УДК 378.046.4
А.М. Рубанов, канд. техн. наук, доцент
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
проблемы обеспечения качества образовательных услуг дополнительного профессионального образования
Возрастающая роль дополнительного профессионального образования (ДПО) в современной системе российского образования определяется его ответственностью за воспроизводство интеллектуального потенциала общества, обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации граждан путем их своевременной профессиональной ориентации и переориентации.
Продуктом ДПО является образовательная услуга — система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства. Очевидно, что наибольшим спросом, при прочих равных условиях, должны пользоваться высококачественные образовательные услуги. Возникают вопросы: как определить качество образовательных услуг, кто его должен оценивать, каковы критерии оценки качества со стороны обучаемого, образовательной организации, работодателя и в чем их отличия.
Под качеством образовательной услуги в данном контексте автор понимает совокупность свойств, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, или некую меру соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Национальная система контроля качества ДПО базируется на существующем механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, предусмотренном действующим законодательством об образовании, в значительной степени ориентированном на высшие учебные заведения.
Основой всех нововведений в системе профессионального образования выступает инновационный потенциал образовательной организации. Инновационный потенциал рассматривается как способность и готовность образовательной организации на основе накопленного педагогического опыта, проведенных исследований прогнозировать перспективы развития региональной экономики, определяя потребности бизнеса в человеческих ресурсах и, как катализатор развития вуза, как ресурс, который может быть реализован в дальнейшем, обеспечивать устойчивую конкурентную позицию образовательной организации на рынке образовательных услуг. Состояние инновационного потенциала вуза определяется эффективностью на-
учной и инновационной деятельности, состоянием подготовки кадров, интеллектуальным потенциалом вуза, обеспеченностью инновационной деятельности материальной, информационной и коммуникационной базой.
До настоящего времени недостаточно сформированы механизмы, обеспечивающие их согласованное и положительное воздействие на формирование качественных услуг дополнительного профессионального образования, что порождает противоречие между существующими потребностями в качественных образовательных услугах дополнительного профессионального образования, оценкой качества этих услуг и возможностью обладающей инновационным потенциалом образовательной организации удовлетворять потребности в качественных услугах ДПО.
Действующая в России система дополнительного профессионального образования в ходе проводимых в стране реформ модернизируется на основе рыночных механизмов, организационно перестраивается с целью приближения к потребностям региональных рынков труда, реструктуризируется в соответствии с реальными возможностями использования потенциала государственных и негосударственных учреждений профессионального образования. Исходя из сказанного, регионально ориентированная система дополнительного профессионального образования должна функционировать как динамично развивающаяся система предоставления полного спектра дополнительных образовательных услуг: от однодневных семинаров и всех форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов вплоть до ускоренной переподготовки специалиста с целью получения новой, более востребованной специальности, оперативно дополняющей более фундаментальную, но менее мобильную систему высшего профессионального образования в новых, постоянно изменяющихся социально-экономических условиях функционирования промышленных предприятий и организаций региона. Большинство программ переподготовки и повышения квалификации не носят долгосрочного характера, чем и определяется необходимость высокой оперативности в деятельности системы ДПО.
Специфика образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования свя-
Новые педагогические технологии
зана со спецификой аудитории, состоящей из слушателей, имеющих профессиональное образование и, следовательно, наиболее подготовленных к осознанию требований, определяемых жизненной перспективой. На момент обучения слушатели, как правило, обладают определенным опытом, ответственностью, концентрацией на проблемах, которые они хотели бы разрешить с помощью получаемых в процессе обучения знаний, навыков и умений. Слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих в их профессиональной деятельности, их мотивация существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний, которыми обладают взрослые специалисты. Из этого следует, что учебный процесс в сфере дополнительного профессионального образования должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой аудитории и специфику самой системы ДПО, а в основу показателей качества дополнительного профессионального образования должна быть заложена идея установления степени соответствия между образовательными потребностями обучающихся и возможностями их удовлетворения, предоставляемыми системой ДПО. Иными словами, основой критериев качества дополнительного профессионального образования должны быть мнения самих обучающихся о качестве образования с учетом ожидания всех субъектов, заинтересованных в реализации услуг ДПО.
Рассматривая технологию как вариант рационального построения процесса предоставления образовательной услуги дополнительного профес-
сионального образования, следует отметить, что именно спрос на услуги дополнительного профессионального образования формирует рынок образовательных услуг, предполагая высокий уровень адаптивности как гибкое и адекватное реагирование на колебания этого спроса.
Автор рассмотрел инструменты оценки адаптивности системы дополнительного профессионального образования к воздействующим факторам внешней среды с позиций управления инновационным потенциалом образовательной организации (таблица).
Оценка адаптивности позволяет судить, насколько гибко система дополнительного профессионального образования реагирует на воздействующие факторы внешней среды и, как следствие, насколько эффективно будет осуществляться управление инновационным потенциалом.
