УДК 340, 343 ББК 67.0, 67.3, 67.7.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙНЫ И ЕЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА АЛЕХИНА,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Тамбовского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Научные специальности 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве; 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
E-mail: olga-255@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются проблемы обеспечения и уголовно-правовой охраны правового режима нотариальной тайны; предлагается специальными нормами УК РФ установить уголовную ответственность непосредственно за нарушение нотариальной тайны. Сделан вывод о необходимости расширения круга субъектов указанного преступления. В связи с возможным принятием Федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ предложено в структуре уголовного закона выделить отдельную главу «Преступления в сфере нотариальной деятельности», объединяющую уголовно-правовые нормы, обеспечивающие охрану общественных отношений, возникающих по поводу организации и осуществления нотариальной деятельности.
Ключевые слова: нотариальная тайна, нотариус, нотариальное действие, уголовно-правовая охрана, уголовная ответственность.
Annotation. The article analyzes the problems of security and criminal law protection of legal regime of the notary secrecy; proposed special regulations of the criminal code to establish criminal liability for violation of notarial secrecy. The conclusion about the need to expand the circle of entities of the specified crime. In connection with the possible adoption of the Federal law on notaries and notarial activity in the Russia Federation proposed in the structure of the criminal law to provide a separate Chapter "crimes in the sphere of notarial activities", bringing together the criminal law, protecting public relations in the organization and implementation of notarial activities.
Keywords: notary secrecy, notary, notarial services, criminal law protection, criminal liability.
Соблюдение правового режима нотариальной тайны является важной гарантией законности нотариальной деятельности в РФ, условием эффективной защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц. Следует отметить, что нотариальной тайне как предмету уголовно-правовой охраны не уделяется достаточного внимания в науке уголовного права. Нотариальная тайна рассматривается учеными с уголовно-правовой точки зрения как вид профессиональной тайны. Нотариальная тайна включена в перечень сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (п. 4).1
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 13 июля .2015 г.),2 регулирующие вопросы организации и осуществления нотариальной деятельности в РФ, со-
держат ряд правовых норм, указывающих на необходимость соблюдения режима нотариальной тайны:
• принося присягу, нотариус, впервые назначенный на должность, принимает на себя обязанность хранить профессиональную нотариальную тайну (ст. 14);
• обязанность хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, прямо названа в числе обязанностей, характеризующих правовой статус нотариуса (ст. 16);
• сохранять тайну совершения нотариальных действий обязаны должностные лица нотариальной палаты, так как они имеют полномочия истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) сведения о совершенных нотариальных действиях,
документы, касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности (ст. 28).
Однако, понятие нотариальной тайны, перечень субъектов, пределы, механизм ее обеспечения и охраны являются весьма дискуссионными и проблемными вопросами.
Законодатель не представил перечень того, какие именно сведения, ставшие известными в связи с совершением нотариальных действий, должны храниться в тайне. Так, по мнению С.П. Гришаева, из смысла статьи ст. 16 Основ вытекает, что нотариальная тайна распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу и иному субъекту в связи с осуществлением нотариальной деятельности (например, о личной жизни обратившегося гражданина и членах его семьи, о составе его имущества, предполагаемых действиях и т.д., представленные в устной или письменной форме).3 И.Соловьев относит к таким сведениям информацию, содержащуюся в реестре для совершения нотариальных действий и (или) в нотариально оформленных документах, а также иную информацию, полученную нотариусом в процессе оказания юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий4. По мнению С.Н. Братановского, в содержание нотариальной тайны могут входить как персональные данные лица, так и информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью5.
По нашему мнению, обязанность сохранения нотариальной тайны распространяется не только на субъектный состав, вид и содержание нотариального действия, его результат и соответствующие правовые последствия, но и на сам факт обращения конкретного лица с просьбой о его совершении, а также персональные данные обратившегося лица и любую информацию, которую он сообщил в ходе совершения нотариального действия.
