Иосиф АБАШИДЗЕ
проблемы модернизации в миротворческих операциях оон
Одной из важнейших задач в деятельности ООН является поддержание мира на планете, что входит в компетенцию Совета Безопасности, правомочного санкционировать применение силы в международных отношениях. Со времени своего создания ООН провела 60 операций по поддержанию мира, первая из которых началась на Ближнем Востоке в мае 1948 г. и одна из последних - в августе 2006 г. в Тимор-Лесте. На 2007 г. под эгидой ООН проводится 16 операций1. ООН использует вооруженный контингент в целях поддержания мира и для активного проведения многоплановой операции политического характера с целью обеспечить независимость отдельно взятой страны путем проведения свободных выборов под контролем ООН. Подобную операцию ООН осуществила в Намибии в апреле 1989 - марте 1990 года, что положило начало широкому использованию сил гражданской полиции для поддержания миротворчества2.
В 1990-е годы в Африке была проведена первая совместная операция в рамках миссии наблюдателей ООН в Либерии, состоящей из общего представителя ООН и Организации африканского единства. Размещенные в Либерии в 1993 г. посланцы ООН тесно сотрудничали с группой военных наблюдателей Экономического сообщества стран Западной Африки, что принесло свои плоды: в 1997 г. гражданская война в Либерии прекратилась, с помощью и под наблюдением миротворцев двух организаций были проведены всеобщие выборы.
Однако в отдельных случаях подобные операции стали принимать форму гуманитарных интервенций при навязываемом лидерстве США среди военного контингента ООН. Именно это характеризовало большинство гуманитарного вмешательства 90-х годов от Сомали до Косова. Экспедиция в Сомали основывалась на единогласно принятой Советом Безопасности ООН резолюции и была начата в 1992 г. по прямой просьбе Генерального секретаря ООН. Всеобщее согласие на проведение этой акции исчезло, как только «миссия по поддержанию мира превратилась в миссию по его созданию»3, что выразилось в отказе осуществлять контроль за соблюдением обязательств, добровольно взятых на себя обеими враждующими сторонами, и решения стали силой навязываться то одной, то другой стороне.
Миротворческая операция на Гаити в сентябре 1994 г. еще более показала стремление США играть лидирующую роль среди вооруженного контингента ООН, направленного в эту страну для восстановления гражданского правления. Тогдашняя администрация Клинтона пошла даже на то, что отвергла услуги региональной
1 Болгарский дипломатический обзор. София. 2007, № 1—2, стр. 76
2 Были созданы силы ООН (ЮНТАГ), Совет ООН по Намибии, активное участие принял представитель Генерального секретаря ООН в Намибии М.Ахтисаари. Проблема Намибии десятилетиями была на повестке дня ООН. Эта страна, последняя колония, стала 52-й независимой страной Африки в марте 1990 г., и тогда же Намибия стала полноправным членом ООН. Опанасенко О. В. Намибия. История и современность. Ученые записки Института Африки РАН, Выпуск 20. Африканский Юго-Запад, опыт миротворчества. Институт Африки РАН. М., 2000, стр. 34-35
3 Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М. 2002, стр. 291
АБАШИДЗЕ
Иосиф
Владимирович — Дипломатическая академия МИД РФ
структуры, специально созданной для таких целей, — Организации американских государств. Агрессия стран НАТО в Югославию означала отход от международных норм, на которых эти страны настаивали на протяжении всего периода холодной войны, и вызвала негативную реакцию большинства государств во всем мире. Вторгшись в Косово в роли «защитников всеобщих гуманитарных принципов», США практически противопоставили свою политику гуманитарной интервенции основополагающим принципам миротворчества ООН.
Все это привело к тому, что в конце 1990-х годов методы и принципы миротворческой деятельности ООН стали подвергаться критике. На встрече представителей 188 государств мира, проведенной 6—8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке, особое внимание было уделено теме миротворчества ООН. Большинство представителей выступили с критикой тенденций развития этой важнейшей стороны деятельности ООН. В основном это касалось несоответствия мандатов Совета Безопасности ООН реальной обстановке, многочисленным проблемам, связанным с угрозой безопасности персоналу ООН, медленного развертывания контингентов. В 2005 и 2006 гг. Генеральная Ассамблея провела масштабные дискуссии по проблемам реформирования деятельности ООН. Предметом обсуждения были вопросы по уточнению правил, в каких случаях принимается решение о применении военной силы, а также принятия согласованного определения терроризма.
