ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Осипов А.В.
аспирант Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
г. Минск (Республика Беларусь) 7744222@tut.by
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация: статья посвящена изучению наиболее острых проблем взаимодействия органов государственной власти России и Республики Беларусь в сфере обеспечения межрегиональной безопасности. Показана политическая и экономическая зависимость Республики Беларусь от внешнеполитического курса Российской Федерации. Автором делается акцент на историко-правовых и культурных предпосылках развития межрегионального сотрудничества обеих стран в статусе Союзного государства.
В статье обосновывается важность разрешения текущих проблем обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в частности: несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами; острая энергетическая зависимость государства от поставок нефти и газа из России; преобладание устаревших технологий в производственной сфере без учета спроса на выпускаемую продукцию; применение иностранными государствами мер, препятствующих развитию экспортных операций национальных компаний.
В контексте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь большое значение имеет выбранная внеэкономическая стратегия, которая ориентирована на тесное сотрудничество в рамках единого экономического пространства, что автоматически снижает возможности интеграционных связей и развития торгово-экономического сотрудничества со странами Евросоюза. Аргументируется важная роль России в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь.
Ключевые слова: Республика Беларусь, Россия, Союзное государство, национальная безопасность, военный конфликт, терроризм, ОДКБ
Введение
Мировое сообщество в лице наиболее развитых и политически активных стран (США, Великобритании, Германии, Китая и других) реализуют цели своей внешней политики достаточно агрессивными мерами, что провоцирует возникновение так называемых «гибридных» угроз безопасности. Эти меры имеют различные проявления, которые одновременно включают несколько направлений. Так, активно реализуется стратегия ослабления страны за счет падения авторитета действующей администрации. Действие таких мер на практике можно было увидеть в Грузии, Молдавии, Румынии и Украине. Санкционные меры и сильное международное экономическое давление, направленное против действующей власти РФ, оказывают негативное влияние на ее социально-экономическое положение и международный статус. В силу длительного стратегического партнерства Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках функционирования Союзного государства, это деструктивно сказывается и на положении Беларуси.
Политические события, протекаемые в последнее десятилетие в странах постсоветского пространства, обусловили актуализацию постановки проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в контексте развития Союзного государства России и Беларуси.
Цель исследования указать на наиболее острые проблемы политического и социально-экономического характера обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Методы.
Выявление текущих проблем обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь позволит разработать адекватные меры по их устранению. Комплексные исследования в Республике Беларусь в данной сфере проводились политиками, военными и учеными, что позволило сформировать определенную теоретическую базу по совершенствованию механизма обеспечения национальной безопасности. Однако динамизм глобализационных и интеграционных процессов, стагнация белорусской экономики и изменение приоритетов в геополитике, вынуждают проводить больше аналитических исследований в контексте использования практического опыта обеспечения национальной безопасности. Еще 30 лет назад, когда вопросы национальной безопасности не стояли так остро, правительства стран ограничивались несколькими правоустанавливающими законами. Однако процессы информатизации и глобализации внесли свои коррективы и на современном этапе правовое регулирование национальной безопасности строиться на основе целого комплекса правовых актов, нормативного и локального характера.
Применение терминов, связанных с теорией безопасности, не основывается на их глубоком научном понимании. Наблюдается дефицит внимания со стороны законодателя к разработке и представлению к использованию, как понятийного нормативного материала, так и соотношения самих базовых понятий между собой. Понятия безопасности общества, личности и государства во многом пришли из международной политической теории. В частности, Д. Уильямс утверждал, что «безопасность является мощным политическим инструментом отстаивания приоритетных позиций в конкурентной борьбе»1. С. Макинда под безопасностью понимал «сохранение норм, правил, институтов и ценностей общества». Далее он утверждает, что все институты, принципы и структуры, связанные с обществом, в том числе и его люди должны быть защищены от «военных и невоенных угроз»2. Термин «сохранение» является важной составляющей этого определения, предполагает сознательные, целенаправленные и конкретные шаги и действия. Следовательно, восприятие национальной безопасности определяет действия руководящих структур для ее обеспечения.
