НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-91-98 УДК: 327.84 ГРНТИ: 11.25 EDN: DTCPLD
Проблемы кибернетической безопасности космической деятельности: политико-правовые аспекты
А.В. Копылов1, a ©, Ю.Ф. Пивоваров2, b ©, В.М. Шевцов1, с ©
1 Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
2 Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] с E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье поставлена проблема защиты космических аппаратов и объектов космической инфраструктуры от угроз кибернетического воздействия. Проведен анализ источников кибернетических угроз космической деятельности, их влияния на критически важную инфраструктуру и военную безопасность государств, рассмотрены международно-правовые аспекты защиты космических информационных систем от кибернетического воздействия. Сделан вывод о том, что кибернетическое воздействие на космические объекты может серьезно подорвать экономическую и военную безопасность государств, нарушить их суверенитет, привести к военным конфликтам. Для парирования нарастающей кибернетической угрозы космической деятельности необходимы общие усилия государств всего мира, принятие международной конвенции о киберпреступности и кибербезопасности. Это требует активизации дипломатической деятельности России по обеспечению безопасности ее космической инфраструктуры и информационного суверенитета.
Ключевые слова: космическая деятельность, космические системы, кибернетическая безопасность, космическое право, кибернетическое воздействие, источники угроз кибернетической безопасности, кибернетическое право
Благодарности. Статья финансируется АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского».
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-91-98
Problems of Cybernetic Security of Space Activities: Political and Legal Aspects
A.V. Kopylov1, a ©, Yu.F. Pivovarov2, b ©, V.M. Shevtsov1, £ ©
1 Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
2 Scientific Research Institute (Military History) of the Military Academy
of the General Staff of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article raises the problem of protecting spacecraft and space infrastructure objects from threats of cybernetic influence. The analysis of the sources of cybernetic threats to space activities, their impact on the critical infrastructure and military security of states is carried out, international legal aspects of the protection of space information systems from cybernetic influence are considered. It is concluded that the cyber impact on space objects can seriously undermine the economic and military security of States, violate their sovereignty, and lead to military conflicts. To counter the growing cyber threat of space activities, joint efforts of States around the world and the adoption of an international convention on cybercrime and cybersecurity are necessary. This requires the intensification of Russia's diplomatic activities to ensure the security of its space infrastructure and information sovereignty.
Key words: space activities, space systems, cyber security, space law, cyber impact, sources of threats to cyber security, cyber law
Acknowledgments. The article finance of Zhirinovsky University of World Civilizations.
FOR CITATION: Kopylov A.V., Pivovarov Yu.F., Shevtsov V.M. Problems of Cybernetic Security of Space Activities: Political and Legal Aspects. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 6. Pp. 91-98. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-91-EDN:DTCPLD
ВВЕДЕНИЕ
С 1950-х гг. человечество начало освоение космического пространства, основными мотивами которого были получение новых знаний и решение определенных задач военного характера. В наши дни невозможно представить жизнедеятельность людей (прогноз погоды, связь, навигацию, телевидение, дистанционное зондирование земли и т.д.) без использования космической техники. Вместе с тем развитие космических технологий используется не только в мирных целях. Космос превратился в сферу геополитического и военного соперничества, возросло число кибернетических угроз в отношении объектов космической инфраструктуры. Актуальность исследования проблем обеспечения кибернетической безопасности космической деятельности обуславливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, значительная часть критической инфраструктуры государств (энергетические, транспортные, водопроводные системы, системы связи, оборонный комплекс, финансовый сектор) опирается на космические информационные системы. Кибернетическое воздействие на космические информационные системы
может серьезно подорвать экономическую и военную безопасность государств, нарушить их национальный суверенитет [4].
Во-вторых, космическая деятельность тесно связана с развитием информационных технологий, использованием информации, вычислительной техники и связи, которые могут стать объектами кибернетического воздействия. Анализ связей между кибербезопасно-стью и космической безопасностью имеет важное значение для понимания этой нарастающей проблемы. Вопросы обеспечения кибербезопасности уже стали неотъемлемой частью космической деятельности.
