12.4. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕПРАВОВОЙ ТЕОРИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ
Степаненко Равия Фаритовна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: «Университет управления «ТИСБИ» г.Казань. E-mail: StepanenkoRF@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-правовые проблемы общеправовой концепции мар-гинальности как сложного социально-юридического феномена.
Ключевые слова: маргинальность, отчуждение, дезадаптация, социальный порядок, правогенез.
THE PROBLEMS OF THE GENERAL LEGAL THEORY OF MARGINALITY
Stepanenko Raviya Faritovna, PhD at Law. Position: associate professor at Theory and History of State and Law chair. Place of employment: Faculty of Law, University of Management «Tatar Institute for Business Assistance» Kaaan. Email: StepanenkoRF@yandex.ru
Annotation: The article deals with the theoretical and legal problems of the general legal theory of marginality as a complicated social and juridical phenomenon.
Keywords: marginality, exclusion, disadaptation, social order, origin of law.
Фундаментальные преобразования социокультурного пространства России на рубеже XX-XXI веков сопровождающиеся процессами маргинализации значительной части российского населения, повлекли за собой трансформацию структуры общественного устройства, в которой получило свое развитие обострение внутренних социально-экономических, духовнонравственных и иных противоречий. Увеличилось число граждан, находящихся в отчужденном, пограничном и дезадаптированном к нормативно-ценностной системе положении. Негативные последствия существенной социальной дифференциации повлияли на рост числа лиц, не имеющих постоянного источника доходов; безработных; утративших постоянное место жительства; безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; не сумевших адаптироваться к новым условиям ранее судимых; нелегально находящихся на территории Российской Федерации мигрантов; больных алкоголизмом и наркоманией и т.д. В свою очередь, деструктивизм процессов маргинализации, негативным образом отразился на состоянии социального порядка. Осложнилась криминогенная обстановка, увеличилось количество правонарушений, в том числе, преступлений, совершаемых лицами из маргинальных групп населения. Проводимые нами эмпирические исследования в этой области показывают, что начиная с 2000 по 2010 год число маргинальных лиц, совершивших преступления из общего количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по Республике Татарстан1, возросло с 56 % до 62,4% в 2010г.
Актуальность данных проблем способствовала активизации интереса социогуманитаристики, и юридической науки в частности, к внутри- и междисциплинарному исследованию феномена маргинальности. Определенный объем знаний, накопленный зарубежной и отечественной маргиналистикой, позволил исследователям выявить и обосновать ряд особенностей и зако-
1 www.mvd.ru [Электронный ресурс: 26.02.12]
номерностей этого феномена, характеризующегося и проявляющегося в совокупности таких свойств и качеств маргинальных индивидов, как отчуждение, по-граничность, а также неадаптированность к социально-нормативному устройству и, в целом, к модальной общности. Периоды данного специфического положения, объективируясь через законодательное пространство, предопределяют, как отмечает общая теория права, конформистское, индифферентное либо нигилистическое отношение индивидов, находящихся в маргинальной ситуации, к правовым предписаниям. В свою очередь, такое нейтральное или негативное восприятие правовых установлений, как фиксирует мар-гиналистика, является предоминирующим фактором, объясняющим склонность или предрасположенность маргинальных индивидов к совершению правонарушений в т.ч. преступлений.
Накопленный зарубежной общей теорией маргинальности познавательный арсенал, непосредственное формирование которого приходится на 20-е годы прошлого столетия, существенно дополняемый с начала 70-х годов ХХ века российскими исследованиями, представлен разнообразным числом теоретических построений, концепций и направлений. Начиная с 90-х годов прошлого столетия в России защищено 48 диссертационных работ, объектом изучения которых является маргинальность. В своем большинстве российская маргиналистика представлена работами в области философии и социологии. Получают свое развитие исторический, психологический, правовой и другие подходы. В этой сфере предложено множество классификаций, в которых выделяют такие основные виды изучаемого феномена, как культурная, структурная и статусная маргинальность. Наряду с попытками обосновать и объяснить столь сложное, исторически устойчивое социальное явление, в этой сфере научных знаний почти повсеместно выдвигается ряд теоретических гипотез и проблем, основанных на богатом эмпирическом опыте. Однако все они требуют, наряду с использованием имеющихся в этой области знаний, проведения новых дополнительных изысканий. Гуманитарные и естественно-гуманитарные исследования маргинальности консеквентно обогащаются посредством нового рефлексивного осмысления, рационального анализа, эволюцией прежних и выдвижением новых стратегий, способов и методов исследований искомого феномена.
Проблемное поле как маргиналистики в целом, так и общеправовой теории маргинальности, в частности, в первую очередь, направлены на поиск и изучение причинно-следственных отношений, формирующих специфические способы и формы жизнедеятельности, такие как маргинальный образ жизни и присущие ему соответствующие модели поведения. В правовом формате научных работ подобного рода доминирующее место занимает принцип каузальности исследуемого объекта. В связи с этим, экспликация многофакторного комплекса детерминант маргинальности может и должна осуществляться, прежде всего, в историческом контексте, позволяющем наиболее полно и разносторонне понять внутреннюю логику становления, формирования и развития рассматриваемого феномена. Особый интерес вызывают его взаимосвязь и взаимодействие с другим социальным явлением - правом.
