B.C. Волков
Волков Владимир Сергеевич — адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Проблемы комплектования органов милиции Пермской области в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов
В статье анализируются основные изменения, вызванные условиями военного времени, применительно к порядку комплектования сотрудников правоохранительных органов, в частности работников милиции Пермской области. На основе изучения значительного количества архивных материалов приводятся статистические данные и конкретные примеры, позволившие выделить несколько групп факторов и условий, повлиявших на процесс кадрового обеспечения органов милиции Молотовской области в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
Main changes caused by wartime conditions as applied to staff formation process of law enforcement agencies, particularly in the Militia of Perm Region, are analysed in the article. A great deal of archives papers have been studied and statistical data and specific examples are provided which allow to detail several groups of factors and conditions affecting the process of staff security of Militia agencies in Molotov Region in the years of Great Patriotic War 1941—1945.
a
о
!
lO
-Û
£
О
CO
0 £
1
¡5
о
Важнейшей предпосылкой и объективно необходимым условием успешного функционирования органов милиции в решении правоохранительных задач, независимо от места дислокации, вида подразделения и иных условий, оставалось и остается на сегодняшний день именно качественное комплектование и целенаправленная работа с личным составом. Как показывает исторический опыт, работа с кадрами во всех без исключения правоохранительныхорганах рассматривалась как эффективный метод в борьбе с преступностью, включающий в себя систему мероприятий по отбору кандидатов на службу, оптимальную расстановку, профессиональное обучение и воспитание сотрудников в целях обеспечения стабильной работы органов милиции. Наиболее ярко данная позиция проявилась в период Великой Отечественной войны 1941 —1945 годов, когда вся общественная и государственная жизнь была вынужденно преобразована в соответствии с условиями военного времени, провозгласившими Красную Армию главным элементом государственного механизма. Это предполагало создание оптимальной благоприятной обстановки по комплектованию вооруженных сил, обеспечение и поддержание которой в большой степени возлагалось на органы милиции, находящеся в указанный период времени на стадии реорганизации, начавшейся еще в начале 1930 года. Многолетние довоенные преобразования во многом повлияли на требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должностей в органахНКВД и милиции. Наиболее ярко это проявилось на «политизации» аппарата всех подразделений правоохранительной сферы. Так,
15 сентября 1939 года ЦК ВКП(б) утвердил Положение о Политическом отделе Главного управления НКВД СССР, что предполагало образование аналогичных аппаратов в региональных центрах и на местах. К 1940 году, например, в рамках структуры УНКВД Пермской области1 было учреждено такое подразделение — Партийный комитет, представленный на данном этапе всего одним сотрудником — секретарем партбюро2. Организация данного комитета преследовала цель наличия контроля над многочисленными рядами сотрудников милиции со стороны ВКП(б), привитие им чувства убежденности в правоте своей деятельности, законности методов, беспрекословности выполнения возложенных задач. Об «эффективности» деятельности данного подразделения можно судить по дальнейшему увеличению его штата. Летом 1941 года личный состав политотдела управления милиции по Молотовской области включал в себя уже семь человек: начальника, помощника начальника по комсомолу, четырех старших инструкторов и секретаря-машинистку3. В отделениях милиции г. Молотова и городских отделахобласти были введены должности политруков. На этом наращивание политических сил в аппарате милиции Прикамья не закончилось — 3 июля 1943 года в состав управления милиции было введено еще три дополнительные должности: заместителя начальника политотдела, редактора и секретаря многотиражной газеты. Всего через три дня Приказом УНКВДпо Молотовской области № 19введена должность заместителя начальника горотдела по политической части, а в районных отделениях г. Молотова и городских отделах области — должность
>s
8
S
Ф
со
2
!
со
s
о
<0
о
8
О
2
Q.
с:
s
S
5Г
S
§
со
о
Ï
г
Q.
О
к
S
Ï
<0
со
£
¡2
о
ê
ci
со
со
S
о
со
со
о
!
I
»5
О
со
»5
0
1 I Ф
¡5
о
»5
со
2
!
