www.volsu.ru
DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2015.3.6
УДК 65.012.8 ББК 65.9
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Анатолий Петрович Стерхов
Кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и финансов,
Иркутский национальный исследовательский технический университет
ул. Лермонтова, 83, 664074 г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация. Актуальность работы с системных позиций обеспечения комплексной безопасности бизнеса связана с обоснованием целесообразности многоуровнего иерархического подхода к классификации угроз безопасности в эпоху глобализации, так как именно специфичность угроз, характерных для того или иного уровня экономики, помогает лучше понять и соответственно выстроить эффективную систему обеспечения комплексной безопасности бизнеса. Для каждого из рассмотренных девяти иерархических уровней экономики определены основные угрозы для бизнеса, а также объекты и предметы исследования. Отмечено, что представление бизнеса в виде сложной иерархической системы зависит от принципа детализации, и приведены примеры использования основных принципов детализации. Подчеркивается, что при декомпозиции экономической системы с позиции ее иерархического характера большое значение имеет не только распределение целей и задач обеспечения безопасности бизнеса по уровням системы, но и их субординация, соответствующая каждому уровню. Результатом работы является разработка конкретных рекомендаций и выработка основных направлений для обеспечения комплексной безопасности бизнеса для мега-, макро-, микро-, мини-, нано- и мезо-экономик различных уровней.
Ключевые слова: комплексная безопасность бизнеса, устойчивость бизнеса, уровни экономики, финансово-экономический мониторинг, система обеспечения безопасности, глобализация.
Введение
Теория обеспечения комплексной безопасности бизнеса является достаточно новым ¡12 направлением фундаментальных и прикладных экономических исследований. Это направление С становится еще более значимым в условиях современной глобализации, ведущей к ускоре-
о
¡5 нию экономических изменений, значительному 5р
^ повышению роли инноваций, усилению неопре-© деленности перспектив и смещению акцентов
на трансакционные факторы развития субъектов хозяйственной деятельности [13].
При этом система обеспечения безопасности бизнеса должна быть одновременно и устойчивой, и эластичной, так как неопределенность в состоянии хаоса объективно создает предпосылки возникновения неожиданных, непредсказуемых и непредвиденных ситуаций и событий.
Прогрессирующая глобализация характеризуется глубокими изменениями во всей
системе международных отношений, затрагивающими почти все сферы общественной жизни: экономику, социальную сферу, политику, идеологию, экологию, культуру и образ жизни. Важнейшим следствием или закономерностью глобализации является резко возрастающая экономическая нестабильность. Она вытекает из самого факта массовых миграций, характерных для процессов глобализации, а также из того, что усиление конкуренции и наплыв новых или более дешевых товаров заставляют население непрерывно пересматривать как свои потребительские привычки, так и свое участие в производстве [14]. Экономическая нестабильность и неравномерность развития при этом может проявляться не только для отдельных отраслей экономики, цен на отдельные товары и отдельных регионов и провинций, но и для экономического развития стран в целом.
Общей закономерностью любой эпохи глобализации является рост торговли и спекуляции при замедлении темпов роста реальной экономики. Международная торговля в эпоху глобализации всегда была ярким примером монополизма. Только в настоящее время вместо торговой монополии появилась другая монополия - валютная. Использование в международных расчетах ничем не обеспеченных бумажных денег создает потенциальную угрозу краха всей системы международных расчетов и свертывания международной торговли.
Актуальность данной работы связана с тем, что с позиции системного подхода к обеспечению комплексной безопасности бизнеса становится очевидной целесообразность мно-гоуровнего подхода к классификации угроз безопасности. Именно специфичность угроз, характерных для того или иного уровня экономики, помогает лучше понять и соответственно выстроить эффективную систему обеспечения комплексной безопасности бизнеса.
Основная часть
Современная экономическая наука, прежде всего, разделяется на два базовых уровня -макроэкономику и микроэкономику. Одной из первых книг, где анализируются преимущества, которые может дать применение иерархичес-
кого многоуровнего подхода, в том числе в экономике, является монография М.Д. Месарови-ча, Д. Мако и И. Такахара [10]. Ряд авторов в своих исследованиях по экономике вносят свои дополнительные уровни [3; 7; 8; 9; 12; 15]. Для разработки эффективной концепции обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе тщательного анализа наиболее вероятных внешних и внутренних угроз автором предлагается использовать девятиуровневую классификацию экономики [9]:
1. Мегаэкономика - раздел экономической теории, исследующий проблемы мирового производства. Это глобальная экономика, связывающая национальные хозяйства в единую систему международного разделения труда.