Термин «национальная безопасность» исследовался известными западными политологами, такими как Г. Моргентау, Г. Киссинджер, З. Бжезинский. Наиболее известным исследованием в данном вопросе является труды Г. Моргентау. Он первый соединил национальную безопасность с большой политикой, проводя параллели национальных интересов и развития государства. Выводы ученого позволили включить в область национальной безопасности все особо важные интересы страны и политику государства. С его доводами соглашался Г. Киссинджер. Он указывал, что «политика национальной безопасности охватывает все сферы действия, с помощью которых то или иное общество стремится обеспечить свою жизнеспособность, а также осуществить свои задачи на международной арене». З. Бжезинский воспринимал национальную безопасность США как «экономическое, социальное, политическое, моральное могущество в этих и других областях»3.
Таким образом, в работах западных политологов в понятие национальной безопасности вкладывалось все более широкое содержание задач, суть которых сводится к способности государства защитить национальные ценности и интересы в конкретных внешних и внутренних условиях. В этом плане, на наш взгляд, универсальным видится мнение президента США Дж. Кеннеди, который считал, что «в политике Соединенных
1 Williams, P. D. ed. Security Studies: An Introduction, Routledge, UK, 2008.
2 Makinda, S. M. Sovereignty and Global Security, Security Dialogue, 1998, Sage Publications, Vol. 29(3) 29, P. 282.
3
Lucian-Tefan D. Security imaginary. A new perspective/ Security Identity, 2016.
Штатов нет отдельно взятой политики ни в обороне, ни в дипломатии, ни в разоружении -все они сведены в единую политику национальной безопасности»1.
Развитие взглядов на теорию национальной безопасности в России и Беларуси основывалось на представлениях о безопасности как целостной системе, функционирование которой может и должно осуществляться в интересах общества и дополняется необходимостью централизованного регулирования. При этом структуры централизованного регулирования, целенаправленно и системно обеспечивающие безопасность, начали формироваться еще в XX в., что определило множество подходов к пониманию «национальной безопасности». О.А. Бельков дает следующее определение: «национальная безопасность — это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности нации, гарантирующие ее выживание, свободное, независимое функционирование при сохранении своих фундаментальных ценностей и институтов и процветание»2. Известный российский ученый В.М. Александров под безопасностью понимает «совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способности отражать внешние и внутренние угрозы и действовать в соответствии с национальными интересами»3.
Таким образом, представления ученых и правоведов рассмотрены с различных точек зрения, которые варьируются в зависимости от задач и целей государства, а также общих направлений обеспечения защиты национальных интересов. Под национальными интересами следует понимать директивно установленные цели и задачи функционирования государства, определяемые его правительством. Причем национальными интересами выступают целый ряд потребностей (экономических, технических, политических, социальных, экологических и т.д.). При этом национальная безопасность определяется не только рисками и потенциальными угрозами, но также событиями повседневной жизни, которые могут быть малозаметными. Практические все ученые сходятся во мнении, что важнейшей базовой составляющей обеспечения национальной безопасности является создание адекватной системы регулирующих структур.
Результаты.
Установленные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь категории безопасности, позволяют выделить наиболее острые проблемы Республики Беларусь на 2019-2020 гг. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
Сфера безопасности Специфические черты
Политика - активизация оппозиционных движений; - снижение уровня доверия к работе государственных органов власти; - коррупция; - неэффективная система взаимодействия общества и политической власти.
Экономика - развитие теневых экономических отношений; - низкие темпы экономического роста, падение реальных доходов населения; - проблемы в финансово-банковском секторе (валютные кризисы, высокая
1 Williams, P.D. ed. Security Studies: An Introduction, Routledge, UK, 2008.
2 Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности в Информационном сборнике «Безопасность». 2004 г.
3 Александров М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны в журнале Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты. Москва. 2002 г.
ставка рефинансирования, рост проблемной кредитной задолженности и т.д.).
Наука - низкий уровень наукоемкости продукции ВВП (0,5 -0,7 %); - снижение числа инновационных производств; - отсутствие необходимого количества высококвалифицированных сотрудников; - нехватка финансирования НИОКР; - превышение импорта технологий над экспортом.
Социум - незаконная миграция; - проблема идентичности общества в контексте национальной безопасности; - рост уровня безработицы; - культурно-духовная деградация.
Демография - устойчивое превышение смертности над рождаемостью; - «старение нации» (доля пенсионеров составляет более 7% от общей численности); - миграция белорусского населения за рубеж.
Оборона - военные действия в Украине; - терроризм; - рост наркотического трафика через границу Республику Беларусь; - усиление националистических и анархических движений.