со
£
О
<3
£
о
»5
8
0 2 О.
с:
5Г
1
со
0
1
5
о.
о
о:
8
Ї
ТО
СО
£
ш
¡2
ш
£
о
£
6
щ
ш
8
о
щ
заместителя начальника по политчасти4. С преобразованием городского отдела НКВД г. Молотова в городское Управление в апреле 1944 года был образован и политотдел городского Управления г. Молотова. К ноябрю 1944 года в соответствии с Приказом НКВД СССР № 001355 политический отдел городского и областного Управления милиции реорганизованы в политические части. Такие мероприятия, несомненно, свидетельствуют о том, что кадровый состав милиции был всецело поставлен под строгий политический контроль, с тем чтобы он был надежным проводником политического курса ВКП(б). Теперь приоритет при поступлении на службу в органы милиции отдавался лицам, состоящим в партии или являющимся кандидатами в нее. Такая ситуация была характерна не только для Молотовской области. Д.В. Ледовских приводит данные, согласно которым в Новосибирске, Барнаульской области, Алтайском крае происходили аналогичные процессы: «Совместно с начальником отдела НКВД пересмотреть оперативный состав работников милиции и лиц, не соответствующих назначению, заменить. Для укомплектования милиции подобрать из партийно-советских работников районов и городов необходимое количество членов и кандидатов в члены партии...»5. Как показала практика, такой подход к подбору личного состава представлял собой достаточно длительную процедуру, которая, кроме наличия партийной принадлежности, могла включать в себя требование предоставления нескольких «поручителей» из числа членов партии, которые могли подтвердить, что кандидат обладает высокими морально-волевыми качествами, добросовестен, признает и пропагандирует советскую партийную идеологию. Кроме того, при приеме на работу в ряде случаев требовалось предоставить справку-характеристику из местного сельсовета или колхоза о социально-имущественном положении.
Таким образом, в довоенный и военный период одной из первоначальных трудностей комплектования личного состава органов милиции являлся длительный процесс подбора кандидатов и их проверка на соответствие занимаемой должности, что было крайне неэффективно и даже недопустимо в военное время.
Вторым фактором, по нашему мнению, затрудняющим процесс нормального комплектования органов милиции Молотовской области в годы Великой Отечественной войны, становится широкомасштабная мобилизация мужского населения для службы в вооруженных силах, количество которых за весь период ведения боевых действий достигло 506 430 человек, 116 110 из которых погибло6. Кроме того, с наступлением войны среди населения большинства регионов страны, в том числе и Молотовской области, формируются добровольческие движения, в ряды которых вступали и сотрудники милиции. Все это приводило к нехватке не только профессиональных партийных
кадров, но и просто количества сотрудников. Как отмечают некоторые исследователи, с началом войны более 25% сотрудников милиции страны было призвано в ряды Красной Армии7. Именно в этотпериод становится достаточно распространенной практика увольнения сотрудников милиции, не успевших приступить к исполнению своих служебных обязанностей. Подтверждением тому высту-паетситуация, сложившаяся на территории Алтайского края: «Уволить за уходом в РККАМамона Д.П.; Отменить Приказ № 260 от 20 марта 1943 года о назначении Рачева Г.К. участковым уполномоченным как не приступившего к работе в связи с уходом в РККА...»8. Исключением не стала и Молотов-ская область, мобилизация сотрудников милиции которой к началу войны достигла 30% рубежа9 с учетом того обстоятельства, что население региона составляло 2 млн. 87 тыс. человек10. На первый взгляд, такое количество населения области должно было благоприятно способствовать своевременному комплектованию штатов милиции, но стоит отметить, что значительная его часть являлась эвакуированной с прифронтовых регионов, а значит, возникала необходимость дополнительной специальной проверки на предмет выявления вражеской агентуры, присутствие представителей которой в государственныхорганах являлось недопустимым.
