ФСИН России.
A.A. Abdurazakov. PROBLEMS OF ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF ASSISTANT HEADS OF TERRITORIAL DEPARTMENTS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE WORK WITH BELIEVERS
Modern penitentiary system lays particular emphasis on the need of closer cooperation with religious organizations. This is determined by its significant effect on the development of society, people's outlook, culture and human morality. The author looks into the problems of legal regulation of this type of work.
Keywords: religious organizations; believers; prison chaplain; counteraction to extremism; education of convicts; FSIN of Russia.
При создании нового облика пенитенциарной системы, обозначенного Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г, большое внимание уделяется сокращению рецидивной преступности «за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества» [2]. Особо отмечается необходимость более тесного сотрудничества с религиозными организациями; это обусловлено их существенным влиянием на развитие общества, мировоззрение людей, культуру и нравственность человека [14].
Исследованию возможностей влияния деятельности религиозных организаций на ис-
правление осужденных уделено существенное внимание в российской науке. Как отмечает начальник Академии ФСИН России А.А. Крымов, «важное место в сегодняшних условиях развития системы исполнения наказаний в России отводится вопросам обеспечения реализации прав верующих в исправительных учреждениях ФСИН России, а также возможности использования религии в повышении эффективности процесса ресоциализации осужденных» [8, с. 10]. Интерес к этому вопросу наблюдается и в зарубежной практике. К примеру, Министерство юстиции Франции «заявило о необходимости сотрудничества с «Организацией французских мусульман» в вопросе религиозного просвещения осужденных, причисляющих себя к последователям ислама» [13, с. 49].
В целом, мнение российских и зарубежных
исследователей, а также видных религиозных деятелей по этому вопросу совпадает. Привлечь религию к работе над нравственным, а также, желательно, и правовым воспитанием осужденных необходимо. Епископ Красногорский Иринарх высказался на этот счет следующим образом: «Осужденные, позитивно воспринимающие вероисповедание своих отцов, в большинстве своем руководствуются искренним желанием приобщения к религиозным духовно-нравственным ценностям, которые формируют в них правомерное поведение, не связанное с применением мер принуждения, следовательно, воспринимаются ими позитивно и на добровольной основе» [11, с. 6].
Однако в такой форме воспитательной работы с осужденными имеются сложности, обусловленные рядом объективных причин. К числу наиболее существенных можно отнести недостаточную юридическую и научную разработку данного вопроса. С учетом того, что между государственными органами власти на различных уровнях, научным сообществом и религиозными организациями вполне достигнуто согласие, остается только более досконально проработать механизм реализации данных программ, проводя их в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Примечательно, что ряд исследователей вообще указывают на необходимость создания всеобъемлющего, единого для всех регионов и областей нормативного акта, законодательно устанавливающего существование и функционирование института тюремных капелланов, который бы, ко всему прочему, консолидировал нормы, разбросанные по различным законам и подзаконным актам, подробно урегулировал все важные вопросы осуществления богослужебной деятельности в местах лишения свободы и устранил пробелы в законодательстве [5].
Действительно, на современном этапе отсутствует четкая правовая регламентация данной формы деятельности. В качестве простого примера можно привести приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний». В этом документе прямо оговорена цель привлечения религиозных организаций к работе с осужденными - «с целью проведения среди верующих осужденных индивидуальной работы по их нравственному воспитанию» [3].
Соответственно, представлялось бы логичным отразить (помимо вышеуказанного по-
ложения) необходимость проведения работы религиозными организациями по нравственному и правовому воспитанию в должностных инструкциях помощников начальников территориальных органов по работе с верующими (далее - помощники начальника), однако типовая инструкция, направленная в территориальные органы, не вменяет в обязанности данного должностного лица обязанности по организации нравственного или правового воспитания осужденных.
