Научная статья на тему 'Проблемы компьютерной этики в философии технологий'

Проблемы компьютерной этики в философии технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1001
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭТИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МОРАЛЬНЫЙ АГЕНТ / ЦИФРОВАЯ ОНТОЛОГИЯ / COMPUTER ETHICS / COMPUTER TECHNOLOGY / INFORMATION / MORAL AGENT / DIGITAL ONTOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дедюлина Марина Анатольевна

Отмечено, что современная компьютерная этика призывает ученых пересмотреть компьютерные технологии и ценности, ими порождаемые. В частности, дан пример, как Л. Флориди обосновывает свою этическую позицию на основе онтологических свойств информации, рассмотрено его предложение принципиально изменить концепцию заботы о людях на заботу об обобщенных объектах. Актуализировано исследование компьютерной этики в рамках теории цифровой онтологии Р. Капурро. Приведено утверждение Р. Брея о необходимости направить значительную часть усилий в создании компьютерной этики на расшифровку, а затем оценку моральных ценностей, встроенных в программное обеспечение компьютерных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Computer Ethics in the Philosophy of Technology

The author notes that modern computer ethics encourages scientists to revise the computer technology and the value generated by these technologies. The author shows, in particular, how L. Floridi justifies his ethical position based on the ontological properties of information, analyzing his offer to fundamentally change the concept of ethics from concern for people to care about the generic objects; how R. Capurro explores the computer ethics in digital ontology theory; and finally, why P. Brey says that much of the effort of computer ethics should be focused on deciphering and then assessing the moral values embedded in the software and computer systems. In conclusion the author clarifies the question about computer ethics’ subject and warns against computer fetishizing.

Текст научной работы на тему «Проблемы компьютерной этики в философии технологий»

УДК 130.2:62

Проблемы компьютерной этики в философии технологий

М. А. Дедюлина

Южный федеральный университет (г. Таганрог)

Отмечено, что современная компьютерная этика призывает ученых пересмотреть компьютерные технологии и ценности, ими порождаемые. В частности, дан пример, как Л. Флориди обосновывает свою этическую позицию на основе онтологических свойств информации, рассмотрено его предложение принципиально изменить концепцию заботы о людях на заботу об обобщенных объектах. Актуализировано исследование компьютерной этики в рамках теории цифровой онтологии Р. Капурро. Приведено утверждение Р. Брея о необходимости направить значительную часть усилий в создании компьютерной этики на расшифровку, а затем оценку моральных ценностей, встроенных в программное обеспечение компьютерных систем.

Ключевые слова: компьютерная этика; компьютерная технология; информация; моральный агент; цифровая онтология.

Поколение XXI в. не может представить свою жизнь вне информационно-коммуникативных технологий. В концепции Дж. Мура компьютерная этика — это «анализ природы и социального влияния компьютерных технологий, а также соответствующее определение и обоснование политики этичного использования таких технологий» [1, с. 16]. В других исследованиях это — сфера профессиональной этики для компьютерных специалистов.

В философском плане наиболее значимыми являются исследования Р. Капурро, Л. Флориди и Р. Брея.

Лучано Флориди [2] обосновывает свою этическую позицию онтологическими свойствами информации. Философ предлагает принципиально изменить концепцию заботы о людях на заботу об обобщенных объектах. Поскольку мы живем в большей степени в мире информации, нам придется развивать нравственность онлайн, чтобы

© Дедюлина М. А.

решать этические проблемы, возникающие в инфосфере. Компьютерная этика определяет нравственность сетевого общения, обязанности и ответственность морального агента.

Для Р. Капурро компьютерная этика является составным элементом информационной этики. С этой точкой зрения не согласен Л. Флориди, который полагает, что понятия «информационная этика» и «компьютерная этика» становятся синонимичными в начале 1990-х гг. XX в. Философ связывает это явление с использованием цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности социума. Однако Р. Капур-ро полагает, что Флориди недостаточно внимания уделяет известному факту возникновения информационной этики не только в компьютерных науках, но и в области библиотечных и информационных наук [3]. Капурро исследует компьютерную этику в рамках теории цифровой онтологии и вводит понятие

Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)

«бытия-в-мире с другими». С герменевтической точки зрения философ обращается к общей взаимосвязи информации и человеческого бытия, к актуальным вопросам информационного общества и информационной этики. Он полагает, что информационные технологии «уже заложены» в нашем жизненном мире. По его мнению, «..."информационная этика" в широком смысле действует в информации и коммуникации, распространяется на цифровые средства массовой информации, но не ограничивается ими. Информационная этика в более узком смысле — это проблема воздействия цифровых ИКТ на общество и окружающую среду, а также этические проблемы цифровой информации. Она нужна для того, чтобы осуществлять межкультурный диалог в социуме» [4, с. 9]. Это пространство этики Капурро называет межкультурной информационной этикой. Фундаментальной ее функцией является «паррезия», позволяющая оценивать взаимовлияние культурных традиций и нравственного бытия общества.

