УДК 338.48
В. В. Лудникова
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
V.V. Ludnikova
PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURISTS ENTERPRISE STRUCTURES (ON EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)
Рассматриваются ключевые проблемы и перспективы, связанные с устойчивым развитием туристской индустрии города, представляющей собой совокупность предпринимательских структур.
ТУРИЗМ. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ. КРУПНЫЙ ГОРОД. ГОРОДСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
This article examines the key problems and opportunities associated with sustainable development of the tourism industry, which represents a complex of such business structures.
TOURISM. SUSTAINABLE DEVELOPMENT. ENTERPRISE STRUCTURES. MAJOR CITY. THE URBAN HABITAT.
На рубеже ХХ—ХХ1 вв. городской туризм стал одним самых быстро развивающихся видов туризма в мире. Так, некоторые европейские города сегодня по объему въездного туризма успешно конкурируют с курортными туристскими дестинациями. Современные туристские потоки в крупные города Европы в год: Лондон — 45 млн чел., Париж — 39, Берлин — 19, Рим — 18,6, Мадрид — 14, Барселона — 12,8, Прага — 11, Вена — 10,5 и Мюнхен — 9,9 млн чел.
В крупных городах России развитию туризма также стало уделяться достаточно большое внимание. В связи с этим приняты соответствующие законодательные и нормативные документы, основное внимание в которых, как правило, уделяется развитию туристской инфраструктуры — строительству гостиниц, дорог, транспортных узлов, ресторанному бизнесу и т. д. В результате в последние годы произошло увеличение въездных туристских потоков в российские крупные города. Однако несмотря на проведение целого комплекса различных мероприятий, направленных на развитие туристской инфраструк-
туры, формирование современной системы продвижения на мировом туристском рынке, отечественные города еще занимают низкие места в рейтинге европейских городов по количеству принятых туристов. И это несмотря на то, что согласно официальной статистике Росстата за последнее десятилетие отмечается увеличение притока туристов, посетивших Россию.
Одним из самых привлекательных городов с точки зрения туризма России по-прежнему остается Санкт-Петербург, который, по статистическим данным администрации города, за 2011 г. посетило более 5,4 млн российских и иностранных туристов (табл. 1).
Однако в соответствии с исследованиями, проведенными маркетинговой компанией European Cities Marketing, Санкт-Петербург еще в 2007 г. выбыл из десятки самых популярных у туристов городов Европы (в 2004—2005 гг. город находился на шестом месте в рейтинге). И это несмотря на то, что в городе реализо-вывалась достаточно амбициозная программа развития туризма на период до 2010 г., в соответствии с которой Санкт-Петербург должен
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко
Таблица 1
Объемы туристских потоков в Санкт-Петербург
(2006-2011 гг.)
Год Количество гостей, млн чел.
всего иностранных
2006 3,9 1,9
2007 4,3 2,1
2008 4,8 2,3
2009 4,8 2,3
2010 5,1 2,35
2011 5,4 2,6
был «за 5 лет войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы с общим количеством прибытий 5 миллионов туристов в год» [6]. В то же время согласно официальной статистике главная цель программы, затраты на разработку которой обошлись Минэконо-мразвитию РФ в 550 тыс. долл., была достигнута: к 2010 г. общее количество туристов превысило отметку 5 млн чел. (см. табл. 1).
Несмотря на то что Программа стратегического развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005—2010 гг. успешно реализована, следует отметить, что развитие туристской отрасли в городе носит стагнационный характер. В связи с этим можно выделить ряд существующих серьезных проблем дальнейшего развития туристских предпринимательских структур (ТПС) в городе:
— несовершенство всех видов инфраструктуры, при этом питание, транспорт и иные услуги, предлагаемые туристам, существенно превышают стоимость среднеевропейских;
— низкое качество оказываемых услуг, во многом вызванное нехваткой квалифицированных кадров со знанием иностранных языков;
— малое количество гостиниц туристского класса (2—3 звезды), а также имеющих современный уровень комфорта, что заставляет туристов останавливаться в более дорогих гостиницах и, как результат, приводит к удорожанию тура и недоступности тур-продукта для общей массы населения;
— сложность визовых и миграционных формальностей;
— низкий уровень обеспечения безопасности зарубежных туристов;
— недостаточное продвижение туристского продукта по сравнению с аналогичными европейскими городами;
— ограниченные возможности аэропорта «Пулково», его малая инфраструктура.
Выход из сложившейся ситуации требует принятия и реализации кардинальных мер, следовательно, создания принципиально новой концепции развития туризма в Санкт-Петербурге. В связи с этим основное внимание должно быть уделено переходу на «устойчивое развитие» Санкт-Петербурга как туристской дестинации, что позволит и ТПС развиваться соответственно этой концепции.
С учетом вышеизложенного реализация принципов «устойчивого развития» туристской индустрии должна осуществляться в направлении перехода от количественного наращивания въездных туристских потоков и инфраструктуры к улучшению их качественных характеристик. Это должно проявляться в развитии таких тенденций, как увеличение длительности пребывания туристов в городе, увеличение количества повторных посещений, кардинальное улучшение качества городской среды, предусматривающей, прежде всего, повышение комфортабельности пребывания туристов в городе.
