Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения нормативной литературой ГНСС-измерений на железной дороге'

Проблемы обеспечения нормативной литературой ГНСС-измерений на железной дороге Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
180
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ / ГНСС / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / TRACK / GNSS / THE NORMATIVE DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жидов Виталий Михайлович

В настоящее время отсутствуют ведомственные нормативные документы, регламентирующие применение спутниковых геодезических приемников при выполнении геодезических работ в период строительства и ремонта железнодорожного пути. Применение систем автоматизированного управления дорожно-строительными механизмами на базе спутниковой геодезической аппаратуры так же не имеет нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Жидов Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ENSURING NORMATIVE LITERATURE GNSS-MEASUREMENTS ON THE RAILROAD

There are currently no administrative normative documents regulating the use of satellite geodetic receivers when performing geodetic works in the period of construction and repair of railroad tracks. Application of systems of automated management by road-building mechanisms on the basis of the satellite geodetic equipment has no normative base.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения нормативной литературой ГНСС-измерений на железной дороге»

УДК 528.2:528.4

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ГНСС-ИЗМЕРЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Виталий Михайлович Жидов

Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной геодезии, тел. (383)328-02-37, e-mail: [email protected]

В настоящее время отсутствуют ведомственные нормативные документы, регламентирующие применение спутниковых геодезических приемников при выполнении геодезических работ в период строительства и ремонта железнодорожного пути. Применение систем автоматизированного управления дорожно-строительными механизмами на базе спутниковой геодезической аппаратуры так же не имеет нормативной базы.

Ключевые слова: железнодорожный путь, ГНСС, нормативная документация.

PROBLEM OF ENSURING NORMATIVE LITERATURE GNSS-MEASUREMENTS ON THE RAILROAD

Vitaliy M. Zhidov

Siberian Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk, candidate of technical sciences, associate professor of department Engineering geodesy, tel. (383)328-02-37, e-mail: [email protected]

There are currently no administrative normative documents regulating the use of satellite geodetic receivers when performing geodetic works in the period of construction and repair of railroad tracks. Application of systems of automated management by road-building mechanisms on the basis of the satellite geodetic equipment has no normative base.

Key words: track, GNSS, the normative documentation.

Железная дорога имеет большую структуру, состоящую из множества подразделений, занимающихся различными направлениями в обеспечении процесса перевозок. Структурные подразделения, занимающиеся строительством и ремонтом железнодорожного пути, во время проведения строительно-монтажных работ выполняют различные геодезические работы, связанные как с разбивочными работами, так и с исполнительными съёмками.

В настоящее время использование спутниковой геодезической аппаратуры позиционирования для съёмки железнодорожного пути осуществляется при формировании опорных реперных сетей [1], определении длин рельсовых плетей [2], съёмке продольных профилей и плана станционных путей [3].

Выполнение любых работ должно осуществляться с учетом нормативных требований, определенных на государственном или ведомственном уровне. Работы, связанные с созданием, восстановлением и развитием опорных геодезических сетей различного назначения в той или иной степени имеют нормативную базу [4, 5]. Производство разбивочных работ при строительстве и ремонте железнодорожных путей осуществляется с учетом общих нормативных требо-

ваний в строительстве, и имеют рекомендации по применению оптических геодезических инструментов, таких как нивелир и теодолит.

Производство съёмок продольных профилей железнодорожных путей и планов железнодорожных станций, регламентируют методические указания [6, 7]. При этом в данных документах описываются требования к точности получаемых материалов, к составу снимаемых объектов пути и методики выполнения работ с использованием оптических геодезических приборов: нивелиров и теодолитов. Использование путеизмерительных тележек для съёмки пространственного положения железнодорожного пути осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Объем и качество информации, получаемые путеизмерительными комплексами, позволяют формировать новые отчеты, получать более детальную картину о состоянии пути. При этом на уровне ведомственных документов не разработаны возможные варианты представления и использования таких материалов.

Выполнение разбивочных работ в период строительства, ремонта и реконструкции железнодорожного пути с использованием ГНСС-оборудования, осуществляется в соответствии с инструкциями по эксплуатации используемого оборудования. Важным вопросом в производстве таких работ является контроль точности выполняемых операций. Осуществление такого контроля только по данным, предоставляемым специализированным программным обеспечением, сопровождающим процесс разбивочных работ, как показывает практика, не всегда является достаточным. Необходимо осуществлять дополнительный контроль. Документов, описывающих по каким методикам и в каком объеме, необходимо выполнять такие работы не существует.

В процессе выполнения строительно-монтажных и земляных работ использование дорожно-строительных машин, работающих под управлением автоматизированных систем на базе ГНСС-оборудования [8] или роботизированных тахеометров, становится более распространённым. Повышается качество, безопасность и скорость выполняемых работ, при этом снижаются затраты. Преимущества и достоинства такой техники позволяют перейти на новый качественный уровень выполнения строительных работ.

Появляется вопрос о нормативной литературе, регламентирующей такие работы. В настоящее время имеются требования, предъявляемые к ГНСС-оборудованию, электронным тахеометрам. Документов, рассматривающих такую автоматизированную систему как единое целое, и предъявляющих общие требования не существует.

Развитие систем автоматизированного управления дорожно-строительной техникой на базе ГНСС-оборудования указывает на необходимость совершенствования имеющейся нормативной литературы или создания новых специализированных документов, регламентирующих использование таких автоматизированных систем при производстве строительных работ. При этом требования должны охватывать вопросы, связанные с методиками проведения работ, точностью выполняемых работ, а также способами контроля.

Учитывая масштаб и скорость внедрения ГНСС-оборудования в производство разбивочных работ, выполнения исполнительных съемок, интеграцию с дорожно-строительными машинами, возникает необходимость в обеспечении единого координатного пространства как при формировании проектных решений по строительству и ремонту железнодорожного пути, так и обеспечения разбивочных и монтажных работ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Щербаков В.В. Специальная реперная железнодорожная система / Щербаков В.В., Жидов В.М., Макушинская М.В. // Геодезия и картография. - №12. - 2010. - С. 12-16.

2. Щербаков В. В., Жидов В. М. Применение ГНСС оборудования при определении длины рельсов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 43-45.

3. Жидов В. М. Геодезическая съемка железнодорожных путей с использованием АПК-«Профиль» // ГЕО-Сибирь-2006. Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 24-28 апреля 2006 г.). - Новосибирск: СГГА, 2006. Т. 1. - С. 121-122.

4. Руководство по созданию и реконструкции городских геодезических сетей с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS. М., ЦНИИГАиК, 2003. 182 с.

5. Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. М., ЦНИ-ИГАиК, 2002. 56 с.

6. Методические указания по составлению масштабных планов железнодорожных станций: ЦПТ 54/27: утв. ОАО «РЖД» 17.12.08. - 39 с.

7. Методические указания по составлению продольных профилей железнодорожных станций и перегонов: ЦПТ 54/26: утв. ОАО «РЖД» 17.12.08. - 47 с.

8. Щербаков В. В. Выправка пути при реконструкции и ремонте железнодорожных путей с использованием ГИС-технологий и ГНСС // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 14-20.

© В. М. Жидов, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.