В годы холодной войны ООН осуществляла свою деятельность главным образом в отсталых регионах, где было мало современного оружия и миротворцам было несложно соблюдать принцип неучастия в боевых действиях. Но когда конфликты начали разгораться в самой Европе, где враждующие стороны обладают более современным оружием, включая артиллерию и авиацию, традиционные принципы миротворчества ООН проявили себя не лучшим образом. Особенно острой критике была подвергнута деятельность миротворческих сил ООН в Боснии, где миротворцы оказались не способны гарантировать неприкосновенность провозглашенных ими «районов безопасности».
В последние годы в решении проблем миротворчества ООН наблюдается определенного рода модернизация, на что обращал внимание президент РФ в Послании Федеральному собранию: «Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы»'.Это проявляется в расширении партнерства, в том, что ни одна из миротворческих операций не является чисто военной, всегда включая в той или иной форме гражданский компонент, во включении в сферу миротворческой деятельности все большего числа стран и регионов, в многофункциональности самих миротворческих операций. Ставится задача решения самого актуального для ООН вопроса — повышения эффективности миротворческого механизма. Прошлые структуры этого механизма сложились в результате импровизации и плохо приспособлены к современным реалиям. Как следствие в 2000—2001 гг. не столько само урегулирование локальных конфликтов, сколько реформирование его механизмов выдвинулось в качестве одного из магистральных направлений деятельности ООН.
В марте 2000 г. Генеральный секретарь ООН организовал группу экспертов для всеобъемлющего рассмотрения миротоворческой деятельности ООН, включая предотвращение конфликтов и миростроительство, а также разработки соответствующих рекомендаций. Группу возглавил Лахдар Брахими — бывший министр иностранных дел Алжира. Основные направления этой обновленческой работы были определены в подготовленном по инициативе Генерального секретаря ООН докладе к состоявшимся в сентябре 2000 г. саммиту и ассамблее тысячелетия. В октябре того же года ряд положений доклада был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН № 1327 от 13 ноября 2000 г. В этих положениях указано, что рекомендации нацелены на перспективу модернизации — создание новых механизмов, структур и методов работы, четкие мандаты, эффективные правила применения вооруженной силы, больших по численности и лучше экипированных войск, отказ от превращения ООН в «военную машину».
1 Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию. М. 2003, стр. 46
Под влиянием этих и других факторов модернизации операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) стали больше представлять собой меры миротворческого характера с привлечением военного персонала. Они предпринимаются в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения, установления и поддержания мира. Ни одна операция не могла теперь носить только военный характер и, как правило, должна сочетаться с такими компонентами, как превентивная дипломатия или предупреждение конфликта, поддержание мира, при котором помимо военных активно задействуются гражданские и полицейские контингенты, миростроительство, то есть деятельность после окончания конфликта для восстановления основ мира и построения чего-то более значимого, чем просто отсутствие войны.
Среди ОПМ, которые проводились и проводятся в самом начале XXI в., заслуживают особого упоминания операция в Сьерра-Леоне с самой масштабной за всю историю ООН военной составляющей. В конце 2001 г. в этой африканской стране на юге Западной Африки были размещены более 16 тыс. военнослужащих контингентов из разных стран, то есть почти в соответствии с 17-тысячной отметкой по плану и развертывание миссии ООН в Демократической Республике Конго (бывшем Заире). Эта операция стала самой дорогостоящей военной акцией ООН, для ее обеспечения было использовано 52 самолета и 24 вертолета.
В июле 2006 г. с новой силой разгорелся застарелый конфликт между Израилем и базирующейся в Южном Ливане экстремистской организацией «Хезболла». В ответ на похищение и отказ вернуть двоих военнослужащих израильской армии войска Израиля начали крупномасштабную операцию в Ливане. «хезболла» ответила ракетными обстрелами израильских городов. 12 августа 2006 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 1701 об урегулировании ситуации в зоне ливано-израильского конфликта. Документ, разработанный Францией и США, предполагал введение 15-тысячного контингента «голубых касок» ООН вместе с 15-тысячным контингентом ливанской армии. Последняя
в течение 20 лет должна взять под свой полный контроль юг Ливана.