С позиции эконофизики глобальные угрозы безопасности бизнеса имеют регулярную и сингулярную составляющие. Следует отметить, что в философии слово «сингулярность», произошедшее от латинского -
«одиночный, единичный», обозначает единичность, неповторимость чего-либо. В других науках термин «сингулярность» стал обозначать единичные, особые явления, для которых перестают действовать привычные законы. Например, в математике сингулярность -это точка, в которой функция ведет себя нерегулярно - например, стремится к бесконечности или не определяется вообще. При этом если регулярная составляющая глобальных угроз носит объективный характер, то сингулярная составляющая, роль которой в современных условиях глобальной экономики становится весьма существенной, напрямую связана с виртуальной реальностью и возможностью манипулирования. Примером этого являются манипуляции в финансовой сфере, характерные для виртуальной мировой экономики эпохи глобализма. Действие этой экономики направлено на перераспределение финансовых, материальных, сырьевых и других ресурсов в пользу отдельных государств и транснациональных компаний (ТНК). Так, объем финансовых фьючерсов на нефть превышает в ценовом отношении объем «физической» нефти в сотни раз. При этом вздувание финансового рынка происходит чисто спекулятивным путем и не имеет никакой реальной связи с производством товаров и услуг. Воз-
никает «финансовый пузырь», который неизбежно лопается.
Современная глобализация характеризуется не только международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью Интернет [5]. Складывающаяся сегодня виртуальная реальность в сети Интернет, субъектами и объектами которой ежегодно становятся новые и новые миллионы людей, насыщена избыточной, во многом искаженной и необъективной информацией. Однако, учитывая, что Интернет и связанные с ним социальные сети являются уникальным инструментарием отслеживания политической и деловой активности, контроля над мыслями и настроениями людей, прежде всего молодежи, а также поиска и выявления перспективных идей и технологий, использование их в целях манипуляции общественным сознанием может дать существенный выигрыш в ведущейся в настоящее время информационной войне той стороне, которая имеет возможность управлять данными процессами. Наглядным примером эффективности этого своеобразного информационного оружия можно рассматривать действия против Югославии, информационное противоборство в период агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 г., нынешние события на Украине и в Новороссии.
2. Мезоэкономика 4-го уровня. Учитывает угрозы международного масштаба, в том числе экономическую политику ТНК и мак-рорегиональных объединений стран (например, США и ЕС, БРИКС). В современном многоликом и динамичном мире, полном острых противоречий, проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты. Если в начале XX в. эти угрозы были в основном связаны с предотвращением войны, то нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, связанные с небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности. Международный масштаб приняли в настоящее время и угрозы
международного терроризма, включая его разновидность - кибертерроризм.
Учитывая, что многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб, они ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.
В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах [6]. Однако, как считают некоторые ученые и политические деятели, эта организация в настоящее время не справляется с возложенной на нее миссией. Раздается ряд критических замечаний и к другим международным системам обеспечения безопасности (НАТО, ЕС, СБСЕ и др.) [1; 2]. При этом решать проблемы глобального характера силами отдельных государств или региональных организаций не представляется возможным. Именно поэтому для преодоления анархии в международных отношениях, учитывая уникальную легитимность и универсальность ООН, имеет смысл усилить ее роль в качестве главного мирового центра объединения усилий в борьбе с глобальными проблемами настоящего.
3. Макроэкономика - экономика отдельной страны. Учитывает угрозы, создаваемые макроэкономической политикой и институциональными изменениями. Результатом макроэкономической политики, проводимой в нашей стране в перестроечные годы, стала фактическая дезинтеграция экономики. Сведение всей сложности макроэкономической политики к примитивным уравнениям соотношения инфляции и денежной массы привело к доминированию крайне формального подхода в планировании экономической политики государства [4]. Макроэкономическая политика фактически игнорировала само существование производственной сферы экономики, ориентируясь почти исключительно на рынок спекулятивных операций. Оставалось незамеченным вымывание из производственной сферы оборотных средств, многократное снижение производственных капиталовложений, игнорировалась также и проблема нарастающих
неплатежей между предприятиями. В результате проводившейся макроэкономической политики произошло резкое сокращение инвестиционной активности, свертывание материального производства, разорение около половины производственных предприятий, официально считающихся сегодня неплатежеспособными. В итоге нанесен огромный ущерб как экономической безопасности, так и национальной безопасности страны в целом.
