ТРАНСПОРТ
УДК 656.135
С.М. Мочалин, Л.В. Тюкина
ПРОБЛЕМЫ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ПРЯМОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК
Статья посвящена проблемам, возникающим при взаимодействии участников доставки грузов автомобильным транспортом в прямой цепи поставок. Обозначены проблемы и причины, приводящие к ним. Рассмотрены последствия проблем межорганизационного взаимодействия.
Проблемы взаимодействия, транспортировка, цепь поставок (ЦП), грузоотправитель (ГО), грузополучатель (ГП)
S.M. Mochalin, L.V. Tyukina
PROBLEMS OF INTER-ORGANIZATIONAL INTERACTION OF PARTICIPANTS PROVIDING CARGO TRANSPORTATION IN DIRECT SUPPLY CHAINS
The article is devoted to the problems arising at interaction of participants of cargo transportation in direct supply chains. The authors discuss the problems and reasons for these problems, including the implications of the inter-organizational cooperation problems.
Problems of interaction, transportation, supply chain, the shipper, consignee
Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 6 правил [2]. Причиной недостижения цели логистической деятельности являются проблемы межорганизационного взаимодействия участников ЦП. На практике участниками ЦП являются «три стороны» логистики: 1-я сторона это ГО; 2-я сторона - ГП; 3-я сторона - логистические посредники, в транспортной логистике это грузоперевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, автотранспортные предприятия (АТП). Только тесное взаимодействие трех сторон логистики может обеспечить выполнение условий доставки [5;7]. На транспортный процесс, который осуществляет АТП в ЦП накладываются свои условия и ограничения. Условия и ограничения могут накладываться ГО, ГП и они будут уникальны только для этой ЦП. Главное из таких требований - полнота и своевременность удовлетворения спроса на необходимый конечному потребителю товар [3, 8]. Именно на стыках функциональных областей, основной и сопутствующие потоки нуждаются в организации планирования и управления взаимодействия участников ЦП [6, 10].
Международную практику решения проблем взаимодействия участников ЦП, рассмотрим на примере компании Eyefortransport, которая занималась исследованием данных проблем. Так в 2005 году компанией было проведено исследование, в котором приняли участие более 200 компаний из списка Fortune 500, которые являются ведущими американскими производителями и ретейлерами. В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
— ограниченная пропускная способность грузоперевозчиков;
— порчи и повреждения;
— загруженность каналов поставки;
— нехватка водителей;
— повышение тарифов на перевозки;
— ограничения правительства и систем безопасности;
— интеграция данных;
— непрозрачность цепочки поставок;
— отсутствие взаимодействия с партнерами [1].
С 2008 по 2010 гг. в СибАДИ были проведены исследования проблем взаимодействия участников ЦП, возникающих в цепях поставок. В исследовании приняли участие более 220 компаний, которые являются ведущими российскими производителями, ритейлерами и провайдерами логистических услуг. Обобщение практики взаимодействия участников доставки автомобильным транспортом [1] и проведенных исследований на базе СибАДИ позволило выявить следующие проблемы взаимодействия и причины их возникновения (табл. 1).
Таблица 1
Проблемы взаимодействия участников доставки грузов и причины их возникновения
Проблемы Причины
1. Задержка доставки заказанного объема партии - несвоевременное предъявление груза к погрузке (в результате не организованной работы складских операторов); - увеличение времени погрузки (если погрузка осуществляется не погрузочными механизмами, а вручную); - задержка предоставления сопроводительных документов (длительное согласование условий заказа на доставку); - изменение условий заказа (может быть в результате изменения времени доставки груза, предложения по ассортименту груза); - несвоевременная подача автомобиля под погрузку (отсутствие у транспортной организации упорядочения поставки автомобилей под погрузку).
