Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области'

Проблемы обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1852
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чистый воздух / очистка сточных вод / утилизация и захоронение твердых бытовых отходов / экологические риски / стабильность экономической ситуации / устойчивое развитие / экологическая безопасность / clean air / waste water purification / recoveri and consumer waste burial / economical situation stabiliti / sustainable development / ecological safety

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жердев В. Н.

В статье отражены современные взгляды на задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности Воронежской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECOLOGICAL SAFETY PROVISION ON THE TERRITORY OF VORONEZH REGION

In the article modern views on the tasks, principles, methods and mechanisms of ecological safety provision of Voronezh Region are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области»

В.Н.Жердев,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор (г. Воронеж)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья рекомендована к печати доктором сельскохозяйственных наук А.Ю. Черемисиновым, кандидатом биологических наук, доцентом А.Н. Тимофеевым.

Аннотация. В статье отражены современные взгляды на задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности Воронежской области.

Ключевые слова: чистый воздух, очистка сточных вод, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов, экологические риски, стабильность экономической ситуации, устойчивое развитие, экологическая безопасность.

Программа экономического роста фактически поощряет деградацию природных ресурсов. Если численность населения к 2050 г. удвоится, то экономика, в соответствии с современной стратегией ведения хозяйства, должна увеличиться в 5-7 раз. Это невозможно вследствие ограниченности ресурсов и систем экосферы и конечных размеров Земли. Из противоречия между постоянно растущим воздействием общества на экосферу и ограниченными размерами Земли и ее ресурсов вытекает неизбежность глобального геологического кризиса. Часть специалистов считает, что кризис уже наступил, потому, что имеются многочисленные свидетельства нарушения гомеостазиса экосферы. Существует также много примеров глубоких изменений геосфер Земли и ее ландшафтов. Другие специалисты полагают, что человечество найдет пути не допустить кризиса, хотя и согласны, что причины для кризиса объективно существуют.

Человечество не может продолжать ту же стратегию бесконтрольного и безумного использования экосферы, поскольку существуют пределы её устойчивости. В течение переходного периода, который нас ожидает, речь идёт о выживании человеческого общества. Человек либо научится жить по-новому, то есть в пределах возможностей, отпускаемых человечеству экосферой, либо оно будет деградировать до полного распада. Человек для своего выживания должен осуществить несколько взаимо-

связанных переходных процессов общемирового значения.

В основе Стратегии устойчивого развития находятся три взаимосвязанные сферы жизни общества - экономика, экология и социальные процессы. В системе внутригосударственных и международных отношений большая часть 20-го столетия прошла под знаком доминирования экономики и далеко не приоритетной была роль человеческого фактора в обеспечении экологической безопасности при развитии экономики. И только в конце века человечество осознало, что биосфера и её составные части имеют предел саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо. Так появилось понятие экологической безопасности.

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1].

Обеспечение экологической безопасности, как одного из ключевых условий развития Воронежской области предполагает смену существующих приоритетов на экологические во всех аспектах принятия управленческих решений, что невозможно без существенного изменения сознания людей, смены ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого че-

ловека в их решении. В общественном сознании и поныне господствует потребительский стереотип поведения. Включение природы в сферу духовной жизни человека, в сознание людей - процесс психологически трудный и длительный.

Состояние экологической обстановки на территории области по ежегодному анализу экологических показателей состояния окружающей среды в основном является стабильно положительным [2, 3], о чем свидетельствуют данные докладов о государственном надзоре и контроле за использованием ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области за последние пять лет (2004 - 2008 гг) [4].

Основными отрицательными факторами, влияющими на экологическую ситуацию в области являются: отсутствие стабильного социально-экономического подъема уровня жизни населения, старение и изношенность технологического оборудования промышленных предприятий, увеличение количества устаревших марок автотранспорта без систем нейтрализации выбросов, недостаточное финансирование природоохранных работ, отсутствие экологической культуры и воспитания населения области.

Состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах Воронежской области характеризуется как среднезагрязненное.

К крупнейшим в регионе загрязнителям атмосферного воздуха относятся: Воронежские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2; Писаревское ЛПУ МГ Канте-мировского района; ОАО «Минудобрения» Россошанского района; Калачеевское ЛПУ МГ; Острогожское ЛПУ МГ; ОАО «Павловскгра-нит»; ОАО «Елань» и другие.

За последние пять лет уровень загрязнения воздуха сернистым газом, оксидом углерода, диоксидом азота, фенолом, аммиаком увеличился; сажей и формальдегидом - уменьшился; пылью, растворимым сульфатом, оксидом азота остался на том же уровне.

Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в области составляет более 400 тыс.т., в том числе от автотранспорта около 87 %.

Основными составляющими выбросов являются следующие загрязняющие вещества: твердые вещества, сернистый ангидрид, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды и летучие органические соединения. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы (по объему выброса) продолжают вносить предприятия транспортного комплекса - 19%, теплоэнергетики - 12% и пищевой промышленности - 10% от общего выброса по промышленности области. При этом снизились выбросы от предприятий теплоэнергетики на 3 тыс. т. за счет работы на газообразном топливе.