Данный пример при кажущейся его незначительности в правовом отношении, на самом деле является фундаментальной основой деятельности священников в исправительных учреждениях. Именно он определяет сущность и цель данного направления работы, позицию государства и поставленные перед пенитенциарной системой задачи. Дело в том, что в ч. 1 ст. 110 УИК РФ оговорены методы воспитательного воздействия на осужденных, к которым помимо нравственного и правового относятся методы трудового и физического воспитания [1]. Если в последних двух формах участие религиозных организаций представляется не особенно эффективным, то в вопросах нравственного и правого воспитания религиозная догма способна и должна раскрыть свой позитивный потенциал, «увеличить уровень правосознания в целях формирования правомерного поведения» [9, с. 6] в рамках задач, поставленных государством.
С позиции законодателя, как уже было сказано выше, привлечение священнослужителей к работе с осужденными выполняется не с целью приобщения осужденных к богу или перевоспитания атеистов, а с целью их нравственного воспитания и их дальнейшей ресо-циализации. Сфера интересов же религиозных объединений России намного шире. Исследователи подчеркивают, что «деятельность духовенства, как православного, так и мусульманского, имеет три аспекта: отправление культа, просветительский и благотворительный» [7, с. 149]. Свою задачу в местах лишения свободы духовные лица определяют как оказание «духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным» [4], посредством которого будет достигнута цель нравственного воспитания осужденного.
Можно утверждать, что на данный момент законодатель не может предложить религиозным организациям действенный механизм реализации собственных программ по духовно-нравственному и правовому воспитанию осужденных, а полагается на механизм, предложен-
ный религиозными организациями, ожидая позитивных результатов от «богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравствен-но-реадаптационной» деятельности религиозных организаций. Частично данная проблема обусловлена тем, что в Советском Союзе такого рода методы не применялись, а практика Российской империи только в сравнительно недавнее время стала объектом исследования ученых-пенитенциаристов. Необходимо также учитывать, что в чистом виде практику XIX в., естественно, применять нельзя, имеющиеся данные нуждаются в системном, научном анализе.
В диссертационном исследовании В.Г. Ле-щенко отмечается также проблема наличия в местах лишения свободы прозелитизма, т.е. «использование средств давления на человека с целью его обращения в свою веру или перехода из одной религии в другую - со стороны ведущих своего рода «конкурентную борьбу» за умы и души российских заключенных представителей ряда религиозных организаций, которые, как правило, обладают зарубежными штаб-квартирами и источниками финансирования» [10, с. 169]. Это также относится к числу проблем, которые необходимо учесть при разработке нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность религиозных организаций, так как превращение исправительных учреждений в «поле боя» религиозных конфессий чревато крайне неприятными последствиями.
Вопросы, связанные с организацией нравственного и правового воспитания осужденных мусульман, требуют вообще отдельного исследования. Особенности данной работы обусловлены сложившейся геополитической ситуацией в мире, крайней степенью радикализации российского исламского сообщества и его этноконфессиональной неоднородностью. Р.А. Силантьев пишет: «Исламское сообщество России в настоящее время пребывает в состоянии исключительной раздробленности. По количеству носителей высшего духовного звания мусульман-суннитов - муфтиев наша страна опережает любую другую страну в мире» [12, с. 10]. В рамках данного исследования эта проблема (ее правовая часть) выражена в том, что назначение представителей ислама на должность помощников начальников территориальных органов по работе с верующими воспринимается далеко не однозначно самими осужденными - сторонниками иных течений ислама. Проблему осложняет еще тот факт, что, по данным Министерства юстиции РФ, «на середину 2014 года в России было зареги-
стрировано 4884 мусульманских организаций» [12, с. 9], в связи с чем руководству территориальных органов ФСИН России зачастую очень сложно разобраться, какого именно священнослужителя привлечь к работе с верующими, кто из них действительно способен организовать воспитание осужденных, а кто, наоборот, станет разносчиком деструктивных идей или попусту окажется некомпетентным.
Ряд российских исследователей обращает внимание на существующую проблему двойного подчинения лица, замещающего должность помощника начальника [5]. Необходимо исключить случаи противоречия разрабатываемых нормативных документов - Конституции РФ и принципов светского государства. При оперировании такой сложной материей, как религия, это достаточно сложно сделать, но принципы светского государства, единоначалия и подчиненности федерального государственного служащего одному руководителю государственного управления - это есть данность, закрепленная в Основном законе, не говоря уже о требованиях субординации и соблюдения определенного этикета, принятого в среде сотрудников правоохранительных органов.
Изложенное выше можно условно классифицировать как проблемы нормативно-правового регулирования религиозного воздействия на осужденных. Вторым проблемным блоком реализации данной программы является необходимость подбора персонала, способного удовлетворить требования как религиозных организаций, так и выдвигаемые руководством ФСИН России, для чего необходимо предметно рассмотреть вопрос организации нравственного воспитания осужденных.
В Академии ФСИН России разработана и внедрена в образовательную деятельность дополнительная профессиональная программа, целью которой является подготовка и переподготовка помощников начальников территориальных органов по организации работы с верующими. Лицам, проходящим обучение, помимо остальных дисциплин выделено 16 лекционных часов по основам пенитенциарной педагогики. Предполагается, что данный предмет будет необходим сотруднику при организации нравственного воспитания осужденных в местах лишения свободы.
На деле практика сложилась таким образом, и типовая должностная инструкция это подтверждает, что деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими сведена по большей части к организаторской
работе. Соответственно, назначение на эту должность лица, наделенного духовным саном, становится непродуктивным, полученные им знания он не сможет в достаточной мере реализовать на местах и уж тем более заменить профессионального педагога. Хотя здесь стоит отметить, что духовное образование, полученное в специальных образовательных учреждениях, достаточно эргономично вписывается в общую структуру нравственного воспитания осужденных, но все же для эффективного решения проблемы нравственного перевоспитания осужденного по данной программе необходимо обучать гораздо более широкий круг лиц. С учетом наполняемости исправительных учреждений и количества осужденных, содержащихся в территориальных органах, наличие одного единственного сотрудника, хоть и имеющего специальную подготовку, но обремененного множеством других обязанностей, представляется недостаточно продуктивным. Как отмечает Э.В. Зауторова, автор целого ряда книг по пенитенциарной педагогике, чтобы повседневные мероприятия по правовому воспитанию достигали поставленных задач, они «должны проводиться с учетом особенностей процесса исправления и носить активный наступательный характер» [6, с. 176]. Организация системной и поэтапной воспитательной работы возможна только при наличии достаточного числа обучающих специалистов.
Особо необходимо отметить, что отсутствуют методические программы и лекционные материалы для проведения практических занятий с осужденными. Требует юридической проработки вопрос о механизме и методах проведения такого рода занятий, с учетом интересов представителей различных конфессий, атеистов и, что не менее важно, - в рамках конституционно-закрепленных принципов светского правового государства.
Суть излагаемого материала должна быть разработана с всевозможной тщательностью. Данному материалу предстоит противостоять тюремной субкультуре с ее устоявшимися, многовековыми традициями, кроме того, будут противодействовать агитаторы экстремистских группировок, «среди которых немало лиц харизматического и пассионарного личностного склада, прошедших специальную подготовку и являющихся умелыми психологами, агитаторами, провокаторами и пропагандистами» [10, с. 173]. Перечисленные лица будут приводить свои доводы, свои контраргументы, на их стороне уже устоявшаяся практика преступной агитации, методы воздействия, присущие данной среде, и самое главное, они, будучи такими
же осужденными, как и объект агитационного воздействия, могут осуществлять свою деятельность, условно говоря, круглосуточно. Все это обуславливает высочайшие требования к подготовке как лекционного или тематического материала, так и самого специалиста, на которого возложена миссия нравственного перевоспитания уже взрослого, психологически сформировавшегося человека.