2. Простои транспортных средств в ожидании погрузочно-разгрузочных операций - отсутствие планирования отправки во времени и последовательности (не достаточно организованна деятельность компании; не предусмотрен отдел планирования; отсутствие упорядочения прибытия автомобиля в пункты погрузки-разгрузки); - недостаточное количество современных погрузочно-разгрузочных механизмов с соответствующей производительностью, а также не применение современных погрузочно-разгрузочных технологий (проблемы внедрения новых технологий; отсутствие программы обновления погру-зочно-разгрузочных механизмов; дефицит свободных площадей; недостаточный бюджет организации для закупки данных механизмов; нахождение данных механизмов на ремонте); - превращение автомобиля в «склад на колесах» с целью применения кросс-докинговых технологий (грузополучателю выгоднее длительный срок держать груз в автомобиле, чем выполнять перегрузочные операции на складе).
3. Преждевременная доставка. - преждевременное предъявление груза к погрузке грузоотправителем (не достаточно организованное планирование); - исполнение транспортных операций в более короткие сроки; - сокращение времени и количества погрузочно-разгрузочных операций (использование более производительных механизмов и современных технологий погрузки-разгрузки); - сокращение количества перевалок груза (использование кросс-докинговых технологий в ЦП).
4. Доставка груза не в соответствии с параметрами заказа (объем, ассортимент). - отсутствие груза у грузоотправителя (в результате сбоев в поставке груза грузополучателю от поставщика); - ошибка в заказе (могут быть перепутаны объемы партии и ассортимент); - потеря груза в пути в результате естественных и других организационных причин (одна перевалка коксующегося угля приводит к потере 30% груза); - ошибка при погрузке (при заявке 3 коробок зеленого чая в результате ошибки могут погрузить 1 коробку черного чая и 2 коробки зеленого чая).
5. Неисполнение регулярности и последовательности поставки. - не учет пропускной способности ЦП (в результате отсутствия возможности рассчитать данную величину, т.к. эта величина является переменной в зависимости от технико-эксплуатационных показателей участников ЦП); - неучет провозных возможностей транспортной организации (недостаточно организованная работа отдела планирования); - изменение количества заказов при неизменном объеме перевозок (1 вариант: годовой объем заказов равен 1000т., объем заказа 100т., частота заказа 10 раз в год; 2 вариант: годовой объем заказов равен 1000т., объем заказа 10т., частота заказа 100 раз в год. Причем, для любого варианта потребуются необходимые транспортные ресурсы)
6. Проблемы качества доставки: - проблема высоких тарифов - высокие затраты на доставку (применение современных технологий, механизмов, требующих больших финансовых вложений).
- проблема надежности - несвоевременность доставки (изначально в заявке были неопределенны сроки доставки); - низкий уровень сохранности груза (несоблюдение условий перевозки груза в зависимости от вида груза); - высокий риск (при небрежной транспортировке; отсутствие страхования груза); - несовместимость графика работы ЦП, ГО, ГП, транспортной компании (отсутствие технического взаимодействия - несоответствие используемых технических средств и свойств груза); - низкая репутация участников ЦП (нестабильное выполнение организацией своих обязательств).
- проблема малой гибкости - неспособность предприятия быстро реагировать на изменение условий заказа (отсутствие предоставления заказчику рассрочки платежа).
- проблема отсутствия комплексного обслуживания - обслуживание не соответствует в полной мере требованиям к доставке (малый ассортимент предлагаемых услуг, отсутствие склада)
- проблема недостаточной информативности - недостоверность информации, несоответствие по времени прохождения информационного и грузового потоков (опережение информации, задержка информации).
- проблема доступности - отсутствие удобств для заказчика при приеме заказа - обработка заказа занимает продолжительное время (продолжительный мониторинг заказов; согласование условий заказа); - неготовность к доставке (не выполнена погрузка груза).
Все эти проблемы приводят к невыполнению одного или нескольких принципов логистики, в результате не достигаются цели логистической деятельности. Наряду с проблемами взаимодействия участников доставки и причин, приводящим к ним, необходимо рассмотреть последствия данных проблем.
В табл. 2 приведены примеры последствий, возникающих в результате выявленных проблем.
Таблица 2
Последствия проблем взаимодействия участников доставки грузов
Проблемы Последствия
Задержка доставки заказанного объема партии. - сбой работы грузополучателя; - увеличение количества невыполненных доставок грузоперевоз-чиком; - потеря деловой репутации.