В настоящее время макроэкономическая политика страны должна быть направлена на достижение следующих задач:
- обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
- обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
- обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
- обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
- обеспечение общеэкономической безопасности;
- достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
4. Мезоэкономика 3-го уровня. Учитывает угрозы негативных отраслевых изменений, деструктивные действия со стороны региональных и местных администраций, финансово-промышленных групп (ФПГ), организованных преступных группировок (ОПГ) и др. Данный раздел экономической науки часто называют региональной экономикой. Объектом его исследования являются региональные рынки. Предметами исследования выступают отрасли и секторы региональной хозяйственной системы.
Для обеспечения безопасности бизнеса на данном уровне необходимо разрабатывать
комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин «безопасность» не употребляется. При этом на основе тщательного анализа угроз для бизнеса, возникающих на региональном уровне, необходимо разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту внутренних территориальных интересов от негативных явлений, подрывающих устойчивость социально-экономического развития региона в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
5. Микроэкономика - экономика рынков и отраслей в разрезе взаимодействия предприятий. Учитывает угрозы со стороны внешних стейкхолдеров - конкурентов, партнеров, криминалитета, рейдеров, властных структур, СМИ, неправительственных организаций и др. Объектами исследования микроэкономики являются отдельные рынки, конкретные цены, принципы эффективного поведения производителей, продавцов, покупателей. Предметами исследования выступают хозяйствующие субъекты рынка (домохозяйства, фирмы, отрасли). В рамках микроэкономики мы изучаем экономические отношения между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику в современных условиях. Наиболее острыми проблемами в микроэкономике в настоящий момент являются: теневой бизнес, часть которого можно назвать криминальным; проблема развития малого предпринимательства в нашей стране и проблема соотношения конкуренции и монополии.
Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства и государственное регулирование существующих проблем.
6. Мезоэкономика 2-го уровня. Субъектами этого уровня экономики выступают филиалы фирмы, выделенные в ее рамках в отдельные производства и виды деятельности
(бизнесы). Основными угрозами для бизнеса на этом уровне экономики является наблюдаемая практика «недобросовестной» конкуренции филиалов со сбытовыми и прочими подразделениями головной фирмы, а также с другими ее филиалами. Опасность представляет также часто отмечаемый оппортунизм руководства филиалов, пользующихся своей удаленностью от центра. В итоге в филиалах повышается вероятность кумовства, коррупции, махинаций, субъективизма, волюнтаризма, нарушения трудового законодательства. Чем шире филиальная сеть фирмы, тем выше становятся транзакционные издержки, связанные с согласованием интересов, мониторингом и контролем проводимых операций с целью идентификации и ликвидации угроз на данном уровне. Для уменьшения угроз на данном уровне прежде всего необходима разработка качественной договорной базы, регламентирующей деятельность филиалов, а также совершенствование и развитие механизмов многоканальной обратной связи.
7. Миниэкономика - экономика внутренней среды предприятия. Учитывает угрозы со стороны основных и инфраструктурных подразделений - оппортунистические действия и стратегии отделов, служб и других органов в ходе «недобросовестной» внутрифирменной конкуренции. Примером такого рода угроз является вражда функционально взаимосвязанных или конкурирующих отделов, таких как отделы маркетинга и рекламы, продаж и финансов и др. С одной стороны, конкуренция структурных подразделений может положительно влиять на результаты деятельности фирмы. Однако, если конкуренция принимает «недобросовестный» характер, сопровождаемый сплоченным лоббированием, сговором, фрирайдерством (проблема безбилетника), шантажом руководства и пр., могут возникнуть функциональные разрывы в деятельности фирмы, когда подразделения отказываются выполнять смежные работы, перекладывая их друг на друга. В этом случае руководству фирмы необходимо реализовать комплекс мер по четкому закреплению зон ответственности и внутренней прозрачности. Сделать это можно за счет внедрения взаимных стажировок сотрудников разных подразделений, развития технологий ротации, использования ин-
дивидуальных карьерных и творческих планов и т. д.