В атмосферном воздухе отмечается присутствие продуктов сгорания автомобильного топлива, концентрация по отдельным веществам превышает установленные нормативы, в том числе по угарному газу - до 3 раз, по окислам азота и пыли - до 4 раз. Основной причиной является ежегодный рост численности автомобилей (более 500 тыс. единиц на сегодняшний день), бесконтрольный ввоз старых иномарок, отсутствие систематического контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей, количеством и качеством потребляемого топлива.

Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты ежегодно уменьшается, но остается высоким, и в 2005 г. составил 169,0 млн. куб. м. Масса сброшенных загрязняющих веществ составила около 135 тыс.т.

К крупнейшим в регионе загрязнителям водных объектов относятся: МУП «Водоканал Воронежа»; ОАО «Воронежсинтез каучук» г. Воронеж; МУП «Водоканал» г. Нововоронеж; МУП «Водоканал» г. Лиски; МУП «УВКХ» г. Борисог-лебск; ОАО «Минудобрения» г. Россошь.

Обследование (в контрольных створах), рек Дон, Воронеж, Усмань, Бай-гора, Ворона, По-тудань, Хопер, Тихая Сосна, Савала, Битюг и Карачан и др. свидетельствует о стабильности качественных показателей воды в последнее время. Химические анализы отобранных проб воды показывают, что качественный состав воды остался умеренно-загрязненным, что соответствует 3 классу чистоты. Превышения ПДК зафиксированы, в основном, по солям

меди и железа, нефтепродуктам, солям аммонийного и нитритного азота, фосфатам.

Негативное воздействие на состояние водных объектов оказывает в целом неудовлетворительное состояние очистных сооружений как в райцентрах области, так и в г. Воронеже. Практически не развивается ливневая канализация крупных населенных пунктов.

Также на территории области располагается 3664 пруда и водохранилища, имеющих гидротехнические сооружения. В Перечень прудов и водохранилищ, несущих опасность возникновения чрезвычайных ситуаций по районам области по результатам обследований включены 138 ГТС. В случае аварий на них возможно затопление 2848 жилых домов, 59 автодорожных переходов, 3 железнодорожных переходов и 5 автодорожных мостов. Из этого перечня 63 ГТС находятся в неудовлетворительном техническом состоянии - на 32 объектах требуется проведение реконструкции, на 31 - ремонт.

В настоящее время подавляющая часть водных объектов находится в собственности СХА, ЗАО, СПК и т.д. Предприятия этого типа реорганизуются и водохранилища, находящиеся на их территориях оказываются в собственности новых владельцев, а ГТС зачастую просто остаются безнадзорными, не ремонтируются, не соблюдается регламент их эксплуатации.

Ежегодный объем образования токсичных отходов составляет более 800 тыс.т. и около 4 млн.куб.м бытовых и условно нетоксичных отходов. Объем переработки токсичных отходов не превышает 22 % от общего объема образования. Часть опасных отходов накапливается на предприятиях или захоранивается на свалках в нарушение природоохранных требований. В критическом и неудовлетворительном состоянии находятся места размещения отходов в 10-ти райцентрах области и г. Воронеже.

В настоящее время в этой сфере наметился приход инвесторов, которые могут вкладывать средства в строительство мусороперерабатыва-ющего производства в г. Воронеже и обустройство объектов захоронения отходов в ряде районов области.

Существующая минерально-сырьевая база территории области представлена месторожде-

ниями нерудного сырья, в основном, строительных материалов (пески, глины, суглинки, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник), а также пресных и минеральных подземных вод.

Почти все твердые полезные ископаемые, залегающие на территории области, относятся к категории общераспространенных. Из основных видов твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, выявлены и разрабатываются: Латненское месторождение огнеупорных глин, месторождение цементных мергелей «Ольховый Лог», Подгор-ненское месторождение формовочных песков, Станичное месторождение формовочных песков, Рудаевское и Журавское месторождения охр, бентонитовые глины, стекольные пески.

На базе разведанного минерального сырья в области работает ряд горнодобывающих предприятий. Наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит» (производство щебня из гранита), ОАО «Воронежское рудоуправление» (добыча огнеупорных глин), ЗАО «Семилукский КСМ» (производство керамического кирпича), ОАО «Подгоренский цемен-тник» (добыча цементных мергелей и производство цемента), ОАО «Журавский охровый завод» (добыча охристых глин и производство красок), ООО «Формматериалы» (добыча формовочных и строительных песков), ЗАО «Воронежский КСМ» (производство силикатного кирпича), ЗАО «Копанищенский КСМ» (добыча мела и производство извести).

Действуют крупные водозаборы пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На базе разведанных месторождений подземных минеральных вод функционирует ряд санаторно-лечебных учреждений.