В-третьих, технологически развитые государства ведут активные научные исследования по разработке и применению оружия космического базирования, а также средств и технологий информационно-технического воздействия на жизненно-важные объекты космической инфраструктуры.
Эти процессы требуют принятие мер по обеспечению кибернетической безопасности космической деятельности государств, а также соблюдения принципов и норм международного космического права.
Цель исследования - провести анализ кибернетических угроз безопасности космической деятельности
Копылов А.В., Пивоваров Ю.Ф., Шевцов В.М. -
в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Задачи исследования:
• определить проблему защиты космических аппаратов и объектов космической инфраструктуры от угроз кибернетического воздействия;
• провести анализ источников кибернетических угроз космической деятельности в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• исследовать международно-правовые аспекты защиты объектов космической деятельности от кибернетических угроз.
Новизна исследования состоит в исследовании политико-правовых аспектов обеспечении кибернетической безопасности космической деятельности.
Современная военно-политическая обстановка требует выработки комплекса мер по обеспечению безопасности космической информационной системы России, соответствующих уровню угроз в условиях проведения специальной военной операции на Украине.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы: системный анализ, сравнительный политологический анализ, контент-анализ и др. При исследовании проблемы в качестве теоретической основы были использованы труды российских и зарубежных ученых, а также нормативные правовые документы по космической и кибернетической безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии нормами международного права и национального права Российской Федерации любая деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, включая естественные небесные тела внеземного происхождения, называется космической [5]. Освоение космического пространства, вывод на орбиту искусственных спутников Земли является приоритетной задачей любого технически развитого государства. Космическая деятельность синтезирует в себе многие виды безопасности: экономическую, военную, экологическую, технологическую, научную и, соответственно, детерминирует развитие общества в этих сферах [6; 12].
Сегодня в космосе работает более 7560 спутников различного назначения. Лидирующую позицию занимают США, у них более 5165 космических аппаратов. На втором месте - Великобритания (651 космический аппарат), на третьем - Китай (617 единиц), у России -более 181 спутник гражданского, военного и двойного назначения1. Все более настойчиво в области космической деятельности заявляют о себе частные компании и негосударственные организации.
Одновременно увеличивается число стран, которые вынашивают планы по размещению в космосе новых видов оружия, а также кибернетического воздействия на космические системы. В Военной доктрине Российской Федерации отмечается, что намерение некоторых
1 Сколько спутников на орбите во всем мире и в РФ? Самые свежие цифры. URL: https://dzen.ru/a/ZfwIxLp3o3fHnmox (дата обращения: 18.08.2024).
государств разместить оружие в космосе является одной из основных военных опасностей для Российской Федерации2. Особую опасность представляют кибе-ратаки на системы контроля над ядерным оружием, системы предупреждения о ракетном нападении, которые могут привести к ошибочному запуску баллистических ракет [11].
Нарастающую проблему обеспечения кибербез-опасности космической деятельности официально признают ведущие космические державы мира.
Так, в Национальной кибернетической стратегии США отмечается, что американская администрация обеспокоена растущими киберугрозами, связанными с космическими средствами и вспомогательной инфраструктурой, поскольку эти средства имеют решающее значение для национальной безопасности и обороны страны3.
В Белой книге по обороне Китая 2019 г. также указывается, что «угрозы космическому и информационному пространству приобретают угрожающие размеры», и одной из целей национальной обороны Китая провозглашается защита интересов безопасности Китая в космическом, электромагнитном и кибернетическом пространстве4.
Опасность кибернетического воздействия на космические системы осознается и в России. Именно поэтому наша страна активно участвует в многосторонних диалогах и переговорах по кибернетическому и космическому пространству и настаивает на разработке общепринятых международных правил, которые были бы справедливыми и равноправными [1]. Вредоносное кибернетическое воздействие на космические системы это не только потенциальная, но и реальная угроза. Об этом свидетельствуют данные об инцидентах в космическом пространстве, связанных с вредоносным кибернетическим воздействием.