Продолжающееся в настоящее время познание многовекового процесса развития европейской и российской цивилизаций, безусловно, связано с коррелятами
4'2012
Пробелы в российском законодательстве
общей динамики преобразований социально-правовой реальности, в которой значительная роль отводится изучению соотношений: закона и беззакония; справедливости, свободы, равенства и дискриминации; социального порядка и различных видов правонарушений, в т.ч. преступлений и т.д. Правовая реальность в исторической парадигме предстает как воплощение или констатация представлений о ценностях, потребностях, интересах, возможностях, ориентирах и формах человеческих взаимоотношений, которыми руководствовались люди на том или ином этапе эволюции государственности. В этом смысле не является исключением и общеправовая концепция маргинальности, устанавливающая степень влияния этого феномена на оценку правомерности / неправомерности поведенческих проявлений. Интересующие нас историографические параметры, начиная с древних времен до современности, должны способствовать познанию и пониманию процессов юридизации человеческого бытия в целом и маргинального существования в этом бытии, в частности.
Сферу наших интересов составляют вопросы, связанные с объяснением природы формирования маргинального правосознания и культуры; с пониманием процессов статусных рассогласований, складывающихся в условиях маргинализации одних индивидов и привилегированности других; с познанием причин возникновения и, более всего, обострения социальных противоречий, лежащих в основе негативных и, в крайней форме - агрессивных видов маргинального поведения. В контексте построения общеправовой концепции маргинальности обнаруживает себя и другая, не менее важная проблема - нахождение истоков отчуждения права от конкретного человека, поиск причин и оснований установления противоборствующими социальными группами в различные исторические эпохи собственных «квазипорядков»; объяснение процессов взаимного отчуждения государства, власти и права от личности и наоборот, а также понимание тех ценностных начал в правообразовании, которые формируют смысл патерналистической функции государства по отношению к социально-незащищенным слоям населения и многое другое.
Современная юриспруденция в изучении междисциплинарных понятий использует интерсубъективный подход, позволяющий наиболее полно раскрыть содержание категорий, в том числе, с помощью коммуникативной стратегии, т.е. изучая взаимодействие максимального числа субъектов - участников правоотношений. В нашем случае их количество расширяется путем включения в схему «государство-индивид» таких, как отмечалось, элементов, как маргинальное бытие и сознание, их взаимодействие с правовым пространством и т.д.
Абстрагируясь от интерсубъективного подхода в изучении правового сегмента маргиналистики, мы считаем необходимым использование гносеологической, онтолической и аксиологической концепций познания объекта исследования, с помощью которых должно сформироваться объективное и обобщенное знание о маргинальности в праве, и наоборот.
Гносеология, как исходная позиция в изучении феномена маргинальности, объясняющая сущность структуры и связи отчужденного и пограничного положения индивидов (групп), задает зарубежным и отечественным ученым «энергетику» познания данного явления. В границах общих представлений о маргинальности через анализ теоретических познаний в этой
сфере формируются определения и понятия предмета исследования. Задается векторность получения новых представлений о маргинальности, осмысливается познавательное значение, а также влияние различных проявлений этого феномена на социальный порядок. Совокупность полученных в таком формате знаний представляется важной для правовой науки.
Социально-правовая онтология концептуализируется в ходе обобщения человеческого опыта, выводится из его форм и через осмысление разнообразных общественных проблем, к числу которых относится и искомый нами феномен. Посредством исследования самой маргинальности, ее форм и особенностей функционирования, а также взаимодействия в социуме, как нам представляется, можно проследить и глубоко осмыслить эволюцию права (правогенез), причем не только в интересующей нас сфере.
Важным атрибутивным элементом любого теоретического построения, в том числе и общеправовой концепции маргинальности, является аксиологический подход. Значимые для юридической науки аспекты социального долженствования и включенные в структуру этого долженствования, помимо множества других, и маргинальные субъекты - носители специфического морально-нравственного и правового сознания, представляют интерес с точки зрения способности ценностных установок права влиять на изменение и конструирование должного поведения в обществе. С другой стороны, общеправовая концепция маргинальности заинтересована и в объяснении ценностных нормативов, присущих / неприсущих маргинальным индивидам, и в нахождении их места в иерархии общесоциальных, в т.ч. правовых ценностей. Аксиологический подход позволяет рассмотреть ценность права в качестве первоначал согласованного сосуществования множества социальных, и, входящих в них маргинальных групп. На базе такого подхода представляется возможным оценить, являются ли те или иные правовые предписания способными укрепить социальный порядок или же их содержание не обладает социальной значимостью и ценностью. В этом же контексте можно выявить ценностные ориентации и предпочтения маргинальных индивидов, дать характеристику мотивационной структуры их морально-правового сознания, обнаруживающего себя в отношении к долгу, обязанностям, т.е. к установленным нормам, имеющим общечеловеческие ценности. Кроме того, для нас представляют значительный научный интерес рассмотрение видов деструктивных форм маргинальных проявлений, которые имеют явно негативную ценностную окрашенность и обладают «противоправным потенциалом», способным наносить вред основам существующего правопорядка.