Приоритетными направлениями в сфере недропользования являются: обеспечение опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и освоение участков нераспределенного фонда недр; повышение инвестиционной привлекательности минерально-сырьевой

базы области; увеличение инвестиционной составляющей в геологическом изучении новык участков недр; промышленном освоении неразрабатываемых участков недр; привлечение в область федеральный средств на геологическое изучение и охрану недр в части подземнык вод.

Основными требованиями по охране недр являются предотвращение самовольного (безлицензионного) пользования недрами и соблюдение недропользователями установленного в лицензиях порядка пользования недрами. Охрана недр обеспечивается проведением государственного экологического и геологического контроля пользователей недр на территории области.

В структуре земельного фонда области (5221,6 тыс. га) преобладают земли с.-х. назначения, которые составляют 3801,5 тыс. га Лесами и дре-весно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, в этой категории земель занято 4,6 %, под застройками и дорогами 1,4 %, под прочими землями - 2,5 %, незначительную часть в землях сельхозназначения составляют нарушенные земли - 0,4 тыс. га.

Земли особо охраняемый территорий составляют 34,2 тыс. га. В их составе сельскохозяйственные угодья составляют 1,0 тыс. га, леса -30,4 тыс.га, водные обыекты - 1,1 тыс. га, постройки и дороги - 0,6 тыс. га, болота - 0,9 тыс. га и прочие земли - 0,2 тыс. га.

Почти повсеместно проявляются тенденции ухудшения почвенного покрова в результате антропогенного воздействия. Так, установлено загрязнение земель с.-х. назначения свинцом на площади 19,4 тыс. га, кадмием - 8,0 тыс. га, никелем - 14,4 тыс. га, медью - 1,1 тыс. га, цинком -3,0 тыс. га. Этому в определенной мере способствуют выбросы вредных веществ в атмосферу.

Ежегодно снижается пестицидная нагрузка на пахотные земли. Вместе с тем, значительную опасность представляют непригодные к использованию пестициды, накопившиеся на территории области в значительны« количествах. Так вымвляются грубые нарушения при хранении пестицидов в складских помещениях, пятая часть которых не отвечает требованиям безопасности. Около 70 сельскохозяйственных предприятий и более трех тысяч фермерских

хозяйств не имеют специализированных площадок для протравливания семян, приготовления рабочих растворов и заправки ими автотранспортной техники. Требуются значительные финансовые средства для вывоза непригодных пестицидов в другие регионы на утилизацию.

В Воронежской области числится 3,8 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пахотных земель 3,0 млн. га. По данным агрохимических исследований, установлено, что за последние годы вследствие недостаточного внесения органических и минеральных удобрений происходит снижение плодородия почв по основным показателям - фосфору и калию.

Важнейшим показателем почвенного плодородия является содержание органических веществ, или гумуса. Содержание органического вещества в пашне по области, на протяжении почти 40 лет практически не изменялось и составляет 5,63 % Однако недостаточное внесение в почву органических удобрений ведет к снижению главного показателя плодородия почв - гумуса. Средневзвешенное содержание гумуса в пахотных почвах по области - 5,57%. В настоящее время почвы Воронежской области насчитывают 332,4 тыс. га с низким содержавшем гумуса.

Сохранение и повышение плодородия почв может быть решено путем применения органических и минеральных удобрений, а также химических мелиорантов с учетом биоклиматического потенциала конкретной зоны.

Воронежская область относится к числу ле-содефицитных, о чем свидетельствует средняя лесистость по лесопокрытой площади, равная 8,4 %. Площадь лесов лесного фонда области составляет 495,2 тыс. га, среди которых около 24 % (118,5 тыс. га) занимают хвойные насаждения. В лесхозах Воронежской области заготовка древесины осуществляется только в порядке проведения рубок промежуточного пользования и прочих рубок. Ежегодно в области проводится лесовосстановление на площади более 1 тыс. га. Защитное лесоразведение проводится на площади около 500 га.

Важнейшими мероприятиями по улучшению экологического состояния, сохранению средо-

образующих функций и улучшению эстетических качеств и иных полезных свойств лесных насаждений является проведение комплекса мер по лесовосстановлению и защита леса от пожаров, вредителей и болезней.

Воронежская область имеет достаточно развитую сеть особо охраняемых территорий общей площадью около 275 тыс. га. В том числе имеется два государственных заповедника, один республиканский заказник и 163 памятника природы. По удельным показателям на единицу площади этот показатель выше средней по Центрально-Черноземному региону. Задачей дальнейшего развития является сохранение достигнутых показателей, а также расширение особоохраняемых территорий направленных на охрану редких и исчезающих видов.

Животный мир Воронежской области представлен тысячами видов, из которых 18 видов занесены в Красную книгу России. Позвоночных видов животных насчитывается более 430.

На территории области постоянное внимание уделяется состоянию охотничьих видов животных, как наиболее ценных. Ежегодно проводится их учет, осуществляются биотехнические мероприятия по сохранению численности. Однако за последнее десятилетие общая численность диких копытных животных на территории области несколько снизилась, что связано со снижением проведения биотехнических мероприятий, а также с островным расположением обитания копытных среди антропогенно преобразованного ландшафта.