Сложившаяся обстановка, обусловленная военным временем, требовала срочного принятия мер для решения кадрового вопроса. Наиболее распространенными мероприятиями по восстановлению утраченного личного состава в обозначенный период времени становятся следующие:
1) перераспределение высвободившихся сотрудников оккупированных районов и направление их для прохождения службы в органы милиции при наличии обстоятельств, препятствующих службе в армии, а именно: ограничения по возрасту; ограничение по состоянию здоровья, иные ограничения, связанные с невозможностью строевой службы;
2) перераспределение действующих сотрудников из тыловых областей;
3) подготовка лиц, ранее не проходивших службу в правоохранительных органах, в учебных заведениях.
Учитывая то обстоятельство, что Молотовская область с первых дней войны становится крупным тыловым центром, на территорию которого было эвакуировано большое количество объектов государственной важности, в том числе объектов образования11, то главным источником пополнения кадров становятся военно-учебные заведения. Стоит отметить, что к осени 1941 года число учебных заведений страны, занимающихся подготовкой работников для органов милиции, сократилось почти наполовину, а число выпускников за годы войны составило 18 747 человек12. Часть школ милиции были закрыты из-за отправки личного состава в действующую армию. Наряду с этим
уменьшился и контингент переменного состава, в связи с чем значительно расширился профиль подготовки работников милиции, появились отделения помощников оперативных уполномоченных, работников паспортных отделов, политработников, участковых уполномоченных. В первую неделю военных действий НКВД СССР принимает решение о перестройке работы учебных заведений НКВД СССР на период военного времени, что предполагало ускоренную подготовку командных кадров по сокращенной форме обучения.
При наличии достаточного количества проблемных моментов комплектования личного состава органов милиции руководством УНКВД Мо-лотовской области принято решение в качестве наиболее эффективной формы обучения избрать курсы для повышения квалификации и деятельности сотрудников милиции. 30 сентября 1941 года издан Приказ начальника УНКВД Молотовской области № 59 «Об обязательном военном обучении сотрудников УНКВД», в соответствии с которым с
1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение по 110-часовой программе. Обучение личного состава сотрудников милиции Прикамья было организовано в составе 8 стрелковых и 3 санитарных взводов13. Сразу после этого последовал ряд приказов аналогичного характера: приказы начальника УНКВД «Об организации учебы с вновь принятым составом в подразделения милиции г. Молотов» от21 октября 1941 года № 69, 18 ноября 1941 года № 9214; «Об организации учебного пункта по всеобщему обязательному военному обучению работников подразделений милиции г. Молотов» от19 ноября 1941 года № 9115; «О подготовке младшего командного и рядового состава милиции г. Молотов» от 12 ноября 1942 года № 716; «О подготовке личного состава милиции в 1942 году» от 13 января 1942 года № 817; «О подготовке личного состава милиции Молотовской области в 1942 году» от 24 января 1943 года18; «Об организации занятий чекистской учебы по специальному циклу» от 21 февраля 1944 года № 3819; «Об оперативно-служебной, политической и боевой подготовке личного состава органов и частей милиции на 1945 год» от 20 декабря 1944 года № 022820 и др.
Таким образом, значительное количество приказов УНКВД Прикамья в области организации образовательного процесса сотрудников милиции свидетельствует о реализации решения НКВД СССР по повышению профессионализма в правоохранительной сфере. Однако анализ указанных ведомственных актов в некоторой части указывает на обратное. Основным недостатком, на наш взгляд, явилось то, что темы учебных занятий: «Вопросы текущей политики», «Специальная подготовка», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка», «Практика работы на посту» не охватывали основных вопросов правоохранительной деятельности. Возможно именно такой формальный подход и совмещение обучения с исполнением
первоочередных служебных обязанностей привел кследующим результатам.