ИСТОРИЯ ВЗЛОМОВ
Первый известный случай кибернетического воздействия на космические аппараты произошел в 1998 г., когда хакеры взломали компьютеры в Центре космических полетов имени Годдарда в Мэриленде и направили ложные команды на американско-гер-манский спутник ROSAT. В результате солнечные батареи спутника были направлены в сторону Солнца, и он был выведен из строя5.
В 1999 г. группа хакеров установила контроль над несколькими английскими спутниками SkyNet,
2 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) //Российская газета. 30.12.2014. № 298.
3 National cyber strategy of the United States of America. September 2018. 40 p. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-con-tent/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 12.08.2024).
4 China's National Defense in the New Era. The State Council Information Office of the People's Republic of China. July 24, 2019. URL: https://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/201907/24/ content_WS5d3941ddc6d08408f502283d.html (дата обращения: 12.08.2024).
5 Хакеры могут захватить спутники SpaceX, сделав их грозным оружием. 16 февраля 2020 г. URL: https://eadaily.com/ru/ news/2020/02/16/hakery-mogut-zahvatit-sputniki-spacex-sdelav-ih-groznym-oruzhiem (дата обращения: 18.08.2024).
обеспечивавшими доступ к сети Интернет, и потребовала за них выкуп6.
В 2011 г. в докладе американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности сообщалось, что два американских спутника были поставлены под угрозу в 2007 и 2008 гг. через наземную станцию в Норвегии. Атаки были осуществлены через Интернет.
В 2014 г. был выявлен взлом одного из спутников Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США. Сообщилось также о наличии уязвимостей в информационных системах Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США7.
В 2018 г. специалисты американской компании Symantec обнаружили масштабную кибератаку хакеров, которая была направлена на оборонные, космические и телекоммуникационные комплексы США. Предположительно, атака велась с целью получения разведывательной информации8.
В 2019 г. Соединенные Штаты, чтобы отомстить Ирану за сбитый беспилотник, устроили кибератаку с целью вывести из строя компьютерные системы, которые контролируют пусковые установки ракет. То, что американские специалисты смогли проникнуть в ядро командной системы Ирана, считалось на Западе большим достижением. Вместе с тем в новом исследовании, проведенном в США, допускается, что командные системы США и НАТО сами стали жертвами такого проникновения из-за уязвимостей в спутниковых сетях, которые несут критически важные для миссий данные9. В июне 2023 г. неизвестные хакеры совершили атаку на российского оператора спутниковой связи «Дозор-Телепорт», в результате которой часть его спутниковых терминалов на некоторое время была выведена из строя10.
Таким образом, защита космических аппаратов и космических комплексов от кибернетических атак стала серьезной проблемой в области космической деятельности.
ИСТОЧНИКИ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ УГРОЗ
Разработка мер по обеспечению кибернетической безопасности космической деятельности предполагает прежде всего определения источников кибернетиче-
6 Морозов Е. Взломать спутник: кибербезопасность и ее отсутствие // Ракетостроение и космонавтика. 22 февраля 2020. URL: https://naukatehnika.com/vzlomat-sputnik-kiberbezopasnost-i-ee-otsutstvie.html (датаобращения: 18.08.2024).
1 Duggal P. Cyber security law, its regulation and relevance for outer space. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/hlf/HLF2017/ presentations/Day2/Session_7b/Presentation5.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
8 Американские спутники подверглись мощнейшей киберата-ке Ц rodina.news 24.06.2018. URL: https://densegodnya.ru/armia/ articlepost/amerikanskiye-sputniki-podverglis-moshchneyshey-kiberatake (датаобращения: 18.08.2024).
9 Forbes: Россия и Китай могут устраивать кибератаки на военные спутники США. URL: https://www.unian.net/world/10614003-forbes-rossiya-i-kitay-mogut-ustraivat-kiberataki-na-voennye-sputniki-ssha.html. 11 июля 2019 (дата обращения: 18.08.2024).
