ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 342.72/.73(47)«193/195»
Д.Ю. Туманов
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН СССР В 1930 - 1950-х годах
Отмечена роль Советского государства в провозглашении и конституционном закреплении категории социально-экономических прав. Обосновано первостепенное положение данной категории прав советских граждан в общей системе конституционных прав и свобод в СССР. Охарактеризованы основные проблемы в обеспечении социально-экономических прав в период 1930 - 1950-х гг.
Ключевые слова: конституционные права, социально-экономические права, обеспечение прав, право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение.
Провозглашение, конституционное закрепление и обеспечение категории социальноэкономических прав является неоспоримой заслугой именно Советского государства, что признано мировым сообществом и оказало существенное влияние на выработку положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и других актов международного права в сфере прав человека.
Социально-экономические права стали результатом исторического развития отечественного конституционного законодательства советской эпохи. Первые советские конституции (Конституции РСФСР 1918 и 1925гг. и других советских республик, Конституция СССР 1924г.) не содержали в себе категории социально-экономических прав граждан. Это вполне объяснимо, поскольку в первые годы существования Советское государство находилось в сложном положении. Разрушенное за годы Первой мировой и Гражданской войн хозяйство, а также политика военного коммунизма привели страну в состояние экономического коллапса. В таких условиях закрепление в конституции социальноэкономических прав, а также их реальное обеспечение не представлялось возможным, хотя вопрос о них обсуждался при подготовке проекта Конституции РСФСР 1918 г.
Для материального обеспечения социально-экономических прав трудящихся было необходимо наличие у Советского государства общественных фондов потребления, формируемых за счет государственной собственности на средства производства при господстве социалистического сектора народного хозяйства, что было достигнуто только в начале 1930-х гг. Поэтому впервые социальноэкономические права нашли свое закрепление в Конституции СССР 1936 г.[1] (далее - Конституция), к ним, по мнению И.Е. Фарбера, относились: право на труд (ст. 118), связанные с ним права на отдых (ст. 119) и на материальное обеспечение (ст. 120); равноправие женщины с мужчиной (ст. 122); право на образование (ст. 121); право личной собственности и ее наследования (ст. 10 и 7) [2. С. 82]. Социально-экономические права граждан открывали главу Х Конституции, посвященную правам и обязанностям советских граждан. То, что данная категория была расположена на первом месте, объясняется марксистско-ленинской идеологией, которая исходит из того, что только наличие экономических прав является предпосылкой существования иных прав граждан, в том числе политических, культурных, личных.
Именно социально-экономические права гарантируют свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки и др. [3. С. 17]. Такой подход был сохранен и в Конституции СССР 1977 г.
Но, несмотря на приоритет, отданный социально-экономическим правам по сравнению с другими, в период конца 1930 - начала 1950-х гг. следует отметить существенные затруднения в их обеспечении.
В результате индустриализации и коллективизации были ликвидированы последние сохранившиеся в период НЭПа эксплуататорские классы: городская и сельская буржуазия (кулачество). Как отметил И.В.Сталин, подводя итоги всенародного обсуждения проекта Конституции, «теперь наше общество состоит исключительно из свободных тружеников города и деревни - рабочих, крестьян, интеллигентов» [4].
Однако по нормам Конституции положение советских граждан оставалось неравным, и далеко не все социальные группы могли пользоваться правами, закрепленными в Конституции. Так, нормы о
праве на отдых (ст. 119) и материальное обеспечение (ст. 120) были прямо адресованы только рабочим и служащим, в то время как большинство населения в эти годы продолжало составлять крестьянство. Это было обусловлено необоснованно затянувшейся политикой Советского государства, направленной на утверждение диктатуры пролетариата. Кроме того, многие из социальноэкономических прав в предвоенные, военные и первые послевоенные годы не могли быть реально обеспечены в условиях усиления интенсивности труда и мобилизации всех ресурсов.
Рассмотрим первоначально, как на данном этапе обеспечивалось одно из основополагающих прав, которым всегда гордились советские идеологи разных лет - право на труд, противопоставлявшееся праву на труд в буржуазных странах. Постоянно указывалось на то, что буржуазные конституции не могут обеспечить своим гражданам право на труд, а капиталистическая система хозяйствования не способна ликвидировать безработицу, что обрекало миллионы трудящихся буржуазных стран на вечный страх потерять работу, голод и нищету. Социалистическая же плановая система ведения хозяйства, напротив, начиная с первой половины 1930-х гг., испытывала постоянный дефицит рабочей силы, и это, конечно, был неоспоримый факт.