От воспитателя требуется обладание весьма широким диапазоном знаний по предметам. Наличие духовного сана у помощника начальника является с этой позиции своеобразным ограничением его деятельности. Духовный сан представляет ему преимущество при работе с верующими одной конфессии, но затрудняет воспитательную работу с лицами, исповедующими другую религию (в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) осужденные не дифференцируются по признаку религиозного вероисповедания).
Попытка проведения мероприятий, направленных на нравственное воспитание, представителем иной конфессии будет воспринята как завуалированное насаждение идеологии или агитация и будет иметь прямо противоположный эффект. Соответственно, необходимо расширить круг обучаемых специалистов, а также предоставить практическим работникам лекционный материал в уже разработанном и утвержденном виде, разделив данный материал, исходя из специфики воспитательной работы в конкретном исправительном учреждении, с конкретной учебной группой, с учетом специфики их религиозной догматики, психологического климата в коллективе, сроков заключения, совершенного преступления и целей воспитательной работы. На сегодняшний день, с учетом достигнутого взаимодействия УИС с религиозными организациями, представлялось бы целесообразным привлечь служителей религиозного культа к совместной разработке такого рода воспитательных программ.
Анализ публикаций на эту тему показывает, что с аналогичными проблемами столкнулись и специалисты Министерства обороны РФ, занятые в обеспечении воспитательной работы курсантов. «В настоящее время в подготовке курсантов к воспитательной работе с верующими военнослужащими отсутствует единый, целостный и системный подход к пониманию сущности, содержания и структуры процесса подготовки курсантов к применению потенциала духовно-нравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитании личности современного военнослужащего» [14, с. 27].
Возможно, было бы целесообразным совместить усилия различных служб и ведомств по разработке единых лекционных материалов, разъясняющих сущность и раскрывающих нравственно-воспитательный потенциал религиозных учений. Тем более косвенно данная идея получила закрепление в статье Д.В. Шуть-ко, который предлагает «провести конструктивный и содержательный анализ накопленных отечественной и зарубежной военной наукой знаний и практики подготовки выпускников военных вузов к применению религиозного потенциала в воспитательной работе с верующими военнослужащими» [14, с. 30]. В целом вопрос о месте религии в жизни современного российского общества настолько важен, что не стоит ограничиваться анализом накопленных военной наукой знаний. Данная проблема требует комплексного решения всего научного сообщества.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов. Более тщательно изученного и проанализированного материала, чем религиозная догматика, трудно представить. В исследованиях в этой сфере в той или иной степени задействованы специалисты множества различных специализаций и специальностей (психологи, политологи, юристы, педагоги и т.д.). Сейчас перед религиозной догмой стоит задача интеграции в светское государство. Но насколько бы светским государство ни было, религиозность и религиозные чувства граждан ему также необходимо учитывать и по возможности обращать нравственно-воспитательный потенциал религиозной догмы в пользу государства, пока данный процесс не перестал быть контролируемым и не принял радикальный характер, как, к примеру, исламизм.
Во избежание возникновения такого рода ситуаций необходимо полно и тщательно нормативно регламентировать деятельность религиозных организаций, следуя по тонкой грани между чувствами верующих, интересами религиозных организаций, с одной стороны, и соблюдением принципов светского государства, с другой. Применительно к уголовно-исполнительной системе тщательная нормативная регламентация особенно важна с учетом специфических психологических особенностей лиц, содержащихся под стражей, и осужденных.
Идеологическое воздействие религии посредством иррациональных средств давления чрезвычайно высоко. Представляется целесообразным направить данный потенциал в позитивное русло, сделав его, как минимум, основой нравственного воспитания осужденных.
Отдельно необходимо рассмотреть и изучить возможности участия религиозных организаций в правовом воспитании. Такого рода участие имеет существенное значение - религия тем самым сознает значимость и роль позитивного светского права, признает его в качестве основного регулятора общественных отношений и, соответственно, прививает такое же отношение к праву воспитуемым.