Решение вышеприведенных проблем возможно путем совершенствования и диверсификации имеющегося туристского продукта, развития новых видов туризма и форматов их обслуживания, количественного и качественного развития туристского кластера Санкт-Петербурга. В целях диверсификации туристского продукта необходимо развивать такие виды туризма, свойственные, в том числе, европейским крупным городам, как арт-туризм, религиозный, паломнический и семейный туризм [4], что в свою очередь увеличит не только широту, но и глубину ассортимента турпродукта, предоставив ТПС больший потребительский сегмент.
Одно из важнейших условий реализации принципов «устойчивого развития» туризма в крупных городах сегодня — создание эффективной системы продвижения [1]. В современную эпоху информатизации данное усло-
вие должно быть реализовано в рамках развития электронной коммерции как сферы ведения бизнеса в онлайн-среде применительно к крупным российским городам. К основным преимуществам использования Интернет в обеспечении устойчивого развития ТПС можно отнести следующие:
— обеспечение доступа к большим группам потребителей;
— передача информации и предоставление туристского продукта без значительных затрат;
— предоставление более полной и более достоверной информации;
— быстрое и эффективное осуществление бронирования по запросам клиентов;
— сокращение расходов на производство и распространение печатной продукции.
Поэтому для успешного процесса представления Санкт-Петербурга на мировом туристском рынке необходимо создание специализированной инфраструктуры продвижения городского туристского продукта с масштабным участием в международных туристских конференциях и выставках. Именно она должна способствовать развитию ТПС для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности Санкт-Петербурга на международном и отечественном туристских рынках, укреплению материально-технической базы ТПС путем привлечения российских и иностранных инвестиций, а также эффективному решению вопросов сохранения историко-культурного наследия города. Существует инициатива Российского союза туринду-стрии, заключающаяся в необходимости создания Единой туристской информационной системы Санкт-Петербурга «Туризм 2.0», что сегодня весьма актуально. Задача системы — помочь участникам рынка формировать туристский продукт на основе проводимых в городе мероприятий, и предоставить туристским агентствам возможность создания тур-продуктов на базе проверенной информации об объектах размещения.
Рост въездного туристского потока в Санкт-Петербурге за последние пять лет привел к значительному увеличению количества гостиниц, входящих в международные гостиничные сети Kempinski, Corinthia, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Rezidor (бренды
Radisson и Park Inn), Sokos Hotels, Marriott (бренды Courtyard by Marriott и Renaissance), а также к созданию отечественных гостиничных цепочек (Азимут, Cronwell Inn). По состоянию на декабрь 2010 г. номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения в Санкт-Петербурге — 27 083 номера, хотя по стратегической программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005— 2010 гг. было запланировано более 29 000 гостиничных номеров. Нехватка гостиниц туристского класса (2—3 звезды) с современным уровнем комфорта, как отмечалось, заставляет туристов останавливаться в более дорогих гостиницах и приводит к удорожанию тура.
Таблица 2
Динамика ввода номерного фонда Санкт-Петербурга в 2007-2011 гг.
Год Количество гостиничных номеров
2007 524
2008 1295
2009 1404
2010 1165
2011 1290
Итак, с учетом вышеизложенного, основными направлениями реализации принципов «устойчивого развития» туризма в крупных российских городах должны стать:
— диверсификация городского туристского продукта;
— увеличение средней продолжительности пребывания иностранных и отечественных туристов;
— повышение количества повторных посещений иностранных и отечественных туристов;
— создание эффективной системы продвижения, в первую очередь, в Интернет и на международных конференциях и выставках;
— создание благоприятной городской среды обитания;
— строительство гостиниц туристского класса (2—3 звезды) с современным уровнем комфорта.
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коль, О. Д. Организационные нововведения как факторы устойчивого развития туристских предпринимательских структур крупного города в условиях конкуренции [Текст] / О. Д. Коль // Экономические и экологические проблемы в меняющимся мире: [моногр.] / отв. ред. С.Е. Метелев. — СПб.: РОСТ, 2010.
2. Карпова, Г.А. Методические подходы к разработке кадастра туристских ресурсов на примере г. Пушкин (Санкт-Петербург, Россия) [Текст] / Г.А. Карпова, И.В Воронцова и др. // Туристские фирмы. — Вып. 27. — СПб.: Невский фонд, 2002. — С. 117—135.
3. Попова, Л.В. Экологизация сферы услуг как
инструмент экономической устойчивости туризма [Текст] / Л.В. Попова, О.Н. Разумовская, Е.И. Богданов // День Балтийского моря : сб. тез. VIII Меж-дунар. эколог. форума. — СПб.: Диалог, 2007 — С. 472—474.
4. Севастьянова, С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе [Текст] / С.А. Севастьянова. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
5. Храбовченко, В.В. Экологический туризм [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.В. Храбовченко. — М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Эксперт Северо-Запада [Текст]. — 2011. — № 19 (515).
ЛУДНИКОВА Валерия Владимировна — аспирант кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27. E-mail: [email protected]
LUDNIKOVA, Valeriya V. — Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics. 191002, Marata str. 27. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013