МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X
скрывается правовой беспредел, абсолютное бессилие правоохранительных органов. В подобных условиях, права человека не обеспечиваются и не охраняются, в связи с чем огромное число местных жителей предпочитает попросту иммигрировать в соседние государства.
Во всех квазигосударствах декларируется, обеспеченный правом, приоритет прав человека. В то же время, фактических усилий квазигосударства недостаточно для полноценной обеспеченности прав и свобод человека на их территории. Необходимо, этому вопросу уделять более пристальное внимание, создать эффективный механизм защиты нарушенных прав и сформировать систему адекватных мер ответственности. Помимо прочего, слабость правозащитных структур, их незаинтересованность в поддержании законности и правопорядка, саботирует весь арсенал существующих правовых норм, регламентирующих процесс охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, квазигосударствам предстоит пройти долгий путь в достижении цели установления на своей территории верховенства закона.
Список использованной литературы: 1.http: //www .un.org/ru/icj /inaction. shtml
© Бердегулова Л.А., 2016
УДК 34
Гунькин Алексей Николаевич
магистр 2 курса кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС ( Российская Федерация, г. Орел)
e-mail: [email protected] Фомина Мария Геннадиевна канд.полит.наук, доцент
кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС ( Российская
Федерация, г. Орел) e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Аннотация
Автор статьи анализирует положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» устанавливающие полномочия членов общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в местах принудительного содержании.
Ключевые слова
Гражданское общество, общественный контроль, места принудительного содержания.
PROBLEMS OF PUBLIC CONTROL IN PLACES OF DETENTION
Annotation
The author analyzes the provisions of the Federal Law "On the basis of social control in the Russian Federation" and "On public control over ensuring human rights in places of detention and on the assistance of persons in places of detention" setting powers of the Public Monitoring Commission in the implementation of public control places of detention.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Keywords
Qvil society, social supervision, detention places.
Создание эффективной системы общественного контроля в местах принудительного содержания лиц на всей территории Российской Федерации немыслимо без участия институтов гражданского общества, создаваемых с целью защиты их прав и законных интересов. Поэтому нельзя не согласиться с мнением О.Е. Кутафина в том, что «в условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране необходимо конституционное закрепление основ их свободного саморазвития»[10]. В Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме гражданами Российской Федерации в 1993 г., нашли свое конституционное закрепление основы конституционного строя Российской Федерации и иные положения, создающие правовую базу для формирования в России гражданского общества [1], способного осуществлять общественный контроль за государственной властью, включая полицию, органы оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, а также органы, осуществляющие исполнение наказаний. Тем не менее современная отечественная правоприменительная практика создания действенных институтов гражданского общества в России показала, что этот процесс не станет быстрым и сопровождается серьезным сопротивлением со стороны государства и противоречиями между вновь создаваемыми в Российской Федерации общественными институтами и органами государственной власти. Для формирования в условиях России развитого гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства, что в полной мере относится к проблемам защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания [11].
Следует констатировать, что в Российской Федерации создана система общественного контроля в местах принудительного содержания, к которым относятся:
- исправительные и воспитательные колонии;
- тюрьмы;
- лечебные исправительные учреждения;
- следственные изоляторы;
- изоляторы временного содержания;
- дисциплинарные воинские части.
Законодатель устанавливает несколько видов контроля в местах принудительного содержания. В-первую очередь речь идет о судебных органах власти. Так в статьей 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора. Во-вторых, следует отметить ведомственный контроль, закрепленный статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.
В-третьих, статья 22 устанавливает, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
В-четвертых, статья 23 закрепляет право участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а так же содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации [2]. По мнению С.В. Калашникова и В.Н. Белика в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
вышеуказанных частях статьи 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации изначально скрыто противоречие, которое «размывает» понятие и смысл общественного контроля. Поэтому необходимо заменить формулировку «оказывают содействие» на «участвуют», так как это больше соответствует сути и повышает значимость общественного движения, а также конкретизирует статью 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части полномочий общественных объединений в сфере контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Полномочия членов общественной наблюдательной комиссии определены статьей 16 этого Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:
- в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка. Члены общественной наблюдательной комиссии вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности лиц, иные помещения мест принудительного содержания, за исключением объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие администраций мест принудительного содержания;
- беседовать с лицами находящимися в местах принудительного содержания (за исключением подозреваемых и обвиняемых), в условиях и в порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места принудительного содержания видеть их и слышать, и в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
- в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии;
- обращаться по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [3].