10 Хакеры обрушили «Дозор-Телепорт» через облако. ComNews.
ru. 03 июля 2023. URL: https://news.rambler.ru/tech/51024830-
hakery-obrushili-dozor-teleport-cherez-oblako/ (дата обраще-
ния:18.08.2024).
ских угроз. Как показывает исследование, источники киберугроз космическим системам могут быть классифицированы следующим образом:
• государства, обладающие достаточным информационным потенциалом для взлома шифровальных кодов и стремящиеся к достижению военного превосходства в космосе или овладению результатами интеллектуальной деятельности;
• организованные преступные элементы, зачастую хорошо обеспеченные ресурсами и стремящиеся получить финансовую выгоду;
• террористические группы, которые могут использовать все способы кибернетического воздействия, вплоть до катастрофических столкновений спутников с космическим мусором;
• отдельные хакеры, которые действуют из-за хулиганских побуждений или просто хотят похвастаться своими навыками;
• любые объединения вышеперечисленных организаций и частных лиц.
По мнению специалистов, кибернетическое воздействие на космические системы может осуществляться с использованием различных способов, таких как глушение, подмена данных, нанесение вреда или нарушение работы спутников или систем управления ими, поражение солнечных батарей спутников11. Если хакеры проникнут в системы управления спутниками, они смогут изменить их траектории, что может привести к столкновению этих спутников с другими объектами, появлению огромного числа обломков в космосе, уничтожению большого количества космических аппаратов
и закрытию низких орбит на ближайшие несколько де-
" 12
сятилетии .
Особенно уязвимыми для кибератак делает управление спутниками через удаленные соединения. Огромное количество информации, распространяемой через спутники, позволяет преступникам искажать ее точность и надежность, при этом вероятность обнаружения источника вредоносной деятельности хакеров остается низкой. Быстрое развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта и квантовых технологий значительно повышает риски перехвата контроля над различными системами управлением
13
космическими аппаратами13.
Информационно-техническое воздействие на элементы критической инфраструктуры не требует больших материальных затрат со стороны взломщиков, но может привести к глобальным последствиям. Например, поддерживаемая государством кибератака с использованием вируса «Стакснет», привела к приостановке иранской ядерной программы, которую
11 Duggal P. Cyber security law, its regulation and relevance for outer space. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/hlf/HLF2017/ presentations/Day2/Session_7b/Presentation5.pdf (дата обращения: 20.08.2024).
12 Морозов E. Взломать спутник: кибербезопасность и ее отсутствие //Ракетостроение и космонавтика. 22 февраля 2020 г. URL: https://naukatehnika.com/vzlomat-sputnik-kiberbezopasnost-i-ee-otsutstvie.html (дата обращения:18.08.2024).
13 Толстухина А. Российские инициативы в сфере международной информационной безопасности. МСМД. 14 сентября 2023 г. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ rossiyskie-initsiativy-v-sfere-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti/ (датаобращения: 15.08.2024).
Копылов А.В., Пивоваров Ю.Ф., Шевцов В.М. -
по результатам можно сравнить с последствиями ограниченного военного удара [7:212].
Космические информационные системы связаны с экономической и военной деятельностью людей в морском пространстве. В морском пространстве космические системы мониторинга регулярно глушатся или подделываются путем ввода операторами судов недостоверной информации для маскировки своей противоправной деятельности.
Кроме уязвимости спутников и других космических объектов от кибератак, следует отметить отсутствие надлежащих научных дискуссий о киберугрозах для критической национальной инфраструктуры. Это является серьезной проблемой, учитывая существенную и постоянно растущую зависимость мирового сообщества от спутниковых технологий в области навигации, связи, дистанционного зондирования, мониторинга и других направлений использования космоса.
КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО
Возможность кибернетического воздействия на космические системы вызывает серьезную тревогу и озабоченность у многих государств мира. Вместе с тем международное сообщество до настоящего времени не выработало единую международного правовую основу по регулированию отношений в кибернетическом пространстве, которую некоторые ученые называют интернет-правом, киберправом или правом кибернетической безопасности14.
