ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Функция государственной поддержки объединяет виды деятельности, обеспечивающие условия для устойчивого управления лесами на длительный период (наука, образование, инвентаризация, информационное обеспечение и т.д.) и эффективного использования лесных ресурсов. Государство через все ветви власти стимулирует хозяйствующие субъекты лесного сектора к расширению и более полному и рациональному использованию лесных ресурсов, обеспечивая при этом баланс интересов между всеми участниками лесных отношений, включая и население.
Не все аспекты лесной политики могут быть детализированы в лесном законодательстве и в юридических действиях. Кроме того, юридические документы обычно неадекватны с точки зрения представления или гибкости, чтобы обратиться к появляющимся проблемам. Тем не менее, перед лицом конфликтов и в отсутствие других механизмов, чтобы уладить споры, закон имеет приоритет перед политикой. Поэтому разработка нового лесного законодательства имеет принципиальное значение для формирования эффективной лесной политики в Российской Федерации.
Изменения в социальных и демографических тенденциях вместе с изменениями
в экономических, экологических, технологических и политических контекстах неизбежно требуют, чтобы лесная политика и лесное законодательство отвечали на новые факты, риски и возможности.
В процессе формирования и принятия Национальной лесной политики как основы лесного законодательства неизбежно возникнут новые проблемы, вызванные изменением политических и социально-экономических условий в стране, подготовке различного рода совещаний с участием Российской Федерации в международных соглашениях и переговорных процессах по лесам. Адаптация лесного законодательства к этим изменениям будет осуществляться на фоне разработки динамичной стратегии развития лесного комплекса, обеспечивающего ресурсное и экологическое взаимодействие систем рационального лесопользования и сохранения природоохранных функций зеленого океана планеты Земля.
Библиографический список
1. Исаев, А.С., Коровин Г.Н. Актуальные проблемы
национальной лесной политики. - М.: «Центр
экологической политики России», 2009. - 106 с.
2. Национальная лесная политика России. Труды международно-практической конференции. - М., ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. - 153 с.
ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И ПУТИ их решения
П.О. КУКУШКИН, зам. председателя Комитета лесного хозяйства Московской области
С1 июля 2012 г. полномочия по управлению лесами Московской области переданы с федерального уровня на региональный. Создан Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), на который возложены вопросы регулирования деятельности в сфере лесных отношений.
Для формирования эффективной системы государственного управления лесами в Московской области Комитет и подведомственные ему учреждения (ГАУ МО «Центрлесхоз» и ГКУ МО «Мособллес») приступили к исполнению переданных полномочий.
kukushkinpawel@yandex. ru
Основными приоритетами в работе Комитета на сегодняшний день являются:
- организация охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов;
- благоустройство лесов;
- эффективное планирование лесоуправления и лесопользования.
Главной задачей в переходный период является обеспечение охраны лесов от пожаров. В первую очередь решаются организационные вопросы деятельности ГАУ МО «Центрлес», проводится подготовка и переподготовка кадров, создание материально-технической
24
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
базы обнаружения лесных пожаров, расширение сети пожарно-химических станций, разработка проекта противопожарного обустройства лесов и прилегающих территорий. Кроме того, приоритетным вопросом является привлечение волонтерских движений и организаций на патрулирование лесов - создание общественного лесного патруля. Охрана лесов от пожаров невозможна без надлежащей организации государственного пожарного надзора. Необходимо принять меры по увеличению численности лесной охраны в регионе.
Вместе с тем, Комитету предстоит серьезная работа по «перелому» сложившейся системы лесоуправления, когда статус лесничего как управляющего хозяйственной деятельностью в лесах был фактически низведен до функций отчетности перед вышестоящими структурами. Необходимо рассмотреть на федеральном уровне вопрос повышения статуса лесничих до государственных служащих.
В целом же для организации эффективного лесопользования и лесоуправления во главе угла должно стоять планирование. Поэтому необходимо в максимально сжатые сроки внести соответствующие изменения в Лесной план Московской области и лесохозяйственные регламенты лесничеств в части:
- зонирования территорий лесного
фонда;
- установления прозрачных правил лесопользования;
- установления требований и ограничений к арендаторам лесных участков по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
- определения и проектирования необходимых и возможных объемов мероприятий и работ;
- определения возможных направлений инфраструктурного развития региона.