Типичными миниэкономическими угрозами для фирмы являются:
- на уровне генерального директора -вывод активов путем их продажи аффилированным фирмам по заниженным ценам;
- на уровне финансовой дирекции - договоры займа с дружественным банком;
- на уровне административно-хозяйственного отдела - раздувание представительских расходов и расходов на канцтовары;
- на уровне отдела закупок - закупки по заведомо завышенным ценам у дружественных поставщиков за вознаграждение («откат»);
- на уровне отдела сбыта - продажа неучтенных излишков продукции «своим» покупателям, необоснованные скидки, фиктивные отгрузки;
- на уровне юридической службы - неформальное консультирование противной стороны в судебных процессах, затеянных компанией;
- на уровне бухгалтерии - манипуляции отчетностью в целях сокрытия фактов преступных действий;
- на уровне отдела кадров - прием на работу неподходящих сотрудников за взятку;
- на уровне службы главного технолога - завышение норм расходования материалов для производства;
- на уровне службы главного инженера -завышение объемов инвестиций в производство и объемов внеплановых ремонтных работ.
8. Мезоэкономика 1-го уровня. Учитывает профессионально-групповые угрозы -типичные угрозы со стороны различных категорий внутрифирменных агентов. Источниками профессионально-групповых угроз на этом уровне являются выделяемые в рамках фирмы сотрудники - кассиры и товароведы, специалисты и разнорабочие, менеджеры и секретари, упаковщики и грузчики, охранники и водители и др. Объектом научного анализа в данном случае является выявление угроз, характерных для агентов фирмы равного профессионального статуса. В качестве примера можно привести водителей, завышающих реальный расход бензина; бухгалтеров, относящих личные расходы на счет фирмы и т. п. Учет типового характера такого рода угроз
позволяет достаточно объективно определить уровень риска их возникновения и разработать способы превентивных воздействий, мониторинга и контроля.
9. Наноэкономика - хозяйственная деятельность индивидов. Эта экономика учитывает угрозы на рабочих местах - многообразные формы индивидуального оппортунистического поведения работников и менеджеров фирмы.
Типичными угрозами для бизнеса со стороны отдельных работников на уровне наноэ-кономики являются: отлынивание от работы, ее некачественное исполнение («халтура»); нарушение установленных норм (распорядка, техники безопасности); прогулы, фальсификация результатов и личного вклада; воровство и использование вверенных ресурсов в личных целях и др.
Типичными угрозами со стороны менеджеров («беловоротничковая преступность») на уровне наноэкономики являются: нецелевое использование ресурсов, взяточничество, ин-сайдерство, подлоги, приписки, махинации, сговоры, преференции, манипулирование ценами, фиктивные сделки и др.
Следует отметить, что понятие многоуровневой иерархической структуры нельзя определить одной краткой и сжатой формулировкой. Поэтому укажем несколько существенных характеристик, присущих всем иерархическим системам. К ним относятся: последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих данную систему (вертикальная декомпозиция); приоритет действий или право вмешательства подсистем верхнего уровня; зависимость действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения нижними уровнями своих функций, то есть наличие обратных связей в системе.
Любая иерархия состоит из вертикально соподчиненных подсистем, взаимодействующих между собой. На деятельность подсистемы любого уровня непосредственное и явно выраженное воздействие оказывают вышерасположенные уровни, чаще всего ближайший старший уровень. Это воздействие носит для нижележащих уровней обязывающий характер, и в нем находит свое выражение приоритет действий и целей более высоких уровней. При этом взаимодействие между уров-
нями не обязательно происходит только между каждыми двумя близлежащими уровнями.
Хотя вмешательство (приоритет действий) направлено сверху вниз, в виде отдачи приказов или команд, успешность действия системы в целом и фактически элементов любого уровня зависит от поведения всех элементов системы. Так как само понятие приоритета подразумевает, что вмешательство предшествует действиям более низких уровней, успешность работы верхнего уровня зависит не только от осуществляемых им действий, но и от соответствующих реакций нижних уровней, точнее от их суммарного эффекта. Поэтому качество работы всей системы обеспечивается обратной связью, то есть реакциями на вмешательство, информация о которых направляется снизу вверх. Такая взаимозависимость действий становится очевидной, если учесть, что обмен со средой чаще всего происходит на более низком (или самом низком) уровне.
