УДК 657.6 ББК 65.052.80 Х 27
Н.Н. Хахонова
Доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета учетноэкономического факультета Ростовского государственного экономического университета
(РИНХ). Тел. 928)179-17-03, е-mail:[email protected].
Е.П. Щербакова
Аспирант кафедры бухгалтерского учета Ростовского государственного экономического
университета (РИНХ). Тел. (904)3442255, е-mail: [email protected].
Проблемы организации и функционирования службы внутреннего аудита в компаниях
(Рецензирована)
Аннотация. В современных условиях организация службы внутреннего аудита в компании дает возможность предоставления наиболее точной и достоверной экономической информации высшему звену управления организации о ее текущих делах и финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и препятствует возникновению нарушений, подтверждает объективность и достоверность отчетов структурных подразделений, оптимизирует налогообложение. Целью исследования является определение сущности, места и роли внутреннего аудита как элемента внутреннего контроля в системе управления компании, уточнение функции и задач функционирования службы внутреннего аудита.
Ключевые слова: внутренний аудит, организационные формы внутреннего контроля, служба внутреннего аудита, функции внутреннего аудита, задачи внутреннего аудита.
N.N. Khakhonova
Doctor of Economics, Professor of Accountancy Department at Rostov State Economic University.
Ph. : (928)179-17-03, е-mail:umc@rsueru.
E.P. Scherbakova
Post-graduate student of Accountancy Department at Rostov State Economic University. Ph. :
(904)3442255, е-mail: [email protected].
Problems of organization and functioning of internal audit service in companies
Abstract. In modem conditions the organization of internal audit service in company gives the opportunity to give the most exact economic information to the top-management about current condition of business, stimulates creation of effective system of accounting and interferes with occurrence of infringements, confirms objectivity and reliability of structural divisions reports, optimizes the taxation. The aim of the investigation is to define essence, place and role of internal audit as an element of internal control in a company control system, specify function and tasks of functioning of internal audit service.
Key words: internal audit, organizational forms of internal control, internal audit service, functions of internal audit, tasks of internal audit.
Для принятия и успешной реализации наиболее эффективных с точки зрения стратегического развития экономического субъекта управленческих решений необходим постоянный и эффективный внутренний контроль на всех этапах процесса управления.
Основой стабильного положения любого экономического субъекта в условиях современного рынка является его финансовое состояние, мерой которого служит его финансовая устойчивость. В свою очередь, финансовое состояние определяет
конкурентоспособность экономического субъекта, его потенциал в деловом сотрудничестве, а также дает возможность оценить степень гарантий экономических интересов как самого экономического субъекта, так и его партнеров по финансовым и иным отношениям.
Рассматривая этапы принятия и реализации управленческих решений, можно отметить, что весь процесс управления строится на определенного рода информационных потоках, основу которого составляет бухгалтерская (финансовая) информация. По мнению ряда авторов, процесс управления представляет собой процесс преобразования информации. При этом, чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта и чем сложнее и изменчивее взаимоотношения с внешней средой, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. В этой связи возрастает роль современной системы бухгалтерского учета, являющейся основным информационным источником процесса управления. Однако следует отметить, что существуют некоторые ограничения, связанные с интерпретацией получаемых учетных данных, входящих в основной информационный поток, на основе которого принимаются управленческие решения.
Система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется, но ее прямые функции в условиях постоянно меняющейся нормативно-регулирующей базы не позволяют в достаточной мере сформировать достоверную, отражающую объективные финансовохозяйственные процессы, бухгалтерскую (финансовую) информацию. Поэтому возникает необходимость создания независимых контрольных органов, которые, осуществляя последовательный контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) информации, смогут оказывать также квалифицированные консультационные услуги по улучшению методологии бухгалтерского учета, а также финансового состояния экономического субъекта.
Так как процесс управления экономическим субъектом и надлежащим образом организованную систему внутреннего контроля невозможно отделить друг от друга, не нарушив при этом эффективность системы управления, то, как следствие, возникает потребность в постоянно действующей и эффективной структуре, входящей в систему внутреннего контроля в качестве неотъемлемой ее части.
Таким образом, эффективным механизмом обеспечения собственников и руководителей информацией по функционированию практически всех ее подсистем, в том числе и финансовой, является служба внутреннего аудита.
В официальных российских нормативных актах в области аудиторской деятельности под внутренним аудитом понимается «...организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля» или «...один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта» [1].
Международный Институт внутренних аудиторов дает внутреннему аудиту следующее определение: «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [2].
В экономической литературе понятие внутреннего аудита по-разному трактуется как отечественными, так и зарубежными авторами.
По мнению Бурцева В.В. «внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации...» [3].
Бычкова С.М. считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего контроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных
и других контрольных данных» [4].
С точки зрения Богомолова А.М. и Голощапова Н.А., «внутренний аудит (внутрихозяйственный, внутрифирменный) - составная часть общего аудита, организованного на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированного его внутренними документами по соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охраны собственности и надежности функционирования системы внутреннего контроля» [5].
Додж Р., известный английский ученый, представивший в России одну из первых работ, связанных с международным аудитом, дает свое понимание внутреннего аудита. «Внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля; осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [6].
По мнению известных американских ученых Аренса Э.А. и Лоббека Дж.К., внутренний аудит - это внутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса» [7].
Внутренний контроль может существовать в различных организационных формах: в форме постоянно действующей ревизионной комиссии (ревизора), избираемой и принимаемой ежегодно на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности;
в форме отдела внутреннего аудита, подотчетного непосредственно руководителю предприятия;
в структурно-функциональной форме; в форме группы контроля; в форме инвентаризационного бюро;
в форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита (аутсорсинг).