Статьей 18 прим. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлен порядок проведения беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей. Проведение такой беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть их и слышать [4].
Пунктом 11 приказа Минюста Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [5], п. 95 приказа Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» [6] и п. 17 приказа Минюста Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» [7] установлено право осужденных на обращение в общественные объединения, а также устанавливается трехсуточный (трехдневный) срок для направления обращений адресату.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы члена ми общественных наблюдательных комиссий» установлен порядок посещения исправительных учреждений при осуществлении общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий [8]. Также при Федеральной службе исполнения наказаний с 2007 года действует Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, одной из целей которого является защита прав и законных интересов осужденных. В состав Совета входят представители международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий, а также граждане Российской Федерации, оказывающие содействие в деятельности УИС. На организационном заседании Совета открытым голосованием избираются председатель Совета, его заместитель (заместители) и секретарь. Основной целью Совета является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом основных мероприятий, составленным на год, утвержденным председателем Совета и согласованным с руководством ФСИН России. Однако, несмотря на то, что деятельность данного Общественного совета многообразна, необходимо придать этой деятельности определенные практические полномочия, связанные с общественным воздействием на администрацию мест принудительного содержания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 год. В соответствии с главой 6 указанного распоряжения «Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы» в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:
- обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;
- принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
- взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;
- расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;
- повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
- активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
- привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;
- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов [9].
Итак, можно предположить, что формальное создание системы общественного контроля все же состоялось, эффективность деятельности этого института, как и эффективность деятельности всего гражданского общества по контролю за соблюдением прав и свобод личности в Российской Федерации, еще неудовлетворительны. Причиной этого является то, что общественные объединения на федеральном уровне формируются непосредственно самими органами федеральной исполнительной власти, в том числе и теми, в местах принудительного содержания которых должен осуществляться общественный контроль. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗРФ. 04.08.2014.№ 31. ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗРФ. 13.01.1997. № 2. ст. 198.
3. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗРФ. 16.06.2008. № 24. ст. 2789.
4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СЗРФ. 17.07.1995. № 29. ст. 2759.
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2005 N 7161) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 47. -21.11.2005.
6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 21.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 № 7139) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -№ 46. -14.11.2005.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311 (ред. от 23.08.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2006 № 8375) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -№ 44. - 30.10.2006.
8. Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий: Приказ ФСИН РФ от 28.11.2008 № 652 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.01.2009 № 13060) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 4. - 26.01.2009.
9. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗРФ. 25.10.2010.№43. ст. 5544.
10. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 78.
11. Калашников, С.В., Белик, В.Н. О проблемах обеспечения общественного контроля в местах принудительного содержания // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 7. - С. 65-68.
© Гунькин А Н., Фомина М.Г., 2016
УДК 34
Калитин Евгений Валерьевич, магистр 3 курса кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС
(Российская Федерация, г. Орел) e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье на основе законодательства Центрального федерального округа проанализированы правовые гарантии деятельности органа территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова
Орган территориального общественного самоуправления, местное самоуправление.
В соответсвии с устоявшимся мнением слово «гарантия» имее несколько значений. Так С.И. Ожегов по гарантиями понимает «ручательство, поруку в чем-нибудь,обеспечение»п. В советской юридической доктрине гарантии рассматривались как совокупность условий реализации и средств защиты, обеспечивающих фактическую реализацию прав и свобод человека и всестороннюю их охрану12. В данной трактовке гарантии представляются как своеобразные позитивные факторы действительности и обеспечительные условия, под которыми понимается благоприятный режим, условия реализации конституционных прав и свобод. Причем отмеченные условия «образуют внешнюю социальную среду деятельности каждого человека, и они не зависят от воли и желания человека, ибо коренятся в общественном
11 Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М., 1990. - С. - 130.
12 Витрук, Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. - 1964. - № 4.