Приводя обоснование современных решений в работе политических институтов Республики Беларусь в сфере обеспечения национальной безопасности, следует отдельно остановиться на оценке текущей ситуации в стране. Так, постоянно растущее противостояние между Российской Федерацией и странами Запада, агрессивная демонстрация военного потенциала вызывает напряженность и неопределенность в системе национальной безопасности Республики Беларусь. Кроме того, информационная пропаганда дезориентирует общество и сам процесс принятия управленческих решений, как в сфере обеспечения национальной безопасности, так и в сфере государственного управления в целом. Этот риск требует усиления мер национальной безопасности в Республике Беларусь в рамках функционирования союзного государства России и Беларуси и ОДКБ.
Значительные угрозы исходят из нестабильности в Ближневосточном регионе. Источники угроз связаны с дестабилизацией отдельных стран региона, увеличением числа беженцев и лиц, ищущих убежища, возможная торговля оружием массового уничтожения, радикализация общества этих стран и нарастающие угрозы терроризма. В последние годы терроризм превратился в сложную и обширную проблему, которая не только бросает вызов безопасности и стабильности стран, но также направлена против общего основного значения развития государственности. Считается, что арабские террористические организации, оставшиеся после разгрома ИГИЛ/ДАИШ в Сирии и Ираке, создают очень серьезную угрозу, поскольку, благодаря своим действиям и методам, организация стала движущей силой для других организаций, тем самым устанавливая новые тенденции в так называемом «глобальном джихаде». Существенная угроза, возникшая из феномена «иностранного бойца», который подразумевает перемещение в районы конфликта людей с финансовыми проблемами или из-за их идеологии, с целью борьбы за идеи террористических организаций. Радикализация этих людей и угрозы, которые они создают после возвращения в свои страны, включая страны Западной Европы, представляют собой долгосрочные угрозы, которые еще не полностью определены. Решение этой проблемы лежит в плоскости налаживания межгосударственного сотрудничества. Однако, налаживание такого сотрудничества усложнено из-за нарастающих проблем политического противостояния Запада и Востока.
По мнению прозападных политологов, действия Российской Федерации существенно ухудшили безопасность внутри евроатлантического региона и создали долгосрочные последствия для национальной безопасности целого ряда европейских стран, в том числе и Республики Беларусь. При этом Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подтверждает стремление белорусской стороны максимально способствовать мирным процессам в регионе. «Беларусь сделает все, что от нее зависит, чтобы восстановить мир и согласие между славянами. Это нелегко, но даже если сохранится малейший шанс, своих попыток мы не оставим. Мы будем стремиться к тому, чтобы у нас здесь, на территории основных славянских государств, был мир», - заявил белорусский лидер1.
Рассматривая данную точку зрения через призму уже заявленных национальных интересов Республики Беларусь, можем отметить, что конфронтация и ухудшение социально-экономических, и тем более, политических отношений с Россией не в интересах белорусского государства. Обусловлено это, прежде всего, тесной зависимостью экономики Республики Беларусь от поставок энерго-ресурсов (рисунок 1) из России и высокой долей экспорта товаров и услуг в РФ (таблица 1)2.
Согласно представленным данным, в 2017 году платежи за весь импорт товаров в российских рублях составляли 51,9%, евро - 24,4% и долларах США - 22,4%. Соотношения поступлений денежных средств от экспорта было следующим: российский рубль - 41,2%, евро - 35,8% и долларах США - 21,9%.
Рис. 1. Динамика экспорта из России в Беларусь товаров из группы «газы нефтяные»
При этом доля Республики Беларусь в экспорте из России данной группы товаров в 2017 г. составляла 2,3 % (670 млн. долл. США), тогда как в структуре импорта Беларуси данный показатель составил 96,3 %. Таким образом, РФ является основным поставщиком нефти и нефтепродуктов для Республики Беларусь.
Зависимость Республики Беларусь от Российской Федерации не ограничивается только поставками нефтепродуктов и газа, возникаемые противоречия и сложность в
1 Информационно-аналитический портал союзного государства. URL: http://www.soyuz.by (дата обращения: 15.12.2018).
2 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://www.belstat.gov.by (дата обращения 19.10.2018).
политических отношениях обеих стран непосредственно сказываются на экономической безопасности Республики Беларусь, поскольку внешнеторговые операции и платежный баланс государства в частности, свидетельствует о структурной зависимости экономики (таблицу 2).
Таблица 2. Динамика внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь с
Российской Федерацией за 2013-2017 гг.
