ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
М.В. АФОНЕНКОВ,
соискатель кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected] Рецензент: доктор юридических наук, профессор С.М. Колотушкин
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с получением и использованием криминалистически ориентирующей информации о боевом ручном стрелковом оружии, находящемся на вооружении государственных военизированных организаций, а также рекомендациями по организации работы по проведению криминалистической регистрации боевого ручного стрелкового оружия, находящегося в обороте в районах вооруженного конфликта.
Ключевые слова: криминалистическая регистрация боевого ручного стрелкового оружия, контрольный отстрел, государственные военизированные организации, район вооруженного конфликта.
THE PROBLEM OF CRIME REGISTRATION FIGHTING MANUAL SMALL ARMS WEAPONS IN STATE PARAMILITARY ORGANIZATIONS
M.V. AFONENKOV,
the competitor of chair tehniko-kriminalisticheskogo maintenance of expert researches of an uchebno-scientific complex of judicial examination of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article is devoted to problem issues related to the receipt and use of kriminalisticheski orienting information about fighting manual small arms, which is in service of state paramilitary organizations, as well as recommendations on the organization of work for the forensic registration fighting manual small arms, which is in circulation in areas of armed conflict.
Keywords: forensic registration, fighting manual small arms, control hunting, state paramilitary organizations, the area of armed conflict.
Наиболее уязвимым местом в системе криминалистической регистрации боевого ручного стрелкового оружия до настоящего времени остается отсутствие контрольных пуль, гильз и патронов вооружения, имеющегося на складах длительного хранения (неприкосновенного запаса) государственных военизированных организаций1.
По данным военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа существуют целые соединения и части, где оружие никогда не отстреливалось, хотя части и подразделения этих соединений постоянно принимали участие в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа.
Опыт показал, что в случае возникновения массовых беспорядков, переходящих в стадию вооруженного конфликта, именно склады длительного хранения, в первую очередь, становятся источником пополнения для незаконных вооруженных формирований (Приднестровский конфликт (1989—1992 гг.), Гражданская война в Таджикистане (1992—1996 гг.), Вооруженный конфликт на территории Чеченской Республики (1994—1996 гг.) и т.д.).
Оборот оружия в подобных случаях становится бесконтрольным: оружие используется незаконно, переходит из рук в руки, нелегально перепродается, закладывается в тайники, по истечении вооруженного конфликта остается на руках у гражданского населения и становится орудием преступлений. Части и подразделения передислоцируются, расформировываются, убывают на длительные сроки в командировки по поддержанию конституционного порядка. В этих условиях отсутствие криминалистической регистрации и учетов нарезного стрелкового оружия в частях и подразделениях Вооруженных Сил ухудшает ситуацию с его хищением и противоправным применением.
По оценкам специалистов, в России лишь огнестрельного оружия находится в незаконном обороте
1 Перечень государственных военизированных организаций приведен в ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N° 150-ФЗ «Об оружии», а также в п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».
около 1,5—2 млн единиц. Так, на 1 января 2000 г. на централизованном учете ГИЦ МВД России значилось более 51 тыс. похищенных и утраченных нарезных стволов и боевой техники, в том числе 1337 пулеметов, 18 528 автоматов, 1501 гранатомет, свыше 23 000 пистолетов и револьверов2. Среди разыскиваемого похищенного и утраченного оружия почти каждая третья единица приходится на государственные военизированные организации и, в первую очередь, — на Министерство обороны. На централизованном учете ГИЦ МВД России состоит свыше 31 300 единиц похищенного и утраченного нарезного оружия, принадлежащего этому ведомству, или 47% от всего разыскиваемого нарезного оружия. Это связано не только с участием армейских подразделений в боевых действиях в «горячих точках», но и с ненадлежащим уровнем охраны складов и арсеналов. Большое количество оружия поступает в преступную среду из «горячих точек», в особенности с Северного Кавказа.
В этих условиях в процессе раскрытия и расследования преступлений установить конкретный экземпляр огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступлений, не представляется возможным по двум основным причинам: во-первых, отсутствие контрольных пуль и гильз, во-вторых, после интенсивного использования оружия произвести идентификацию ствола и пули практически невозможно (возможность идентификации современного стрелкового орудия сохраняется при производстве из него до 1000 выстрелов3).
Регистрация боевого ручного стрелкового и иного оружия — деятельность, осуществляемая государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, классификации, использованию информации о боевом ручном стрелковом и ином оружии.
Регистрация ручного стрелкового оружия включает в себя экспертно-криминалистические учеты по следующим объектам:
❖ пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений;
❖ контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия;
❖ самодельное (переделанное) оружие;
❖ изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) — по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки — по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия4.
