Л. С. ГРИНКРУГ, ректор Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
Проблемы обновления образовательной системы вуза
В статье системный кризис образования трактуется прежде всего как «кризис понимания ». Возможности выхода из него видятся автором в осмыслении сущности, структуры и содержания образовательной системы вуза для анализа качества ее функционирования и выработки стратегии ее обновления.
Ключевые слова: системный кризис образования; «кризис понимания»; сущность, структура, содержание, концептуальные основы образовательной системы, стратегия обновления.
Не вызывает сомнений, что нарастающий во всем мире кризис образования «обусловлен различными причинами, но прежде всего - ошибочными представлениями о том, что такое образование и каким оно должно быть, в чем высший смысл и высшая цель (предмет) образования» [1]. Поэтому вполне уместным представляется вопрос: «Является ли кризис образования только лишь кризисом развития, преодолимым за счет изменения его рамок, например, путем резкого увеличения инвестиций, или он имеет куда более глубокие корни? В последнем случае необходим не только пересмотр наших концепций, но и их оснований» [2, с. 3].
Что касается необходимости пересмотра концептуальных оснований образования, то нельзя не согласиться с И.М. Ильинским в том, что кризис образования породил новую глобальную проблему человечества - «кризис понимания»:
• «В силу целого ряда причин... мы не понимаем, что мы не понимаем. И прежде всего потому, что не хотим признать этот факт, не хотим понимать.
• Мы не понимаем, что же мы не понимаем. Объем происходящего столь велик и многопланов, в обществе происходит так много нового, что мно-
гие аспекты происходящего оказываются за пределами понимания .
• Мы не понимаем, что мы должны понять (например, глобальные проблемы человечества, идея устойчивого развития и др.). Мы знаем о многих вызовах и угрозах будущему. Но нет их достаточного понимания и смертельной опасности. А потому нет и предотвращающих их адекватных действий» [1].
Кризис понимания означает, что, убаюканные достижениями научно-технической революции и информационных технологий, идеологи образования не заметили резкого диалектического перехода. Нарастающая избыточность информации, которая многократно увеличила возможности человека «знать», не была подкреплена ростом возможностей «понимания ». Психологические механизмы освоения новых реалий остались у человека прежними, докомпьютерными, а трудности понимания все более детально описываемого (и в силу этого -сегментированного) мира возросли.
Отвечая на меняющиеся запросы общества и государства, удовлетворяя развивающиеся потребности рынка труда, система образования не просто подстраивается под внешние условия -она «сама является источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий»
[3]. При этом совершенно очевидно, что экономика страны становится инновационной только тогда, когда в ней ведущую роль начинает играть интеллектуальная составляющая человеческого капитала, воспроизводство которой обеспечивает система высшего профессионального образования.
Система образования по своей сущности относится к большим системам. Имеется множество ее определений, отличающихся целевым назначением, масштабом представления структуры, детализацией процессов. Если рассмотреть совокупность институциали-зированных компонентов системы отечественного высшего профессионального образования, то можно утверждать, что вузы являются основными субъектами, непосредственно осуществляющими образовательную деятельность. В международных документах отмечается центральная роль вузов в реализации процесса реформирования высшего образования, в усилении социального измерения высшего образования, превращении общества знаний в реальность.
«В совокупности элементов, составляющих систему образования России, наиболее важными с точки зрения обеспечения высокого качества образования являются образовательные учреждения» [4]. Здесь непосредственно обеспечивается воспроизводство человеческого потенциала для экономики, управления, культуры, науки, образования и т.д. Именно здесь должны формироваться необходимые условия для становления инновационно ориентированной экономики страны.
Не только образование в целом, но и каждый отдельный вуз представляет собой сложную социально-экономическую систему. Сфера его деятельности включает в себя обучение, воспи-
тание, науку, культуру, просвещение. При этом в соответствии с принципом академической автономии именно вузы несут полную ответственность за ход всех этих процессов и обеспечение качества получаемых результатов.
Основными направлениями деятельности вузов часто называются следующие: оказание услуг образовательного характера; выпуск учебно-методической и научно-технической продукции; формирование интегрированного продукта на базе инновационных технологических решений и образовательных услуг. Процессная модель системы управления качеством, деятельности вуза содержит следующие шесть составляющих: 1) процессы управления; 2) научная деятельность;
3) образовательная деятельность;
4) дополнительные образовательные услуги; 5) производственная деятельность; 6) процессы обеспечения.
По мнению А.И. Субетто, вуз можно описать как систему, состоящую из четырех основных элементов:
• педагогической системы;
• научно-исследовательской системы;
• хозяйственной системы;
• социальной (социокультурной) системы [5].
К этому перечню, по нашему мнению, необходимо добавить еще систему управления.
Понятно, что в педагогической системе вуза ведущей является образовательная деятельность, в ходе которой оказываются услуги в рамках основного (дополнительного) образования и выпускается учебно-методическая продукция. В научно-исследовательской системе ведущей является научная деятельность, результатом которой можно считать научно-техническую продукцию, произведенную в вузе. Во взаимодействии этих систем
обеспечивается формирование интегрированного продукта, включающего в качестве своих компонентов научно-технические инновационные разработки и образовательные услуги. Вместе с тем практически для каждого вида интегрированного продукта можно, по нашему мнению, указать, какой процесс (образовательный или исследовательский) был для него базовым.
