УДК: 336.148
Сайдаметова С. С.
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Ваниева Э. А.
к.э.н., доцент
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В данной статье рассмотрены проблемы организации государственного финансового контроля бюджетных учреждений. Раскрыты основные понятия, виды и формы финансового контроля. Проанализированы имеющиеся проблемы и определены пути реформирования существующей системы.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетное учреждение, элементы финансового контроля, виды финансового контроля, проблемы проведения финансового контроля.
Рассматривая зарубежный опыт, можно сказать, что экономическое развитие государства в целом возможно только при соблюдении установленных государством норм каждым хозяйствующим субъектом. Соблюдение законодательства, целесообразность использования вверенных денежных средств и имущества хозяйствующими субъектами осуществляется органами финансового контроля.
На данном этапе развития в Российской Федерации необходимо уделить большое внимание созданию принципиально новой, действенной системе финансового контроля, которая была бы целостной, основанной на единых принципах.
Актуальность. В связи с изменениями социально- экономического и политического характера произошедшими в Российской Федерации тема финансового контроля стала более актуальной и вызвала интерес ученых--экономистов. Тема финансового контроля широко освещается в учебных пособиях и специальной литературе. Современное состояние, степень развития и изменения, происходящие в системе финансового контроля Российской Федерации оперативно и достаточно обширно освещаются в периодических изданиях.
Рассмотрим ученых, которые занимались вопросами финансового контроля. Шевлоков В. З. в учебном пособии «Организационные основы создания государственного финансового контроля» дал следующее определение финансового контроля: «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации».
Фадейкина Н. В. и Воронов В. А. определяют финансовый контроль, как особую функцию финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений - своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.
Рассмотрим, что представляет собой система финансового контроля, по мнению отечественных ученых-экономистов. Вопросами системы контроля занимались такие ученые, как Бурцев В. В., Вознесенский Э. А., Воронов В. А., Кочерин Е. А., Ногина О. А., Шлейников В. И., Рабинович Г. Л. и др. Составляющими любой системы являются элементы, свойства этих элементов, связи, которые соединяют элементы со свойствами системы, а также структура системы, которая отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами системы и их группами. Наиболее проблемным вопросом, вызывающим
дискуссию среди экономистов, является какие элементы включать в систему финансового контроля. На рисунке представлены элементы, которые по мнению Бурцева В. В., Вознесенского Э. А., Воронова В. А., Кочерина Е. А., Ногина О. А. и других ученых являются основополагающими в системе финансового контроля.
В системе государственного финансового контроля важное место занимает финансовый контроль бюджетных учреждений.
Бюджетные учреждения в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Налоговым Кодексом Российской Федерации относятся к некоммерческим организациям.
Рисунок 1 - Элементы системы финансового контроля
Некоммерческие организации - это такие организации, которые не ставят перед собой цель получение прибыли и дальнейшее ее распределение. Некоммерческие организации могут получать прибыль только для достижения целей, ради которых они созданы.
В соответствии со статьями 116-123 ГК РФ виды некоммерческих организаций можно классифицировать по следующим признакам:
1) состав учредителей;
2) основная цель функционирования;
3) способ формирования имущества;
4) ответственность участников (учредителей) по обязательствам;
5) возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
6) наличие и состав учредительных документов;
7) обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества. Финансовый контроль бюджетных учреждений - это часть финансово -экономического
контроля, проводимого государством для проверки целесообразности использования и распределения денежных средств субъектами РФ и местными органами самоуправления, а также нахождения резервов увеличения доходных поступлений в бюджет [1, 2].
В таблице 1 представлены основные виды финансового контроля в зависимости от проводящих его органов.