Простои транспортных средств в ожидании погрузочно-разгрузочных операций. - увеличение затрат на транспортировку; - потеря заказов; - отсутствие упорядочения приводит к росту времени ожидания и уменьшению пропускной способности пункта; - простой в ожидании погрузки приводит к увеличению времени доставки груза, к несвоевременности подачи автомобиля под разгрузку.
Преждевременная доставка. - увеличение запаса на складе заказчика; - простой в ожидании разгрузки.
Доставка груза не в соответствии с параметрами заказа (объем, ассортимент). - в результате доставки неполного объема заказа возникает сбой производства; - в результате доставки завышенного объема заказа происходит увеличение запаса на складе заказчика.
Неисполнение регулярности и последовательности поставки. - некорректно составленное расписание; - сбой работы всех участников доставки груза.
Проблемы качества доставки: - проблема высоких тарифов - повышение тарифов на доставку формируют высокую цену товара и соответственно его конкурентно способность на рынке;
- проблема надежности - несвоевременная доставка груза приводит к убыткам клиента; - возникают дополнительные затраты на хранение дополнительных запасов у грузоотправителей, грузополучателей; - в результате неправильного складирования, небрежности выполнения погрузочно-разгрузочных работ груз может быть поврежден, направлен не по адресу, украден.
- проблема малой гибкости - уменьшение числа заказов
- проблема отсутствия комплексного обслуживания - невозможность предоставления определенного набора услуг, что приводит к потере клиентуры.
- проблема недостаточной информативности - отсутствие уверенности в надежности доставки; - отсутствие возможности изменить условия доставки.
- снижение конкурентоспособности транспортной организации в сфере оказания транспортных услуг;
- уменьшение числа заказов;
- потеря деловой репутации.
В результате отлаженного взаимодействия участников доставки груза автомобильным транспортом возможно соблюдение такого критерия, как доставка груза «точно в срок», выполнение 6 правил логистики [4;9].
В данной статье:
1. Проанализированы проблемы взаимодействия процессов транспортировки и управления запасами в прямой цепи поставок;
2. Выявлены причины возникновения проблем и их последствия в ЦП;
3. Сформулированы условия и ограничения, которые необходимо принять при формировании модели планирования прохождения материальных и информационных потоков в прямой ЦП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев В.М., Фадеева Е.Ю. Проблемы управления цепочками поставок и пути их преодоления // Интегрированная логистика. Научный информационный журнал. 2012. № 3 С. 18-20.
2. Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие / А.М. Гаджинский. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2012. 124 с.
3. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. Серия «Зарубежный учебник» / Д. Уотерс. М.: Изд-во ЮНИТИ - ДАНА, 2003. 530 с.
4. Попков Т., Гарифуллин М. Оптимизация цепочек поставок: транспортные сети: сайт XJ Technologies [Электронный ресурс]. URL: http://www.xjtek.ru (дата обращения: 19.12.2014).
5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / В.И. Сергеев, Б.Л. Белов, В.В. Дыбская и др. М.: Изд-во Инфра-М, 2005. 976 с.
6. Иванов Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 660 с.
7. Миротин, Л.Б. Эффективность логистического управления / Л.Б. Миротин. М.: Экзамен, 2004. 448 с.
8. Лазарев А. А. Теория расписания. Задачи и алгоритмы / А. А. Лазарев, Е.Р. Гафаров. М.: Экзамен, 2011. 213 с.
9. Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки / Р.С. Беспалов. М.: Изд-во «Вершина», 2007. 384 с.
10. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов. / под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Изд-во Экзамен, 2002. 512 с.
Мочалин Сергей Михайлович - Sergei M. Mochalin -
доктор технических наук, профессор Dr. Sc., Professor
декан факультета экономики и управления Dean: Faculty of Economies and Management,
Сибирской автомобильно-дорожной академии Siberian Automobile and Highway Academy
Тюкина Людмила Владимировна - Lyudmila V. Tyukina -
аспирант, кафедры «Логистика» Postgraduate
Сибирской автомобильно-дорожной академии Department of Logistics,
Siberian Automobile and Highway Academy
Статья поступила в редакцию 15.03.14, принята к опубликованию 16.06.14