Для эффективной реализации данной программы помимо тщательного нормативного сопровождения необходимо обучить по целевой программе определенное число священнослужителей, исходя из «особенности личности осужденного, обстановки... Следует также учитывать вид ИУ, культурный и моральный уровень осужденных, степень их исправлен-ности» [6, с. 164]. В качестве дополнения необходимо также учесть реальное количество исправительных учреждений в том или ином регионе, с учетом лимита наполняемости и контингента лиц, содержащихся под стражей, и их вероисповедание.
Очевидна также и необходимость разработки и предоставления учебных программ и лекционных материалов для работы с осужденными. Данные программы должны содержать специфические особенности региона и разрабатываться конкретно под разные особенности воспитательной коррекции. К примеру, должны быть отдельные материалы по противодействию исламскому экстремизму, отдельная программа по противодействию основам тюремной субкультуры, программа по воспитательной работе с несовершеннолетними, женщинами и т.д.
Только объединенное и целенаправленное усилие всех заинтересованных служб, ведомств, институтов гражданского общества и религиозных организаций может способствовать достижению поставленной цели - организации действительно эффективной работы по нравственному и правовому воспитанию осужденных.
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р (ред. от 23.09.2015 г.).
3. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в
воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2005 г. № 91.
4. О направлении методических рекомендаций по порядку и условиям назначения на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими: письмо ФСИН России от 14.04.2016 г. № исх-07-21143.
5. Жезлов Н.В., Заиц В.Г, Юнусов Э.А. Институт пенитенциарных священнослужителей. История и современность. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016.
6. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: учеб. пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013.
7. Исхакова Р.Р., Халилов Р.Н. Взаимодействие пенитенциарных учреждений Республики Татарстан с религиозными организациями по вопросам социальной реабилитации осужденных // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 148-151.
8. Крымов А.А. Роль Академии ФСИН России в разработке стратегии создания института тюремных священнослужителей // Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения: сб. материалов и выступлений участников III Междунар. науч.-практ. конф. по взаимодействию Русской православной церкви и уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 2015.С. 9-14.
9. Кученев А.В. Минимизация последствий
коррупции путем формирования правосознания как аспекта борьбы с коррупцией в России // Право и государство: теория и практика. 2016. № 11. С. 6-9.
10. Лещенко В.Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
11. Приветственное слово Епископа Красногорского Иринарха, викария святейшего патриарха московского и всея Руси, председателя си-ноидального отдела по тюремному служению РПЦ участникам научно-практической конференции // Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения: сб. материалов и выступлений участников III Междунар. науч.-практ. конф. по взаимодействию Русской православной церкви и уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 2015. С. 5-8.
12. Силантьев Р.А. Современная география исламского сообщества России. М.: РИСИ, ФИВ, 2016.
13. Сысоев А.М., Аболмасова Т.Е. Зарубежный опыт по реализации пенитенциарных программ дерадикализации экстремистов с применением основ традиционных вероучений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 3 (94). С. 48-51.
14. Шутько Д.В. Педагогические основы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации // Армия и общество. 2010. № 3. С. 26-30.
АБДУРАЗАКОВ Ахмед Абдурахманович — адъюнкт. Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Россия. Рязань. E-mail: abdurazakov1982@gmail.com.
ABDURAZAKOV, Akhmed Abdurakhmanovich - Postgraduate Student. Academy of the Right and Office of the Federal Penitentiary Service. Russia. Ryazan. E-mail: abdurazakov1982@gmail.com.
УДК 347.97/.99
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
СТРАН СНГ
Н.В. Александрова
В статье поставлена цель рассмотреть и изучить особенности организации и построения судебной системы в странах СНГ на основании конституционных принципов и положений.
Ключевые слова: судебная система; судебная власть; Конституция; судебная реформа; защита прав человека; судопроизводство.
N.V. Alexandrova. CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE JUDICIAL SYSTEM CIS COUNTRIES