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Товары
экспорт товаров из РБ в РФ, млрд. долл. США 16,8 15,2 10,4 10,9 12,8
импорт товаров из РБ в РФ, млрд. долл. США 22,9 22,2 17,1 15,3 19,6
внешнеторговое сальдо по товарам, млрд. долл. США -6,1 -7 -6,7 -4,4 -6,8
доля РФ в экспорте товаров РБ, % 45,3 42,1 39 46,2 43,9
доля РФ в импорте товаров РБ, % 53,2 54,8 56,6 55,4 57,2
Услуги
экспорт услуг из РБ в РФ, млрд. долл. США 2,06 2,22 1,7 1,6 2,08
импорт услуг из РБ в РФ, млрд. долл. США 1,47 1,49 1,2 1,23 1,54
внешнеторговое сальдо по услугам, млрд долл. США 0,59 0,73 0,5 0,37 0,54
доля РФ в экспорте услуг РБ, % 27,4 28,2 25,6 28,2 32,1
доля РФ в импорте услуг РБ, % 28 26 28,1 24,3 26,7
Кроме этого Россия является крупнейшим поставщиком ключевых товаров, импортируемых Республикой Беларусь, а договорные отношения по внешнеторговым сделкам зачастую носят стратегический характер политического направления, поскольку Республика Беларусь остается практически единственным партнером России на Западе. Правовую базу российско-белорусских торговых отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. При этом в Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что «Белоруссия -стратегический союзник России», а в качестве основного приоритета подтверждается курс на расширение этого сотрудничества в рамках союзного государства и углубление интеграции между странами в рамках Евразийского экономического союза1. Многосторонними соглашениями о сотрудничестве связаны страны также в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.
В подтверждении этого курса А.Г. Лукашенко 14 декабря 2018 г. заявил следующее: «Залогом успешного партнерства между Беларусью и Россией является межрегиональное сотрудничество»2. Он также указал на заинтересованность Беларуси в интеграции с Россией и в ЕАЭС на фоне внешнего давления.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248. (дата обращения: 20.10.2018).
2Информационно-аналитический портал союзного государства. URL: http://www.soyuz.by. (дата обращения: 15.12.2018).
Таким образом, отказываться от политики «стратегического партнерства с Россией» для Республики Беларусь, как это предлагают сделать западные страны, нецелесообразно. Поскольку даже в случае существенной перестройки экономики Республики Беларусь, ее продовольственная и инвестиционная перенаправленность потребует длительного времени, а доходы населения и уровень жизни в переходный период существенно снизятся, что, в конечном счете, может привести к росту общественного недовольства и новым внутренним проблемам.
Обсуждение.
Международные политические процессы существенно влияют на общемировую обстановку в сфере региональной безопасности России и Республики Беларусь, в частности: постоянно растущая конкуренция между странами, процессы экономической интеграции (региональный и международный уровень), а также взаимная зависимость от импорта, экспорта и процесса производства товаров и услуг.
Проведенное исследование обстановки в области национальной безопасности в Республике Беларусь свидетельствует о надлежащем использовании всех потенциальных возможностей, вытекающих из членства государства в международных организациях. С момента последней редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в 2014 г. международная среда безопасности претерпела существенные изменения1. Ей и сейчас присущи нестабильность и непредсказуемость, в особенности по мере образования новых и обострения старых конфликтов, в том числе и тех, которые находятся сравнительно недалеко от границы Республики Беларусь. Военные конфликты в Украине, Сирии, Иране и других странах подпитываются все большей конфронтацией в международной политической борьбе Китая, России с одной стороны и США, и стран ЕС с другой. Отдельные угрозы глобальной безопасности несет ситуация со странами Корейского полуострова, которые входят в сферу личных интересов России, Китая, Японии, США и других стран.
Нестабильная внешнеполитическая среда также открывает новые возможности для продвижения интересов и ценностей белорусского государства за рубежом посредством межведомственной синхронизации, организационной трансформации, функциональной и географической эффективности. В этой связи развитие российско-белорусских отношений в контексте обеспечения национальной безопасности в дальнейшем рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
- создание регионального межведомственного центра обеспечения региональной безопасности, который объединит все военные и гражданские организации в рамках единой командной структуры;
- максимально использовать потенциал силовых структур в рамках действующих концепций национальной безопасности и обеспечить устойчивые, эффективные изменения межведомственного сотрудничества обеих стран, трансформировать законодательство в поддержку этих изменений;
- спецпоставки и спецзаказы должны управляться более скоординированными силовыми структурами. Интегрированное предпозиционирование сэкономит деньги, трудовые ресурсы и обеспечит синхронизированный подход к реагированию на угрозу.
