Проблемы классификации и таможенного регулирования ввоза машин и механизмов
Аннотация
Автор рассматривает правовые основы классификации сложно-технических товаров по ТН ВЭД и особенности их классификации комбинированных машин и оборудования, а также их частей и принадлежностей. Приведены основные факторы, подлежащие исследованию, такие как состав, комбинация, тип машины, степень завершенности; область применения; характер товара. Рассмотрена практика применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД при классификации машин и механизмов в таможенных целях. В статье изложены существующие на практике проблемы классификации сложно-технических товаров и их частей, выявлены причины и систематизированы основные ошибки классификации, приведен анализ нарушений правил классификации участниками ВЭД с целью ухода от таможенных платежей и предложены пути повышения безопасности ввозимых транспортных средств и собираемости таможенных платежей.
Ключевые слова: транспортные средства, таможня, код ТН ВЭД, пошлина, части, принадлежности, классификация, технически сложные товары.
Problems of classification and customs regulation of machines and mechanisms imports
E.I. Andreeva,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Russian customs academy, department of merchandizing and customs examination - Associate Professor
The author considers the legal basis for the classification of complex technical goods according to the Harmonized System and the classification of combined machines and equipment, as well as their parts and accessories. The main factors to be investigated are composition, combination, type of machine, degree of completeness; application area; nature of the goods. The practice of applying the General Rules for the Interpretation of the Harmonized System for the classification of machinery and mechanisms for customs purposes is considered. The article presents practical issues of classification of complex technical goods and their parts, reveals the reasons and identifies the main classification mistakes. Besides, the author analyzes the violations of classification rules by the foreign trade participants who aim to avoid customs payments and suggests ways to improve the safety of imported vehicles and the collection of customs payments.
Keywords: vehicles, customs, HS code (Harmonized System Code), duty, parts, accessories, classification, technically complex goods.
5 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник I I
УДК 339.543 ББК 65.428 А-655
Е.И. Андреева,
кандидат технических наук, доцент, Российская таможенная академия, кафедра товароведения и таможенной экспертизы - доцент
Abstract
Применение различных мер государственного регулирования зависит от классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД). Код товара играет важную роль при формировании статистики внешней торговли и связан со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемыми запретами и ограничениями, а также используется при контроле таможенной стоимости. При этом машины и механизмы составляют одну из самых больших групп в структуре ТН ВЭД. Большая часть из них охватывается разделом XVI ТН ВЭД, а специфика их классификации заключается в определении следующих факторов, подлежащих исследованию: состав, комбинация и тип машины/комплекта машин; степень завершенности; область применения; характер товара (является ли товар машиной, частью машины, вспомогательным устройством, носителем информации).
Машины и механизмы имеют устойчивый характер недостоверного декларирования, однако глубоких исследований по систематизации причин проблем классификации и поиску путей их минимизации не проводились. Немногочисленные учебные издания,1 а также научные публикации2 по классификации товаров имеют своей целью решение лишь отдельных частных задач классификации товаров.
Говоря об особенностях классификации машин и механизмов, важно остановиться на вопросах классификации запасных частей и принадлежностей к ним, классификация которых регулируется положениями, изложенными в примечаниях к разделам и группам ТН ВЭД3:
□ Если запасные части являются собственно изделием, входящим в какую-либо товарную позицию раздела, то они классифицируются в той товарной позиции, в которой они упоминаются, даже если они специально сделаны как запасные части для определенной машины.
□ Прочие запасные части, пригодные исключительно или главным образом для использования в определенной машине, должны классифицироваться вместе с этой машиной.
1 Алексеева Н.Н. и др. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности / учеб.пособие / Н.Н. Алексеева [и др.] - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2014. - 164 с.
2 Алексеева Н.Н., Юношева С.А. Правовая основа классификации: возможные решения и пути усовершенствования работы по классификации товаров по ТН ВЭД в Евразийском экономическом союзе. Таможенные, социально-экономические и правовые инновации на Дальнем Востоке России /сборник научных трудов. Collection of research papers. Владивосток, 2016. С. 13-17.
3 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.03.2017).
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
□ Все остальные запасные части к машинам раздела XVI должны классифицироваться в товарной позиции 8487, если они неэлектрические, или в товарной позиции 8548, если они электрические.
