OPEN ACCESS
Проблемы модернизации 3 профессионального и профессионально-педагогического образования: панорамный подход
Э. Ф. Зеер1
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Для цитирования Зеер Э. Ф. Проблемы модернизации профессионального и профессионально-педагогического образования: панорамный подход // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 13-21. https://doi.org/10.52944/ PORT.2022.49.2.002
For citation Zeer, E. F. (2022). Problems of modernisation of professional and vocational pedagogical education: A panoramic approach. Vocational Education and Labour Market, 2, 13-21. https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.49.2.002
Поступила Received 6 июня 2022 г. June 6, 2022
Copyright © Зеер Э. Ф., 2022
Финансирование Статья написана при поддержке гранта РФФИ 20-413-660013 Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху
Зеер Эвальд Фридрихович - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: 0000-0003-1680-4970, e-mail: [email protected]
Аннотация
В системе среднего профессионального образования утверждается новая образовательная парадигма — «Профессионалитет». Необходимость модернизации существующей практики подготовки специалистов обусловлена социально-технологическими изменениями постиндустриального общества и недостатками в организации и осуществлении образовательного процесса в СПО.
В качестве теоретико-прикладного основания исследования проекта «Профессионалитет» выбран панорамный подход, направленный на последовательное решение его актуальных проблем. Логика поиска и построения исследования определили методологию: концептуальным положением выступило субъектно-ориентированное обучение с присущими ему основными характеристиками: самоопределение, самоактуализация, трансперсонализация, трансцендентность, трансдисциплинарность и самореализация. Интеграция этих смыслообразующих показателей определяет инновационный тренд профессионального образования — персонифицированное обучение.
Ключевые слова: профессионалитет, личностно-развивающее образование, персонифицированное обучение, образовательные технологии, профессиональное образование
Problems of modernisation of professional and vocational pedagogical education: A panoramic approach
E. F. Zeer1
1 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation
Ewald F. Zeer — Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Science (Psychology), Professor at the Psychology of Education and Professional Development Department, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: 0000-0003-1680-4970, e-mail: [email protected]
Abstract
A new educational paradigm—"Professionalitet"—is being approved in the system of secondary vocational education. The need to modernise the existing practice of training specialists is due to the socio-technological changes in post-industrial society and shortcomings in the organisation and implementation of the educational process in secondary vocational education.
We have chosen a panoramic approach aimed at consistently solving current problems of the "Professionalitet" project as a theoretical and applied basis for the study of its implementation. The logic of the search and construction of the study determined the methodology. Subject-oriented learning with its main characteristics being self-determination, self-actualisation, transpersonalisation, transcendence, transdisciplinarity, and self-realisation became the main conceptual provision. The integration of these semantic indicators has determined the innovative trend of vocational education—personalised learning.
Keywords: professionalitet, personality-developing education, personalised learning, educational technologies, vocational education
Введение
Стратегическая цепь — исследование особенностей и закономерностей инновационного преобразования профессионального и профессионально-педагогического образования, обусловленного реализацией программы среднего профессионального образования «Профессиона-литет»1.
Достижение указанной цели обусловливает следующую панораму исследования проблемы обновления профессионального и профессионально-педагогического образования:
1 Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"». 1Шр:/^.ргащо™:8080МеЫ1 aspx?pn=0001202203180005
1. Анализ социальной ситуации развития профессионального образования в постиндустриальном обществе.
2. Инновационные модели реализации профессионального образования.
3. Методология субъектно-ориентированного образования.
4. Персонифицированное обучение как инновационный тренд реализации профессионального образования.
5. Субъектно-ориентированные образовательные технологии.
6. Инновационная образовательная программа «Профессионалитет».
7. Взаимообусловленность (сопряженность) программы «Профессионалитет» и платформы профессионально-педагогического образования.
Особенности социальной ситуации развития профессионального образования в постиндустриальном обществе
К этим особенностям относятся:
• увеличение продолжительности жизни, обучения и трудовой деятельности;
• тотальная цифровизация всей жизнедеятельности человека и повышение медиаграмотности населения;
• ускорение изменений социально-профессиональных технологий, рост автоматизации и роботизации;
• «возникновение киберпространства, интегрирующего реальную, виртуальную и дополненную действительность» (Зеер, Сыманюк, 2021b);
• утверждение цифровой экономики;
• реорганизация социального взаимодействия людей;
• неопределенность социально-профессионального будущего молодежи;
• широкое применение искусственного интеллекта.
Эти процессы и явления обусловили следующие направления модернизации образования:
• формирование у обучающихся опыта субъектности — способности к самостоятельному критическому анализу информации, целеполаганию и принятию решения, проектированию собственной траектории жизнедеятельности, владению навыками самоорганизации, самообразования и самореализации;
• «развитие электронного обучения и становление «оцифрованного» человека (homo-digital)» (Там же);
• широкое распространение онлайн-обучения и индивидуальных образовательных траекторий;
• увеличение темпа обучения;
• внедрение нейрообразовательных технологий в обучение» (Там же).