Вместе с тем в рассматриваемый период говорить о труде как о праве советских граждан весьма проблематично, труд являлся прежде всего обязанностью, подтверждением тому могут служить нормы текущего законодательства данного периода, в соответствии с которыми произошли весьма существенные отступления от конституционных норм, оставшихся при этом без изменений.
В Советском государстве сложилась практика отказа от материального стимулирования как главной меры поощрения производительности и качества труда, это было связано с экономией ресурсов, необходимых для иных целей. Поэтому стимулирование труда развивалось по иным направлениям: моральное поощрение и введение карательных норм.
К мерам морального поощрения труда относились благодарности, почетные грамоты, вывешивание фотографий на доске почета, переходящие знаки отличия (вымпелы, знамена) за трудовые достижения в определенный период - например, по итогам года, вводились государственные награды: ордена и медали. Были учреждены звание Героя Социалистического Труда, медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
Но более эффективными являлись, конечно, акты текущего законодательства, с помощью которых государство также «стимулировало» эффективность труда, вводя дополнительные ограничения и усиливая санкции за дисциплинарные правонарушения. Так, 26 июня 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» [5] увеличивалась (в нарушение ст. 119 Конституции) продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих всех предприятий и учреждений в среднем на 33 часа в месяц; запрещался самовольный уход с работы. За такой уход устанавливалась уголовная ответственность. Запрещался и переход с одного места работы на другое.
Указ строго выполнялся. Считалось, что чем больше лиц привлечено к ответственности, тем лучше работает администрация предприятия. Так, в июле 1940 г. в СССР было возбуждено более 200 000 дел по Указу. Из них народные суды рассмотрели 192 548 дел. Мероприятия по реализации Указа стали центральной работой органов юстиции в августе-сентябре 1940 г. В августе в народные суды СССР поступило 677 795 дел, в сентябре - 554 343. В отдельные суды в день поступало до 150 дел. В течение целого десятилетия больше половины всех дел народных судов, а в 1942-1947 гг. и военных трибуналов составляли трудовые преступления [6].
Намеченная в предвоенные годы тенденция на ограничение социально-экономических прав усиливается с началом Великой Отечественной войны. Так, уже 26 июня 1941г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» [7] руководителям предприятий было предоставлено право устанавливать для работников обязательные сверхурочные работы продолжительностью до 3 часов в день, что в условиях военного времени и нехватки рабочих рук в связи с массовой мобилизацией увеличило рабочий день до 11 часов в день. Очередные отпуска были отменены (нарушение ст. 119 Конституции).
Что касается положения крестьянства, то Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» [8] на время войны для трудоспособных колхозников были повышены обязательные минимумы трудодней: до 150 трудодней (что в 1,5 раза превышало довоенную норму), на членов семей колхозников в возрасте от 12
Д.Ю. Туманов
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
до 16 лет - не менее 50 трудодней. Постановление предусматривало наказание за неотработанный минимум трудодней в виде исправительно-трудовых работ на срок до 6 месяцев, а также лишения приусадебного участка.
Учитывая изложенное, можно отметить, что изменения законодательства поставили всех трудящихся в такое положение, что говорить о возможности реализации ими права на труд (а также на отдых) не приходится.
После окончания войны чрезвычайные меры принуждения к труду постепенно отменялись. Были восстановлены ежегодные отпуска, выплачены компенсации за неиспользованные в военные годы отпуска, отменены обязательные сверхурочные часы работы, трудовые мобилизации. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1956 г. «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины» [9] отменялась уголовная ответственность за нарушения трудовой дисциплины и устанавливалась дисциплинарная.
Положения ст. 120 Конституции впервые закрепляли право советских граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и нетрудоспособности, поскольку материальная база для этого уже была сформирована: частная собственность была практически полностью ликвидирована, а экономическую основу составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, что также закреплялось в Конституции (ст. 4).
Однако нормы ст. 120 в значительной мере носили декларативно-программный характер. Первое время пенсии по старости были настолько мизерными, что рабочие и служащие предпочитали работать и не выходить на пенсию до последней возможности. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1940 г. в народном хозяйстве было занято 34 млн. рабочих и служащих, а пенсию получали лишь 0,2 млн. человек [10. С. 52-53].
Основной гарантией конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и при потере трудоспособности являлось социальное страхование рабочих и служащих за счет государства. Как уже отмечалось, это конституционное право не гарантировалось большинству населения страны - колхозному крестьянству.
Фонд социального страхования для рабочих и служащих образовывался в основном из средств государственной собственности и сам являлся при этом государственной собственностью. Все государственные и общественные предприятия и учреждения уплачивали взносы в фонд социального страхования, из этого не делалось никаких исключений.