Что касается субъектов нотариальной тайны, то по данному вопросу также отсутствует единство мнений. Например, Е.А. Зверева считает, что нотариальной тайной «именуются сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, в частности информация о лице, обратившемся за нотариальной услугой; о характере нотариальной услуги; о содержании документов; о третьих лицах, упомянутых при обращении и др.»6, т.е. по мнению цитируемого автора, носителем нотариальной тайны является только нотариус, с чем нельзя согласиться.
Мы полагаем, что субъектами, обязанными хранить нотариальную тайну, являются лица, которых условно можно подразделить на следующие группы:
• непосредственно осуществляющие нотариальные действия — нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица консульских учреждений и должностные лица органов местного самоуправления, которым предоставлено право при
определенных условиях совершать отдельные нотариальные действия; лица, временно заменяющие отсутствующего нотариуса;
• обладающие доступом к сведениям, составляющим нотариальную тайну, вследствие служебного положения и (или) трудовой деятельности — стажеры и помощники нотариуса; лица, работающие в нотариальной конторе (секретарь, консультант, технический персонал и др.), должностные лица нотариальной палаты, консульского учреждения, органа местного самоуправления, а также должностные лица государственных органов, осуществляющие контрольные полномочия в отношении субъектов, включенных в первую группу (в том числе должностные лица органов юстиции, налоговых органов);
• граждане, участвующие в ходе нотариального производства в качестве представителей, рукоприкладчиков, исполнителей завещания, свидетелей, сурдо-переводчики.
Кроме того, по нашему мнению, перечень названных субъектов должен быть расширен за счет включения в него лиц, обучающихся в учебных заведениях и направленных для прохождения соответствующего вида учебной, производственной, преддипломной и иной практики в нотариальную контору, нотариальную палату или организацию, входящую в выше указанный перечень. Формально студенты не относятся ни к одной из названных выше групп субъектов. Между тем, студенты, проходящие практику в нотариальной конторе или нотариальной палате, фактически получают доступ к текущим документам, а также могут работать с архивом, присутствовать в процессе совершения нотариальных действий, что обусловлено целями и программой соответствующего вида практики. В связи с этим, по нашему мнению, они должны нести юридическую ответственность за нарушение режима нотариальной тайны. Целесообразно предусмотреть в законодательстве четкий механизм оформления их допуска к данной информации и последствия нарушений ими режима нотариальной тайны.
Содержание права на нотариальную тайну составляют правомочие требовать от обязанных лиц не раскрывать соответствующую информацию, а также правомочие предоставить информацию (или ее часть) в случаях, прямо предусмотренных законом. Случаи, допускающие исключения из установленного запрета разглашения сведений, составляющих нотариальную тайну, указаны непосредственно в Основах законодательства о нотариате:
• в части 3 статьи 5 — сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия;
• в части 4 статьи 5 — справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия
в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов (указание на судебных приставов-исполнителей включено Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №225-ФЗ);
• в части 2 статьи 16 — суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия;
• в части 1 ст. 28 — нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в т.ч. и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
Однако, на практике применение указанных правовых норм вызывает значительные проблемы, что связано в первую очередь с отсутствием четкой регламентации действий нотариуса по представлению правоохранительным и другим органам сведений, содержащих нотариальную тайну. С другой стороны регламентация объема полномочий данных органов и порядка их реализации во взаимоотношениях с нотариусом отличается наличием значительных коллизий и пробелов в законодательстве.
Так, действующая редакция ч. 4 ст. 5 Основ не соответствует позднее принятым кодексам и федеральным законам, устанавливающим круг полномочий упомянутых в ней органов. В частности, прокурор после вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»7 утратил право иметь в своем производстве уголовные дела8. Утверждение о том, что в «производстве прокурора находится гражданское дело» с точки зрения действующего процессуального законодательства также представляется некорректным, хотя в случаях, установленных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд.9
В результате буквального толкования ч. 4 ст. 5 Основ (где использован оборот «в связи с находящимися в их производстве» делами) можно сделать вывод о том, что прокурор не имеет право запрашивать у нотариусов информацию, составляющую нотариальную тайну. С другой стороны, ч. 1 ст. 22 Федерального за-
кона от 17 января 1992 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что «...прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе. требовать от руководителей. органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений».10 В этой ситуации возникает коллизия норм. Нотариус, получивший запрос о предоставлении информации, составляющей нотариальную тайну, оказывается в весьма затруднительном положении. В большинстве случаев нотариусы понимают, что лишение прокурора данного права ставит под сомнение эффективность реализации его полномочий в целом. Однако, с другой стороны, они сами не должны допускать нарушений тех специальных норм, которые регулируют нотариальную деятельность и устанавливают гарантии защиты прав и свобод граждан, юридических лиц.