Неотъемлемой частью природного комплекса являются беспозвоночные животные, которых насчитывается более 4 тыс. видов.

Учет численности птиц не проводился, но из-за хозяйственной деятельности и освоения территорий человеком пострадали птицы открытых пространств. Основными отрицательными факторами послужили распашка степей, чрезмерная нагрузка на пастбища, механизация и химизация сельского хозяйства.

На водоемах области устойчиво обнаруживается не более 45 представителей ихтиофауны из 58. Рыбопродуктивность основных рыбохо-зяйственных водоемов низкая.

Между неблагоприятными факторами окружающей среды и показателями здоровья населения существует связь. Так прямая зависимость состояния здоровья воронежцев от уровня загрязненности воздушного бассейна четко прослеживается в детской заболеваемости. У детей города преобладают болезни органов дыхания (58%), кожи (10%), нервной системы и органов чувств (9%), инфекционные и паразитарные болезни (5%). Отмечается ежегодный прирост болезней эндокринной системы врожденных аномалий, перинатальной патологии, болезней органов пищеварения, мочеполовой системы, новообразований. Распространенность их по территории города также связана с зонами наибольшего загрязнения атмосферного воздуха. Наиболее высокая общая заболеваемость детского населения наблюдается в Левобережном, Железнодорожном, Коминтерновском и Советском районах, превысившая общероссийский показатель в 1,5 раза. В Ленинском районе, Северном микрорайоне и районе СХИ ситуация по общей заболеваемости вполне благополучна. Также характерной является контрастная обстановка по детским новообразованиям. В большинстве поликлиник города этот показатель выше республиканского.

Что же касается территории области, то наибольшее число заболеваний злокачественными новообразованиями отмечается в Аннинском, Верхнемамонском, Каширском, Лискинском, Нижнедевицком, Острогожском, Панинском, Рамонском, Репьевском, Семилукском, Таловс-ком, Терновском, Хохольском и Эртильском районах.

Одним из важнейших факторов санитарно-эпидемиологического благополучия населения является доброкачественная питьевая вода. Основные источники питьевого водоснабжения областного центра - подземные воды.

По данным докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Воронежской области» [5], а также в г. Воронеже [6] за последние 5 лет (2004 - 2008 гг), ежегодно до 75 % проб исследованной воды из подземных коммунальных источников и 35 % проб воды из подземных ведомственных источников не соответствуют гигиеническим нормативам по

санитарно-химическим показателям. По уровню микробной загрязненности воды источников коммунального водопровода и ведомственным не отвечают требованиям в 2 % проб.

Повышенное содержание железа и марганца имеют природное происхождение, они обусловливают повышенные уровни цветности, влияют на органолептические свойства воды. В отдельных скважинах превышение нормативов по содержанию этих химических элементов варьирует от 3 до 1,2 ПДК. Особенно тревожная ситуация в последние годы сложилась в Центральном районе города, который обслуживается ВПС-3: средняя концентрация железа в питьевой воде превысила ПДК более, чем в 4 раза, марганца - более, чем в 2 раза.

Не лучшим образом обстоят дела с надежностью водоснабжения и в области. Особенно высок удельный вес неудовлетворительных результатов исследования проб воды в источниках централизованного водоснабжения по микробам в Каменском (29%), Нижнедевицком (8,8%), Богучарском (8,3%), Таловском (5,7%), Борисоглебском (5,9%). По санитарно-хими-ческим показателям «впереди» других Верхне-мамонский (90%) и Ольховатский (84,3% проб), Таловский (81,8%), Бутурлиновский (81,6% проб), Кантемировский (79,5% проб), Панин-ский (70,9% проб), Россошанский (63,6% проб), Верхнехавский (62,7% проб), Бобровский (61,3% проб), Подгоренский (61% проб) районы [5].

Еще ниже качество воды в нецентрализованных источниках. Наибольшее количество неудовлетворительных проб воды по микробиологическим показателям отмечено в Репьевском (100% проб), Таловском (55% проб), Острогожском (44,8% проб), Воробьевском (43,8% проб), Терновском (26% проб) районах. По санитарно-химическим показателям наихудшие результаты в Острогожском (100% неудовлетворительных проб), Новоусманском (85,7%), Бобровском (84,6%), Богучарском (72,7%), Каменском (83,3%).

Как фактор риска здоровью вода имеет меньший «статистический вес», чем воздух. Большинство заболеваний слабо отвечает на изменение параметров качества питьевой воды.

Однако язва желудка и двенадцатиперстной кишки имеет четкую «ответную реакцию» на все показатели качества воды. Наиболее существенны связи этого заболевания с содержанием железа (особенно максимальными концентрациями), мутностью, а также с органолептичес-кими показателями цветности.

Улучшение качества окружающей среды должно отразиться на здоровье населения, увеличении средней продолжительности жизни до 70 лет.