□ Для различных запасных частей, предназначенных для определенной группы машин, предусмотрены отдельные товарные позиции. Например, запасные части конторских машин товарных позиций с 8469 по 8472 объединены вместе в товарной позиции 8473. Термин комбинированные машины в разделе XVI определён следующим образом: состоят из двух и более машин, имеющих самостоятельные функции; соединены вместе; образуют единое целое.
С учетом выполнения вышеперечисленных критериев комбинированные машины и комплекты машин классифицируются в товарных позициях, соответствующих основной функции товара. Комплекты временного совместного использования (не предназначенные для постоянного соединения с общей основой) комбинированными машинами не являются.
В разделе XVI ТН ВЭД предусмотрено специальное примечание, касающееся классификации многофункциональных и комбинированных машин. В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее ОПИ) примечания к разделам и группам являются юридически значимыми. Согласно примечанию 3 к XVI разделу комбинированные машины классифицируются по основной функции машины. Если основную функцию определить нельзя, то следует применить ОПИ 3в), т.е. классифицировать в позиции большей в порядке возрастания кодов среди конкурирующих позиций.
Комбинированные машины и комплекты, как правило, состоят из функциональных блоков - компонентов машины, предназначенных для совместного выполнения определенной функции (группах 84, 85). Они могут быть представлены отдельно, могут быть соединены трубопроводами, электрическими кабелями и другими устройствами. Компоненты, необходимые для выполнения специфичной функции машины (но не вспомогательной), классифицируются как единое целое.
В комплекты машин зачастую входят вспомогательные приборы и устройства (например, манометры, термометры, счетчики, таймеры, пульты управления и автоматические регуляторы), поставляемые вместе с машиной или аппаратом для которых они предназначаются. Такие устройства классифицируются вместе с данной машиной или аппаратом в соответствии с ОПИ 2а).4
4 Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
105 ^
Особое место в таможенных технологиях контроля правильности классификации занимают незавершенные и несобранные машины XVI раздела ТН ВЭД. Важно отметить, что ОПИ 2а) расширяет границы товарных позиций, поскольку позволяет классифицировать несобранную и незавершенную машину кодом собранной и завершенной машины. Однако, для применения ОПИ 2а) машины (представленные для удобства транспортировки в несобранном или незавершенном виде) должны обладать главными существенными признаками завершенной машины.
Рассмотрим это на примере торговых автоматов, предназначенных для продажи различных бытовых товаров (напитков, сигарет и пр.), в том числе для продажи горячих напитков, в которых имеется встроенный нагревательный элемент и зачастую отсутствует устройства для приема денег. Неверное толкование текста товарной позиции 8476 и ОПИ 2а) является причиной неверной классификации таких устройств в товарной позиции 8419, где классифицируются машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом. Наличие щели для приема оплаты в перемещаемом торговом автомате и отсутствие платежного терминала свидетельствует о том, что конструктивно данное устройство предназначено для торговли. Производитель не может предусмотреть каким образом будет осуществляться оплата (монеты, денежные купюры или банковские карты), а устройство платежного терминала зависит от платежных систем той страны, куда поставляются торговые автоматы. Поскольку производитель не может знать в какую страну торговый автомат будет поставляться, платежный терминал в него не устанавливается специально, однако возможность его установки предусмотрена конструктивно. Платежный терминал может поставляться отдельным контрактом. Анализируя пояснения к товарным позициям 8476 и 8419 ТН ВЭД, можно прийти к выводу о том, что торговый автомат, неукомплектованный платежным терминалом, но конструктивно предусматривающий возможность его установки, должен классифицироваться в соответствии с ОПИ 2а) в товарную позицию 8476. Следует также остановиться на некоторых ключевых моментах декларирования частей и принадлежностей машин и механизмов, поскольку классификация их вызывает затруднения, как у декларантов, так и должностных лиц таможенных органов.