Что касается международного информационного права, то в настоящее время основные усилия ученых и нормотворческих органов направлена не на установление и дифференциацию различных уровней кибе-рагрессии, а на узкий круг вопросов конфиденциальности данных и прав человека на информацию. В системе международных отношений не существует общепризнанных уполномоченных международных органов и правовых норм, определяющих порядок расследования актов киберагрессии, оказания помощи в расследовании киберпреступлений, привлечения виновных ответственности [2].
Проблема обеспечения кибернетической безопасности космической деятельность не нашла должного отражения в космическом праве. В этой сфере также отсутствуют стандарты кибербезопасности и международный руководящий орган, уполномоченный заниматься обеспечением кибернетической безопасности космической деятельности. Сложившийся правовой вакуум создает условия для использования спутников в качестве базы для проведения киберопераций или для других противоправных киберцелей [10].
14 По мнению индийского ученого, бывшего председателя международной комиссии по праву кибернетической безопасности П. Дуггала, право кибернетической безопасности можно определить как новую формирующуюся правовую дисциплину, которая занимается всеми правовыми аспектами официальной политики и вопросами регулирования деятельности, касающейся кибербезопасности, ее обеспечения, поддержания и постоянного совершенствования. Duggal P. Cyber security law, its regulation and relevance for outer space. URL: https://www.unoosa. org/documents/pdf/hlf/HLF2017/presentations/Day2/Session_7b/ Presentation5.pdf (дата обращения: 20.08.2024).
В условиях отсутствия общепринятой международной правовой основы обеспечения кибербезопасности, государства вынуждены разрабатывать свои собственные национальные законодательства для борьбы с нарушениями кибербезопасности.
Так 1 июня 2017 г. вступил в силу новый закон о кибербезопасности в Китае, в котором кибербезопасность рассматривается в рамках более широкой сферы - национальной безопасности. Закон имеет широкий охват, определяя, что безопасность должна быть обеспечена на международном морском дне, в полярных регионах и даже в космическом пространстве. Киберпространст-во и космическое пространство объявлены частью интересов национальной безопасности Китая.
В Белой книге Китая по военной стратегии, выпущенной в 2017 г., космическое пространство и кибер-пространство характеризуются как «новые командные высоты в стратегической конкуренции между всеми странами», и задача НОАК состоит в том, чтобы обеспечить интересы безопасности Китая в этих новых областях.
Позиция Китая в области кибернетической безопасности нашла отражение и в Белой книге по национальной обороне (2019), где отмечается, Вооруженные силы Китая ускоряют наращивание своих возможностей в киберпространстве, развивают средства кибербезопасности и обороны, соответствующие международному положению Китая и его статусу в качестве основной киберстраны15.
Стратеги НОАК считают, что способность использовать космические системы и отказывать в этом противнику, имеют решающее значение при ведении современной информатизированной войны.
Актуальность обеспечения кибербезопасности в космическом пространстве возрастает в связи с военной политикой Соединенных Штатов и их союзников, которые в своих доктринах объявили космическое и информационное пространство сферами вооруженной борьбы и взяли курс на достижение превосходства в этих сферах.
В Пентагоне разрабатываются планы проведения наступательных противокосмических операций для уничтожения или нейтрализации космических систем противника [8]. В 2018 г. в вооруженных силах США было завершено формирование Кибернетического командования, на боевое дежурство было поставлено 133 киберподразделения.
При этом Соединенные Штаты считают, что им разрешено на «законном основании» проводить киберо-перации в любом иностранном киберпространстве без уведомления органов власти этих стран на том основании, что киберпространство не имеется государственных границ [3].
19 февраля 2019 г. президент США Д. Трамп подписал новую директиву по военно-космической политике, которая предписывает министерству обороны создать отдельный, шестой по счету вид вооруженных сил для проведения операций в космическом пространстве.
15 China's National Defense in the New Era. The State Council Information Office of the People's Republic of China. July 2019. P. 12.