Система криминалистической регистрации предусматривает накопление криминалистически ориентирующей информации, которая впоследствии может стать криминалистически значимой, т.е. доказательством по уголовному делу. Одна из форм такого накопления информации — контрольный отстрел оружия и формирование федеральной пулегильзотеки, из которой, в случае утраты служебного, гражданского и боевого оружия, контрольные пули и гильзы подлежат постановке на экспертно-криминалистический учет.
Статья 11 Закона «Об оружии» определяет государственным военизированным организациям производить из огнестрельного оружия с нарезным стволом контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством РФ. Перечень подлежащего контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, определяется Правительством РФ. Требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел5.
Контрольный отстрел оружия для государственных военизированных организаций был законодательно определен с 1996 г. В ряде министерств и ведомств были изданы соответствующие приказы и распоряжения по организации и проведению контрольных отстрелов оружия и формирования пулегильзотек.
Контрольные отстрелы боевого ручного стрелкового оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, производятся с целью постановки оружия на учет в федеральной пулегильзотеке Экспертно-криминали-стического центра МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.
При этом полученные образцы пуль и гильз остаются на хранении в государственных военизированных организациях, а в ЭКЦ МВД России только направляются протоколы о проведении контрольного отстрела.
2 Герасимов С.И. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению. М., 2000. С. 3.
3 Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения: учебник. Ч. 1 / под ред. В.А. Ручкина, И.А. Чулкова. Волгоград, 2004.
4 Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. N° 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).
Требования Приказа МВД РФ от 12 апреля 1994 г. № 118 «Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»6 ставили жесткие требования в части обязательного исполнения производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Контрольному отстрелу подлежало все боевое ручное стрелковое оружие с нарезным стволом, в том числе хранящееся на складах длительного хранения. Повторный отстрел оружия должен был производиться каждые пять лет, за исключением оружия, находящегося на складах объединений, соединений и частей без движения в течение пяти и более лет.
Ранее неоднократно поднимался вопрос о внесении в Государственную Думу проекта закона, которым предлагалось отменить обязательность контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, состоящего на вооружении государственных военизированных формирований и которое находится на складах неприкосновенного запаса. Связано это с тем, что сохранение контрольного отстрела всего массива боевого ручного стрелкового оружия (а это более 20 млн единиц) требует значительных финансовых средств и временных ресурсов.
Хотя имеющиеся в федеральной пулегильзотеке сведения об отстрелянном оружии способствовали установлению более 700 фактов неоднократного преступного использования конкретных экземпляров нарезного оружия (это стало возможным по результатам сравнительной проверки пуль и гильз, изъятых с мест преступлений и происшествий), тем не менее, сохранение контрольного отстрела всего массива боевого ручного стрелкового оружия требует значительных финансовых средств (более 5 млрд руб.) и временных ресурсов (около 30 лет), перекрывающих получаемый положительный эффект по сравнению с производимыми затратами7. Все это послужило принятию Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1177 «О внесении изменений в правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях». Согласно данному Постановлению контрольному отстрелу не подлежит огнестрельное оружие с нарезным стволом:
а) неприкосновенного запаса;
б) входящее в комплектацию военной техники, в
том числе оружие, использование которого без станка (турели) невозможно;
в) подлежащее утилизации.
Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне решен вопрос об отмене обязательности проведения вышеуказанных затратных мероприятий. По нашему мнению, определенная стабилизация военно-политической обстановки внутри России дает отсрочку в проведении контрольного отстрела при условии повышенного внимания к вопросам дислокации, подбору ответственного персонала, организации постоянного контроля, проведения инвентаризаций, соблюдения правил хранения, техники противопожарной безопасности и пересмотра условий охраны складов неприкосновенного запаса государственных военизированных организаций.
В целях профилактики, повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений необходимо проведения работы по криминалистической регистрации боевого ручного стрелкового оружия, находящегося в обороте в районах вооруженного конфликта, путем формирования локального учета контрольных пуль и гильз. Это обусловлено следующими факторами:
❖ при формировании, подготовке войск, специальных отрядов для отправки их в горячие точки не исключена возможность комплектования их оружием со складов длительного хранения (неприкосновенного запаса);
❖ нарушение в районах вооруженного конфликта традиционных коммуникационных каналов связи, разрушение информационных и управляющих систем, активное радиоэлектронное подавление командных пунктов и информационных станций, радиопомехи создают дополнительные препятствия доступа к центральным информационным ресурсам;
❖ процесс раскрытия и расследования преступлений в боевой обстановке затруднен и ограничен во времени; своевременное получение криминалистически ориентирующей информации играет в некоторых случаях решающее значение;
❖ небольшой идентификационный период пули и ствола нарезного стрелкового оружия в случаях его интенсивного использования.