Но все же ключевые проблемы связаны, в первую очередь, с неудовлетворительным состоянием лесов. Московская область - особенный регион. Первая из особенностей и во многом определяющая все остальные - это высокая плотность населения, которая составляет почти 9 чел./га против 0,2 чел./га в целом по стране. В результате Комитет столкнулся с рядом
специфических именно для региона проблем: самозахваты участков земель лесного фонда, несанкционированное строительство капитальных сооружений в лесах области, захламление лесов бытовым мусором и многое другое.
Для решения данных проблем необходимо развивать культуру поведения в лесах, культуру отдыха, обеспечить благоустройство лесов Подмосковья. Один из механизмов, позволяющих это сделать, развитие рекреационной аренды. При грамотной организации аренды лесных участков с рекреационными целями, своевременном и качественном проведении проверочных и контрольных мероприятий в отношении лиц, использующих лесные участки для рекреационной деятельности, возможно не только соблюдение баланса интересов общества и развития экономики при сохранении естественных природных ландшафтов, но и дополнительный доход в федеральный и региональный бюджеты.
Введение с 2007 г. в Лесном кодексе Российской Федерации рекреационного использования лесов отражает общемировые тенденции - снижение площади лесов для заготовки древесины и расширение не связанных с изъятием древесных лесных ресурсов направлений. Площадь лесов, находящихся в аренде для осуществления рекреационной деятельности на территории Московской области, составляет на сегодняшний день около 6 тыс. гектаров (5,980 тыс. га), или 0,3 % от общей площади земель лесного фонда. Заключено 1765 договоров аренды с целью рекреационной деятельности, что сравнительно мало. За последние годы площадь лесов в аренде под рекреацию практически не поменялась. Связано это с невозможностью передачи гражданам и юридическим лицам участков в составе земель лесного фонда, не поставленных на кадастровый учет в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. На 2012 г. проведение кадастровых работ не запланировано. На 2013 г. предусмотрено межевание земель лесного фонда и постановка на кадастровый учет на сумму 500 млн руб.
В соответствии с лесным планом и лесохозяйственными регламентами лесничеств Московской области общая площадь пользо-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
25
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
вания лесов с целью рекреации без ущерба для окружающей среды с учетом уже имеющихся договоров аренды может составлять 196,1 тыс. га, или 9,7 % от общей площади земель лесного фонда, то есть в 30 с лишним раз больше, чем передано сейчас. К 2017 г. мы планируем довести площадь в аренде под рекреацию до 1 % от площади земель лесного фонда области.
Под массовый (неорганизованный) отдых граждан предусмотрено 1,8 млн га. Тем самым не должно нарушаться право граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах, предусмотренное статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Однако по ряду договоров аренды, заключенных до принятия Лесного кодекса Российской Федерации 2007 г., имеют место случаи, когда проектом освоения лесов предусмотрено огораживание участков, которое было истолковано как право препятствования посещения данных участков гражданами. Судебные разбирательства в ситуации с несоответствием проектов освоения лесов (предусмотрение проектом возведения заборов) нынешнему законодательству инициировались еще Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, большинство исков удовлетворено не было.
Однако отсутствие возможности ограничить рекреационную нагрузку на территорию, переданную в аренду, приводит к невозможности реализации проекта освоения лесов. Как может арендатор спрогнозировать и соответственно запроектировать предельное количество посетителей, если он не в праве регулировать количество отдыхающих? Правовой казус налицо.