Фонды материальной помощи нетрудоспособным колхозникам: инвалидам, старикам, а также временно потерявшим трудоспособность, формировались в каждом колхозе самостоятельно в размере не свыше двух процентов валовой продукции колхоза (п. «в» ст. 9 Примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 февраля 1935 г. [11]).
Существенная разница между пенсионным обеспечением в порядке социального страхования рабочих и служащих и пенсионным обеспечением колхозников сохранялась до 1956 г.
14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях» [12], в соответствии с которым было намечено сближение обеспечения пенсиями за счет колхозных фондов и государственными пенсиями.
Согласно специальным постановлениям правительства СССР (постановления Совета Министров СССР от 7.08.1957 г. № 946; от 20.07.1964 г. № 622; от 11.01.1966 г. № 23; от 15.06.1967 г. № 540) пенсии по возрасту назначались и членам колхозов (председателям и специалистам, имеющим высшее или среднее специальное образование, главным бухгалтерам и механизаторам, некоторым другим работникам творческого труда) на условиях Закона 1956 г. [13. С. 5]
В ряде колхозов были разработаны положения о пенсионном обеспечении колхозников, в которых основания и нормы обеспечения устанавливались аналогично тому, что предусматривал Закон «О государственных пенсиях».
Новое пенсионное законодательство существенно улучшило пенсионное обеспечение граждан, во второй половине 1950-х гг. пенсии получали уже около 18 млн. человек. Существенно был повышен размер пенсий, так, если в 1955 г. население получало от государства пенсий на сумму 30 100 млн. руб., то в 1957г. - 57 900 млн. руб., то есть почти в два раза больше [14. С. 39].
Таким образом, следует констатировать, что до середины 1950-х гг. уровень обеспечения социально-экономических прав советских граждан был относительно невысок, на то были как объективные
причины, вызванные военным состоянием СССР, так и субъективные, обусловленные коммунистической идеологией. Классово обусловленный подход к субъектам социальных прав долгое время лишал должного уровня социальной защищенности колхозное крестьянство, которое полностью было уравнено в конституционных правах с рабочим классом лишь с принятием Конституции СССР 1977 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Утверждена Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК Союза СССР и ВЦИК. 1936. №283.
2. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 190 с.
3. Аграновская Е.В., Витрук Н.В., Завадская Л.Н. и др. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Наука, 1983. 264 с.
4. Материалы к итогам всенародного обсуждения проекта Конституции СССР. Национальный архив Республики Татарстан. Р. 732. Оп. 1. Д. 2978. Л. 1-3.
5. О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. №20.
6. Кодинцев А.Я. Осуществление правовой политики Советского государства органами юстиции при проведении кампании по реализации Указа ПВС СССР от 26 июня 1940 года // Право и политика. 2007. №10.
7. О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. №30.
8. О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942г. // СП СССР. 1942. №4. Ст. 61.
9. Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1956г. // Ведомости ВС СССР. 1956. №10. Ст. 203.
10. Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг.: учеб. пособие для высшей школы. М.: Междунар. отношения, 1998. 232 с.
11. Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Принят постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 февраля 1935г. // СЗ СССР. 1935. №11. Ст. 82.
12. О государственных пенсиях: Закон СССР от 14 июля 1956г. // Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313.
13. Тучкова Э.Г. Пенсионное обеспечение в СССР (Особенная часть советского пенсионного права). М.: ВЮЗИ, 1988. 75 с.
14. Горшенин К.П. Беседы о Советской Конституции. М.: Сов. Россия, 1958. 77 с.
Поступила в редакцию 20.01.12
D.Yu. Tumanov
The enforcement problems of social and economic constitutional laws of citizens of the USSR in 1930 - 1950th
The article considers the role of the Soviet state in the declaration and constitutional vesting of the social-and-economic rights. The paramount position of the given category of the rights of the Soviet citizens in the general system of constitutional laws and freedoms in the USSR is proved. The basic problems in vesting of the social and economic rights during the period 1930 -1950th are characterized.
Keywords: constitutional laws, the social and economic rights, enforcement of the rights, the right for work, the right for rest, the right for maintenance.
Туманов Дмитрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, доцент
Филиал Казанского (Приволжского) федерального
университета в городе Набережные Челны
423812, Россия, г. Набережные Челны,
просп. Сююмбике, 10А
Tumanov D.Yu., candidate of law, associate professor The Kazan (Privolzhsky) Federal University branch in Naberezhnye Chelny
423812, Russia, Naberezhnye Chelny, Sjujumbike av., 10A