Очень важными факторами, усиливающими негативное влияние на окружающую среду, считаются архитектурно-планировочные и ландшафтные условия. Особенно стабильные связи отмечаются по параметрам техногенных нагрузок и расчлененности рельефа. Районы города Воронежа с высоким транспортным и промышленным прессингом, минимальным озеленением отличаются более высокими концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Так четкая закономерность прослеживается по удаленности от Левобережной промзоны. Чем дальше проживание от этого района, тем лучше экологическая обстановка и как следствие ниже общая детская заболеваемость, в том числе по новообразованиям, эндокринным заболеваниям, болезням органов дыхания, врожденным аномалиям, то есть наиболее опасным болезням, которые в последние годы имеют тенденцию к росту и превышают республиканские показатели. Этот факт свидетельствует о наличии в городе экологически опасной «зоны риска» в юго-восточном левобережье. Промзона Коминтерновского района экологически «менее опасна».

Роль этажности жилой застройки можно проследить через фактор риска здоровью населения.

К примеру, в микрорайонах с высотными домами чаще отмечаются болезни системы кровообращения, бронхиальная астма, болезни кожи, мочеполовой системы и реже - психические расстройства, хронические болезни миндалин, пневмонии, врожденные аномалии и патологии перинатального периода. В «частном секторе» более высок удельный вес психичес-

ких расстройств, лорболезней, врожденных аномалий и патологий перинатального периода. Специалисты склонны считать эти различия отражением экологического значения социальных условий жизни населения.

Примечательно, что детская онкозаболевае-мость чаще регистрируется в присклоновых, сильнорасчлененных районах независимо от уровня промышленно-транспортного влияния. Наиболее стабильным воздействием на опухолевые болезни обладает обводненность ландшафта, наличие железнодорожных путей. Эти же факторы окружающей среды влияют и на онкозаболеваемость среди взрослого населения. К неблагополучным по новообразованиям участкам города Воронежа специалисты склонны отнести традиционно «старые» районы застройки по периферии общественного центра, с малокомфортными кварталами «частного сектора» и 3-5-этажными домами 50-60-х гг. по периметру водохранилища.

Наименее комфортными медико-экологическими зонами считаются районы с высоким загрязнением атмосферы и неблагоприятным акустическим фоном вследствие транспортной загруженности, общего промышленно-техно-генного прессинга, нерациональной планировки без продуманной системы «зеленых коридоров», зон своеобразной разгрузки техногенной инфраструктуры - парков, скверов, объектов социально-бытовой и культурной сферы. Зона, прилегающая к железнодорожной магистрали в радиусе 300-800 м., как правило, становится «зоной риска» по новообразованиям, болезням мочеполовой системы, врожденным аномалиям.

Сектор удовлетворительной комфортности находится на Правобережном центральном плакорно-селитебном микрорайоне, где формировалась ранняя застройка города, смыкающаяся с Западным селитебным водораздельно-террасовым ландшафтным микрорайоном (Юго-западный, Северный жилые кварталы, Ипподром).

Сектор повышенной комфортности располагается в пределах двух ландшафтных микрорайонов, примыкающих по правобережью к водохранилищу. Это Правобережный селитебный

приречно-балочный (крутой долинный склон реки Воронеж) и Северный селитебный рекре-ационно-парковый водораздельно-склоновый (Березовая роща, СХИ) ландшафтные микрорайоны.

Для решения многих вышеперечисленных проблем необходимо:

• введение экологических паспортов на все объекты естественного и искусственного происхождения (земля, промышленные и жилые здания, объекты промышленного производства, поверхностные и подземные водоемы, леса и т.д.);

• введение периодического контроля интегральной токсичности всех объектов естественного и искусственного происхождения живыми микроорганизмами по новым технологиям.

Стабильность экологической ситуации на территории области обеспечивается проведением целого ряда природоохранных мероприятий, дающих снижение негативного воздействия на окружающую среду, выделением областных, муниципальных и собственных средств предприятий, а также ужесточением требований по отношению к нарушителям природоохранного законодательства при проведении государственного экологического контроля.

Вместе с тем, следует отметить, что на территории области остается достаточно экологических проблем, требующих постоянного внимания и значительных вложений финансовых средств.

Среди наиболее значимых можно выделить неудовлетворительное состояние с очисткой сточных вод. Так в 12 райцентрах общепоселковые сооружения отсутствуют вообще, по 9 эксплуатируемым объектам требуется полная реконструкция. Неудовлетворительное состояние с очисткой сточных вод сложилось и в г. Воронеже. Правобережные и Левобережные очистные сооружения в настоящее время эксплуатируются без доочистки сточных вод и механического обезвоживания осадков, не производится утилизация осадков.

К факторам, влияющим на состояние окружающей среды и здоровье населения относится ситуация с хранением непригодных пестицидов. На начало текущего года в 24 районах

области хранится до 827 т непригодных к использованию пестицидов в 145 складских помещениях. Из них запрещенных - 62 т, обезличенных - 597 т, прочих - 168 т. Эти помещения зачастую находятся рядом с жилой зоной, что создает угрозу, как террористических актов, так и возникновения чрезвычайных ситуаций. В 2005 г. за счет средств областного бюджета утилизировано более 100 тонн непригодных пестицидов, однако для решения этой проблемы в целом выделенных средств явно недостаточно.

