Научная статья на тему 'Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда'

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСБАЛАНС МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПО С СУБЪЕКТАМИ РЫНКА ТРУДА / IMBALANCE BETWEEN DEMAND AND SUPPLY OF LABOR / THE INTEGRAL INDEX OF LABOR QUALITY / A COMPLEX SYSTEM OF REPRODUCTION OF SKILLED PERSONNEL / INNOVATIVE EDUCATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кязимов Карл Гасанович

В статье проанализированы проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями рынка труда, выявлено, что центральной проблемой рынка труда стало качество рабочей силы, которое в РФ является критическим, структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования (УПО) смещена в сторону высшего образования. Отмечается, что комплексная система воспроизводства рабочей силы должна предусматривать сбалансированную подготовку кадров в УПО в системе внутрифирменного обучения персонала, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развитие непрерывного профессионального образования. Предложен механизм взаимодействия УПО с субъектами рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMBALANCE OF VOLUMES AND PROFILES FOR TRAINING WITH LABOR MARKET NEEDS

The article analyzes the problems of imbalance of volumes and profiles for training with labor market needs. The author reveals that the central problem is the quality of the labor market workforce, which has become critical in Russia. The structure of training graduates from vocational education institutions shifts towards the higher education. It is noted that a complex system of reproduction for labor power should provide a balanced training in institutions of the system of training, retraining of workers and the unemployed, the development of vocational education. The author suggests the mechanism of interaction with the institutions of the labor market actors.

Текст научной работы на тему «Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 37(4/9)

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда

В статье проанализированы проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями рынка труда, выявлено, что центральной проблемой рынка труда стало качество рабочей силы, которое в РФ является критическим, структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования (УПО) смещена в сторону высшего образования. Отмечается, что комплексная система воспроизводства рабочей силы должна предусматривать сбалансированную подготовку кадров в УПО в системе внутрифирменного обучения персонала, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развитие непрерывного профессионального образования. Предложен механизм взаимодействия УПО с субъектами рынком труда.

Ключевые слова: дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, интегральный показатель качества рабочей силы, комплексная система воспроизводства квалифицированных кадров, инновационная образовательная структура, механизм взаимодействия УПО с субъектами рынка труда.

К.Г. Кязимов

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года заложена инновационная стратегия развития страны, что обусловливает необходимость совершенствования сбалансированного воспроизводства квалифицированных кадров, то есть их подготовки, распределения, трудоустройства по полученной профессии и эффективного использования.

Сегодня отечественные эксперты отмечают разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена и соответствием их квалификаций требованиям работодателей, который в зависимости от отрасли составляет 30—70% от выявленных потребностей.

На федеральном портале Роструда «Работа в России» по состоянию на начало 2014 года было зарегистрировано около 1,5 млн вакансий, в том числе более 60% вакантных мест предназначены для рабочих профессий.

© Кязимов К.Г., 2014

63

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...

В докладе на заседании «Меркурий клуба» 7 октября 2013 года президент клуба Е.М. Примаков сообщил, что нехватка инженеров-технологов в оборонно-промышленном комплексе страны составляет 17%, инженеров-конструкторов — 22%, квалифицированных рабочих кадров — 40%.

Весьма незначительна доля занятости молодежи в малом и среднем бизнесе. По данным социологического опроса Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» (опрос был проведен в 2011 году среди 6 тысяч предпринимателей в 40 субъектах РФ), дефицит квалифицированных рабочих вышел на первое место, обогнав показатели коррупции и административных барьеров [3]. Вышеизложенные проблемы ощущаются во многих отраслях и регионах страны, особенно в инновационном секторе экономики и в высокотехнологичных отраслях производства.

Важной проблемой является дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, который определяется в том числе и неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Структура подготовки рабочих и специалистов относительно потребности экономики напоминает перевернутую пирамиду; на рынке труда регионов 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес их подготовки составляет лишь 30% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования (УПО).