Активное использование и управление инновационным потенциалом образовательной организации при разработке программ дополнительного профессионального образования способно разрешить противоречие между сложившейся системой ДПО и растущими и меняющимися запросами основных потребителей образовательных услуг ДПО. В контексте исследования инновационный потенциал выступает как интегративная способность и возможность образовательной структуры встраивать инновации в свою производственно-организационно-образовательную деятельность, с одной стороны, а с другой — инновационный потенциал рассматривается как возможность образовательной организации разрабатывать и генерировать такие новые зна-
Воздействие изменяющихся факторов внешней среды на систему дополнительного профессионального образования
Внешние факторы Объект воздействия Ожидаемые результаты Реакция системы ДПО
Возрастание уровня внедрения рыночных механизмов хозяйствования Изменение сущности и структуры профессиональной деятельности руководителей предприятий Новый стиль руководства предприятием Разработка и реализация программ переподготовки специалистов; профессиональной переподготовки; повышения квалификации, в том числе краткосрочного повышения квалификации
Появление и развитие новых сфер бизнеса Появление новых видов деятельности и должностей Расширение спектра образовательных услуг. Удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах Реализация на региональном уровне федеральных образовательных программ
Рост потребностей личности в качественных образовательных услугах (конкурентоспособном образовании) на всех уровнях системы непрерывного профессионального образования Комплексный подход к решению задач разработки и предоставления образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования Получение конкурентоспособного образования, карьерный рост, самоактуализация личности, рост профессионализма Внедрение механизмов управления качеством образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования
ния, которые поддерживают некое равновесие в той региональной экономике, для которой функционирует региональная система ДПО.
Исследования в области качества образовательных услуг, управления образовательными структурами показывают, что наиболее адекватная оценка потенциала возможна только при его реализации. Следовательно, оценка адаптивности системы ДПО с позиций прогноза проявления инновационного потенциала образовательной организации (в данном случае — вуза) предполагает разработку соответствующего диагностического инструментария. Универсальным средством в этом случае является мониторинг, как специально организованное, систематическое наблюдение на основе анкетирования, опросов и анализа. Вопросы использования мониторинговых инструментов в системе управления и повышения качества образовательных услуг рассматривались в трудах В.М. Беспалько, А.Н. Майорова, И.Н. Молчанова, О.И. Федорищевой, В.Г. Шумето-ва и др. Исследование качества образовательных услуг в системе ДПО может включать мониторинг прогнозирования социально-экономического развития региона, мониторинг спроса на образовательные услуги ДПО и в то же время мониторинг качества оказания образовательных услуг.
Результаты исследований и опыт практической работы в системе профессионального образования позволяют сделать вывод о необходимости соответствия системы ДПО современным требованиям рынка труда к уровню профессиональной компетентности специалистов с учетом прогнозов социально-экономического развития и изменений профессиональной сферы деятельности. Построение перспективно-оптимальных систем переподготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, способных динамично реагировать на изменения внешней среды и отвечающих требованиям потребителей образовательных услуг, дает возможность обеспечить требуемое качество услуг ДПО. Именно с этих позиций должна выстраиваться концепция управления инновационным потенциалом образовательной организации в подсистеме профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
На основе проведенных исследований автор предложил технологию предоставления образовательных услуг в рамках деятельности Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК) Тамбовского государственного технического университета на региональном рынке образовательных услуг. На примере предложенной технологии изучена возможность управления инновационным потенциалом образовательной организации с позиций достижения требуемого качества предоставляемых образовательных услуг.
В ходе системного мониторинга изучается мнение представителей всех сторон, заинтересованных в результатах ДПО: работодателей — представителей предприятий различных форм собственности Тамбова и Тамбовской области; слушателей программ МРЦПК (на этапе поступления и завершения обучения). По результатам анкетирования и опросов формируется мнение респондентов о наиболее востребованных направлениях дополнительного профессионального образования с позиций максимальной полезности для развития предприятий.
Мониторинговые исследования дают возможность оценить ожидаемый слушателями и работодателями результат от реализации услуг ДПО, провести соответствующие коррективы в уже действующих образовательных программах, спрогнозировать потребность в новых образовательных услугах, более качественно и глубоко (с учетом реализации принципа опережающего обучения) решать вопросы содержательного, методического и кадрового обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, повышение качества услуг дополнительного профессионального образования в условиях вуза возможно за счет создания специальных условий взаимной заинтересованности и согласованности в деятельности субъектов образовательного процесса с учетом ожидания всех заинтересованных в реализации услуг ДПО лиц в контексте различных форм предоставляемых услуг ДПО. Одним из инструментов обеспечения гибкости и мобильности данной образовательной структуры выступает комплексный мониторинг как организационно-педагогический механизм повышения качества образовательных услуг, включающий:
• мониторинг перспективных потребностей регионального рынка труда в специалистах, изучение требований к качеству их подготовки, повышения квалификации и переподготовки;
• системное изучение тенденций развития регионального рынка образовательных услуг, исследование потребительских предпочтений на данном рынке;
• аналитическую оценку качества услуг ДПО с позиций выявления резервов повышения эффективности данной системы. Предложенный подход позволяет выявить рассогласование существующих потребностей в образовательных услугах с возможностями их удовлетворения, определить основные направления совершенствования региональной системы дополнительного профессионального образования, сегментировать региональный рынок образовательных услуг ДПО, сформулировать систему требований к организации образовательного процесса с целью обеспечения качества образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования.