ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЖЕНЩИН
В КИТАЕ
Чжэн ЦЗИЛЕНЬ, преподаватель факультета иностранных языков Хэйлунцзянского научно-технического университета, г. Харбин, КНР
XXI век — эра бурного развития научных знаний и экономики. Особое место отводится информационным технологиям, которые вносят глубокие изменения во все сферы жизни, что, видимо, является необходимой тенденцией будущего мирового прогресса. Происходит повышение уровня жизни, темпов развития науки, техники и технологий.
В этих условиях в Китае за последние 10 лет объем образования стремительно вырос, количество студентов вузов увеличилось во много раз. Рост числа выпускников, являясь в целом позитивным для страны явлением, в то же время приводит к возникновению ряда культурных и социальных проблем. Среди них главная — трудоустройство выпускников по специальности, причем в особенно сложном положении оказываются девушки.
Это не означает, что в Китае для выпускников вообще нет работы. Скорее следует говорить о том, что имеющиеся вакансии не всегда совпадают с полученной специальностью, а в еще большей степени — не соответствуют ожиданиям студентов, особенно если они с отличием окончили престижные учебные заведения и настроены сделать хорошую карьеру. Для женщин эта ситуация предельно обостряется: предприятия неохотно предоставляют им рабочие места, как бы блестяще они ни учились в вузе, возможности продвижения для них ограниченны. Женщинам предлагается небольшой выбор вакансий, многим выпускницам угрожает безработица.
Чтобы получить высокооплачиваемую и престижную работу, девушки должны продемонстрировать определенный спектр знаний и умений, а также личных качеств — энергию и терпение; больше шансов имеют выпускницы престижных, всемирно известных вузов; преимущество дает знание иностранных языков, диплом магистра оценивается выше диплома бакалавра. Профессии, предполагающие знание иностранных языков и литературы (переводчик, преподаватель), считаются в Китае «женскими», конкуренция с мужчинами при трудоустройстве по этому профилю невелика. Зато женщины, получившие юридическое, экономическое и техническое образование, изучившие менеджмент и банковское дело, воспринимаются в Китае как вторгающиеся в «мужскую» сферу и подвергаются резкой дискриминации.
Деление профессий на «женские» и «мужские» воспринимается студентами как ограничение их личных возможностей и в то же время как тормоз для социального развития страны. По их мнению, равное качество образования, талантов и способностей должно давать и равные возможности при трудоустройстве и профессиональном росте. Характерно высказывание выпускницы юридического факультета Пекинского университета, которая не может найти работу по специальности: «В школе и университете мы получаем образование ничуть не худшее, чем любой мужчина. Мы желаем найти
свое место в жизни и реализовать свои таланты и способности на благо общества. Почему же наша система трудоустройства не дает нам этот шанс?»1
Проблемы при поиске работы сразу после окончания учебного заведения вынуждают способных студенток, особенно по техническим специальностям, продолжать образование в аспирантуре и научных центрах в Китае и за границей. Это повышает их шансы в будущем. Например, на механическом факультете Пекинского университета учатся всего 15 девушек, и 12 из них уже решили после окончания университета не искать работу, а продолжать образование2.
Ухудшение положения женщин на китайском рынке труда имеет две основные причины. Во-первых, это разрушение социалистической системы распределения на предприятия после окончания вуза, и самоустранение государства от вопросов трудоустройства выпускников. Во-вторых, это гендерные стереотипы, господствующие в обществе, в том числе и среди работодателей. Принято считать, что в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции мужчины превосходят женщин по всем показателям: физической силе, эффективности работы, по умению быстро реагировать на сложные ситуации, легко адаптироваться к меняющимся условиям, работать самостоятельно и инициативно. Таким образом, женский пол априори делает женщину неконкурентоспособной на рынке труда, она просто не имеет возможности применить свое образование и доказать свою профессиональную пригодность.