Аксиологический подход позволяет провести соизмерение двух видов ценностей в праве - существования и долженствования. Ведь именно в них марги-нальность должна быть упорядочена с помощью ценностных правовых предписаний, обеспеченных инструментальным механизмом регулирования общественных отношений. Здесь же необходимо учитывать важность фундаментальных прав и свобод, принадлежащих маргинальным индивидам наравне с другими гражданами. Устанавливая всеобщие модели и образцы поведения, общество должно основываться на взвешенном морально-этическом и юридически оправданном выборе средств достижения этих целей.
Аксиологический подход особенно важен при историко-правовом познании маргинальности, начиная с эта-
пов зарождения и становления государственности, правогенеза и т.д. В конкретно-исторических эпохах формирования государства и права весьма значимым является понимание соблюдения / несоблюдения принципа социального равенства - основного критерия правовой аксиологии, а также анализ концептуальной антитезы «человек-власть» и последствий этого противоположения. Следует иметь в виду, что ценностная ориентация на «равенство всех» преобладает у маргинальных групп. Вот почему важно учитывать исторический опыт в регламентации правового положения одних групп, умаления или, напротив, - установления привилегированного статуса других и т.д.
Не менее востребованным в изучении сложных социально-правовых феноменов является принцип историзма. В широком смысле историцизм - как стратегия гуманитарного познания в контексте философской доктрины понимания природы человека и общества, представляет собой квинтэссенцию знания о закономерностях и особенностях развития государственности и искомого феномена в этом процессе. Как в социуме, так и за его пределами, наиболее полное понимание исторической картины изучаемого явления, а также эволюции правовых механизмов, регулирующих процессы маргинализации, складывается при помощи способов познания, используемых в исторической науке, постулируемое знание в которой и в значительной степени объективно, и известным образом субъективно, и, в целом, - контекстуально. Используемый в данном исследовании исторический опыт познания российской действительности, представленный в научных трудах Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, а позднее - в работах А. Б. Истилеевой, А. Н. Зорина, Е. Г. Лысенко, Н. И. Павленко, Ф. Я. Полянского, Ю. М. Полянской, С. В. Юшкова и многих других, способствует достижению поставленной нами цели - объяснить причинность формирования сущностных характеристик и свойств маргинальности. Кроме того, исследования зарубежных ученых (А. Антоновски, Г. Гурунга, И. Кланфера, Ч. Ломброзо, Н. Лумана, В. Манчини, Р. Мертона, Р. Парка, Е. Стоунквиста, М. Фуко и мн. других), российских философов и правоведов (И. Ильина, Н.М. Коркунова, А.А. Пионтковского и др.) оказывают содействие в познании процессов правогенеза в сфере регулирования поведения, обусловленного маргинальностью, а также последствий влияния этого феномена на социальное равновесие в обществе.
Представляется, что получение знаний при помощи совокупности гносеологического, онтологического, аксиологического - посредством исторического подходов в изучении парадигмы такого сложного социального явления и научного междисциплинарного понятия как маргинальность, должно в полной мере способствовать его наиболее объективному научному осмыслению. В свою очередь, полученные научные представления об истории формирования, становления и развития (генезисе) общеправовой теории
маргинальности должны, на наш взгляд, способствовать объективации концепции права - как идее формального равенства, справедливости и свободы; права одного быть другим и, наконец, как общей взаимной ответственности друг перед другом в нашем сложном, изменяющемся мире.
Список литературы:
www.mvd.ru [Электронный ресурс: 26.02.12]
Literature list:
www.mvd.ru [electronic resource: 26.02.12]
Отзыв
на научную статью кандидата юридических наук Р.Ф. Степаненко «Проблемы общеправовой теории марги-нальности»
Статья Степаненко Р.Ф. посвящена проблематике построения и изучения общеправовой теории марги-нальности, обуславливающей, по мнению автора, предрасположенность индивидов, находящихся в отчужденном положении от нормативно-ценностной системы, к совершению правонарушений, в т.ч. преступлений.
Р.Ф. Степаненко дает обзор предварительного опыта, накопленного в зарубежной и отечественной сфере маргиналистики, объясняющего социально-негативную значимость рассматриваемого феномена для правового пространства. Особый интерес автора обращен к взаимосвязи и взаимодействию маргинальности с правовыми установлениями.
Кроме того, сферу интересов общеправовой теории маргинальности составляют онтологическое, гносеологическое и аксиологическое содержание искомого феномена через историцизм рассматриваемого процесса маргинализации определенной части населения как зарубежного, так и российского общества.
Выдвигаемые автором проблемы и гипотезы, составляющие содержание выстраиваемой концепции, представляют научный интерес как для теоретикоправовой науки, так и социогуманитаристики в целом. В связи с чем, статья может быть рекомендована для публикации в открытой печати в журнале «Черные дыры в Российском Законодательстве».
Рецензент
Зав. кафедрой уголовного права ФГАОУ ВПО КФУ, доктор юридических наук, профессор М.В. Талан