На 28 января 1939 года штат должностей УНКВД по Пермской области составлял 253 сотрудника, причем некомплект составлял 33 человека21. В районных же отделениях и городских отделах на период 1939 года проходило службу 242 сотрудника, с некомплектом в 37 единиц. В совокупности в Пермской области в городских и районных подразделениях на отчетный период с учетом штата УНКВД работало 495 человек, с штатной структурой в 565 должностей. Таким образом, неукомплектованность подразделений НКВД области составляла 70 человек или 12,4%. Стоит отметить, что структура комплектования функционально различных подразделений была однотипной для всех территориальных образований Пермской области, что косвенно свидетельствует о централизации системы НКВД.
Несмотря на большой объем работы в области повышения качественной составляющей подготовки сотрудников милиции, кадровая обстановка по-прежнему оставалась нестабильной на протяжении всей Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует значительное количество ведомственных архивных материалов УНКВД области.
К1943 году общая численность аппарата НКВД по Пермской области достигла 2 010 должностей, из которых835 — оперативный и начальствующий состав, а 1175 — рядовой и младший начальствующий. По-прежнему наблюдается неукомплектованность, достигшая к указанному времени 114 рабочих мест, 60 и 54 соответственно. Одновременно произошел рост числа сотрудников женского пола, достигшего 258, 57 из которых состояли на руководящих должностях.
В связи с тем, что продолжительное время наблюдался процесс постоянной смены кадрового состава, заметно снизились показатели партийной принадлежности сотрудников. Число беспартийных увеличилось до 1112 человек: 266 из числа начальствующего состава, 846 рядового состава. Основная партийная обстановка была представлена в следующем виде: 377 — члены ВКП(б) (299 и 78 соответственно), 105 — кандидаты на вступление в ВКП(б) (76 и 29 соответственно), 302 — члены ВЛКСМ (134и 168 соответственно).
Несмотря на все усилия по повышению профессионализма и уровня образования сотрудников УНКВД, ситуация в данной области характеризовалась как «неудовлетворительная». Так, с высшим образованием проходило службу всего 12 человек, из них 5 — начальники подразделений. Среднее образование имели 125 человек, незаконченное среднее — 536, и 1223 сотрудника имели низшее образование. В этой связи вполне объяснимыми являются многочисленные случаи неграмотного составления процессуальных документов, а также случаи неоправданного и зачастую неправомерного привлечения лиц к уголовной и иной ответственности. Кроме того, снизился
со
о
!
-о
I
>5
о
со
>5
0
1 I ф
¡5
о
>5
8
со
2
!
СО
£
О
£
О
>5
8
О
2
О.
с:
з
§
со
0
1
г
о.
0
к
1
со
£
¡2
£
О
£
6
ад
СО
8
о
со
СО
О
!
IO
I
>s
о
CQ
>s
0
1 I ф
¡S
о
>s
S
СО
2
!
CQ
S
О
<0
£
О
>s
52
О
2
Q.
с:
s
S
3-
S
§
CQ
0
1
iS
Q.
0 о: s
1 то <0
52
v
ш
Е=
ш
£
о
£
О
03
ш
52
о
щ
уровень лиц, проходивших специальную подготовку в чекистских и милицейских школах— 5 и 119 соответственно. Кроме того, по сравнению с 1943 годом наблюдается сокращение общей численности личного состава органов милиции, и к 4 кварталу она составила 1 624 сотрудника22. Такая тенденция не является случайной, так как по некоторым направлениям правоохранительной работы отпадает необходимость в привлечении значительного количества сотрудников, несмотря на неуменьшающееся количество населения региона.
Средний возрастсотрудников на исследуемый период времени составил 40 лет, а именно 708 человек, из них 360 проходили службу в руководящих должностях оперативных аппаратов. Проходили службу в возрасте 30 лет 699 сотрудников, 377 — в возрасте от 40 лети старше. Самой малочисленной возрастной категорией в аппарате НКВД были представлены работники до 20 лет, их количественное присутствие достигло 112 человек, но, несмотря на это, 28 из них являлись начальствующим составом. Такая возрастная расстановка была предопределена тем, что призывное население, достигшее 18-летнего возраста, было задействовано в прохождении военной службы в рядах действующей Красной Армии. На всем протяжении войны мобилизации подлежали различные возрастные категории. В этой связи комплектование в основном происходило за счет ветеранов войны и женского населения Прикамья. По этой же причине преимущественное количество сотрудников имели стаж работы в правоохранительной сфере до 1 года — 822 человека, до 3 лет — 590, свыше 3 лет — 484 человека. При этом не наблюдается никакой зависимости занимаемой должности от продолжительности работы (186 руководителей имели стаж работы не более года). Немаловажным остается и тот факт, что продолжительность работы в занимаемой должности зачастую не превышала 1 года, такой показатель характерен для 1140 сотрудников23.