Остальные три системы (хозяйственная, социальная и управления) поддерживают педагогическую и научно-исследовательскую системы, а также создают условия для функционирования и развития вуза в целом.
Таким образом, вуз как образовательная система представляет собой сложный социальный институт, в котором специально созданные педагогически целесообразные условия обеспечивают целенаправленный характер личностного и профессионального развития студентов, формирование у них готовности к выполнению предназначенных социальных и профессиональных ролей в ходе осуществления познавательной, досуговой и внутриколлективной деятельности.
Обобщая известные из литературы представления о структуре образовательной системы вуза, можно выделить следующие семь компонентов этой системы: 1) концептуальные основы; 2) образовательная среда; 3) содержание образования; 4) образовательный процесс; 5) субъекты образовательного процесса; 6) готовность субъектов образовательного процесса; 7) инфраструктура. Охарактеризуем каждый из них более подробно.
Концептуальные основы образуют:
• федеральные государственные образовательные стандарты;
• федеральные государственные требования;
• образовательные стандарты и
требования, устанавливаемые вузами;
• модель выпускника вуза;
• образовательные цели;
• образовательные программы профессионального обучения и/или образования различного уровня и направленности.
Образовательная среда включает:
• педагогически целесообразные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность студентов;
• совокупность педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личностей и социальных групп в соответствии с их собственными и общественными потребностями и возможностями.
Содержание образования:
• должно обеспечивать: 1) высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; 2) формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира; 3) духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей и ее интеграцию в национальную и мировую культуру;
4) формирование у будущего специалиста активной гражданской позиции;
5) удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
• призвано содействовать установлению взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободу убеждений;
• представляет собой оптимизированное содержание учебного плана, программ учебных дисциплин и про-
грамм практик, согласованных между собой;
• выступает в виде комплекса образовательных задач(сознательно определенных ожидаемых результатов, которые вуз стремится обеспечить с помощью имеющейся образовательной системы);
• обеспечивается набором современных образовательных технологий, гарантирующих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.
Образовательный процесс:
• в целом представляет собой педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, под которым понимается целенаправленное взаимодействие отдельных личностей и/или социальных групп для достижения соответствующих целей образования;
• включает в себя педагогически целесообразные профессиональные и межличностные отношения и взаимодействия, возникающие между педагогами и студентами;
• реализуется как управляемая учебно-познавательная, досуговая и внутриколлективная деятельность обучающихся;
• предполагает высокое качество проведения теоретических и практических занятий и др.), создание условий для максимальной реализации возможностей и способностей личности, стимулирование обучающегося к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития у студентов самостоятельного мышления, готовности к принятию нестандартных решений.
К субъектам образовательного процесса относятся:
• профессорско-преподавательский состав;
• сформированные коллективы обучающихся;
• студент как отдельная личность, духовное и профессиональное развитие которой представляет собой конечную цель образовательного процесса и осуществляется в конкретной педагогической ситуации.
Характеристики готовности субъектов образовательного процесса:
• функциональная готовность студентов к осуществлению активной, творческой и плодотворной деятельности, направленной на самообразование;
• необходимый уровень педагогической культуры преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающего образовательный процесс.
Инфраструктура складывается из следующих компонентов:
• инфраструктура, обеспечивающая условия для функционирования системы высшего образования (финансовая, учебно-методическая, информационная, кадровая и др.);
• инфраструктура, обеспечивающая условия для развития системы высшего образования (научно-исследовательская, методическая, издательская, кадровая и др.);
• учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса (наличие необходимой для учебной деятельности учебно-методической литературы, аудиторий, современных ТСО и т.д.);
• система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Восьмой компонент образовательной системы вуза связан с мониторингом качества деятельности и оценкой получаемых результатов.
Система обеспечения качества включает следующие процедуры:
• текущий контроль хода образо-
Рис. 1. Нормативная структура процессов, реализуемых в образовательной системе вуза (жирными стрелками обозначены обратные связи)
вательного процесса;
• поэтапные и итоговые испытания обучаемых (экзамены и зачеты по установленным дисциплинам учебного плана или их разделам);
• защита обучаемыми поэтапных (курсовых) квалификационно-образовательных работ типового, эвристического или творческого характера перед экзаменационными комиссиями;
• защита обучаемыми итоговых (дипломных) комплексных квалификационно-образовательных работ типового, эвристического или творческого характера перед аттестационными или конкурсными комиссиями [6].
Ключевая роль системы обеспечения качества подчеркивалась во многих национальных и международных исследованиях, например, в материалах проекта Tuning: «Программы обучения требуют постоянного мониторинга, корректировки и оценки. Это позволяет гарантировать, что требуе-
мые результаты обучения могут быть достигнуты при изменении обстоятельств и/или условий, т.е. при изменении одного или более ... факторов. Мониторинг, корректировка и оценка - очень важные внутренние процессы, за которые несут ответственность в равной мере и студенты, и преподаватели» [7, с. 151].