Как слово «части», так и сочетание слов «части и принадлежности» могут содержаться в текстах товарных позиций ТН ВЭД, имеющих юридическую силу. Следовательно, в некоторых случаях в товарную позицию будут отнесены как части, так и принадлежности, а в некоторых - только части товаров. Для корректной классификации частей и принадлежностей товаров в ТН ВЭД необходимо обращаться к примечаниям к разделам и группам и к текстам товарных позиций. Примечания представляют собой инструкцию по классификации частей и принадлежностей товаров, являющихся самостоятельными товарами. Например, примечание 2 к разделу XVI (машины и оборудование) определяет всю последовательность
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
действий, которые необходимо произвести лицу, классифицирующему товар, фактически являющимся частью какого либо товара. Согласно данному примечанию сначала необходимо обратиться к примечанию 1 к разделу XVI, примечанию 1 к группе 84 и примечанию 1 к группе 85. Приведенные примечания ограничивают классификационные группировки, то есть содержат перечни товаров, исключаемые из данных раздела и групп. Так, все изделия из вулканизированной резины, в том числе являющиеся частями машин и оборудования раздела XVI, например, шланги, прокладки, должны классифицироваться в группе 40 в собственных товарных позициях. Все товары, объединенные понятием «части общего назначения», которое определяется примечанием 2 к разделу XV ТН ВЭД, также необходимо классифицировать в собственных товарных позициях.
Товары, не исключаемые из раздела XVI, и в то же время являющиеся частями других сложных товаров, следует классифицировать в предусмотренных для них товарных позициях, например, насосы, двигатели различных типов, вентиляторы, нагревательные устройства и т.п. Части товаров, для которых не предусмотрены собственные товарные позиции, классифицируются в товарных позициях, предназначенных для самого товара. Например, в товарной позиции 8450 «машины стиральные...» имеется подсубпозиция - «части», в которую можно отнести только те части стиральной машины, для которых не определено собственных классификационных кодов (например, корпус стиральной машины). Проблемы классификации товаров XVI раздела кроются также в применяемой терминологии, определяются составом (комплектностью) машин, функциональным назначением машин и устройств. Следующий важный момент при классификации машин и механизмов - это изучение как технических характеристик, содержащихся в документации, прилагаемой к декларируемому товару, так и сведений, содержащиеся в других источниках информации, в том числе в национальных стандартах.
Анализ информации, полученной из независимых источников, позволяет всесторонне изучить товар для идентификации его в целях классификации по ТН ВЭД. В таможенной практике трудности классификации зачастую возникают при представлении участником ВЭД неполной или неточной информации о товаре. Это затрудняет процесс его идентификации и приводит к возникновению риска недостоверного декларирования товара с высокой ставкой таможенной пошлины под видом товаров, классифицируемых в подсубпозициях ТН ВЭД с более низкой или нулевой ставкой таможенной пошлины.
В таможенных органах в качестве практического инструмента используются различные источники, помогающие таможенному инспектору осуществлять контроль правильности описания и классификации товара. В частности, это: базы данных справочника ВЭД-Инфо, включая информацию о предварительных решениях по классификации товаров, принятых ФТС России и таможенными органами стран - участниц ЕАЭС; национальные нормативные документы и органов ЕАЭС, обязательные к исполнению декларантами при классификации отдельных това-
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
107 ^
ров; нормативные документы, устанавливающие дополнительные требования к описанию товаров при их декларировании.
Можно выделить несколько основных ошибок, допускаемых при декларировании и таможенном контроле:
□ недостаточная информация для идентификации товара, содержащаяся в 31 графе декларации на товар (как правило, неполная, неточная, либо не имеющая отношения к классификации товаров);
□ неверное применение Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
□ игнорирование положений примечаний к разделам, группам, позициям и субпозициям;
□ незнание, либо неправильная трактовка документов ФТС России или решений коллегии ЕАЭС, которые уточняют или регламентируют классификацию конкретных товаров;
□ указание вида механизмов, степени комплектности машин, назначения и пр. без достаточных на то оснований, не используя ссылки на документацию.
Такого рода ошибки приводят к оспариванию решений по классификации товаров в судебном порядке и закреплению в судебной практике новых таможенно-классификационных отношений5 .
Анализ материалов судебной практики свидетельствует, что существуют проблемы классификации машин и механизмов при изучении и использовании информации о товарах в национальных стандартах и других нормативно-правовых актах. Рассмотрим некоторые из них. Например, в подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД классифицируются краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу грузоподъемностью не более 80 тонн (ставка ввозной таможенной пошлины 0%, товары освобождены от уплаты НДС при ввозе). Изучение информации, содержащейся в национальных стандартах, позволило установить, что конструкция декларируемых кранов, заявленных декларантом в позиции 8426 30 000 1, не соответствует термину «кран портальный», а соответствует термину «кран козловой (кран мостового типа)». 6 Таможней принято решение по классификации данных козловых кранов на подвижных опорах в подсубпозиции 8626 19 000 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС - 18%). Участник ВЭД обжаловал решение таможни, однако судом ему было отказано в иске.
