УЧЕТ, АНАЛИЗ, АУДИТ ACCOUNTING, ANALYSIS, AUDIT
УДК 657(09)
ББК 65.052.2 (6 Анг)-03
Г 64
М. Гомеш
Аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (938)527-92-24, e-mail: [email protected].
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА БУХГАЛТЕРСКИМИ КАДРАМИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье обозначен комплекс проблем, стоящих в области обеспечения национальными бухгалтерскими кадрами и образования по направлению бухгалтерского учета и аудит в Республике Ангола. Профессия бухгалтера-аудитора признана в стране наиболее престижной и наиболее высокооплачиваемой.
Основные причины необеспеченности бухгалтерскими кадрами состоят в ограниченной подготовке специалистов национальными высшими учебными заведениями. Кроме того, за рубежом обучается малое количество студентов, будущих бухгалтеров. Основной базой подготовки кадров для Республики Ангола является Кубанский государственный университет.
Ключевые слова: профессия бухгалтера-аудитора, дефицит бухгалтерских кадров, ограниченная подготовка кадров в Анголе и за рубежом, Кубанский государственный университет.
М. Gomesh
Post-graduate Student of Accounting, Auditing, and Automated Data Processing Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (938)527-92-24, e-mail: [email protected].
ECONOMY PROVIDING OF ACCOUNTING STAFF IN REPUBLIC OF ANGOLA
Abstract. The paper considers problems of providing national accounting staff as well as training and education of accountancy and auditing in the Republic of Angola. The job of an accountant is considered the most prestigious and well-paid.
The main causes of insecurity by accounting personnel is the limited training held by the national institutions of higher education. Besides, few students, future accountants, study overseas. The main base for the training of the Republic of Angola is the Kuban State University.
Keywords: profession of an accountant-audit, shortage of accounting staff, limited training in Angola and abroad, the Kuban State University.
Сегодня бухгалтерская профессия нерами-нефтяниками, консультантами и считается одной из наиболее престижных юристами. В Анголе, принимая во внимав странах с развитой рыночной экономи- ние финансовую сторону данного вопроса, кой, занимая одно из самых высоких мест можно с уверенностью констатировать, по уровню оплаты труда, наряду с инже- что профессия бухгалтера крайне востре-
бована. Даже с учетом возросшего в последнее время количества подготовленных специалистов потребность в них продолжает оставаться достаточно высокой.
Государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса, разработанная в 2012 г., открытие рынка ценных бумаг в 2014 г., новые требования к системе управления организацией и, следовательно, к бухгалтерскому учету и аудиту, постоянное реформирование и усложнение законодательно-нормативной базы, выход на международные рынки — вот далеко не полный перечень причин роста объема учетной работы и армии бухгалтерских и аудиторских работников.
1 февраля 2001 г. был учрежден ОСР-СА (Ordem dos Contabilistas е Peritos Contabilistas) — Орден бухгалтеров и аудиторов — (ОБА) на Большой ассамблее, после двух заседаний, 18 октября 2002 г. и 5 ноября 2002 г., соответственно, для того чтобы представлять бухгалтеров и аудиторов в Республике Ангола. ОБА, во-первых, провозгласили динамической группой, а затем установленной комиссией были подготовлены условия для этого, орден начал действовать в сложной обстановке страны. По Президентскому Указу №232/10 от 11 октября был одобрен устав Ордена бухгалтеров и аудиторов [1]. Учитывая неактуальность законодательства, пришлось провести некоторые изменения по Президентскому Указу № 318/14 от 28 ноября 2014 г. [2], что позволило установленной комиссии провести первую генеральную ассамблею Ордена в 12 декабря 2014 г. [3,4], как требует ст. 105 устава ОБА [5].
По состоянию на 31 декабря 2014г., согласно информации Ордена бухгалтеров и аудиторов, в стране были зарегистрированы 2 255 специалистов, занимающихся профессиональной деятельностью бухгалтеров и аудиторов. Меньше половины этих специалистов имеют обязательную сертификацию, выданную управлением национального учета министерства финансов (в данный момент эта сертификация больше не действует, после открытия ОБА). Большинство этих специалистов имеют образование в области экономики и управления и некоторые прошли только краткий курс в области учета, предлагаемый министерством финансов. Согласно министерству коммерции, в Анголе су-
ществует около 170 тыс. компаний, зарегистрированных в нем. По этим данным сразу видно, что в стране существует недостаток бухгалтеров и аудиторов на рынке. В этой обстановке существуют сложности представления отчетности в соответствии с новым кодексом промышленного налога [6], согласно которому любая компания с более чем 30 миллионами Кванза годового оборота обязана представлять отчетность.
Чтобы преодолеть этот дефицит, в страну стали приглашать иностранных специалистов с высокой квалификацией и достаточными знаниями, опытом и навыками в области учета и аудита. Иностранцы в большинстве были португальцы и бразильцы, для них было проще адаптироваться к актуальности вопроса бухгалтерского учета и аудита за счет общего языка (португальский). С их помощью на национальный рынок вышли самые большие мировые аудиторские компании, такие, как Big Four (KPMG, DELLOITE, PWC и ERNEST & YOUNG).
Теперь проанализируем состояние бухгалтерского образования в стране.
Образование в современном мире имеет немаловажную роль, не является исключением и бухгалтерское и аудиторское образование. В Анголе образование — один из самых слабых секторов государства, что связано с бывшим политическим положением страны, которая пережила 27 лет гражданской войны. В период гражданской войны вся страна была сосредоточена на военных действиях, забывая о развития социально-экономических институтов. Во время войны функционировало только 3 средние образовательные заведения (Институт среднего образования по экономике Луанды, Институт индустриального среднего Луанды и Институт коммерции), только в двух из этих институтов велись предметы, связанные с бухгалтерским учетом. В то время был лишь одни университет (Университет имени Агостиньо Нето). В состав университета входит экономический факультет, где велись предметы, связанные с учетом.