Решение о размещении войск на юге Ливана было принято на заседании ливанского кабинета министров и 17 августа 2006 г. солдаты ливанской армии присоединились к представителям миротворческого контингента ООН, размещенным на южноливанских территориях к югу от реки Литания. Ранее согласно достигнутым договоренностям из этого района начался вывод войск армии обороны Израиля. Резолюция по ливаноизраильскому конфликту, одобренная Советом Безопасности ООН, предусматривала увеличение численности контингента Временных сил ООН в Ливане с 2 тысяч до 15 тысяч человек и размещение около 15 тысяч ливанских солдат между рекой Литания и израильской границей. Только после этого Израиль полностью вывел свои войска.
В последние годы модернизация ОПМ выделила ее несколько направлений: миротворческие операции ООН в рамках традиционной концепции поддержания мира, которая была отработана в период холодной войны, операции по поддержанию и принуждению к миру, которые проводятся региональными организациями по согласованию с ООН, с санкции этой организации и в соответствии с ее уставом, а также миротворческие операции, которые проводятся региональными организациями вне прямой формальной связи с Уставом ООН и без увязки с принципами миротворчества. Имеются и другие направления операций, например, традиционные — «классические», действия в рамках «превентивной дипломатии» — многофункциональные операции, чрезвычайные операции.
Сотрудничество с региональными и другими организациями постоянно находится в центре внимания ООН. Известные примеры взаимодействия ООН с региональными организациями — это операции в Югославии совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ, на Гаити с Организацией американских государств, в Сомали и Западной Сахаре с ОАЕ, в Грузии с ОБСЕ и миротворческими силами СНГ, в Таджикистане совместно с силами СНГ. Но взаимодействие с региональными, международными и неправительственными организациями пока носит в целом аморфный характер. К примеру, в Сомали
из-за разногласий в составе миротворческой организации восточноафриканских государств нередко случается, что африканские миротворцы воюют между собой в попытках урегулировать конфликт в этой стране. Причиной того является неопределенность в понимании того, какие функции делегировать региональным организациям или коалициям. Именно от них зачастую зависит окончательный результат миротворчества.
Руководство ООН уделяет определенное внимание вопросу взаимодействия с организациями, занятыми в сфере безопасности в регионах. Проводятся совещания высокого уровня ООН и региональных организаций, созываемых Генеральным секретарем ООН. По итогам такого совещания в 1998 г. в Нью-Йорке была разработана программа координации действий ООН в области предотвращения конфликтов с региональными организациями. На четвертом совещании в 2001 г. был принят важнейший документ «Рамки сотрудничества в области миростроительства». Особое внимание уделяется четкости распределения функций и полномочий, положительным примером чего является сотрудничество с суданскими властями, согласившимися в июне 2007 г. без предварительных условий на размещение в Дарфуре международных миротворцев под эгидой ООН в 2008 г.
Призыв к укреплению подобного сотрудничества содержит и Декларация тысячелетия от сентября 2000 г. Конкретные меры по улучшению сотрудничества ООН с другими организациями были предложены в июле 2001 г. в докладе Генерального секретаря ООН Генеральной Ассамблее о предотвращении вооруженных конфликтов. Это в свою очередь формирует крайне сложную диалектику взаимоотношений различных государств мира в связи с увеличением практики миротворческих операций. Отмечая необходимость реформирования ООН в эпоху глобализации, В. В. Путин подчеркивал принципиальное значение для России двух моментов: «Первое — реформа должна повысить эффективность деятельности ООН. И второе — реформа должна получить максимально широкую поддержку членов этой организации. Без согласия в ООН трудно обеспечить и согласие в мире».
Усложнившиеся задачи, связанные с разрешением современных конфликтов, бурным поиском и развитием форм и методов модернизации в подходе к такому урегулированию, сегодня включают как военные, так и политические меры. К ним относятся разделение конфликтующих сторон, контроль за выполнением договоренностей, разоружение, разминирование, постоянные переговоры политического персонала и представителей гражданской администрации, репатриацию — возвращение на прежние места и/или расселение в новых местах перемещенных лиц и беженцев. Сюда следует отнести также контроль за соблюдением прав человека и гуманитарную помощь: предоставление продовольствия, топлива, крова и медицинской помощи в целях сохранения жизни и облегчения страданий людей в зоне конфликтов. В задачу миротворцев все чаще стали входить организация реконструкции и восстановление разрушенных объектов жизнеобеспечения, проведение демократических выборов, системы СМИ, розыск потерявшихся людей1.