По оценкам специалистов, отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием: их в 4,5 раза больше, чем необходимо. При этом не хватает специалистов со средним профессиональным (в 2 раза меньше) и начальным профессиональным образованием (в 6—7 раз меньше, чем требуется) [4, с. 55]. В то же время на 10 тысяч населения охват всеми формами высшего образования составил 673 человека, среднего профессионального образования — 168 человек, а начального профессионального образования — лишь 99 человек.

В последние годы молодежь ориентирована на получение высшего образования. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее 1/4 студентов. Оставшиеся 10% учащихся изучали программы начального профессионального образования [2, с. 247].

Американские исследователи отмечают, что перепроизводство юристов на 1% тормозит экономическое развитие страны. По данным отечественных и зарубежных специалистов, в результате недоиспользования потенциала молодежи наша страна теряет около 10—15% ВВП. Если существующие тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в перспективе можно ожидать роста молодежной безработицы.

Проблема осложняется тем, что система профессионального образования отстает от требований экономики, практически разрушились систе-

64

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...

мы начального профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Центральной проблемой рынка труда стало качество рабочей силы, которое в РФ является критическим. В промышленности, например, 17% работников имеют низкую квалификацию, 78% — среднюю и лишь 5% — высокую, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 45—50%.

Швейцарский институт Beri регулярно проводит оценку качества рабочей силы стран мира. По данным института, интегральным показателем качества рабочей силы является средневзвешенная величина из четырех составляющих:

— трудовое законодательство страны и тарифные соглашения;

— соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда;

— трудовая дисциплина и отношение к труду;

— уровень квалификации работников.

По интегральному показателю качества рабочей силы РФ занимает третью группу стран из четырех групп, где можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. А между тем модернизация нашей экономики нуждается в ежегодных инвестициях до 500 млрд долларов.

До последнего времени считалось, что экономический успех нации зависит от природных ресурсов, производственных технологий и кадров высшей квалификации (менеджеры, бухгалтеры, юристы и др.). Однако это утверждение не является достаточным. Как отмечают специалисты, экономически активное население, где более 60% рабочие кадры, составляет 50% населения, и именно от ее качества зависит производство качественной продукции и конкурентоспособность страны на мировом рынке. Данное утверждение авторов важно для оппонирования сторонниками другой точки зрения, пытающихся доказать нецелесообразность подготовки молодых рабочих кадров со средним профессиональным образованием, якобы уже вытесненных с производства научно-техническим прогрессом.

Комплексная система воспроизводства рабочей силы предусматривает подготовку отечественных квалифицированных кадров УПО, в системе внутрифирменного обучения персонала, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развитие дополнительного и непрерывного профессионального образования. При этом важной проблемой в регионах остается обеспечение оптимальных пропорций развития всех учреждений и уровней профессионального образования.

В то же время качество и структура подготовки выпускников УПО не отвечает требованиям экономики и современных производств. На рынке труда регионов около 75% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес молодежи, осваивающей соответствующие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников. Во многих регионах на каждого молодого специалиста, получающего рабочую профессию, гото-

65

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...

вится по 3—4 юриста, экономиста, бухгалтера, менеджера. Из 7,5 млн студентов 2 млн учатся на экономистов и управленцев и 0,8 млн — на юристов. В 2012 году из стен учреждений высшего образования вышли около 200 тыс. юристов и экономистов, на долю которых приходится 30—40% от всех выпускников. В том же году из общего количества безработных граждан выпускники УПО, освоившие профессии юристов, менеджеров и экономистов, составили около 30%. Половина выпускников УПО трудоустраивается не по полученной профессии.

Отечественная система воспроизводства квалифицированных рабочих кадров переживает сегодня сложный период. Во многом это связано с падением престижа рабочих профессий, которые малопривлекательны для молодежи. Ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии и оборудование, низкая заработная плата, непрестижный социальный статус, слабые перспективы дальнейшего профессионального, социального и карьерного роста и многое другое.

Среди причин трудностей профессионального роста представители общественности и различных групп молодежи называют не только недостаточный уровень трудовых навыков (30%) и квалификаций (26,1%), но и отсутствие возможностей повышать квалификацию (33,4%) или получать соответствующее профессиональное образование (15%) [1, с. 174—175].