В неудовлетворительном состоянии находится ситуация с утилизацией и захоронением твердых бытовых отходов (ТБО). Критическое положение сложилось с размещением ТБО в городе Воронеже. Объем размещаемых отходов на полигоне ТБО г. Воронежа стабильно высок и составляет порядка 0,3 млн.м в год, ежедневно 150-200 машин с мусором поступает на полигон.

Полигон был сдан в эксплуатацию в 1993 г. недостроенным, без заключения экологической экспертизы, с существенными недоработками. Это, в свою очередь, привело к нарушениям режима его эксплуатации. Результаты анализов подземных вод показывают, что происходит сильное их загрязнение.

Выявлены многократные превышения допустимых концентраций по тяжелым металлам, нефтепродуктам и другим опасным токсикантам. Поскольку эти горизонты связаны с реками Дон и Девица, загрязняющие вещества инфильтрата, если не принять своевременные меры, будут поступать в эти водные объекты.

Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что срок эксплуатации первой очереди полигона истек еще в конце 2001 г. Назрела крайняя необходимость строительства второй очереди полигона, а также строительство комплекса по сортировке, частичной переработке и брикетированию неиспользуемых видов отходов могло бы значительно снизить нагрузку на окружающую среду.

Обстановка с объектами захоронения отходов в районах области также достаточно сложная. В 14-ти райцентрах области полигоны в критическом состоянии, требуется создание

современных полигонов и системы обращения с отходами с максимально возможной долей утилизируемых отходов. Недостаточно решается проблема утилизации отработанных масел.

В связи с постоянным увеличением антропогенного воздействия в результате хозяйственной деятельности человека в области значительно ухудшается состояние водных объектов. Так загрязненность Воронежского водохранилища оказывает непосредственное влияние на питьевые водозаборы города Воронежа, отмечается загрязнение и других водных объектов. В ряде населенных пунктов питьевая вода не отвечает требованиям к воде питьевого качества.

По предварительным подсчетам длина малых рек, нуждающихся в рекультивации, на территории области составляет около 370 км, требуется ремонт или реконструкция порядка 164 гидротехнических сооружений, несущих потенциальную опасность при их разрушении.

Кроме того, значительные капитальные вложения необходимы для проведения руслофор-мирующих и эколого-оздоровительных мероприятий на реке Дон, которая является источником водоснабжения, транспортной артерией и приемником сточных вод с ряда городских очистных сооружений.

К факторам, активно влияющим на окружающую среду и здоровье население, относятся выбросы от автотранспорта, особенно в густонаселенных пунктах области. Требуются значительные средства для организации контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей и за качеством потребляемого топлива, оснащением автотранспорта катализаторами и нейтрализаторами отработанного топлива, совершенствование транспортных артерий городских территорий.

Воронежская область относится к лесостепной зоне, и проблема с сохранением лесного фонда, полезащитных и овражно-балочных насаждений стоит достаточно остро. Также недостаточно в области создается придорожных лесных полос и зеленых насаждений в населенных пунктах.

Для осуществления вневедомственного контроля радиационной обстановки в 30-ти кило-

метровой зоне Нововоронежской АЭС, а также в связи со строительством 6 и 7 блоков, необходимо создать подсистему АСКРО в г. Воронеже в целях обеспечения населения информацией о радиационной обстановке.

Для финансового обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и устойчивости окружающей среды на территории области необходимо законодательно установить достаточные нормативы отчислений в областном бюджете - не менее 3 % от расходной части.

Отсутствие экологической культуры и воспитания также негативно сказывается на экологической ситуации в области.

Стратегической целью государственной политики в области обеспечения экологической безопасности является улучшение качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития области, а также реализация конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст.42), реализацию конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды (ст. 5 8).

Для этого необходимо обеспечить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сохранение всеми доступными методами ненарушенной хозяйственной деятельностью территории и восстановление естественной природной среды и биоты в объеме, необходимом для обеспечения устойчивости окружающей среды;

- снижение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности в местах повышенной экологической опасности с высокой концентрацией населения, промышленности и сельскохозяйственного производства, на базе нормирования качества окружающей среды, внедрения систем очистки и ресурсосберегающих технологий.