Дискриминационные по отношению к женщинам гендерные стереотипы опираются в Китае на мощную культурную традицию и восходят к конфуцианству, которое веками формировало характер семейных и социальных отношений в Китае, воздействовало на систему управления и государство, было основой системы образования. В традиционном Китае уделом женщины были семейный очаг и полное подчинение мужчине. Конфуцианство культивировало определенные черты женского характера — покорность, терпение, сдержанность в проявлении чувств. «Радость для всех, горе — для одного», — гласит народная пословица. Эти традиции не могут быстро отойти в прошлое, несмотря на появление в обществе новых тенденций и ценностей. И сегодня в вузах и семье у студенток поощряется послушание и конформизм, девушка, которая смеет иметь свое мнение, не совпадающее с общепринятым, подлежит осуждению.
Гендерные стереотипы, глубоко укорененные в культурной традиции, воздействуют не только на сознание мужчин-работодателей, но и на сознание самих женщин, дезорганизуют их при поисках и выборе работы. Студентки колеблются между традиционной ориентацией на брак и семью и новыми ценностями профессионального и карьерного роста, они пытаются найти некий «средний» путь в этой сложной ситуации.
Китайское законодательство не выработало механизмов защиты женщин от дискриминации при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности. Имеется огромное количество примеров, когда предприятия, объявляя набор на рабочие места по конкурсу и проводя специальные экзамены, в результате принимают на работу только мужчин, даже если женщины показали лучшие результаты. Известны факты сексуальной эксплуатации женщин, когда при приеме на работу учитывается не образование, а внешность, когда работа предоставляется только девушкам, не имеющим мужа или жениха, и они принуждаются к сожительству с начальством, деловыми партнерами или клиентами фирмы. При собеседовании перед приемом на работу китайская девушка может услышать вопросы о том, умеет ли она пить водку, петь и танцевать, готова ли «использовать свою красоту на благо фирмы» и т. п.
Неудачи при трудоустройстве, возможные двусмысленные и оскорбительные ситуации часто разочаровывают студенток, лишают их воли и уве-
ренности в себе, порождают пассивное отношение к жизни. В качестве противоположной крайности можно отметить возникающее у части выпускниц учебных заведений негативное отношение к своей женской роли, мужчинам и семье, стремление во всем сравниться с мужчинами — такие женщины вступают в армию. Число студенток, желающих служить в армии, за последние 5 лет в Китае больше, чем студентов, согласных посвятить себя военной службе. Дело, как нам кажется, в том, что военная служба в Китае традиционно пользуется меньшим престижем, чем гражданская деятельность. Существует устойчивый стереотип сознания, что служба в армии — удел малоспособных и необразованных людей. Вероятно, именно поэтому происходит увеличение числа выпускниц учебных заведений, которые решают служить в армии. Так, в 2001 г. среди выпускников Пекинского технического института, решивших посвятить себя военной службе, было 61% девушек и 39% юношей, причем, если среди девушек преобладали студентки с высокой успеваемостью, то студенты демонстрировали низкие академические успехи3.
В крупных городах — Пекине, Шанхае, Даляне — многие студентки вузов изначально рассматривают время обучения как период поисков подходящих женихов и не стремятся в полной мере овладеть знаниями. Наиболее желательной партией считается брак с иностранцем из развитых стран Запада: США, Канады, Австралии, Германии и т. п. После окончания учебного заведения некоторые студентки оформляют альбомы своих фотографий по образцу профессиональных манекенщиц или актрис кино (в мини-юбках, купальниках, вечерних платьях) и рассылают их в престижные фирмы, т. е. заранее делают ставку не на профессиональные знания, а на внешность. Существует практика совместного трудоустройства, когда девушка договаривается с выпускником престижного высшего учебного заведения, имеющим «красный» диплом и, следовательно, высокие шансы получить выгодную работу, что он будет настаивать на ее приеме на работу в качестве своей партнерши. Таким образом женщине легче получить хорошую работу с помощью мужчины.