Следует отметить, что представление бизнеса в виде сложной иерархической системы зависит от принципа детализации. Ниже приведены три основные концепции построения иерархической структуры «по вертикали»:
- разделение иерархических систем по аспектам деятельности - стратификация сложной системы. При этом сами уровни называются стратами. Так, например, регион как сложная система, может быть представлен следующими уровнями, или стратами: политической, экономической, социальной, природно-климатической, экологической и др.;
- разделение иерархических систем по уровню сложности на частные задачи позволяет представить процесс решения в виде многослойной иерархии. При этом сами уровни называются слоями. Так, например, комплексную безопасность бизнеса можно представить в виде экономической, информационной, кадровой, правовой, производственной, экологической и других видов безопасности;
- расчленение системы по организационному признаку позволяет строить многоэшелонные структуры управления, отражая необходимую субординацию между подсистемами. При этом сами уровни называются эшелонами. Данное расчленение является плодотворным при построении системы управления различными производствами, фирмами и др. [10].
Данная классификация лишь подчеркивает различия, но не исключает возможности существования систем, принадлежащих одновременно к нескольким классам. Каждый из рассмотренных уровней можно подразделять еще на ряд подсистем уже по другому признаку. В качестве такового можно использовать функциональный подход или какой-то избранный принцип управления.
Заключение
Таким образом, многоуровневая иерархия экономической системы позволяет выделить для каждого уровня свои, характерные для этого уровня, угрозы безопасности, анализ которых позволяет выработать эффективную концепцию обеспечения комплексной безопасности бизнеса. Кроме того, при декомпозиции экономической системы с позиции ее иерархического характера большое значение имеет не только распределение целей и задач обеспечения безопасности бизнеса по уровням системы, но и их субординация, соответствующая каждому уровню.
Подводя итог данному исследованию, необходимо отметить, что в эпоху современной глобализации переломить негативные тенденции в экономике на мегауровне с целью уменьшения проблем обеспечения комплексной безопасности бизнеса может переход крупных государств (Россия, Индия, Китай, Бразилия, ряд государств Евразии и др.) от либеральной экономической политики к политике протекционизма с проведением структурных экономических реформ и построением региональной экономической модели как противовеса глобальной экономики.
Для эффективного управления безопасностью бизнеса недостаточно учитывать негативные воздействия в отношении национальной экономики изнутри и/или извне. Для обеспечения безопасности необходимо получение своевременной и полной информации, прежде всего, о причинах, приведших к появлению негативных факторов и/или упущению позитивных факторов. В связи с этим важно учитывать направления и формы проявлений баланса интересов участвующих сторон на различных уровнях. Так, эффективное использование ресурсов, которыми располагает наци-
ональная экономика (уровень макроэкономики), регион (мезоэкономика 3-го уровня) или хозяйствующий субъект (уровень микроэкономики), поможет эффективнее управлять обеспечением безопасности бизнеса.
Важными направлениями обеспечения безопасности бизнеса на уровне микроэкономики являются: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям. Кроме этого, необходимо проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.
Для обеспечения безопасности бизнеса на макро/микро (региональном) уровне необходимо на основе тщательного анализа региональных рисков разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов.
Учитывая, что взаимодействие со средой в бизнесе происходит преимущественно на нижних уровнях иерархии, качество системы обеспечения комплексной безопасности бизнеса, рассматриваемого с иерархических позиций, будет зависеть не столько от элементов верхнего уровня, сколько от реакции на вмешательство со стороны нижнего уровня. Отсюда вытекает исключительная важность грамотной и целенаправленной работы с кадрами на наноуровне.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Баранчик, Ю. В. Закат ООН как института мировой политики. Начало новой «силовой» эпохи / Ю. В. Баранчик // Независимое аналитическое обозрение.ги : мультипортал. - 2008. - 16 июня. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://
www.polit.nnov.ru/2008/06/16/oonstatchik/ (дата обращения: 22.08.2015). - Загл. с экрана.
2. Бурлацкий, Ф. М. Победителей судят. На «обломках» ООН давно пора создавать мировое правительство / Ф. М. Бурлацкий // Известия. -
2003. - 26 сент.
3. Волошина, А. Ю. Пространство мегаэко-номики: концептуальные основы идентификации в глобальной экономике / А. Ю. Волошина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2013. - № 2 (23).- С. 214-221.