Таблица 1 - Виды финансового контроля
№ Вид финансового Контролирующий Краткая характеристика
п/п контроля орган
1 2 3 4
1 Государственный Органы В ходе этого контроля обеспечиваются
бюджетный государственной интересы государства и общества,
контроль власти проверяется выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований
2 Общественный Неправительственные Объект контроля зависит от
контроль организации и учреждения поставленных перед проверяющими конкретных задач
3 Ведомственный Контрольно- Проверяется расходование бюджетных
контроль ревизионные управления министерств и ведомств средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета
4 Независимый Финансово- Объектом контроля выступает
контроль экономические службы предприятий, организаций и учреждений, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использование выделенных бюджетных средств
При проведении финансового контроля бюджетных учреждений проводится проверка:
1) соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных актов и инструкций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
2) расчетные операции бюджетного учреждения;
3) правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете операций с наличными денежными средствами;
4) расчеты по заработной плате;
5) учет материальных ценностей и основных средств;
6) учет средств федерального бюджета, кассовые и фактические расходы;
7) периодическая и годовая бухгалтерская отчетность об исполнении смет расходов на содержание органов федерального казначейства.
Также проводится проверка организации работы с кадрами, информационно-техническое обеспечение деятельности Управление Федерального казначейства и проверка обеспечения безопасности информации.
На данный момент существует крайне мало работ отечественных ученых, содержащих анализ проблем государственного контроля в Российской Федерации. Предложенные зарубежными учеными решения тех или иных вопросов, касающихся вопросов становления и функционирования органов государственного финансового контроля, должны быть адекватны
политической реальности, а это очень сложно в условиях стремительных перемен, происходящих в России.
Среди основных проблем, ведущих к неэффективности государственного финансового контроля можно выделить следующие:
1) отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объемы проверок, а также права и обязанности сторон;
2) низкий уровень правовой осведомленности сторон;
3) несоблюдение государственными контрольными органами сроков и периодичности проведения проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а по указанию вышестоящих органов);
4) органы государственной и исполнительной власти, а также органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета в результате чего растет дотационность местных бюджетов;
5) задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной власти не выполняются в полной мере;
6) многочисленные нарушения правил ведения бухгалтерского учета;
7) нецелевое расходование бюджетных средств организациями;
8) главами администраций допускаются нарушения при использовании дополнительных денежных средств, поступающих в бюджет организации и др. [3, с. 29-31].
Все вышеописанные негативные моменты существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков - все это требует создания адекватной современным условиям хозяйствования системы государственного финансового контроля на основе надежного правого «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действия.
Все вышеописанные моменты, существующие на данный момент в системе государственного финансового контроля, а также меняющиеся условия социально-политической и хозяйственной жизни в Российской Федерации требуют решения существующих проблем и создания принципиально новой системы финансового контроля, которая способствовала бы развитию экономики государства в целом.
Учитывая все вышеперечисленное, для совершенствования системы государственного контроля Российской Федерации необходимо:
1) внедрять новые методы проведения проверок, использовать новейшие разработки в сфере информационных технологий для повышения эффективности проверок законности и целесообразности использования бюджетных денежных средств;
2) контролировать результативность и прозрачность использования денежных средств главами администраций;
3) разработать единую для контрольно - счетных органов и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения финансового контроля в соответствии с общепринятыми в разных странах принципами и методами (Положения, акты, указы Президента и др.);
4) усилить правовую осведомленность сторон - в Бюджетный Кодекс Российской Федерации внести дополнительные положения, регулирующие права и ответственность получателей бюджетных средств;
5) главы организаций - получателей бюджетных средств должны взять под контроль периодичность проведения финансового контроля вверенных им учреждений, а также осуществлять контрольные мероприятия по устранению выявленных нарушений;
6) усовершенствовать систему контроля ведения бухгалтерского учета для минимизации количества нарушений;
7) наделить контрольно-ревизионные органы большими полномочиями [4, с. 31-41].
Выводы. Государственной финансовый контроль является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики в целом. В настоящее время в России уделяется большое внимание созданию действенного механизма финансового контроля и решению существующих проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с федеративным устройством государства, которое создает дополнительные сложности, связанные с контролируемостью и управляемостью использования денежных средств на различных уровнях исполнения бюджета. Необходима переработка действующих нормативных актов, устранения противоречий правового регулирования системы контроля.
Литература:
1. Конституция РФ // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194033
3. Клейменов Я. С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я. С. Клейменов //Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6.
4. Шевченко А. А., Аюбов И. А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования. - 2008. - № 01.