Инновационные модели реализации профессионального образования
Эти векторы развития образования обусловили поиск новых организационных форм обучения и подготовки педагогов, готовых и способных осуществлять учебную деятельность, отвечающих вызовам информационного общества, ориентированных на цель «учить учиться».
В отечественной педагогической психологии широко представлены теории развивающего обучения. Это теории активизации познавательной деятельности, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
В последние годы получила распространение инновационная парадигма — персонализированное образование1, а также исследования в области утверждения новой модели обучения — персонифицированного образования (Илалтдинова и др., 2020).
Рассмотрим основные парадигмальные положения этих трех инновационных моделей развивающего образования.
1. Целевая установка личностно развивающего образования — индивидуализация и дифференциация учебной деятельности обучающихся.
2. Персонализированное образование ориентировано на реализацию самостоятельности в проектировании содержания и выборе технологий обучения, формированию гибких компетенций и способности к самореализации в практико-ориентированной деятельности (Зеер, Сыманюк, 2021Ь).
3. Персонифицированное образование направлено на преобразование внутренней психической активности личности в ведущую деятельность обучения.
Обучение оптимизировано и адаптировано для каждого обучающегося, а также управляется его интересами, что для учащихся более значимо и актуально и приводит к большей вовлеченности учащихся в стремлениях к достижениям.
Персонификация учебной деятельности проявляется в сверхнормативной активности, ответственной самостоятельности, готовности к преобразованию себя, преадаптации к неопределенности и самореализации.
Сравнительный анализ развивающих моделей образования
Концепция Тематическое ядро Целевая направленность
Личностно-раз-вивающее образование Индивидуализация и дифференциация процессов реализации развивающихся функций обучения. Саморазвитие обучающихся в процессе их сотрудничества Формирование саморегуляции учебно-познавательной деятельности, ее рефлексия и развитие интеллектуальных способностей обучающихся
Персонализированное образование Реализация самостоятельности в проектировании содержания и технологий обучения, формирование гибких компетенций и способности к самореализации в практико-ориентированной деятельности Развитие самодетерминации, самоактуализации в процессе персонализированных траекторий становления. Самофутурирование профессионального будущего
Внутренняя психическая активность по преоб-Персонифи- разованию своей структуры личности в ведущую цированное деятельность своего развития и обусловливаю-образование щая развитие самодетерминации, транспектив-ности и самотренсцендентности
Формирование субъектности самообразовательной деятельности, ответственной самостоятельности, готовности к преобразованию себя, социально-профессиональной состоятельности, преадаптации к неопределенному будущему
1 Распространение персонализированного образования поддерживается Министерством просвещения РФ с 2019 года. К цифровым платформам персонализированного обучения подключилось свыше 1000 школ из 7 регионов, в том числе лицей № 21 г. Первоуральска по теме «Межпредметные результаты обручения в условиях персонализированного обучения на школьной цифровой платформе».
Следует подчеркнуть, что методологическая общность личностно-раз-вивающего, персонализированного и персонифицированного образования заключается в целевой ориентации на формирование субъектности обучающихся. Есть основание считать их субъектно-ориентированны-ми моделями обучения.
Методология субъектно-ориентированного образования
Методологическим основанием построения субъектно-ориентиро-ванного образования выступает концепция персонализации В. А. Петровского, в которой личность представлена как субъект своего развития и состоятельности.
Психолого-педагогическими предикторами этих моделей образования выступают следующие характеристики:
• самоопределение — поиск и нахождение смысла своей жизнедеятельности, осуществление выбора своего будущего;
• «самоактуализация» — стремление к наиболее полному осуществлению своих личностных потенциальных возможностей;
• трансперсонализация — определение вектора своего развития на основе анализа своего прошлого, возможностей настоящего и проектирования будущего;
• самореализация — претворение субъектом в действительность (виртуальную и реальную) своего индивидуально-психологического потенциала;
• трансцендентность — «потребность в реализации, «выполнение» себя за пределами существующего (данного) образовательного и социально-профессионального пространства» (Зеер, Сыманюк, 2021Ь);
• трансдисциплинарность;
• интеграция информационного контента из различных научно-образовательных дисциплин для решения комплексных проблем и формирования новых межпредметных знаний и умений.
Наряду с этими инновационными моделями в теорию и практику вводится новое направление модернизации образования, ориентированное на персонификацию учебной деятельности обучающихся.
Персонификация как инновационный тренд модернизации профессионального и профессионально-педагогического образования
Формирование персонификации субъекта учебной деятельности обусловливает необходимость особой образовательной модели — персонифицированного обучения, направленного на реализацию самостоятельности обучающихся в проектировании содержания и выборе субъ-ектно-ориентированных образовательных технологий, формирование метапредметных компетенций и способности к самореализации в прак-тико-ориентированной деятельности.