Представленные статистические данные указывают на то, что условия военного времени оказали неоднозначное влияние не только на структуру НКВД Прикамья, но и на количественно-качественный состав всех подразделений. Установилась неблагоприятная тенденция омоложения личного состава, имеющего достаточно низкую общеобразовательную и специальную подготовку, с одновременным понижением уровня профессионализма. Наблюдается снижение основных требований к личности сотрудника руководящего аппарата, что, в конечном счете, привело к появлению значительного количества фактов аморального и зачастую преступного поведения, ответственность за которые в большинстве случаев предполагала уголовное осуждение и увольнение, а следовательно, сокращение штата.
Согласно докладу «О политико-моральном состоянии, служебной дисциплине личного соста-
ва и партийно-политической работе органов милиции Молотовской области за январь месяц 1943 года» политико-моральное состояние личного состава в основном здоровое, однако за данный период установлено 6 случаев аморального поведения и 28 служебных проступков, среди них наиболее характерные: 3 случая пьянства, 8 — неисполнение приказов и распоряжений, 7 — допущение побегов арестованных24. В целях недопущения повторных случаев такого поведения начальникам и командирам подразделений области и их заместителям по политчасти указано на необходимость тщательного изучения каждого работника, усиления контроля за ними, усиления требовательности к подчиненному составу и принятия решительных мер к разгильдяям и дезорганизаторам работы25.
Действительно, некоторая политико-воспитательная работа проводилась. За отчетный период на партийных собраниях принято в кандидаты ВКП(б) 8 человек, в члены ВКП(б) 6 человек26. Кроме того, в подразделениях НКВД проведено 52 партийных собрания, в рамках которых основными темами обсуждения были: «19 лет без Ленина под руководством Сталина», «Новые знаки различия в Красной Армии», «20-летие образования СССР» и др.27 Однако такая тематика занятий, на наш взгляд, абсолютно не соответствует целям именно воспитательной работы и такого рода мероприятия не способны привить сотрудникам чувства справедливости,законности, исполнительности и др., что и проявилось в следующем месяце.
За февраль месяц сотрудниками допущено 7 аморальных проступков и 24 служебных, причем
2 из них — начальствующим составом28. В докладе же «О политико-моральном состоянии» на текущий период отмечено: «Политико-моральное состояние личного состава в основном здоровое»29 (курсив наш. — В.В.). В рамках 45 проведенных партийных собраний лишь на одном был поставлен вопрос о служебной дисциплине личного состава, что, конечно же, является недостаточным. В марте ситуация не изменилась, значительная часть сотрудников милиции, пользуясь слабостью контроля со стороны начальствующего и политического состава, допустила 10 аморальных проявлений и 23 служебных проступка. Наиболее распространенным и характерным по-прежнему остается пьянство: «Пом. оперуполномоченного 1-го отделения милиции г. Молотова Коромыслов, пользуясь слабым контролем со стороны начальника отделения и его заместителя по политчасти, уходил с работы под предлогом семейных обстоятельств и занимался пьянством и злоупотреблением служебным положением. Получал водку с ликеро-водочного завода, имел интимную связь с женщинами, которых допрашивал в качестве свидетелей. На Коромыслова наложено дисциплинарное взыскание»30. Наряду с проступками в деятельности милиции были выявлены и преступные факты: «Командир 6-го городского отделения милиции
г. Молотова в органах милиции с 1942 года, во время дежурства по отделению присвоил талонов на хлеб в количестве 1 кг. 600 гр., изъятых у арестованного»31. Несмотря на тяжесть проступка, милиционер был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде ареста на 5 суток.