В соответствии с действующим законодательством лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право создавать лесную инфраструктуру, возводить временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство, возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (или лесном плане) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах кото-
рых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация таких объектов. Однако перечень объектов нелесной инфраструктуры, строительство которых допустимо с рекреационными целями, явно недостаточен, что существенно сдерживает развитие этого направления. В местах концентрации отдыхающих нельзя оставить природу неизменной, так как это грозит утратой многих ее качеств. Приспособление и оборудование отдельных участков природного ландшафта для рекреации - это неотъемлемая и важная часть создания большинства рекреационных центров и зон. Важно отделять строительство действительно необходимых объектов от строительства «очередного коттеджа». Реакция общества в подобных случаях порой бывает не совсем адекватной. Во избежание каких бы то ни было нарушений общественный контроль за проведением аукционов и использованием лесов для рекреационных целей просто необходим, поэтому одним из приоритетов деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области является открытость. Все крупные проекты, затрагивающие лесной фонд, будут обсуждаться с учетом мнения общественности, для этого будут созданы отдельный интернет-сайт и интернет-форум; будут проводиться общественные слушания; планируется создать общественный лесной совет.
Несмотря на безусловно существующие проблемы, ряд мер для организации и развития рекреационной аренды в лесах Московской области Комитетом лесного хозяйства Московской области уже намечен:
- заключение новых и переоформление старых договоров аренды;
- внесение изменений в правила использования лесных участков с целью рекреации;
- разработка регионального положения, порядка и процедуры предоставления лесных участков в пользование;
- установление предельно четких требований к арендаторам лесных участков;
- создание общественного лесного совета (в том числе по рассмотрению проектов и проектных решений);
26
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
- коллегиальность принятия решения о предоставлении в пользование Правительством Московской области;
- формирование лесного кадастра Московской области;
- создание единой автоматизированной информационной системы Комитета лесного хозяйства Московской области, включающей в том числе подсистему кадастрового учета;
- формирование единой базы данных всех лесопользователей.
Следующий проблемный вопрос - это самозахваты. На сегодняшний день Московская область - один из лидеров среди регионов по количеству самозахватов участков земель лесного фонда. Большая часть случаев самозахвата связана с огораживанием примыкающих территорий владельцами дачных участков и садовых товариществ . Только с начала 2012 г. выявлено 270 случаев самозахватов на площади более 100 га с причинением ущерба на сумму 8,3 млн руб. Для предотвращения нарушений необходимо установить границы лесного фонда, провести межевание и постановку на кадастровый учет земель лесного фонда, вести профилактическую работу с населением.
Таким образом, проблемы развития рекреационной аренды, борьбы с самозахватами и приведения лесов в известность объединяет необходимость проведения кадастрового учета лесов, и здесь требуется комплексный подход и решение.
Еще один серьезный вопрос - короед-типограф в лесах Московской области. Существенную роль в массовом распространении вредителя сыграло принятое с 1977 г. в связи с увеличением площади защитных лесов ограничение и запрещение рубок главного пользования. Это решение было продиктовано интересами общества, но не леса. В результате в субъекте Российской Федерации с самой высокой плотностью населения по стране, несмотря на самые благие намерения, произошло накопление захламленных, старовозрастных, ослабленных насаждений, наиболее уязвимых для короеда. Проведение санитарных рубок леса сейчас необходимо на площади более 40 тыс. гектаров. Можно толь-
ко представить, с каким широким общественным резонансом еще предстоит столкнуться. Очевидно, что законодательные изменения, позволяющие осуществлять рубки главного пользования, просто необходимы.
Комитетом лесного хозяйства Московской области сейчас проводится определенная работа по оздоровлению лесов области. Созданы специализированные учреждения. Разработан и утвержден план проведения в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на борьбу с короедом-типографом на 2012-2015 гг., который включает не только детальное планирование и организацию проведения работ, но и разработку технологий обработки древесины на временных складах и площадках, вывоз древесины к местам переработки или утилизации, то есть определяет объем работ, привлекаемые ресурсы, затраты, продолжительность и ответственных исполнителей по каждому этапу работ с обязательным еженедельным контролем за их проведением.
Однако активизация сдерживается рядом объективных факторов.
Во-первых, количества предприятий лесной промышленности на территории Московской области, способных оперативно и в полном объеме переработать зараженную вредителями древесину, явно недостаточно. При потребности в рубке и вывозе не менее
2,5 млн м3 древесины в действительности производственные мощности Московской и соседних регионов не превышают 1,3 млн м3.