При проведении многосоставных операций ООН в Восточном Тиморе представители ООН возглавляли временную администрацию и осуществляли самый широкий круг обязанностей. В целом же миротворческие операции ООН стали сегодня поликомпонентными по своему составу и многофункциональными по характеру своей деятельности, вбирающими зачастую весь комплекс мер по урегулированию конфликта, сведенных в единое целое мандатом операции.
Однако в ходе миротворческой деятельности появились и новые негативные черты. Отсутствие ясности в аспекте ответа на вопрос: «Какая ОПМ проводится: по поддержанию мира или по принуждению к миру?» имело трагические последствия: в ходе операций в Сомали в 1992—1995 гг. контингенту ООН было дано право использовать силу для защиты гуманитарных конвоев и восстановления органов власти. Но плохо подготовленные и оснащенные для таких действий «голубые каски» оказались под огнем противоборствующих сторон, в результате чего за три года напряженных
1 United Nations Peacekeeping: 50 Years 1948-1998. United Nations Department of Public Information. October, 1998, р. 8—10
действий погибли 154 военнослужащих и Совету Безопасности впервые в истории ООН пришлось прекратить операцию1. Известны потери миротворцев в Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе, в Республике Гвинея и др.
Подобные факты необоснованных потерь контингента миротворцев привели к тому, что обеспечение безопасности миротворческого персонала стало важным направлением в модернизации и оптимизации деятельности ООН. В
1999 г. вошла в силу Конвенция по безопасности персонала ООН и ассоциированного персонала. В связи с требованиями включить в конвенцию положения о более действенной защите персонала, задействованному в гуманитарных и других международных миссиях, в ноябре
2000 г. Генеральный секретарь ООН издал доклад, рекомендующий подготовить проект протокола к конвенции, расширяющий ее сферу применения.
Эти нововведения в процессе модернизации, несомненно, способствовали достижению ряда крупных успехов принципиального характера, что отражено в докладе Генерального секретаря в 2006 г.2. Создана Комиссия по выстраиванию мира, главная задача которой советовать и предлагать стратегии после-конфликтного восстановления, учреждение институтов и устойчивого развития. Комиссия продолжает использовать накопленный опыт ООН по предотвращению конфликтов, посредничеству, миротворчеству, соблюдению и уважению прав человека, правопорядку, гуманитарной помощи, реконструкции и долгосрочному развитию.
Одной из главных объективных причин возникающих новых проблем в процессе миротворческих операций является наличие в зонах конфликтов многочисленных вооруженных фракций и группировок с различными политическими целями, а также несогласованность в командовании, высокая подвижность
1 Поликанов В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998, стр. 64. Основные факты об ООН, стр. 110
2 For Organization Worldwide. The UN Documents A\60\692
линий разделения. Как показывает опыт проведения миротворческих операций ООН, успешное осуществление этих мирных миссий возможно только при соблюдении как минимум таких условий, как:
все стороны конфликта должны быть заинтересованы в его мирном урегулировании;
организация, осуществляющая мирную миссию, должна быть нейтральной или точнее — восприниматься всеми участниками конфликта как нейтральная,
мирные миссии достигают наилучших результатов при межгосударственных конфликтах, так как они построены на уважении ООН и суверенных государств.
В целях дальнейшей модернизации операций по поддержанию мира и совершенствования информационно-аналитической работы необходимо создать специальный аналитический центр по ОПМ, где будут сведены воедино ресурсы соответствующих отделов и подразделений ООН — так называемый секретариат Исполнительного комитета по вопросам мира и безопасности по информационно-стратегическому анализу. Ряд крупных начинаний следует осуществить в сфере развития полицейских сил и операций, рекрутирования и использования гражданских специалистов, улучшения работы существующих органов ООН, укрепления потенциала Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в области планирования и подготовки полевых миссий, повышения уровня охраны и безопасности миротворцев в районе их действий.
Необходимо делать акцент на увеличении ресурсов для урегулирования конфликтов, улучшении качества планирования, согласованности работы всех звеньев системы, реорганизации, повышении быстроты ее развертывания и оперативности, на адекватном выполнении мандатов ОПМ, вопросах подготовки персонала и обеспечении его безопасности. В целом в последние годы главный вектор эволюции миротворчества определяет перестройка сферы ОПМ, на которую приходятся основные «нагрузки» в деятельности ООН по обеспечению мира на планете.