Использование процессного подхода дает возможность рассмотреть деятельность в образовательной системе вуза как сложный процесс со структурой, включающей взаимосвязанные и взаимозависимые составляющие. Нормативная структура процессов, реализуемых в образовательной системе вуза, может быть представлена схемой (рис. 1).
Осмысление указанных нормативных установок позволяет сформировать в вузе требования к результатам (модель выпускника). Одновременно конкретизируются соответствующие
образовательные задачи. После этого по каждому направлению подготовки разрабатывается основная образовательная программа (ООП) как комплексное средство обеспечения качественного результата, соответствующего нормативным требованиям. Отметим, что в ходе разработки ООП может понадобиться скорректировать образовательные задачи (эта возможность обеспечивается обратной связью «Программирование образовательного процесса» - «Постановка образовательных задач»).
Затем рассматриваются базовые обеспечивающие процессы («Обеспечение образовательного процесса» и «Обеспечение образовательной среды вуза»). Планируются необходимые ресурсы (финансовые, материально-технические, научные, методические, информационные). Разрабатывается технология организации образовательного процесса.
Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом по каждому направлению подготовки. Одновременно с ним ведется мониторинг и оценка качества процесса, по результатам которого осуществляется текущая корректировка процессов. Указанная корректировка может быть реализована с помощью трех обратных связей: 1) «Текущая корректировка процессов» - «Обеспечение образовательного процесса»; 2) «Текущая корректировка процессов» -«Обеспечение образовательной среды вуза»; 3) «Текущая корректировка процессов» - «Организация образовательного процесса».
Очередной результат образовательного процесса вуза (выпускники) формируется ежегодно. В ходе специальных процедур мониторинга и оценки определяется качество этого результата (путем сравнения с нормативны-
ми требованиями к результату). В случае необходимости осуществляется стратегическая корректировка процессов, возможность которой обеспечивается тремя обратными связями: 1) «Стратегическая корректировка процессов» - «Обеспечение образовательного процесса»; 2) «Стратегическая корректировка процессов» -«Обеспечение образовательной среды вуза»; 3) «Стратегическая корректировка процессов» - «Организация образовательного процесса».
Теперь можно попытаться конкретно рассмотреть относящиеся к вузам вызовы, которые связаны с упомянутым ранее «кризисом непонимания». В отечественной педагогике осознан факт системного кризиса образования, в том числе профессионального, однако все попытки найти адекватные подходы к выходу из него следует признать неэффективными. Можно утверждать, что мы не воспринимаем и, как следствие, не осмысливаем все глубинные пласты кризиса. В результате предпринимаемые усилия оказываются направленными на совершенствование средств (ЕГЭ, переход к компетентностно-ориентиро-ванному образованию, внедрение двухуровневой системы высшего образования и др.), а не системных основ. Мы согласны с тем, что вузы «должны быть (или - перестраиваться) в качестве социокультурных институтов, где происходит Встреча людей, живая Встреча поколений, Встреча культурных миров». Ведь именно здесь «зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы бытия человеческого; осваиваются способы их воплощения» [8, с. 239].
Выполненный выше анализ сущности, структуры и содержания образовательной системы вуза обеспечивает предметность, необходимую для ис-
следования качества ее функционирования. Теперь можно, с одной стороны, попытаться теоретически осмыслить необходимые изменения концептуальных основ образовательной системы вуза. С другой стороны, можно поставить задачу эмпирически выявить проблемы и противоречия в текущем функционировании образовательной системы вуза. Синтез указанных подходов даст возможность осмыслить стратегию обновления этой системы путем разрешения имеющихся противоречий и проблем.
Литература
1. Ильинский И.М. Образование и кризис
понимания. URL: http://ilinskiy.ru/ publications/ stat/ obrkrpon.php
2. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контек-
сте глобальных проблем. URL: http:// revolution.allbest.ru /pedagogics/00097323.html
3. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Выс-
шее образование: повестка 2008-2016 //
Эксперт. 2007. №32 (573), 3 сент. URL: http://www.uchsib.ru/articles/l2
4. Качалов В. Качество образования: пробле-
мы управления качеством в вузах. URL: http://www.staratel.com/iso/lS09000/ Article/ docs/ sk/ ng174_0.htm
5. Субетто А.И. Система управления каче-
ством в вузе (модель) // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 25 с.
6. Селезнева Н.А. Качество высшего образо-
вания как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с.
7. Болонский процесс: поиск общности ев-
ропейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.
8. Слободчиков В.И. Проблема проектиро-
вания программ профессионального развития современного педагога // Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.
GRINKRUG L. HIGHER SCHOOL EDUCATION SYSTEM: THE PROBLEMS OF RENEWAL
The author considers the overall crisis of education as a "crisis of understanding". The way out of the crisis can be found in comprehension of the conceptual bases of the education system with a view to analyze its quality and to work out the strategy of its renewal.
Key words: overall crisis of education, "crisis of understanding", conceptual bases of the education system, strategy of renewal.