Для достижения стратегической цели обеспечения экологической безопасности на территории области необходимо решить следующие задачи:

- снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

- сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых территорий;

- охрана, рациональное использование и повышение качества водных ресурсов, восстановление водности малых рек;

- предотвращение загрязнения воздушного бассейна от выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками и автотранспортом;

- сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов с увеличением объемов вторичного использования;

- восстановление и повышение плодородия почв, борьба с антропогенной эрозией;

- повышение лесовосстановительных работ на территории области;

- обеспечение рационального природопользования;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для достижения поставленных задач должен быть решен ряд следующих мер эколого-эконо-мического характера:

- произвести всестороннюю инвентаризацию экологического потенциала, включающую оценку состояния, размеры и динамику изменения природных систем (почва, леса, воды, воздух, биосфера);

- осуществить переход от экологической парадигмы, основанной на борьбе с загрязнениями и контроле состояния окружающей среды, к парадигме, основанной на предвидении, оценке и предотвращении экологического ущерба;

- разработать программу экологизации экономики области, охватывающую все этапы ее функционирования - от добычи сырья и производства продукта до его потребления, переработки и утилизации отходов;

- исходить из объективной необходимости учета экологических факторов при формировании нормативно-правовой базы развития экономики, а также обеспечения взаимосвязи нормативов качества окружающей среды и показателей, определяющих уровень и качество жизни населения;

- разработать меры государственной поддержки в области решения экологических проблем, предусматривающие ассигнования и инвестиции из федерального, областного и муниципальных бюджетов, а также льготные инвестиционные кредиты и льготы природоохранным предприятиям;

- способствовать постановке экономики на рельсы технологии 21 века и с этой целью принять и начать осуществление областной программы создания и использования экологически безопасной и ресурсосберегающей технологии с упором на развитие превентивной, контролирующей и восстанавливающей технологии, а также средств и аппаратуры экологического мониторинга;

- взять курс на совершенствование политики в области налогов, регулирования закупок и торговли, которая должна поощрять технологические разработки и снимать барьеры на пути инновационных экологических технологий, ориентированных на повышение эффективности затрат и создание экологически благоприятной продукции;

- способствовать разработке и внедрению методов экосистемного управления природными ресурсами в процессе развития экономики области;

- проводить целенаправленную экологизацию общественного сознания населения области, а также создать действенную систему экологического воспитания, обучения и образования. Без ясного понимания существа стоящих перед человечеством и Россией экологических проблем не может быть сознательного и ответственного отношения к их решению.

Инструментом в решении поставленных задач должны стать:

- затраты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);

- создание информационной инфраструктуры - система сбора, накопления, обработки,

выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, начиная от инвентаризации ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий и всех точечных источников загрязнения окружающей среды и кончая текущей информацией о состоянии окружающей среды и экологически приемлемыми внедряемыми технологиями;

- создание развитой инфраструктуры финансирования природоохранной деятельности за счет всех источников;

- сохранение и наращивание особо охраняемых территорий;

- предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения;

- согласованность - предварительное согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;

ОВОС - проведение оценки воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности;

- разрешительностъ - получение экологических разрешений на любой вид деятельности;

- декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;

- экологическое нормирование - установление норм при потреблении либо изъятии природных ресурсов, определение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления;

- платность ресурсов с учетом их экологической значимости; платежи за негативное воздействие на окружающую среду;

- ответственность (в том числе материальная) виновников нарушения природоохранного законодательства;

- законодательная защита путем создания достаточно завершенной системы специального экологического законодательства и нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности;

- государственная экологическая экспертиза, направленная на предотвращение принятия экологически непродуманных решений уже на стадии разработки соответствующей документации;

- государственный экологический контроль за деятельностью промышленных и сельскохозяйственных предприятий и источниками вредного воздействия;

- экологический мониторинг - система наблюдения и контроля (и комплексной оценки состояния окружающей природной среды;

- информированность - доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;

- научная обоснованность природоохранных мероприятий. Эффективность обеспечения экологической безопасности зависит от многих внутренних и внешних факторов и условий.

К внешним экологическим угрозам для региона относятся: возможность трансграничного переноса вредных веществ из соседних регионов, глобальное изменения климата, разрушение озонового слоя, размещение токсичных и радиоактивных отходов на территории области.

Внутренние угрозы обусловлены собственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Они проявляются в результате нерациональной эксплуатации природных ресурсов, разворачивания производства без надлежащих природоохранных устройств, эксплуатация устаревшего технологического оборудования.

В результате экологических угроз возникают экологические риски, которые носят как техногенный характер, так и природный.

К источникам техногенного характера относятся объекты хозяйственной, бытовой, военной и иной деятельности, содержащие значи-

тельные факторы экологического риска. Предприятия промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, а также военные полигоны, свалки отходов могут производить, как постоянные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, так и аварийные. Природные катаклизмы могут быть предсказуемыми по срокам, но не по объемам воздействия на окружающую среду, поэтому их оценка достаточно сложна. В настоящее время не разработано методических рекомендаций по оценке экологических рисков, хотя вместе с развитием экологического страхования будет разработано и это направление в обеспечении экологической безопасности.

Поскольку состояние окружающей природной среды напрямую зависит от экономического состояния области, то предполагается два сценария этого развития.

Первый вариант предполагает сохранение в основном природоемкой ориентации экономики с дальнейшим приоритетным развитием топливно-энергетического и металлургического комплексов. При этом сохранение устаревших технологий будет способствовать усилению техногенной нагрузки на окружающую среду, способствуя ухудшению ее качества и, как следствие, ухудшению здоровья населения.