4. Глазьев, С. Ю. О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны / С. Ю. Глазьев // KM.RU : первый мультипортал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.km.ru/ glavnoe/2007/11/15/strategii-razvitiya-rossii/sglazev-o-kontseptsii-makroekonomicheskoi-politiki-v-s (дата обращения: 23.08.2015). - Загл. с экрана.
5. XXI век - вызовы и угрозы / под общ. ред. В. А. Владимирова . - М.: Ин-октаво, 2005. - 304 с.
6. Заемский, В. Ф. Современные проблемы миротворческой деятельности ООН / В. Ф. Заемс-кий // Полис (Политические исследования). - 2009. -№ 2. - С. 130-138.
7. Иншаков, О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории / О. В. Иншаков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - СПб : Изд-во СПбГУЭФ,
2004. - С. 5-18.
8. Клейнер, Г. Б. Наноэкономика и теория фирмы / Г. Б. Клейнер // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия «Экономика и управление». -2004.- № 2. - С. 99-123.
9. Королев, М. И. Экономическая безопасность фирмы: многоуровневый подход / М. И. Королев // Сегодня и завтра российской экономики. -2010. - № 40-41. - С. 61-72.
10. Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. - М. : Мир, 1973. - 344 с.
11. Панченков, А. Н. Эконофизика / А. Н. Пан-ченков. - Нижний Новгород : Типография Поволжье, 2007. - 528 с.
12. Попов, Е. В. Эволюция институтов мини-экономики / Е. В. Попов. - М.: Наука, 2007. - 545 с.
13. Стерхов, А. П. Основы теории комплексной безопасности промышленных предприятий инновационного типа / А. П. Стерхов. - Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2015. - 308 с.
14. Стерхов, А. П. Политико-правовые аспекты влияния международной трудовой миграции на безопасность российского бизнеса / А. П. Стер-хов // Сибирь - территория межнационального мира и согласия : сб. материалов I межрегион. Фо-
рума Сиб. федер. округа, г. Иркутск, 29-30 мая 2014 г. - Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. - С. 86-89.
15. Хасанова, А. А. Взаимосвязь инвестиций и инноваций: микро-, макро- и мегауровни / А. А. Хасанова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - №№ 2. - С. 79-88.
REFERENCES
1. Baranchik Yu.V. Zakat OON kak instituta mirovoy politiki. Nachalo novoy "silovoy" epokhi [Sunset of the UN as an Institution of World Politics. The Beginning of a New "Power" Era]. Multiportal "Nezavisimoe analiticheskoe obozrenie.ru", 16 iyunya 2008 [Multiportal "Independent Analytical Review.ru", June 16, 2008]. Available at: http:// www.polit.nnov.ru/2008/06/16/oonstatchik/. (accessed August 22, 2015).
2. Burlatskiy F.M. Pobediteley sudyat. Na "oblomkakh" OON davno pora sozdavat mirovoe pravitelstvo [Winners Are Judged. It Is High Time to Create the World Government on the "Remnants" of the UN]. Izvestiya, 2003, September 26.
3. Voloshina A.Yu. Prostranstvo megaekonomiki: kontseptualnye osnovy identifikatsii v globalnoy ekonomike [Megaeconomy Space: Conceptual Bases of Identification in the Global Economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2013, no. 2 (23), pp. 214-221.
4. Glazyev S.Yu. O kontseptsii makroekonomicheskoy politiki v svete obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany [On the Concept of Macroeconomic Policy in the Light of Providing Economic Security of the Country]. Pervyy multiportal "KM.RU" [KM.RUFirst Multiportal]. Available at: http:/ /www.km.ru/glavnoe/2007/11/15/strategii-razvitiya-rossii/ sglazev-o-kontseptsii-makroekonomicheskoi-politiki-v-s.
5. Vladimirov V.A., ed. XXI vek - vyzovy i ugrozy [The 21st Century - Challenges and Threats]. Moscow, In-oktavo Publ., 2005. 304 p.
6. Zaemskiy V.F. Sovremennye problemy mirotvorcheskoy deyatelnosti OON [Modern Problems of Peacekeeping Activity of the UN]. Zhurnal "Polis" (Politicheskie issledovaniya), 2009, no. 2. pp. 130-138.