Следующий пример - это контейнерные перегружатели - «ричстакеры». Участники ВЭД декларируют их в товарной позиции 8426 ТН ВЭД (в подсубпозиции 8426410003 ТН ВЭД, ставка ввозной таможенной пошлины 0%). В товарной позиции 8426 ТН ВЭД классифицируются судовые деррик-краны; краны подъем-
5 Нестеров А.В. Бегишева И.В. Таможенно-классификационные правоотношения. Таможенное дело. 2015. № 1. С. 24-27.
6 ГОСТ 27555-87 «Краны грузоподъемные. Термины и определения».
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
ные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном. Согласно пояснениям к товарной позиции 8426 ТН ВЭД портальные погрузчики состоят из шасси типа «широко расставленные ноги» обычно с вертикальными телескопическими элементами для регулировки высоты. Это шасси обычно устанавливается на четырех или более колесах с шинами, которые, как правило, являются одновременно как ведущими, так и управляемыми колесами для того, чтобы обеспечить маневренность в пределах очень малого радиуса поворота.
Таможнями Дальневосточного региона вынесен ряд классификационных решений в отношении задекларированных «ричстакеров» с классификацией их в подсубпозиции 8427 20 190 9 ТН ВЭД «погрузчики самоходные прочие» (ставка ввозной таможенной пошлины 5%). Большая часть этих решений находятся в стадии судебных обжалований. В судах участники ВЭД ссылаются на текст Постановления Правительства7, освобождающий товары от уплаты НДС (дословно) «8426 41 000 3 - Погрузчики самоходные на колесном ходу с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 т» как указание - где должны классифицироваться «ричстакеры».
В отличие от машин, эксплуатирующихся на дорогах общего пользования, контейнерные погрузчики (вилочные погрузчики, экскаваторы и т.д.) работают в портах, стройках на закрытых территориях, где возможна эксплуатация машин при отсутствии паспорта самоходной машины, который выдают при условии уплаты утилизационного сбора. Постановлением Правительства8 установлены ставки утилизационного сбора на некоторые виды самоходных машин.
Вместе с тем для частей, предназначенных исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430 ТН ВЭД, предназначена товарная позиция 8431 ТН ВЭД, в которой в подсубпозиции 8431 20 000 0 ТН ВЭД классифицируются части машин или механизмов товарной позиции 8427 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 0%) и уплата утилизационного сбора не предусмотрена. Таким образом, есть вероятность покупки участниками ВЭД погрузчика за пределами России и ввоз (и дальнейшее декларирование) его двумя и более частями, например, сняв с него мосты, стрелу, двигатель.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04. 2011 № 317 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в российской федерации, ввоз которого на территорию российской федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
8 Постановление Правительства Российской Федерации № 81 от 06.02.2016 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
109 ^
Исходя из расчета величины утилизационного сбора на погрузчики субпозиции 8427 20 ТН ВЭД, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, массой не более 17 тонн можно рассчитать величину утилизационного сбора. Так, базовая ставка утилизационного сбора 150 тыс. руб., если ее умножить на коэффициент 6 - 10, то получается 900 - 1500 тыс. руб. Очевидно, что вероятность декларирования погрузчиков по частям оценивается как высокая. Проблема заключается в том, что отсутствуют нормативные и правовые акты, разъясняющие, например, где кончается погрузчик (экскаватор и т.д.), недоукомплектованный двигателем и стрелой (для применения ОПИ 2а), а где начинаются «части погрузчика». Экспертные заключения таможенных органов и экспертные заключения, представленные участниками ВЭД, могут содержать диаметрально противоположные выводы по данному вопросу. При этом таможенное законодательство не закрепляет преимущественное использование результатов экспертиз, выполненных в таможенных экспертно-кри-миналистических подразделениях и иных экспертных организациях.