В полевых условиях, сложных экстремальных ситуациях военные следственные органы обязаны располагать заблаговременно собранной и постоянно обновляющейся информацией. Таковыми должны быть, среди прочих, сведения о вооружении (номерной учет
6 Собр. законодательства РФ. 1997. № 42. Ст. 4790.
7 ВПК. Военно-промышленный курьер. 2007. № 35 (201).
стрелкового оружия, пулегильзотека на каждую единицу стрелкового оружия).
Все части и подразделения, готовящиеся к убытию в район вооруженного конфликта, будут обязаны предоставлять свое нарезное огнестрельное оружие для отстрела представителям экспертной службы при военно-следственных отделах объединений, соединений, гарнизонов. При контрольном отстреле оружия в частях и подразделениях всех силовых структур, мы предлагаем в базу данных системы «Кондор», «ТАИС» или «Арсенал» вводить изображение пуль и гильз, а непосредственно сами пули и гильзы сдавать на хранение в службу вооружения данной части или в органы военной прокуратуры при гарнизоне. Любое обнаруженное оружие, пуля или гильза при совершении преступления, позволит специалисту установить, где закреплено данное оружие или оружие, из которого стреляны обнаруженные пули и гильзы.
При прибытии в зону вооруженного конфликта большой группировки войск, в связи с тем, что контрольный отстрел оружия занимает значительное время, рационально провести его в пунктах постоянной дислокации войск с участием специалистов, имеющих допуск по судебно-баллистической экспертизе и навыки работы на «Кондоре», «ТАИС» или «Арсенале». Если же части и подразделения были подняты по тревоге и готовятся к убытию в зону боевых действий в районе сосредоточения, то произвести контрольный отстрел оружия можно в промежутке между этапами двухнедельного боевого слаживания подразделений (например, в период приведения оружия к нормальному бою).
В тех случаях, когда военнослужащие прибывают в район вооруженного конфликта небольшими группами, контрольный отстрел оружия должен производиться по мере прибытия личного состава. Например: прибыл офицер в зону вооруженного конфликта с пистолетом, он обязан предоставить свое оружие для отстрела. Пули и гильзы в этом случае целесообразно сдавать на хранение в военные следственные органы при центральной группировке войск в районе вооруженного конфликта (расчеты показывают, что при применении специальных контейнеров значительного места для этого не потребуется). Если же, по различным причинам, военнослужащий этого не сделал, то его документы о прибытии в район боевых действий не отмечаются. По окончании командировки, убывающие военнослужа-
щие остаются в учетных базах данных, так как не исключено, что они в дальнейшем могут понабиться при расследовании преступлений, совершенных в прошлом.
Подобными учетами, на наш взгляд, должны заниматься подразделения экспертной службы, входящие в состав военных следственных отделов и управлений. На сегодня в системе Вооруженных Сил не существует подразделений, способных решать подобные вопросы.
На наш взгляд, необходимо продолжить работу по созданию штатных органов дознания (военной полиции), в структуру которых обязательно ввести экс-пертно-криминалистические подразделения. Тем более, что в современной российской армии институт военной полиции предлагалось ввести еще в 1998 г. Вернуться к этой идее планировалось в 2006 г. В конце 2009 г. в Министерстве обороны был подготовлен приказ о создании военной полиции8. Сейчас, в частности, разрабатывается нормативно-правовая база, организационно-штатная структура, положение о подразделениях военной полиции в Вооруженных силах и наставление по службе военной полиции. В этих документах будет регламентирована вся деятельность органов военной полиции — от отдельного гарнизона до военного округа (флота) включительно. Но вопрос появления полноценных полицейских подразделений в Вооруженных силах Российской Федерации до настоящего времени остается открытым. Функции по производству контрольного отстрела боевого стрелкового оружия было бы целесообразно возложить именно на эти органы.
Таким образом, именно локальность позволит оперативно использовать криминалистически ориентирующую информацию по боевому ручному стрелковому оружию в случаях отсутствия устойчивой связи с информационным центром МВД России. Локальные базы учета такого типа на сегодняшний день не теряют своей актуальности и могут быть востребованы. Подобные базы имеют ряд неоспоримых преимуществ, так как они небольшие по своему объему, содержат только необходимую информацию; информация может быть получена оперативно в кратчайшие сроки, в случае утраты необходимости данные подлежат уничтожению по упрощенной процедуре. При ограничении круга лиц, имеющих доступ к локальным базам учета, снижаются риски утечки информации.
8 Рос. газета: фед. вып. 2009, 2 дек.