Помимо прокурора в числе органов, имеющих право потребовать справки о нотариальных действиях, ч. 4 ст. 5 Основ упоминает также органы следствия. Статья 151 УПК РФ относит к ним следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ, следователей органов Федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел России и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом в статье 5 Основ не названы органы дознания, которые в силу УПК РФ также имеют полномочия осуществлять процессуальные действия в рамках возбужденного уголовного дела. К ним относятся дознаватели органов внутренних дел, пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов, органов Госпожнадзора Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Сложившуюся ситуацию мы оцениваем как пробел, который нуждается в устранении.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ч. 4 ст. 5 Основ в качестве важнейшего условия раскрытия нотариусом информации, составляющей нотариальную тайну, называет то, что в производстве указанных правоохранительных органов находится возбужденное уголовное дело. Таким образом, при буквальном толковании данной нормы можно заключить, что на поступивший запрос о предоставлении информации на этапе предварительной проверки до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела нотариус должен ответить отрицательно. Между тем, во всех без исключения федеральных законах, регламентирующих организацию и деятельность названных выше правоохранительных органов, закрепляется их право на получение информации, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Коллизионная ситуация, сложившаяся по данному во-
просу в законодательстве, приводит фактически на практике «к замкнутому кругу»: нотариус не может предоставить информацию без возбужденного уголовного дела, а должностное лицо правоохранительного органа не может возбудить уголовное дело без данной информации, поступившей от нотариуса.
В некоторых ситуациях работники правоохранительных органов требуют от нотариусов письменных объяснений по тем или иным вопросам их профессиональной деятельности (в том числе на этапе проведения проверки по сообщениям об административных правонарушениях и о преступлениях). Действительно, закон предоставляет им право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения. Однако в случае, когда объяснение касается сведений, содержащих нотариальную тайну, нотариус обязан отказаться от дачи таких объяснений на основании ст. 5 и 16 Основ. На практике это существенно затрудняет деятельность указанных должностных лиц правоохранительных органов. Тем не менее, в настоящее время такие коллизии должны решаться, по нашему мнению, в пользу специальных для нотариуса норм — Основ законодательства РФ о нотариате.
Помимо этого, в законе не указано — какие сведения должен содержать запрос должностного лица об истребовании у нотариуса информации, составляющей нотариальную тайну. Наличие в законе такого перечня создало бы дополнительные гарантии соблюдения режима нотариальной тайны и предостерегло бы нотариуса от его нарушения. По нашему мнению такой запрос должен иметь как минимум следующие реквизиты: сведения о лице, запрашивающем информацию, включая его должность, его подпись, которая удостоверяется печатью организации, номер уголовного дела, находящегося в производстве правоохранительного органа, краткая фабула дела, какие именно сведения запрашиваются, за какой период и т.п.
В связи с этим совершенно очевидно, что нормы ч. 4 ст. 5 Основ должны быть приведены в соответствие с иными законодательными актами и содержать четкие предписания о субъектах, условиях и порядке предоставления информации, составляющей нотариальную тайну.
Сохранность нотариальной тайны помимо прочих средств обеспечивается механизмом юридической ответственности за ее разглашение. В зависимости от характера нанесенного ущерба частный нотариус может быть привлечен к административной или уголовной ответственности (ст. 13.14 КоАП РФ11, ст. 202 УК РФ12). По иску заинтересованных лиц в случае умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии нотариус может быть привлечен и к имущественной ответственности (ст. 17 Основ).