Аналогичные трудности наблюдались при ввозе «распилов» - автомобилей, которые частично разбирались на территории государства-экспортера (с кузова снимается двигатель, отделяется ходовая часть, трансмиссия), и в таком виде перемещались. Запрета на эксплуатацию сварного кузова не установлено ни в одном нормативном документе, утверждающем требования к безопасности самих транспортных средств, их узлов и агрегатов, и порядке получения документов (свидетельств о регистрации). В такой ситуации имеются условия для ввоза и декларирования распиленных кузовов транспортных как частей кузовов, с оформлением передних и задних частей кузовов на разных лиц (при этом невозможно применение ОПИ 2а) с применением ставки ввозной таможенной пошлины в 5% от таможенной стоимости товара. Следовательно, существующий на данный момент высокий показатель негативной судебной практики таможенных органов в отношении данной категории товаров сохранит тенденцию наращивания.
Очевидно, что необходимо предусмотреть меры по минимизации такого рода рисков. Одним из направлений снижения данного показателя, на наш взгляд, является: во-первых, - разработка критериев идентификации таких товаров, во-вторых, - использование заключения таможенного эксперта при вынесении решений по их классификации. В частности, классификация кузовов с отсутствием отдельных элементов и наличием реза по передним, задним стойкам или в иных вариантах разреза кузовов, в товарной подсубпозиции 8708 29 900 9 ТН ВЭД должна быть возможна только при наличии экспертного заключения экспертно-криминалисти-ческих подразделений Центрального экспертно криминалистического управления ФТС России. Это, на наш взгляд, повысит безопасность на дорогах и снизит риск неуплаты таможенных платежей в полном объеме.
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2017
БИБЛИОГРАФИЯ:
Алексеева Н.Н., Юношева С.А. Правовая основа классификации: возможные решения и пути усовершенствования работы по классификации товаров по ТН ВЭД в Евразийском экономическом союзе. Таможенные, социально-экономические и правовые инновации на Дальнем Востоке России /сборник научных трудов. Collection of research papers. Владивосток, 2016. С. 13-17 (Alekseeva N.N., Junosheva S.A. Pravovaja osnova klassifikacii: vozmozhnye reshenija i puti usovershenstvovanija raboty po klassifikacii tovarov po TN VJeD v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze. Tamozhennye, social'no-jekonomicheskie i pravovye innovacii na Dal'nem Vostoke Rossii /sbornik nauchnyh trudov. Collection of research papers. Vladivostok, 2016. S. 13-17).
Алексеева Н.Н. и др. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности / учеб.пособие / Н.Н. Алексеева [и др.] - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2014. - 164 с. (Alekseeva N.N. i dr. Tovarnaja nomenklatura vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti / ucheb.posobie / N.N. Alekseeva [i dr.] - Vladivostok: RIO Vladivostokskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2014. - 164 s.)
ГОСТ 27555-87 «Краны грузоподъемные. Термины и определения» (GOST 27555-87 «Krany gruzopod#emnye. Terminy i opredelenija»).
Нестеров А.В., Бегишева И.В. Таможенно-классификационные правоотношения. Таможенное дело. 2015. № 1. С. 23-27 (Nesterov A.V, Begisheva I.V Tamozhenno-klassifikacionnye pravootnoshenija. Tamozhennoe delo. 2015. № 1. S. 23-27)
Постановление Правительства Российской Федерации № 81 от 06.02.2016 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 81 ot 06.02.2016 «Ob utilizacionnom sbore v otnoshenii samohodnyh mashin i (ili) pricepov k nim i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii»)
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04. 2011 № 317 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в российской федерации, ввоз которого на территорию российской федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04. 2011 № 317 «O vnesenii izmenenij v perechen' tehnologicheskogo oborudovanija (v tom chisle komplektujushhih i zapasnyh chastej k nemu), analogi kotorogo ne proizvodjatsja v rossijskoj federacii, vvoz kotorogo na territoriju rossijskoj federacii ne podlezhit oblozheniju nalogom na dobavlennuju stoimost'»)
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.03.2017) (Reshenie Soveta Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 16.07.2012 № 54 (red. ot 31.01.2017) «Ob utverzhdenii edinoj Tovarnoj nomenklatury vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i Edinogo tamozhennogo tarifa Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza» (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.03.2017))
Ю
5 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
111 Q