Решетневские Чтения
2. Цициев, М. От советского ОПК к ОПК новой России / М. Цициев // Бюджет. 2007. № 5.
3. Сидоров, М. Планка для планов / М. Сидоров // Энергия промышленного роста. 2008. № 4-5 (25).
4. Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию : пер. с англ. / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. М. : Олимп-Бизнес, 2003.
Yu. V. Erygin, A. A. Dzhezhora Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF THE BALANCE SCORE CARD SYSTEM CONCEPT INTRODUCTION IN THE CONTROL SYSTEM OF INNOVATIVE ACTIVITY AT ENTERPRISES OF A DEFENCE-INDUSTRIAL COMPLEX
The authors offered criteria of the balanced score card construction at the machine-building enterprises of a defence-industrial complex.
© EpbiraH to. B., A^e^opa A. A., 2009
УДК 338.45
Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
С. А. Максимов
ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Рассматриваются проблемные вопросы менеджмента на предприятиях ракетно-космической промышленности.
Согласно данным исследования «Приоритеты руководителей российских компаний - 2003», проведенного консультационной компанией БКв, была выявлена приоритетная задача руководителей - совершенствование системы управления и организационной структуры. Кроме того, было отмечено, что «дальнейший рост крупного и среднего бизнеса в России возможен исключительно за счет внутренних факторов - в первую очередь, оптимизации процессов управления... Перечень лидеров в ближайшие годы будет пополняться за счет компаний, успешно решивших актуальные для сегодняшнего бизнеса проблемы. Основными характеристиками такой „компании будущего" являются эффективная система управления, обеспечивающая стабильное развитие бизнеса, высокая мобильность, обеспечивающая соответствие запросам рынка, постоянный поиск и использование новых конкурентных преимуществ, слабая зависимость роста компании от экономической конъюнктуры» [1].
По прошествии 6 лет качественных изменений не произошло и проблемы, описанные в исследовании, для большинства российских предприятий
остаются актуальными и сегодня. Особенно это касается предприятий наукоемких отраслей, в том числе предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), являющихся базой экономического роста, устойчивое развитие которых в настоящее время и перспективе в значительной степени зависит от способности адаптироваться к внешним изменениям. Здесь необходимо отметить следующие:
- существенное сокращение государственного оборонного заказа, повлекшее переход от узкой специализации предприятий РКП к многопро-фильности (как отмечено в [2], непрофильная продукция составляет треть общего объема производства РКП);
- отход от состояния монопсонии, когда единственным заказчиком серийной продукции выступало государство [3];
- интеграцию гражданской и военной технологических баз, а также научной и промышленной частей РКП [3];
- усиление внимания к коммерциализации и диффузии технологии за пределы РКП [3];
- переход к жесткой ценовой конкуренции в ряде сегментов рынка [3];
Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
- активизацию процесса формирования олиго-полистической структуры рынков ракетно-космической продукции.
Развитие предприятий РКП в таких условиях повышает необходимость внедрения «процессных» инноваций, а именно организационно-управленческих нововведений, потенциал использования которых на отечественных предприятиях РКП незначителен. Основа таких нововведений - современные концепции и инструменты управления или модели бизнеса, реализующие системный подход к управлению предприятием и позволяющие эффективно функционировать в условиях неопределенности и риска.
Данные концепции направлены на повышение способности высшего руководства предприятия четко и адекватно формулировать стратегию развития, обеспечивать ее успешную реализацию, оценивать важность новых инициатив и их соотношение с ключевыми сферами компетенции предприятия.
Рассматривая предприятия РКП, можно выделить ряд проблемных вопросов менеджмента:
- несовершенство процесса осуществления стратегических намерений (стратегия носит «декларативный» характер и не является руково-
дством к действию, цели предприятия слабо формализованы и не согласованы между собой, отсутствует необходимая связь между стратегическим и оперативным уровнями управления);
- использование в основном финансовых показателей (существенно снижается стратегический управленческий потенциал предприятий РКП).
Эти вопросы требуют исследования.
Библиографический список
1. Приоритеты руководителей российских компаний - 2003 : второе ежегод. исслед. консалтинговой компании БКО [Электронный ресурс] // Руна консалтинговая группа. Электрон. дан. 21.07.2006. Режим доступа : http://cons.runa.ru/. Загл. с экрана.
2. Багриновский, К. А. Механизмы технологического развития экономики России. Макро- и мезоэкономические аспекты / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев ; Центр. экон.-мат. ин-т. М. : Наука, 2003.
3. Инновационная экономика. 2-е изд., исп. и доп. М. : Наука, 2004.
L. V. Erygina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
S. A. Maksimov
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY
Problem questions of management at the enterprises of the space-rocket industry are discussed in this article.
© Ерыгина Л. В., Максимов С. А., 2009
УДК 338.246:6-027.31
Г. И. Золотарева, О. А. Грязнова, С. В. Захарова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Определены признаки и основные показатели, характеризующие деятельность предприятий как инновационную, представлены отличительные признаки инноваций предприятий ракетно-космической промышленности.
Одним из направлений современной экономи- научно-технические достижения и разработки ли-ческой политики Российской Федерации является бо стремятся к освоению новых направлений в создание условий для развития инновационной бизнесе, созданию новых видов продукции (т. е. деятельности. Те предприятия, которые в своей осуществляют инновационную деятельность), не деятельности активно используют современные только более успешны в результатах своей дея-