Применяемые меры воздействия не оказывали никакого положительного воздействия, о чем свидетельствуют данные за 3 квартал 1943 года: 132 аморальных проступка, что составило 6,2% к общему количеству личного состава; 47 случаев нарушения дисциплины; 24 случая пьянства; сон на посту — 16 случаев, 12 — неисполнение приказаний32. Из общего количества проступков 31 случай приходится на руководящие должности. На этот раз к нарушителям дисциплины были применены более жесткие меры воздействия — 6 человек осуждены судом военного трибунала.
Вопросы дисциплины личного состава аппарата УНКВД Молотовской области остались актуальными и в 1944 году, в 4 квартале которого было зарегистрировано 96 аморальных проступков, что составило 6% к общему количеству личного состава. По сравнению с 3 кварталом 1944 года наблюдается незначительное увеличение нарушений, на 6 случаев или 0,3%. Распределение нарушений среди личного состава выглядело следующим образом: начальствующий состав — 39 нарушений или 4,8%; младший начальствующий состав — 4 или 2,9%; рядовой состав — 48 или 8%; технический персонал — 5 или 10%. Если рассмотреть зависимость количества нарушений от партийной принадлежности, то расстановка была представлена: 22 нарушения или 3% совершены коммунистами; 11 или 5,3% — комсомольцами; 63 или 9% — беспартийными.
На основе анализа обстановки, сложившейся на территории Прикамья, а также исследования качественной и количественной характеристики личного состава органов милиции Молотовской области можно сделатьвывод о том, что основными проблемами, влиявшими на процесс их комплектования, явились следующие:
1) усложненная процедура приема вновь прибывших сотрудников, обусловленная наличием специальных проверок, партийной принадлежностью, поручительством;
2) широкомасштабная мобилизация значительной части мужского населения, в том числе лиц, проходящих службу в правоохранительных органах;
3) низкий уровень профессионализма сотрудников;
4) совершение сотрудниками значительного количества аморальных проступков и преступлений.
Примечания
1. Восьмого марта 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Пермь переименован в город Молотов, Пермская область — в Молотовскую область. 2 октября 1957 года Указом Президиума Верхов-
ного Совета СССР Молотовская область вновь переименована в Пермскую, а город Молотов — в город Пермь.
2. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1, д. 17, л. 68.
3. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1, д. 21, л. 106.
4. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1, д. 31, л. 15.
5. ЛедовскихД.В. Проблемы кадрового обеспечения в подразделениях органов внутренних дел областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 12. — С. 34.
6. См.: Светлаков В.Г. О вкладе Прикамья в победу советского народа в войне // Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной истории Прикамья в годы Великой Отечественной войны. — Пермь, 1991. — С. 2.
7. См.: Шатилов С.П. Профессиональная подготовка кадров органов милиции в годы Великой Отечественной войны в районах тыла // История государства и права. — 2006. — № 4. — С. 39.
8. Там же. — С. 54.
9. Звезда. — 1989. — 15 марта.
10. См.: Пермская областная организация КПСС в цифрах. 1917—1973. — Пермь, 1974. — С. 135.
11. См.: Бусыгин К.Л. Военно-учебные заведения Прикамья в годы Великой Отечественной войны // Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной истории Прикамья в годы Великой Отечественной войны. — Пермь, 1991. — С. 19.
12. См.: Биленко С.В. Советская милиция в защите социалистического Отечества (1941 — 1945 гг.): Ав-тореф. дис... д-ра юрид. наук. — М., 1983. — С. 35.
13. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 21, л. 124.
14. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 15, л. 153.
15. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 15, л. 185.
16. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 15, л. 13.
17. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 15, л. 15.
18. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 23, л. 39.
19. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 40, л. 160.
20. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 41,л. 3.
21. ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, ф. 8, оп. 1 д. 15, л. 22.
22. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 11, д. 412, л. 8 об.