Сложившаяся ситуация с трудоустройством выпускниц привлекает внимание китайской общественности как на правительственном уровне, так и на уровне таких общественных организаций, как «Союз женщин КНР», редакции газет и журналов для женщин. В 2001 г. был проведен первый фестиваль выпускниц вузов, на котором представители государственных и частных предприятий могли воочию убедиться в талантах и способностях студенток, завязать деловые отношения. Приглашения на фестиваль были разосланы по всей стране, но, к сожалению, немногие работодатели ими заинтересовались.
Проблема трудоустройства женщин в Китае имеет сложные социо-куль-турные причины и не сводится только к недостатку рабочих мест. В Китае пока не приходится говорить о перепроизводстве специалистов с высшим образованием, скорее наоборот4. Китайское общество в целом заинтересовано в повышении уровня образования, качестве рабочей силы, и выпускать домохозяек с дипломами о высшем образовании — неоправданная роскошь для страны, которая борется с бедностью и экономической отсталостью. В трудоустройстве женщин по специальности заинтересовано и государство.
Учитывая важность проблемы трудоустройства всех выпускников, в том числе и женщин по специальности, Министерство образования КНР начало разрабатывать комплекс мер, которые с помощью административных, экономических и правовых рычагов должны привести к созданию тесной связи вузов и предприятий. Правительство КНР на новом уровне стремится создать систему производственной практики и распределения выпускников на предприятия страны, которая позволила бы рационально использовать человеческие ресурсы5.
Выпускники высших учебных заведений являются потенциалом развития страны, ее будущим. Особенно острая нехватка специалистов с высшим образованием ощущается в сельских районах Китая, которые по уровню экономического и социального развития отстают от крупных городов на 20—30 лет. Проблема, однако, заключается в том, что выпускники неохотно едут в сельские районы и небольшие города, так как уровень жизни в них значительно ниже по всем параметрам: культурном, бытовом, экономическом. Прежде всего там во много раз меньше зарплата. Для развития сельских районов Китая необходима правительственная поддержка и прежде всего предоставление ряда льгот и социальных гарантий молодым специалистам, согласным на переезд в кризисные районы. Это могут быть надбавки к зарплате, предоставление жилья, отпусков и т. п.
В последние годы в Китае начинают развиваться такие формы образования, которые изначально ориентированы на будущее трудоустройство студентов т. е. идет подготовка специалистов по заказу определенного предприятия, отрасли, района. Система образования вынуждена приспосабливаться к динамично меняющейся рыночной экономике, но это порождает ряд проблем. Во-первых, в Китае существует множество традиционных профессий, которые до сих пор востребованы обществом. Но абитуриенты, не имеющие жизненного опыта и стремящиеся получить престижную профессию, часто выбирают «модную», «продвинутую» специальность, судя о своей будущей работе только по названию и не имея понятия ни о характере деятельности, ни о вероятности трудоустройства. Таким образом, профессии, основанные на типичных традиционных качествах и сохраняющие наследие древней народной культуры, не пользуются спросом среди молодого поколения, в том числе у женщин. Во-вторых, вузы в стремлении привлечь как можно больше студентов на платное обучение открывают наиболее актуальные, остромодные специальности очень узкого профиля. В этом случае велик риск того, что к моменту выпуска, через четыре года, приобретенная специальность успеет устареть, а узкая специализация не позволит найти применение образованию в какой-либо близкой сфере деятельности. Эта ситуация ставит выпускников в очень трудное положение, для девушек же это может стать настоящей трагедией.
Чтобы решить эти проблемы необходимы своевременное информационное обеспечение вузов, анализ ближайших и долгосрочных тенденций рынка рабочей силы, координация системы образования с центрами занятости и предприятиями. Инициативу в решении вышеуказанных проблем в последнее время стало брать на себя правительство КНР, которое обладает большими информационными и организационными ресурсами.