Следует отметить, что самостоятельный состав преступления, посягающего на указанные выше обще-
ственные отношения, в УК РФ отсутствует. Уголовная ответственность непосредственно за нарушения нотариальной тайны специальными нормами уголовного закона не установлена. Уголовно-правовая квалификация содеянного зависит от статуса нотариуса, допустившего разглашение нотариальной тайны: либо по ст. 202 УК РФ в случае злоупотребления полномочиями частнопрактикующим нотариусом, либо ст. 285 — при злоупотреблении полномочиями государственным нотариусом и другими должностными лицами. Таким образом, в связи с отсутствием специальной нормы разглашение нотариальной тайны охватывается составом преступления — злоупотребление полномочиями, который является материальным. Между тем, разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ независимо от наступления последствий, а также наличия специальных цели и мотивов. Следует согласиться с мнением А.И. Чучаева и О.В. Филипповой о том, что такое положение необоснованно и ограничивает потенциал уголовно-правовых средств охраны нотариальной тайны.13 Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые полагают, что данный состав преступления должен быть формальным.
Кроме того, как справедливо отмечается в лите-ратуре,14 возникает парадоксальная ситуация в случае разглашения нотариальной тайны по неосторожности: государственный нотариус будет нести уголовную ответственность на основании ст. 293 УК РФ (Халатность), а совершение аналогичного деяния частнопрактикующим нотариусом вовсе не образует состава преступления. Указанное можно оценить как недостаток уголовного закона, препятствующий эффективной охране соответствующих отношений уголовно-правовыми средствами. В частности, О.М. Сычев отмечает необходимость принятия изменений, касающихся конкретизации механизма правовой защиты вверенной нотариусу информации и снятия с него ответственности за предоставление информации лицам, имеющим право на ее получение.15
Имеются серьезные пробелы в уголовно-правовой охране нотариальной тайны в случае, если она разглашена субъектами, которых мы отнесли ко второй группе — а именно стажерами и помощниками нотариуса, лицами, работающими в нотариальной конторе (секретарь, консультант и др.), работниками нотариальной палаты, персоналом консульских учреждений и т.п. В большинстве случаев их деяния вовсе не образуют состава преступления, а интересы потерпевшего лица не получают уголовно-правовую защиту.
По нашему глубокому убеждению следует конкретизировать и расширить состав субъектов, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за нарушение режима нотариальной тайны, установив в
законе их исчерпывающий перечень.
Помимо вышеуказанного, нельзя обойти вниманием еще одну «зону риска» в рамках осуществления нотариальной деятельности, на которую в своих работах обращают внимание ученые и практики — это обеспечение безопасности электронного документооборота, в том числе при обработке и хранении большого объема конфиденциальной информации имущественного и личностного характера, что позволяет гарантировать сохранность нотариальной тайны. С развитием 1Р-технологий особенно тщательно следует подойти к организации электронного общения между нотариусами, государственными органами и иными организациями (например, Росреестром, Сбербанком России и др.), обмену информацией, документами и разработать систему защиты от незаконного получения информации, подделке документов, электронных подписей нотариусов, уничтожению информации и т.д. Так, следует согласиться с О.В. Моисеевой, что при формировании нотариальной практики с привлечением новейших достижений технического прогресса огромное значение имеет разработка системы мер по охране и защите конфиденциальной информации, являющейся предметом нотариальной тайны, что, в свою очередь, является одной из перспектив взаимодействия нотариата и правоохранительных органов.16
В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации. Данный законопроект призван более четко урегулировать вопросы организации и осуществления нотариальной деятельности, правовой статус нотариуса, включая отказ от института государственного нотариата, регламентацию порядка производства нотариальных действий, в том числе правовой режим обеспечения нотариальной тайны. В связи с ликвидацией государственного нотариата не будут применяться те статьи УК РФ, где государственный нотариус предусмотрен как специальный субъект преступления. В результате принятия названного Федерального закона допустимо прогнозировать существенное изменение правовых основ нотариальной деятельности, ее субъектов, а также содержания общественных отношений, являющихся объектом уголовно-правовой охраны в данной сфере. По нашему мнению, в связи с этим законодателю следует незамедлительно после вступления в силу нового Закона о нотариате пересмотреть ранее выработанные подходы по вопросам уголовной ответственности за преступления, связанные с нотариальной деятельностью в целом, в том числе по проблеме обеспечения охраны нотариальной тайны, распространить ее не только на нотариуса, но и на иных лиц, имеющих законный доступ к конфиденциальным сведениям.