7. Inshakov O.V. Urovnevyy analiz obyekta, predmeta i metoda ekonomicheskoy teorii [Level Analysis of Object, Subject and the Method of Economic Theory]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov, 2004, pp. 5-8.
8. Kleyner G.B. Nanoekonomika i teoriya firmy [Nanoeconomy and the Theory of Firm]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Ekonomika i upravlenie ", 2004, no. 2, pp. 99-123.
9. Korolev M.I. Ekonomicheskaya bezopasnost firmy: mnogourovnevyy podkhod [Economic Security of a Firm: Multilevel Approach]. Segodnya i zavtra rossiyskoy ekonomiki, 2010, no. 40-41, pp. 61-72.
10. Mesarovich M., Mako D., Takakhara I. Teoriya ierarkhicheskikh mnogourovnevykh system [Theory of Hierarchical Multilevel Systems]. Moscow, Mir Publ., 1973. 344 p.
11. Panchenkov A.N. Ekonofizika [Econophysics]. Novgorod, "Tipografya Povolzhye", 2007. 528 p.
12. Popov E.V. Evolyutsiya institutov miniekonomiki [Evolution of the Institutes of Mini-Economy]. Moscow, Nauka Publ., 2007. 79 p.
13. Sterkhov A.P. Osnovy teorii kompleksnoy bezopasnosti promyshlennykh predpriyatiy innovatsionnogo tipa [Bases of the Theory of Complex Safety of the Industrial Enterprises of Innovative Type]. Irkutsk, Izd-vo IRNITU, 2015. 308 p.
14. Sterkhov A.P. Politiko-pravovye aspekty vliyaniya mezhdunarodnoy trudovoy migratsii na bezopasnost rossiyskogo biznesa [Political and Legal Aspects of Influence of the International Labor Migration on the Safety of the Russian Business]. Sibir - territoriya mezhnatsionalnogo mira i soglasiya: sbornik materialov I mezhregionalnogo Foruma Sibirskogo federalnogo okruga (g. Irkutsk, 29-30 maya 2014 g.) [Siberia - the Territory of Interethnic Peace and Accord: Collected Papers of the 1st Interregional Forum of Siberian Federal District (Irkutsk, May 29-30, 2014)]. Irkutsk, Izd-vo IrGTU, 2014, pp. 86-89.
15. Khasanova A.A. Vzaimosvyaz investitsiy i innovatsiy: mikro-, makro- i megaurovni [Interrelation of Investments and Innovations: Micro-, Macro- and Megalevels]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Ekonomika", 2013, no. 2. pp. 79-88.
PROBLEMS OF ENSURING COMPLEX BUSINESS SECURITY IN THE CONDITIONS OF MODERN GLOBALIZATION
Anatoliy Petrovich Sterkhov
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Economic Theory and Finance, Irkutsk National Research Technical University [email protected]
Lermontova St., 83, 664074 Irkutsk, Russian Federation
Abstract. From the viewpoint of ensuring complex business security, the relevance of the present work is associated with the rationale of multilevel hierarchical approach to the classification of security threats in the age of globalization. The specificity of the threats specific to one or another level of the economy, helps to better understand and consequently to build an effective system of ensuring complex business security. For each of the nine hierarchical levels of the economy the author identifies the main threats to the business, as well as the objects and subjects of this study. It is noted that the performance of the business in the form of a complex hierarchical system depends on the principle of specification. The author gives examples of the use of the basic principles of specification. It is noted that the decomposition of the economic system from the viewpoint of its hierarchical nature is of great importance not only to the distribution of the goals and objectives of security of business levels of the system, but their subordination corresponding to each level.
The result is the development of specific recommendations and elaboration of the main directions to ensure complex business security for mega-, macro-, micro-, mini-, nano - and mesoeconomic levels. Although the priority of action in multi-level hierarchical system is directed from the upper to the lower levels, the success of the system as a whole depends on the behavior of all system components. It is stated that the interaction with the environment in business occurs mainly in the lower levels of the hierarchy. The quality system of ensuring complex business security which deals with hierarchical positions, will depend not so much on top-level elements, but on response to intervention on the part of lower level, more precisely from their total effect. In other words, the quality of the system of integrated safety management business provides organized feedbacks in the system.
Key words: integrated security of business, business sustainability, levels of the economy, financial and economic monitoring, security system, globalization.