В последние два года наблюдается тенденция к сближению системы образования и предприятий, в том числе частных коммерческих структур. Взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений и предприятий заключается в том, что последние предоставляют выпускникам места для производственной практики и последующего трудоустройства, влияя в то же время на программу обучения. Они же частично финансируют обучение студентов, получая право выбора наиболее способных и успевающих выпускников. Вложение средств в образование предприниматели рассматривают как капиталовложения в будущее развитие, что позволяет улучшить качество продукции и сделать предприятие более конкурентоспособным.
Существует практика заключения предварительных контрактов со способными студентами, которые хорошо зарекомендовали себя во время производственной практики. Согласно этим контрактам предприятие оплачивает их обучение, предоставляет стипендии и пособия, а они обязуются отработать определенный срок в этой структуре. Это подстраховывает работодателей от
приема на работу совершенно неизвестных выпускников, реальные знания которых могут не соответствовать тем, которые отражены в дипломе.
Опыт показывает, что вузам необходимо придерживаться рациональной системы обучения, которая заключается в сочетании специальных (технических, экономических и пр.) и фундаментальных знаний, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, теории и практики. Более широкие возможности открываются перед специалистом, который не только хорошо освоил «модные» компьютер и английский язык, а получил комплексное базовое образование и соответствующие навыки мышления.
Задачей вузовского образования является как помощь студентам в овладении определенными специальными и научными знаниями, так и выработка навыков современного мышления и поведения. Китайская традиционная культура была на протяжении веков патриархальной и авторитарной, во многом эти черты присущи ей и сейчас. В большинстве китайских вузов установлен полувоенный распорядок, т. е. занятия и свободное время студентов расписаны по часам, и этот регламент необходимо неукоснительно соблюдать. В 6 часов утра студенты обязаны присутствовать на зарядке, все свободное от лекционных занятий время они должны заниматься в аудиториях или библиотеке. В 21 час 30 минут в учебных корпусах выключается свет, и в 22 часа закрываются общежития.
Всем известно, что мир становится все меньше и меньше с развитием транспорта и информационных систем, в «мировой деревне» молодые люди (восточные и западные) должны вместе работать, поэтому и китайские студенты должны приобретать качества, необходимые «гражданам мира». Режим китайских учебных заведений не способствует овладению навыками самостоятельного мышления и деятельности, самоорганизации и индивидуальной ответственности. Воля студентов, особенно девушек, часто бывает подавлена, инициатива воспринимается негативно, закрепляются такие черты характера, как пассивность, равнодушие, конформизм, скрытность, надменность, нетерпимость к чужому мнению. Авторитарный стереотип поведения приходит в резкое противоречие с современным типом научного знания и порождает у студенток внутренний конфликт, который может привести и к личной драме, болезням психики, а также существенно осложняет обучение, трудоустройство и профессиональную деятельность.
В настоящее время перед системой образования ставится задача способствовать адаптации студенток к реалиям современного общества. Для этого необходимо разрабатывать комплексную программу социокультурной и психологической поддержки через различные студенческие союзы, объединения по интересам, женские клубы и т. п. В этих организациях они смогут приобрести навыки активной деятельности, реализовать свои способности к лидерству и взаимопомощи, обрести уверенность в себе, что значительно повысит шансы найти работу по специальности.
Новой сферой применения женского труда в КНР в последние несколько лет стала работа с информацией и компьютерами, где требуется не физическая сила, а интеллектуальные способности. В работе с информацией находят применение и такие традиционные женские достоинства, как точность, сосредоточенность, усидчивость, умственная гибкость. Всем известно, что сегодняшние компьютерные сети — огромные коммерческие компании. Работая в таких компаниях, девушки способствуют гуманизации их деятельности, изменяя корпоративный стиль на более живой и мягкий, внося определенную «женственность» в жестокий мир коммерческой техногенной среды.