В настоящее время 75% работников нуждаются в переобучении, а в 1980—1990-х годах нуждались в обучении 30—40%. Затраты отечественных организаций на обучение персонала значительно уступают зарубежным фирмам, в то время как в промышленно развитых странах расходы фирм на обучение персонала достигают 5—10%.

По данным Росстата, в среднем по стране расходы на дополнительное образование работников (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) составляют только 0,4% от общих расходов предприятий на персонал. Для примера: во Франции, в соответствии с действующим законодательством, каждое предприятие и организация с числом работающих от 10 человек и более обязано перечислять на профессиональное обучение не менее 1,5% от фонда оплаты труда [2, с. 253].

Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ», а также «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года» [5] определяют основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, задают новые векторы развития системы профессионального образования и обучения в России.

Масштабные задачи по реализации компетентностного подхода предусматривают создание в регионах инновационной образовательной инфраструктуры на основе частно-государственного партнерства, которая способна использовать не только внутренний потенциал УПО, но и потенциал работодателей, их учебно-производственных структур, а также формиро-

66

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...

вать у выпускников общие и профессиональные компетенции, творческие способности, нравственные качества, профессиональную ответственность.

Функционирование инновационной образовательной инфраструктуры обеспечит переход от взаимодействия на уровне отдельной профессиональной образовательной организации с конкретным предприятием к сетевому взаимодействию, что позволит реализовать аналогичные образовательные программы с целым рядом работодателей региона.

Важными становятся организация наставничества, практики и стажировок выпускников, их трудоустройство и дальнейший профессиональный рост. Европейский фонд обучения выделяет пять видов компетентности: профессиональная, информационная, социальная, когнитивная, коммуникативная. В свою очередь, отечественный психолог С.Л. Рубинштейн обосновал четыре этапа формирования профессиональной компетентности выпускников, а именно: адаптации; самоактуализации в специальности; свободного владения специальностью на уровне мастерства; свободного владения специальностью на уровне творчества. Только при таком подходе можно обеспечить формирование у выпускников профессиональных компетенций, а в процессе их дальнейшей профессиональной деятельности и компетентность.

Социальное партнерство, эффективное использование образовательной среды УПО и производственной среды организаций является необходимым условием сбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда.

Изложенные выше проблемы обусловливают необходимость ответственного и оперативного решения широкого круга задач по совершенствованию воспроизводства квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики России.

Для повышения качества подготовки молодых специалистов, сбалансирования спроса и предложения рабочей силы и содействия занятости молодежи необходимо во всех регионах страны оптимизировать взаимодействие УПО с субъектами рынка труда.

Можно предложить следующий механизм взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами рынком труда:

• формирование системы мониторинга и прогнозирования территориальных рынков труда как основы для определения потребностей организаций регионов в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе;

• создание в территориях информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее перспективных специальностях, профессиях, направлениях подготовки, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства, периодическое информирование молодежи, работодателей о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;

67

Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...

• проведение анализа баланса выпускников образовательных школ по направлениям их дальнейшей учебы и обоснование объемов и рациональной структуры подготовки кадров в соответствующих учреждениях профессионального образования;

• постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора профессии и сферы будущей трудовой деятельности;

• обеспечение высокого уровня подготовки кадров в учреждениях профессионального образования как важнейшего условия повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников;

• налаживание социального партнерства между организациями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов;

• осуществление совместной деятельности служб занятости, органов образования и работодателей по приведению структуры и объемов подготовки кадров в УПО в соответствие с потребностями экономики регионов;

• развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников;

• организация профессионального обучения высвобождаемых работников, безработных граждан и выпускников учреждений профессионального образования, испытывающих трудности в трудоустройстве.

Реализация данного механизма взаимодействия УПО с субъектами рынка труда позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи.

Литература

1. Горшков М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП и М, 2010.

2. Итоговый доклад о результатах экспериментальной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. М., 2013.

3. Результаты социологического опроса, проведенного «Опорой России» в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://diak>gs.org.ua/issue_MLphp?m_ id=19649.

4. Сапаниди П. Молодежь на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 4.

5. «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года». М.: Издание Минобрнауки, 2013.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.