Комитетом лесного хозяйства Московской области сформирован первый эшелон лесозаготовительных предприятий и организаций, которые планируется привлечь к проведению санитарных рубок на территории области. Проработаны вопросы поставки древесины, поврежденной короедом, на перерабатывающие предприятия области в объеме 400 тыс. м3 в 2013 г.
Понимая важность вопросов переработки низкосортной древесины, которая не находит спроса среди лесозаготовителей из-за низкой закупочной цены в сравнении с себестоимостью комплекса работ по ее рубке и вывозке, обеспечено подписание соглашения, предусматривающего строительство 7
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
27
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
заводов по производству пеллет второго поколения и переработке 1 млн м3 низкосортной древесины в год. Совместно с Министерством энергетики Московской области прорабатываются вопросы размещения трех заводов по производству пеллет.
Однако необходимо инициировать дополнительное приобретение техники и привлечение производственных мощностей из других федеральных округов и Белоруссии.
Во-вторых, первые заводы по переработке древесины смогут принимать сырье не раньше декабря 2013 г., поэтому в течение 2013
г. остается открытой проблема утилизации древесины, не востребованной на рынке и не принятой в переработку. Для временного складирования древесины рассматривается возможность размещения древесины или ее утилизация на территории отработанных карьеров.
В-третьих, небезызвестный факт, что оперативность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий существенно сдерживается затянутостью процедуры заключения госконтрактов через аукционы. При этом определить потенциальных исполнителей санитарных рубок и их техническую оснащенность не представляется возможным, в результате на аукционах выигрывают «фирмы-однодневки» без необходимых кадров и техники, сбивающие цену. Учитывая важность и необходимость принятия безотлагательных мер, рассматривается возможность принятия нестандартного решения об определении ГАУ МО «Центрлесхоз» единственным поставщиком услуг по проведению санитарных рубок в лесах на территории Московской области. Практика принятия подобного решения при обводнении торфяников на территории Московской области полностью оправдала целесообразность такого механизма заключения государственных контрактов.
Еще одна проблема - это обязательная уборка свежезаселенных деревьев во избежание их дальнейшего распространения и вывоз их из леса как непременное условие успешной борьбы. Для предотвращения общественного резонанса необходима активная и, что важно, единая позиция общественных организаций по освещению в средствах мас-
совой информации и разъяснению гражданам причин рубки зеленых еловых насаждений. С участием представителей научного сообщества, общественных организаций и движений в настоящее время развернута активная пропагандистская работа в средствах массовой информации, блогах, социальных сетях. Кроме того, важен общественный контроль за проведением санитарных рубок еловых лесов на территории Московской области.
Успешное проведение лесовосстановительных работ на огромных площадях, поврежденных короедом-типографом, также возможно только при участии общественных организаций и привлечении широкого слоя общественности к данным работам. Общественным организациям предложено «взять шефство» над конкретными лесничествами.
При осуществлении программного, комплексного подхода к проведению лесозащитных, лесовосстановительных, лесохозяйственных мероприятий, за 3-4 года будет обеспечено снижение численности вредных организмов в лесах. Тем самым будет предотвращена не только гибель ельников на 80 тыс. гектаров, но и обеспечено создание разновозрастных, смешанных насаждений, устойчивых к воздействиям негативных факторов.
Подводя итог, необходимо отметить, что управление лесами в самом густонаселенном районе страны ставит пред уполномоченными органами власти качественно другие задачи, чем 10 или 20 лет назад. Важно выстраивать диалог с общественностью, со всеми слоями гражданского общества, привлекать население к самому широкому спектру вопросов. Только от правильного понимания и поддержки общества, строгого соблюдения балансов интереса общества и окружающей среды зависит, в конечном счете, результат, который мы получим.
Библиографический список
1. Мелехов, И.С. Лесоводство / И.С. Мелехов. - М., 1989. - 302 с.
2. Моисеев, Н.А. Воспроизводство лесных ресурсов / Н.А. Моисеев. - М.: Лесная пром-сть, 1980. - 264 с.
3. Тузов, В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями леса: учебное пособие / В.К. Тузов, Э.М. Калиниченко, В.А. Рябинков. - М.: ВНИИЛМ, 2003. - 112 с.
28
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013