В КНР постепенно развиваются новые профессии, открывающие перед женщинами широкое поприще: модельер, дизайнер, визажист, менеджер в туристическом и гостиничном бизнесе и т. п. Эти профессиональные сфе-
ры очень привлекают модных, обладающих хорошим вкусом девушек. Они работают консультантами по домоводству, с помощью компьютера находят необходимую для клиента информацию, посещают показы моды, презентации новых товаров, т. е. являются проводниками в ярком, праздничном мире. С повышением уровня доходов в КНР возрос интерес к качеству жизни. Например, девушки, получившие медицинское образование, дополнительно избирают консультирование в области диетологии, их называют «регулировщиками питания», они востребованы и в больницах, и в домашних условиях. На 15 млн. чел. приходится всего один специалист по питанию, поэтому существует мнение, что в лечебных учреждениях многие больные умирают не от болезни, а от неправильной диеты. На эту профессию растет спрос, и она становится модной и престижной.
Китаянки осваивают также новую для Китая профессию частного поверенного в делах (адвоката), который ведет дела семьи, является одновременно и бухгалтером, и страховым агентом, и юристом. В развитых странах Запада эта профессия является одной из самых престижных и высокооплачиваемых, в Китае она только начинает свое развитие, в основном в богатых городах юга.
Кроме трудоустройства на уже действующие предприятия некоторые китайские женщины рискуют сами открывать собственное дело, набирают сотрудников и становятся работодателями. В шанхайской газете было размещено рекламное объявление выпускницы вуза: «Мои мечты и план: организовать санитарное обслуживание жителей. Моя цель: помогать всем вести здоровый образ жизни. Мои условия выбора сотрудников: образование широкого медицинского профиля, умение общаться с людьми и приспосабливаться к требованиям рынка»6. На это объявление откликнулись 12 студенток и организовали совместный бизнес. Кроме того, несколько человек пожелали вложить свои средства и стать акционерами. Это был один из первых примеров в Китае, когда девушки открыли свое дело. Они нашли последовательниц, так что, безусловно, «женский» бизнес имеет большие перспективы.
Специалисты прогнозируют в ближайшие годы улучшение ситуации на рынке труда для женщин, рост числа специалисток с высшим образованием и в традиционных профессиях, и в новых для Китая областях. Китайским женщинам предстоит большая работа по завоеванию своего места в обществе, изменению традиционных гендерных стереотипов. В результате вступления Китая в ВТО они получают больше возможностей для общения с западными сверстницами, в том числе феминистками, что будет способствовать освоению новых социальных ролей, свойственных современному обществу.
1 Цзюе Ли. Тахюе биешеньтиуеваньти цяои ха чжие. Проблемы трудоустройства выпускниц вузов // Образование и профессия в КНР. 2003. № 5. С. 38. Кит. яз.
2 Чжао Юань. 90 нентай цонгуа цяои кичжь. Кха цяои. Система послевузовского образования в Китае в конце1990-х гг. // Наука и образование. 1997. № 3. С. 28. Кит. яз.
3 Ван Фончу. Сиюе сяо ха чюиндэй: сендай хуа чииши. Цонгуа каотань цяои. Студенчество и военная служба: современные тенденции // Высшее образование в Китае. 2003. № 4. С. 31. Кит. яз.
4 Цзюе Ли. Тахюе... С. 41.
5 Бай Сяопин. Цяои синдай. Шюэшу цяолю. Инвестиции в образование // Научные контакты. 2003. № 2. С. 34. Кит. яз.
6 Чжуан Сюфан. Цинъенчомда куня. Цяои ха чжие. Женщины в бизнесе // Образование и профессия. 2003. № 5. С. 43. Кит. яз.
Summary. «Problems of Education and Job-Placement of Women in China» is the title of the article written by a lecturer of Heilongjang Scientific-Technical University in Harbin Chen Jilien. On the base of modern data the author shows the difficulties of Chinese girls and women trying to get education and jobs.