Взаимное сотрудничество между учреждениями союзных стран - незаменимый инструмент для предотвращения и выявления различных угроз безопасности. В рамках ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС и других существующих и новых структур, сотрудничество между специализированными службами зарубежных партнеров должно постоянно развиваться путем регулярного обмена информацией и опытом.
1 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г. №575 (в ред. от 24.01.2014 № 49)// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. (дата обращения 20.10.2018).
Литература:
1. Александров М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны в журнале Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты. - М., 2002.
2. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности в Информационном сборнике «Безопасность». 2004 г.
3. Информационно-аналитический портал союзного государства. URL: http://www.soyuz.by (дата обращения: 15.12.2018.).
4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г. № 575 (в ред. от 24.01.2014 № 49)// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. (дата обращения 20.10.2018).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248. (дата обращения: 20.10.2018).
6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://www.belstat.gov.by (дата обращения 19.10.2018).
7. Lucian-Tefan D. Security imaginary. A new perspective/ Security Identity, 2016. Makinda S.M. Sovereignty and Global Security, Security Dialogue, 1998, Sage Publications, Vol. 29(3) 29, Р. 281-292.
8. Williams P. D. ed. Security Studies: An Introduction, Routledge, UK, 2008.
References:
1. Aleksandrov M.V. O koncepcii nacional'noj bezopasnosti nashej strany v zhurnale Mezhdunarodnaja bezopasnost'. Nacional'nye i global'nye aspekty. Moskva. 2002 g.
2. Bel'kov O.A. Ponjatijno-kategorial'nyj apparat koncepcii nacional'noj bezopasnosti v Informacionnom sbornike «Bezopasnost'». 2004 g.
3. Informacionno-analiticheskij portal sojuznogo gosudarstva. URL: http://www.soyuz.by. (data obrashhenija: 15.12.2018.).
4. Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Respubliki Belarus' [Jelektronnyj resurs]: utv. Ukazom Prezidenta Resp. Belarus', 9 nojab. 2010 g. №575 (v red. ot 24.01.2014 № 49)// JeTALON. Zakonodatel'stvo Respubliki Belarus' / Nac. centr pravovoj inform. Resp. Belarus'. (data obrashhenij a 20.10.2018).
5. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii: utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 30 nojabrja 2016 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248. (data obrashhenija 20.10.2018).
6. Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. URL: http://www.belstat.gov.by. (data obrashhenija 19.10.2018).
7. Lucian-Tefan D. Security imaginary. A new perspective/ Security Identity, 2016. Makinda S.M. Sovereignty and Global Security, Security Dialogue, 1998, Sage Publications, Vol. 29(3) 29, R. 281-292.
8. Williams P.D. ed. Security Studies: An Introduction, Routledge, UK, 2008.
PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF FUNCTIONING OF THE UNION STATE
Osipov A.V.
Graduate student of the Academy of Management the President of the Republic of Belarus, Minsk
(Republic of Belarus)
7744222@tut.by
Abstract: An article devoted to the study of the most acute problems of interaction between the state authorities of Russia and the Republic of Belarus in the field of ensuring inter-regional security. The political and economic dependence of the Republic of Belarus on the foreign policy of the Russian Federation is shown. The author focuses on the historical, legal and cultural prerequisites for the development of interregional cooperation of both countries in the status of the Union State. The article substantiates the importance of resolving the current problems of ensuring the national security of the Republic of Belarus, in particular: the imbalance of export-import relations with the main trading partners; acute energy dependence of the state on the supply of oil and gas from Russia; the prevalence of obsolete technologies in the manufacturing sector without taking into account the demandfor manufactured products; the use by foreign states of measures hindering the development of export operations of national companies.
In the context of ensuring national security of the Republic of Belarus, the chosen non-economic strategy, which is focused on close cooperation within the framework of a single economic space, is of great importance, which automatically reduces the possibilities of integration ties and the development of trade and economic cooperation with EU countries. The important role of Russia in ensuring the national security of the Republic of Belarus is argued.
Keywords: Republic of Belarus, Russia, Union State, national security, military conflict, terrorism, CSTO
Для цитирования: Осипов А.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в контексте функционирования Союзного Государства// Архонт, 2019. № 1 (10). С. 93-101.