23. Доклад Молотовского Обкома ВКП(б) «О политико-моральном состоянии, служебной дисциплине личного состава и переферийно-политической работе
в
о
годо
ы
н
>5
о
в
>5
о
н
н
е
тв
с
е
>5
8
и
л
е
СО
ы
годы
в
ти
с
а
£
о
>5
8
с
2
О.
I?
и
и
з-
и
или
в
о
н
га
о.
о
к
и
н
а
в
тов
к
е
¡2
е
£
о
£
.С.
В.
в
ков
л
о
В
СО
О
!
ІО
I
>s
о
CQ
>s
0
1 I ф
¡S
о
органов милиции Молотовской области за март 1943 года» // ПермГАНИ, ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 47.
24. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 12, д. 9, л. 18.
25. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 12, д. 321, л. 18.
26. На посту. — 1944. — 19 июня.
27. На посту. — 1943. — 15 мая.
28. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 12, д. 321, л. 28.
29. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 28.
30. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 45.
31. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 45.
32. ПермГАНИ, ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 80.
О.А. Иванова
8
со
2
!
со
£
О
ъ
£
о
8
О
2
Q.
с:
s
S
3-
S
§
со
0
1
г
Q.
0
К
S
1
ъ
со
£
¡2
£
о
£
6
со
CQ
S
с;
о
со
Иванова Оксана Александровна — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Ответственность за невыплату заработной платы по уголовному законодательству стран СНГ
Статья посвящена особенностям уголовной ответственности за невыплату заработной платы в странах — участниках Содружества Независимых Государств. Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день в уголовном законодательстве большинства стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан) норма об ответственности за невыплату заработной платы отсутствует. Между тем уголовные кодексы Украины, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, наряду с российским, содержат состав невыплаты заработной платы. Единство правовой школы государств бывшего СССР обусловило сходство законодательной техники норм об ответственности за невыплату заработной платы в странах ближнего зарубежья. Принципиальным отличием объективной стороны анализируемого состава преступления в странах ближнего зарубежья является установление различной продолжительности невыплаты заработной платы, необходимой для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
The article is devoted to the peculiarities of criminal responsibility for salary non-payment in the countries members of the Independent States Community. The conducted investigation has shown, that nowadays the standard of responsibility for salary non-payment in the criminal legislation of the most adjoining countries (Azerbaijan, Armenia, Moldova, Turkmenistan, Uzbekistan) is absent. While the criminal codes of Ukraine, Kazakhstan, Kirghizstan and Tadjikistan, as well as the Russian code, include corpus delicti for salary non-payment. Unity of law school of the former USSR states has depended on the similarity of legislative technique standards of responsibility for salary nonpayment in the adjoining countries. Having analyzed corpus delicti in objectively, the principal difference in the adjoining countries is the establishment jf different duration of salary non-payment, what is necessary for taking a guilty person to the criminal responsibility.
Содержание и виды уголовно-правовых норм в сфере защиты трудовых прав граждан в современных зарубежных странах характеризуются значительным разнообразием. В каждой стране имеются свои особенности, обусловленые конкретными экономическими, социальными, историческими и иными факторами.
В настоящее время образовавшиеся после распада Советского Союза суверенные государства проводят реформу всех отраслей законодательства, включая уголовное. Уже приняты и вступили в действие новые уголовные кодексы практически во всех странах СНГ.
В этих государствах происходит процесс становления рыночной экономики, что в свою очередь
определяет сходные подходы к реформированию законодательства. Нельзя забывать и общую правовую школу, из которой вышли разработчики новых уголовных кодексов суверенных государств, единство правовых традиций, сформировавшихся за несколько десятилетий существования в одном государстве1. В то же время суверенные государства находятся на различных этапах завершения этих реформ, и следствием данного обстоятельства является то, что новые уголовные кодексы этих стран своеобразны и имеют достаточно принципиальные особенности2.
Страны, образовавшиеся после распада Советского Союза, за исключением прибалтийских республик, являются участниками Содружества