С учетом изложенного предлагаем в структуре УК РФ выделить отдельную главу «Преступления в сфере нотариальной деятельности», объединяющую
уголовно-правовые нормы, обеспечивающие охрану общественных отношений, возникающих по поводу организации и осуществления нотариальной деятельности. В данную главу, по нашему мнению, в качестве отдельной следует включить статью, предусматривающую уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих нотариальную тайну. Указанное, по нашему мнению, будет способствовать повышению эффективности уголовно-правовой защиты общественных отношений, связанных с осуществлением нотариальной деятельности в РФ.
1 Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №10. Ст. 1127.
2 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-! (ред. от 13.07.2015) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №10. Ст. 357.
3 Гришаев С.П. Право на неприкосновенность частной жизни // Гражданин и право. 2012. №11, 12.
4 Соловьев И. Правовой режим доступа к нотариальной и журналистской тайне // Налоговый вестник. 2012. №6.
5 Братановский С.Н. Правовые режимы и соотношение служебной и профессиональной тайны // Гражданин и право. 2013. №1.
6 Зверева Е.А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. - М.: Юстицинформ, 2008.
7 Федеральный закон от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2007. №24. Ст. 2830.
8 Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России : лекция. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2006. С. 48; Осокин Р. Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 199-203; Осокин Р. Б. К вопросу о роли органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям против общественной нравственности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 254-257.
9 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июля 2015 года №264-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002. №46. Ст. 4532.
10 Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015 г. №269-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992. №8. Ст. 366.
11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изм. и доп. от 14.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002. №1 (часть I). Ст. 1.
12 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изм. и доп. от 16.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996. №25. Ст. 2954.
13 Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны: монография. Москва:
Проспект, 2013. С. 106.
14 Рожнов А.А. Профессиональная тайна в уголовном праве России (история и современность) / Отв. ред. А.И. Чучаев. Ульяновск, 2002. С. 111; Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны: монография. Москва: Проспект, 2013. С. 106 и др.
15 Сычев О.М. Комментарий законодательства и судебной практики о деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, и его статусе. 2010. С. 205.
16 Моисеева О.В. Перспективы развития нотариальной практики с использованием новейших электронных технологий // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: сборник научных трудов. — Саратов: ПАГС им. П.А.Столыпина, 2011. С. 177.
Литература
1. Братановский С.Н. Правовые режимы и соотношение служебной и профессиональной тайны // Гражданин и право. 2013. № 1. С. 13-23.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июля 2015 года №264-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002. №46. Ст. 4532.
3. Гришаев С.П. Право на неприкосновенность частной жизни // Гражданин и право. 2012. №11. С. 2427; № 12. С. 11-29.
4. Зверева Е.А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. М.: Юстицинформ, 2008. 400 с.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изм. и доп. от 14.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002. №1 (часть I). Ст. 1.
6. Моисеева О.В. Перспективы развития нотариальной практики с использованием новейших электронных технологий // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право: сборник научных трудов.- Саратов: ПАГС им. П.А.Столыпина, 2011. С. 174-180.
7. Основы законодательства Российской Федера-
ции о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 13.07.2015) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №10. Ст. 357.
8. Осокин Р. Б. К вопросу о роли органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям против общественной нравственности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 254-257.
9. Осокин Р. Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 199-203.
10. Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России : лекция. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 56 с.
11. Соловьев И. Правовой режим доступа к нотариальной и журналистской тайне // Налоговый вестник. 2012. №6. С. 60-69.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изм. и доп. от 16.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996. №25. Ст. 2954.
13. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №10. Ст. 1127.
14. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015 г. №269-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992. №8. Ст. 366.
15. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2007. №24. Ст. 2830.