Нидерландский философ Р. Брей [5] также является критиком теории информационной этики, представленной Фло-риди. Его главное возражение: в работе Флориди отсутствуют убедительные аргументы, поддерживающие теорию. Для того чтобы понять, как складываются взаимоотношения человека и компьютера, важно признать, насколько близка связь между информационно-компьютерными технологиями и человеческими действиями, а также насколько этична деятельность людей, использующих компьютерные технологии. Брей выделяет три основных обстоятельства, сложившихся в компьютерной этике:

1) обнаруживается существование моральных противоречий;

2) этика направляется на оценку и разработку рекомендаций для преодоления этих противоречий;

3) основное внимание уделяется использованию компьютерных технологий, но остаются без рассмотрения дизайн и реклама в этой сфере.

Компьютерная практика часто морально непрозрачна, поскольку неизвестна большинству людей. Многие пользователи Интернета не знают о способах, при помощи которых их поведение или личные данные могут быть контролируемы онлайн. Например, поисковые системы Интернета кажутся неопасными, так как помогают пользователям быстро найти нужную информацию.

В современных постфеноменологических исследованиях доказано, что технологии часто играют активную роль в формировании среды обитания. Технические артефакты часто становятся непрозрачными, потому что понятие «артефакт» принято в обществе как аполитичное: предполагается в терминах технического кодекса, нейтрального в спецификации его технических свойств и функций, которые затеняют ненейтральные социальные и политические свойства экспоната.

Компьютерные системы сегодня играют роль убедительных технологий. Основная цель Р. Брея в конфиденциальной этике — обратить внимание на нравственную составляющую компьютерных технологий [6]. Он утверждает, что значительные усилия в создании компьютерной этики должны быть направлены на расшифровку, а затем оценку моральных ценностей, встроенных в программное обеспечение. В центр внимания компьютерной этики предполагается поставить широко распространенные общественные и моральные

Дедюлина М. А.

ценности, такие как неприкосновенность частной жизни, автономия, справедливость, демократия и т. д. Таким образом, Брей выделяет четыре основных принципа конфиденциальной компьютерной этики: справедливость, независимость, демократия и неприкосновенность частной жизни.

Все термины подразумевают права людей, использующих компьютерные технологии. Например, исследование справедливости у Брея фокусируется на эффективности использования компьютерных приложений.

Итак, можно согласиться с позицией Р. Капурро. Вопрос о предмете компьютерной этики: «Кто несет ответственность за разработку, внедрение и использование информационных технологий?» — сфера вызова информатики для практической философии. «Мы должны морально устоять перед искушением сделать фетиш из компьютера. Мы должны продолжать пытаться, в духе эпохи Просвещения, думать сами за себя» [7, с. 6].

В обществе знания интерес к компьютерным технологиям будет возрастать, что указывает на необходимость переформулировать наши этические ценности, наш опыт и понимание

материальности, телесности и моральности в условиях дистанционного взаимодействия с миром, а также осмыслить новые способы бытия-в-мире.

Литература

1. Moor J. H. Reason, Relativity, and Responsibility in Computer Ethics // ACM SIGCAS Computers and Society. 1998. No. 28 (1). March. P. 14-21.

2. Floridi L. Information Ethics: On the Theoretical Foundations of Computer Ethics // Ethics and Information Technology. 1999. No. 1 (1). P. 37-56.

3. Capurro R. On Floridi's Metaphysical Foundation of Information Ecology // Ethics and Information Technology. 2008. Vol. 10. No. 2-3. September. P. 167-173.

4. Capurro R. Information Ethics in the African Context // Information Ethics in Africa: Cross-cutting Themes. Pretoria: ACEIE, 2013. P. 7-20.

5. Brey P. Disclosive Computer Ethics: The Exposure and Evaluation of Embedded Normativity in Computer Technology // Computers and Society. 2000. Vol. 30. No. 4. P. 10-16.

6. Brey P. Do We Have Moral Duties Towards Information Objects? // Ethics and Information Technology. 2008. Vol. 10. No. 2-3. P. 109-114.

7. Capurro R. Ethik im Netz. Bd. 2. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2003. 278 S. (Medienethik).

Дедюлина Марина Анатольевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (г. Таганрог). E-mail: dedyulina72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.