УДК 504.5:622.692.4.053
Д.Г. Денисов, D.G. Denisov, e-mail: [email protected] В.С. Сердюк, V.S. Serdyuc, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
ISSUES LOCALIZATION AND ELIMINATION OIL SPILL ON THE UNDERWATER TRANSITIONS OF THE MAIN OIL PIPELINES IN WESTERN SIBERIA
В статье описываются проблемы локализации и ликвидации аварийных разливов нефти на подводных переходах магистральных нефтепроводов Западной Сибири.
This article describes issues localization and elimination oil spill on the underwater transitions of the main oil pipelines in Western Siberia.
Ключевые слова: локализация, нефть, магистральный нефтепровод
Keywords: localization, oil, main oil pipeline
200
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
Подводные переходы являются наиболее ответственными участками. Это объясняется, во-первых, тем, что на этих участках в значительно большей степени возможна опасность повреждения трубопровода от гидродинамического воздействия потока, ледохода, а также якорями и волокушами судов. Трубопроводы подводных переходов могут быть размыты вследствие глубинных деформаций в створе перехода, которые зависят от типа руслового процесса, размеров и скоростей течения реки (рис. 1). Во-вторых, это объясняется трудностью контроля состояния подводного трубопровода и производства на этом участке ремонт-но-восстановительных работ.
Рис. 1. Длины провиса, оголения, недозаглубления: Н - максимальная величина провиса; И - минимальная нормативная толщина защитного слоя
Локализация разлива нефти, нефтепродуктов на поверхности водных объектов осуществляется в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке Планом ликвидации аварийных разливов нефти на подводных переходах магистральных нефтепроводов (далее - ПЛРН на ППМН).
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 года №
151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» организации трубопроводного транспорта обязаны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ), либо заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Основными этапами проведения аварийно-спасательных работ, оперативность выполнения которых напрямую влияет на масштабы загрязнения водной поверхности, являются: обнаружение, локализация, ликвидация.
При получении информации об аварийном снижении давления ниже допустимого на
МН «...» _
км от диспетчера районного диспетчерского пункта (далее - РДП) аварийно-
спасательному формированию необходимо:
1. Произвести сбор и выезд патрульной группы для обследования участка, на котором зафиксировано падение давления: определить место выхода нефти, нефтепродуктов, уточнить характер, масштабы повреждения. Время на сбор патрульной группы в соответствии с РД-13.020.00-КТН-020-14 «Ликвидация аварий и инцидентов. Организация и проведение работ» составляет в рабочее время - 0,5 ч, а нерабочее время - 2 ч.
2. После обнаружения места повреждения и подтверждения выхода нефти, обеспечить доставку сил и средств на рубежи локализации, определенные ПЛРН на ППМН.
201
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
Время доставки сил и средств к рубежам локализации и проведение подготовительных работ зависит от следующих факторов: удаленность групп и звеньев НАСФ от рубежей локализации; состояние подъездов к рубежам локализации; погодные условия; время суток и др.
3. Произвести развертывание и установку боновых заграждений (далее - БЗ) на рубежах локализации, определенные ПЛРН на ППМН (рис. 2).
Рис.2. Рубежи локализации аварийных разливов нефти на р. Золотой Китат
Рис.3. Номограмма для определения длины и угла установки бонового заграждения и точки расположения береговых анкерных креплений
202
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
Рис. 4. Схема установки боновых заграждений на рубеже №1 р.Золотой Китат: в - угол установки БЗ (в данном примере для реки Золотой Китат принимаем в =30о);
V - скорость течения реки
Наиболее распространенным способом локализации аварийных разливов нефти на водной поверхности рек является установка БЗ постоянной плавучести. Процесс является трудоемким и требует проведения подготовительных работ. Время проведения подготовительных работ составляет примерно 30 - 40 минут.
Угол и длина установки БЗ выбираются по номограмме, представленной на рис.3.
Типовая схема установки БЗ на р. Золотой Китат представлена на рис.4.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» время локализации разлива в акватории не должно превышать 4 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Применительно к организациям трубопроводного транспорта, объекты МН которых размещены на территории Западной Сибири, где удаленность производственных подразделений от рубежей локализации составляет более 160 км (примерное время в пути - 3 часа), а так же сложными климатическими условиями, проведение аварийно-спасательных работ в заданных временных рамках является трудновыполнимым условием.
4. Произвести сбор разлитой нефти, нефтепродуктов.
Главный метод ликвидации пролива нефти - это механический сбор нефти, нефтепродуктов. Большая эффективность данного метода достигается в самом начале разлива, в связи
203
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
с тем, что толщина нефтяного слоя остается большой. Поскольку время доставки сил и средств составляет 2-3 часа - механический сбор нефти будет не эффективен.
В этом случае применяется физико-химический метод. Он использует диспергенты и сорбенты и эффективен при маленькой толщине пленки.
Таким образом, при проведении аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований организаций трубопроводного транспорта на право проведения согласно заявленным видам аварийно-спасательных работ и оценке готовности к ликвидации аварийных разливов нефти на подводных переходах, необходимо предъявлять к формированиям следующие основные требования:
- наличие договора на авиационное обслуживание (в частности возможность доставки сил и средств);
- временные показатели по сбору и готовности к убытию формирования;
- наличие запасных рубежей локализации на ППМН;
- размещение контейнеров с оборудованием ЛРН на рубежах локализации;
- укомплектованность личным составом и техникой, средствами ЛРН и пр.
С учетом временных и качественных показателей приведения в готовность НАСФ и невозможности проведения работ по локализации и ликвидации в кратчайшие сроки, необходима разработка современной методики проведения аварийно-спасательных работ.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68. - Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
2. Российская Федерация. Законы. О гражданской обороне [Электронный ресурс] : федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28. - Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
3. Российская Федерация. Законы. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей [Электронный ресурс] : федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151. - Доступ из спра-вочно-правовой системы Гарант.
4. Правительство Российской Федерации. Постановления. О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление от 15.04.2002 г. № 240. -Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
5. Денисов, Д. Г. Влияние состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов на окружающую среду / Д. Г. Денисов, В. С. Сердюк // Россия молодая : передовые технологии - в промышленность. - Омск, 2013. - № 3. - С. 114-116.
6. Денисов, Д. Г. Повышение надежности подводных переходов магистральных нефтепроводов на основе мониторинга / Д. Г. Денисов, В. С. Сердюк // Россия молодая : передовые технологии - в промышленность. - Омск, 2013. - Кн. 3. - С. 116-120.
7. Денисов, Д. Г. Система дистанционной установки боновых заграждений / Д. Г. Денисов, В. С. Сердюк // Техника и технология современного нефтехимического и нефтегазового производства. - Омск, 2014. - С. 122-126.
8. Денисов, Д. Г. Система обнаружение аварийных утечек нефти на водной поверхности / Д. Г. Денисов, В. С. Сердюк // Техника и технология современного нефтехимического и нефтегазового производства. - Омск, 2014. - С.127-129.
204