После окончания войны в 2002 г. правительство начало открывать новые приоритеты в своих управленческих планах, стало инвестировать в большем масштабе в социальную сферу, в том числе в сферу образования во всех областях знаний.
После войны и до сегодняшнего дня государственные инвестиции в образовательных сферах выросли, например, в 2002 г. расход на образование составлял 5,19% от бюджетного расхода [7], а в 2014 г. расход на образование составлял 7,53% бюджетного расхода [8]. По этому сравнению видно, что увеличение расходов на образование за 2002—2014 гг. составило 2,34% от бюджетного расхода.
В Анголе сегодня функционирует более 70 высших учебных заведений, из них 17 университетов, 47 институтов высшего образования, 6 высших школ и 1 академия высшего исследования (26 государственных и 45 частных), в них обучаются студенты по 214 направлениям. Но только в 5 из всех этих учреждений существует направление по бухгалтерскому учету и аудиту.
При получении бухгалтерского и аудиторского образования студенты изучают не только циклы бухгалтерских и аудиторских дисциплин, но и гуманитарные, информационные и другие дисциплины. В перечень и объем дисциплин при получении бухгалтерского и аудиторского образования не включаются дисциплины, связанные с международными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами аудита. В учебные планы включены практические занятия, семинарские занятия, лекции.
Для получения степени бакалавра студенты должны пройти программу обучения за 3 года, а 4 года — для получения степени лиценциата. Пока нет магистратуры, связанной с бухгалтерским и аудиторским образованием. Важно отметить, что бухгалтерское и аудиторское образование существует самостоятельно от экономического образования. В Анголе бухгалтерское и аудиторское образование обычно в вузе находится на факультете гуманитарных наук, т.е. лица, получившие диплом, имеют квалификацию бухгалтера или аудитора, а не экономиста, как в России. При получении бухгалтерского и аудиторского образования дипломники могут пройти курс специализации в период от одного месяца до полутора лет, например, по бухгалтерскому учету в банках, коммерческих организациях, страхованию, налогообложению и т.д.
Отсутствие предметов, связанных с международными стандартами финансо-
вой отчетности и международными стандартами аудита, выступает в качестве препятствия для адаптации выпускников к работе в международных компаниях, таких, как нефтяные компании, аудиторские фирмы и т.д.
В настоящее время лицам, желающим получить образование (в том числе высшее бухгалтерское и аудиторское образование), это можно осуществить традиционным способом по очной форме обучения, пока нет возможности получить образование по заочной форме обучения.
Сегодня бухгалтерское и аудиторское образование является популярным, спрос на бухгалтерское и аудиторское образование увеличился за последние годы от многих успешных предпринимателей и управляющих крупных предприятий, потому что они уже чувствуют необходимость достаточного знания бухгалтерского учета для управления своим бизнесом, для того, чтобы не испытывать недостатка информации в своем бизнесе. Сегодня бухгалтерские и аудиторские знания являются очень востребованными на рынке труда.
По данным студенческого отдела посольства Анголы в Москве [9], в 2014/2015 учебном году в России и странах СНГ обучается 1710 ангольских студентов, среди них только шесть обучающихся по направлениям бухгалтерского учета, анализа и аудита. Основной базой подготовки бухгалтерских кадров для Республики Ангола является Кубанский государственный университет.
По Указу Президента Анголы от 16 ноября 2012 г. создан национальный план по подготовке кадров [10]. Этот план охватывает период 2013—2020 гг. и направлен на обеспечение отличной профессиональной подготовки кадров в государственном управлении и на обеспечение обучения высококвалифицированного персонала, что приводит к преимуществу в условиях конкуренции и интернационализации экономики Анголы. Сам план предусматривает обучать около 109 тыс. ангольцев в различных областях знания каждый год до 2020 г.
Из предложенного материала видно, что профессия бухгалтера-аудитора очень популярна и востребована в Республике Ангола. В то же время наблюдается дефи-
цит в высококвалифицированных национальных и зарубежных кадрах. Причины такого отставания от потребности связаны
с недостатками в подготовке национальных кадров как в национальных образовательных заведениях, так и за рубежом.
Примечания:
1. Decreto presidencial № 232/10 de 11.10.2010.
2. Decreto presidencial № 318/14 de 28.11.2014.
3. Relatyrio do ministürio do comercio, 2014.
4. Relatyrio anual o ministürio do ensino superior, 2014.
5. http://ocpcangola.org/listagens.aspx.
6. Cydigo do imposto industrial: Lei № 19/14, de 22.10.2014.
7. Or3amento geral do estado de Angola, 2002.
8. Or3amento geral do estado de Angola, 2014.
9. Relatyrio anual do sector estudantil da embaixada de Angola em Moscovo, 2014.
10. Plano nacional de formaero de quadro, 2012.
References:
1. Decreto presidencial № 232/10 de 11.10.2010.
2. Decreto presidencial № 318/14 de 28.11.2014.
3. Relatyrio do ministürio do comercio, 2014.
4. Relatyrio anual o ministürio do ensino superior, 2014.
5. http://ocpcangola.org/listagens.aspx.
6. Cydigo do imposto industrial: Lei № 19/14, de 22.10.2014.
7. Or3amento geral do estado de Angola, 2002.
8. Oreamento geral do estado de Angola, 2014.
9. Relatyrio anual do sector estudantil da embaixada de Angola em Moscovo, 2014.
10. Plano nacional de formaero de quadro, 2012.