Контрольно-ревизионная комиссия формируется согласно требованиям закона об акционерных обществах, им же во многом регламентируется и ее деятельность. Служба внутреннего аудита создается по решению высшего руководства, которое ставит задачи подразделению и принимает решения по кадровым вопросам.
На обоснование и выбор структуры внутреннего аудита могут влиять такие факторы, как организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, объемы деятельности, степень свободы действий в условиях перехода к рынку, стратегия финансовохозяйственного развития, система информационного обеспечения, квалификация кадров.
Работу аудиторских служб необходимо строить на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности, регламента и информационной обеспеченности, ответственности [8].
Важнейшим фактором успешной деятельности службы внутреннего аудита является ее относительная независимость. Служба внутреннего аудита работает на основании положения (регламента), утвержденного высшим руководством, собственниками, им же поставляет информацию. Таким образом, невозможна ситуация, при которой, например, финансовый директор мог бы приостановить выполнение аудиторской программы, отказав в выделении запланированных средств.
Как правило, главной целью службы внутреннего аудита является предоставление высшему руководству объективной и своевременной информации о деятельности менеджмента компании по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса. Кроме того, немаловажной представляется информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в компании, о деятельности ее функциональных и региональных подразделений.
Укрупненно функции службы внутреннего аудита можно разделить на контрольные, информационно-аналитические, методологические и консультационные.
Контрольные функции включают:
изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности систем внутреннего контроля;
контроль над соблюдением порядка проведения финансово-хозяйственных операций, внутренних регламентов, в том числе в части превышения полномочий руководством;
проверку соблюдения законодательных и нормативных требований к ведению бухгалтерского, налогового учета и формированию финансовой, налоговой отчетности;
оценку целесообразности управленческих решений, принимаемых по результатам проверки, выявление резервов повышения эффективности; проверку наличия и сохранности активов;
взаимодействие с внешним независимым аудитом и контролирующими органами.
К информационно-аналитическим функциям относятся информирование руководства о выявленных обстоятельствах и тенденциях, экспертиза разрабатываемых управленческих решений, анализ внутренних потоков материальных средств, анализ исполнения планов и смет.
Участие службы внутреннего аудита в разработке методик учета, их анализе на предмет соответствия бухгалтерскому или налоговому законодательству, анализ эффективности системы управленческого учета, тарифной политики и пр. составляют методологическую и консультационную деятельность службы внутреннего аудита.
Наиболее эффективным и приемлемым механизмом оперативной адаптации экономического субъекта к постоянно меняющимся внутренним и внешним условиям является комплексное применение контролирующей и консультационной функций внутреннего аудита.
Консультационный внутренний аудит предполагает участие внутренних аудиторов в постановке бухгалтерского учета экономического субъекта, консультациях сотрудников системы управления по осуществлению различных финансово-хозяйственных операций, по различным аспектам нормативно-правового поля, по разработке и проведению программ повышения квалификации персонала и многим другим проблемам, возникающим в результате функционирования любого экономического субъекта.
Задачи, решаемые внутренним аудитом, можно сформулировать следующим образом: регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
контроль за сохранностью имущества экономического субъекта и его филиалов; контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов; контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;
контроль за соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его
филиалов;
оценка экономической безопасности;
оценка инвестиционных и иных экономических проектов; выявление и мобилизация имеющихся резервов ограниченных ресурсов; консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
научные разработки и подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным, входящим в его компетенцию, направлениям;
компьютеризация бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита экономического субъекта;
контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления; организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.
Приведенный, хотя и не претендующий на полноту, перечень задач, стоящих перед внутренним аудитом, может меняться в зависимости от возникающей необходимости в процессе управления. В то же время его разнообразие подтверждает многофункциональные возможности внутреннего аудита. При этом все эти задачи можно объединить в обобщенное понятие. Иными словами, задачей внутреннего аудита на современном этапе его развития является обеспечение процесса управления экономическим субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а также оперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений [2].
Основными характеристиками внутреннего аудита являются:
Независимость и объективность. Независимость - в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора - беспристрастность в оценках и выводах.
Совершенствование деятельности организации. Целью внутреннего аудита, как следует из определения, является совершенствование деятельности организации (не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов).
Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и на сегодняшний день включает следующие области: управление рисками, внутренний контроль, корпоративное управление.
Весомый аргумент для собственников в пользу создания службы внутреннего аудита в компании - существенно меньшие затраты на содержание по сравнению с привлечением к внутреннему аудиту специалистов извне. Оперативность собственной службы внутреннего аудита выше, поскольку руководители компании могут востребовать ее услуги практически в любой момент. Кроме того, сотрудники службы внутреннего аудита обладают более глубокими знаниями организационной, экономической и финансовой ситуации в компании, в том числе и за счет привлечения к своей деятельности высококвалифицированных специалистов других структурных подразделений. И, наконец, специалисты службы
внутреннего аудита заинтересованы в повышении эффективности деятельности компании: являясь ее подразделением, служба внутреннего аудита должна постоянно подтверждать собственную результативность.
Однако, внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом.
Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:
Обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений.
Существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.
Менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит, по сути своей работы, обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.
Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:
во-первых, это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;
в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях [2].
Подводя итоги, важно отметить, что современные условия - условия финансового кризиса - предоставляют возможность внутреннему аудиту продемонстрировать свои широкие возможности и доказать свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний, при этом у руководства компаний может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса.
Примечания:
Стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.
Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? // Управление компанией. 2004. №10.
Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000.
Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. СПб.: Лань, 2000.
Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. М.: Экзамен, 1999.
Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ. М.: Финансы и статистика: ЮНИТИ, 1992.
Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995.
Андреев, В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.