Второй вариант предполагает коренную структурную перестройку экономики области, осуществление прогрессивных изменений, приближающих ее структуру к оптимальному состоянию - возрастание доли машиностроения, легкой и пищевой промышленности высоких технологий, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, современных отраслей инфраструктуры, углубление переработки сырья и энергосбережение позволит значительно снизить нагрузку на окружающую природную среду и ростом ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет.

Разработанные задачи обеспечения экологической безопасности и показатели ориентированы на второй вариант развития экологической ситуации.

Целями экологических инвестиционных программ являются:

- формирование приоритетных инвестиционных предложений, поиск и внедрение экологически чистых технологий;

- привлечение иностранных инвесторов, частного капитала юридических и физических лиц;

- обеспечение взаимоувязки основных показателей программ с другими разделами прогноза социально-экономического развития области;

- экономически и экологически обоснованное размещение новых предприятий и создание дополнительных мощностей на действующих предприятиях с учетом специализации и комплексного развития экономических районов, наиболее эффективного использования природных богатств, производственной и непроизводственной инфраструктуры, трудовых ресурсов;

- мониторинг хода реализации инвестиционных программ. Отслеживание проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации проектов и обеспечение их оперативного устранения или корректировки.

Развитие экологической ситуации в сторону качественного ее изменения в основном будет определяться на программном уровне.

Обеспечение этого процесса осуществляется областной целевой программой «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2002-2010 гг.» с пролонгацией ее действия до 2015 г. [7].

Основой программы должны стать инвестиционные проекты в рамках подпрограмм: «Отходы производства и потребления», «Охрана окружающей среды», «Водохозяйственные комплексы и ГТС», «Охрана природных ресурсов» с реализацией их за счет всех источников финансирования.

Расширение нормативной правовой базы области в сфере охраны окружающей среды, а также укрепление экологических служб исполнительной власти области и муниципальных районов с учетом расширения полномочий по федеральному законодательству окажет позитивное влияние на улучшение экологической обстановки и координации действий по достижению намеченных показателей. Полномочия органов исполнительной власти области по

действующему законодательству значительно расширены, а муниципальных органов сконцентрированы на решение проблем с отходами производства и потребления.

К основным механизмам достижения намеченных целей относятся соблюдение федерального и регионального законодательства, расширение полномочий органов исполнительной власти всех уровней, жесткий экологический контроль за природоохранной деятельностью предприятий и организаций, за использованием природных ресурсов, нормирование природопользования и государственная экологическая экспертиза. Активное участие общественности также будет способствовать достижению поставленных целей.

Для этого необходимо проведение коренной структурной перестройки экономики области, осуществление прогрессивных изменений, приближающих ее структуру к оптимальному состоянию - возрастание доли машиностроения, легкой и пищевой промышленности на основе высоких технологий. Кроме того, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, современных отраслей инфраструктуры, углубление переработки сырья, энергосбережение и применение альтернативных видов топлива -природного газа для автотранспорта также будет способствовать обеспечению экологической безопасности.

Указанные положительные структурные сдвиги могут обеспечить сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до 160,0 тыс.т./г., в том числе по передвижным источникам до 140 тыс. т..

За счет внедрения передовых безотходных технологий объемы отходов снизятся на 30 %, а со строительством мусороперерабатывающе-го комплекса в г. Воронеже будут утилизироваться до 60 % отходов производства и потребления.

Увеличение доли бюджетного финансирования на природоохранную деятельность позволит ежегодно вести строительство очистных сооружений и к 2015 г. в каждом муниципальном районе иметь современные очистные сооружения на современном уровне, а также ликвидировать угрозу возникновения чрезвычай-

ных ситуаций от непригодных пестицидов.

До 2010 г. необходимо произвести расчистку русел малых рек общей протяженностью 50 км и до 2015 г. ещё 60 км. Необходимо также обеспечить увеличение площади лесных насаждений в рамках эколого-ландшафтной системы земледелия с целью депонирования на территории области углекислого газа. В 2009-2015 гг. планируется депонировать

0.6.млн. т. углекислого газа ежегодно для возможной торговли квотами выбросов парниковых газов.

Примечания

1. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: уч. для вузов / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин., В.В. Хас-кин. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. - 184 с.

2. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С.Н. Бобылева и П.А. Макеенко. - 2001. - 219 с.

3. Индикаторы устойчивого развития Воронежской области / под ред. В.Н. Эйтингона. - Воронеж: Истоки, 2003. - 28 с.

4. Доклады о государственном надзоре и конторе за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды по Воронежской области (за последние 5 лет). - Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховити-нова, 2004-2008.

5. Доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Воронежской области» (за последние 5 лет). -Воронеж: управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, 2004-2008.

6. Доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Воронеже» (за последние 5 лет). - Воронеж: управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, 2004-2008.

7. Программа «Экология и природные ресурсы Воронежской области» на период 2002 - 2010 гг.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.