Важное значение в его реализации принадлежит нейрокогнитивным технологиям, основанным на взаимодействии мозга с объективной
и виртуальной реальностью, стимулирующим активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Актуальность развития и внедрения персонифицированного образования обусловлены объективной необходимостью подготовки специалистов нового типа — готовых и способных к саморазвитию, самоактуализации, самореализации в условиях неопределенного социально-профессионального будущего.
Субъектно-ориентированные образовательные технологии
Все многообразие субъектно-ориентированных технологий обучения «можно сгруппировать следующим образом:
• интерактивные технологии: лекции, беседы, групповые дискуссии, анализ проблемных ситуаций, кейс-технологии, геймификация и др.;
• технологии виртуального обучения: иммерсивные технологии, виртуальные учебные мастерские, симуляторы реальных процессов и др.;
• транспективные технологии: форсайт-технологии, психобиографические методы, рефлексия будущего, технологии интеллект-карт и др.» (Зеер, Сыманюк, 202Ы).
Взаимосвязь основных структурных составляющих субъектно-ориен-тированных технологий обучений представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структурные компоненты субъектно-ориентированных технологий профессионального обучения
Инновационная образовательная программа «Профессионалитет»
Реализация целевых ориентиров программы обусловливает необходимость кардинального преобразования системы среднего профессионального образования и модернизации профессионально-педагогического образования (Дубицкий и др., 2021).
Совокупность целевых ориентаций, концептуальных установок, методологических подходов и принципов определила проект
субъект-ориентированной платформы «Профессионалитет», формой структурной организации которой выступает блочно-модульная интеграция содержания образовательного контента, дифференцированного в зависимости от профессиональной специализации и потенциальных карьерных ориентаций обучающихся. Такая структура платформы позволяет обучающимся индивидуализировать свой образовательный маршрут.
Проектно-модульный контент представлен на структурно-функциональной модели тематического ядра (рис. 2).
Итоговая аттестация проводится в формате критериальной оценки результатов освоения персонализированной программы профессиона-литета, профессиональных и образовательных стандартов и на основе демонстрационного экзамена.
Рис. 2. Тематическое ядро программы «Профессионалитет»
Взаимообусловленность программы «Профессионалитет» и платформы профессионально-педагогического образования
Важным фактором подготовки педагогов является сопряженность образовательной программы профессионалитета и платформы профессионально-педагогического образования (рис. 3).
Заключение
Одним из актуальных трендов реализации профессионалитета выступает концепция субъектно-ориентированного обучения, интегрирующего личностно-развивающее, персонализированное и персонифицированное образование. Ее становление обусловлено ускорением изменения социально-профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную, виртуальную и дополненную действительность тотальной цифровизацией всей жизнедеятельности человека и образования.
Рис. 3. Сопряженность персонализированной программы «Профессионалитет» и платформы профессионально-педагогического образования
Реализация субъект-ориентированного похода обусловливает необходимость формирования таких интегративных психологических новообразований, как самодетерминация, самоактуализация, транспек-тивность и трансцендентность, которые выступают в роли предикторов проектирования индивидуальных траекторий.
Результатом субъект-ориентированного образования является самореализация обучающегося в учебной деятельности и прогнозировании социально-профессионального будущего.
Литература
1. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Кислов А. Г. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 6-20. https://doi.Org/10.52944/PORT.2021.46.3.00
2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25. https://doi.org/10.12345/2079-8717_2021_01_02
3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Формирование персонализированных нейрообразовательных результатов учебной деятельности у обучающихся в профессиональной школе // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 3. С. 124-132. https://doi.Org/0.15826/izv1.2021.27.3.062
4. Илалтдинова Е. Ю., Седых Е. П., Фролова С. В. Тенденции развития психолого-педагогического образования в мире // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2020. 482 с. https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_44345360_22646310.pdf
References
Dubitsky, V. V., Konovalov, A. A., & Kislov, A. G. (2021). To solving actual problems of staffing in the system of vocational education. Vocational Education and Labour Market, 3, 6-20. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/ P0RT.2021.46.3.00
Ilaltdinova, E. Yu., Sedykh, E. P., & Frolova, S. V. (2020). Tendentsii razvitiya psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya v mire [Trends in the development of psychological and pedagogical education in the world]. In Yu. P. Zinchenko (Ed.). Pedagogicheskoye obrazovaniye v sovremennoy Ros-sii: strategicheskiye oriyentiry razvitiya. Southern Federal University. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44345360_22646310. pdf
Zeer, E. F., & Symaniuk, E. E. (2021a). Formation of personalized neuroeduca-tional results of students' educational activities in a professional school. Izvestia. Ural Federal University Journal. Ser. 1. Issues in Education, Sscience and Culture, 27(3), 124-132. (In Russ.) https://doi.org/0.15826/ izv1.2021.27.3.062
Zeer, E. F., & Symaniuk, E. E. (2021b). Theoretical and applied foundations of personalized education: Development prospects. Pedagogical Education in Russia, 1, 17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.12345/2079-8717_2021_01_02