URL: https://china.usc.edu/sites/default/files/article/attachments/ prc-state-council-2019-china-national-defense.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
Новый вид вооруженных сил отвечает за организацию, подготовку и оснащение военно-космических сил. Кроме того, было создано новое независимое боевое командование - Космическое командование США (по образцу органа военного управления, упраздненного в 2002 году), которое предназначено для использования военно-космических сил в военных операциях. Космическое командование отвечает за ведение космических боевых действий в форме глобальных космических операций, которые будут проводиться в космическом пространстве, наземном пространстве и электромагнитном спектре16.
Развитие сил и средств вооруженной борьбы в кибернетическом и космическом пространстве неизбежно потребует принятия ответных мер у геополитических противников США и других стран НАТО.
Анализ взаимосвязи между кибербезопасностью и безопасностью космической деятельности имеет важное значение для понимания важности принятия международных соглашений по космической и кибернетической безопасности в интересах обеспечения международной и национальной безопасности.
В настоящее время в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях выносятся на обсуждение вопросы защиты космических объектов от вредоносного информационно-технического воздействия, обеспечения безопасности наземной космической инфраструктуры, а также других информационных систем и объектов, связанных с космосом.
В многосторонних диалогах и переговорах по кибернетическому и космическому пространству активно участвует Россия. Вот уже более 25 лет прошло с тех пор, как в 1998 г. Россия представила в ООН проект резолюции по информационной безопасности под названием «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Российская инициатива стала отправной точкой для создания международно-правового режима в информационном пространстве. В последующем в ООН стали принимались соответствующие резолюции по данной проблематике, созданы рабочие группы правительственных экспертов и рабочая группа открытого состава (РГОС) ООН по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Действующая в настоящее время РГОС ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ была создана 2021 г., ее мандат определен до 2025 г., а приоритетной задачей является разработка правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.
В декабре 2019 г. Генассамблея ООН большинством голосов приняла российскую резолюцию о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. Следует отметить, что против принятия этой резолюции активно выступали США, которые, с одной стороны, считают Интернет своей собственностью, с другой стороны - настаивают на том, что для регулирования вопросов кибернетичской безопасности необходимо опираться на Будапештскую конвенцию о преступно-
16 [ohnson К. How does space policy Directive-4 reorganize U.S. military space operations? February 20, 2019. URL: https://www.csis. org/analysis/how-does-space-policy-directive-4-reorganize-us-military-space-operations (дата обращения: 05.09.2024).
сти в сфере компьютерной информации, одобренную Советом Европы в 2001 г.) [9].
Достижению консенсуса России и США по вопросам разработки и принятия документов по информационной (кибернетической) безопасности тормозит целый ряд факторов: различия в используемых терминах и определениях, стремление американской стороны фокусироваться на узких, технических вопросах, а не на общих правилах поведения в информационно-коммуникационной среде, разность подходов США и России к возможности использования ИКТ в военных целях, передачи функций управления Интернетом от частной корпорации по управлению доменными именами и 1Р-адресами, расположенным в США к международным институтам, применение публичной атрибуции и т.д.17
Кроме того, в международном научном сообществе не решены такие вопросы как: возможно ли применять существующие международно-правовые нормы, нормы международного права вооруженных конфликтов к киберпространству, какие ситуации охватываются понятием «вооруженный конфликт» в информационной сфере; каков круг лиц, защищаемых нормами права в данных конфликтах и др.? А некоторые государства просто не заинтересованы в создании эффективного механизма сотрудничества в киберпространстве, открыто выступая против разработки новых международно-правовых инструментов [2].
Соединенные Штаты, Китай и Россия пока не пришли к согласию относительно того, как подходить к кибербезопасности или решать вопросы военной деятельности в космосе. Последние дипломатические переговоры в области космоса и кибербезопасности завершилась без рассмотрения вопросов космической кибербезопасности18.
Положительным сдвигом в формировании международно-правовой системы обеспечения кибернетической безопасности является решение о создании в ООН специального экспертов противодействию использования ИКТ в преступных целях19.
В мае 2023 г. на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия представила в ООН проект конвенции по международной информационной безопасности.
Принятие международных договоров по кибернетической безопасности имеет большое значение не только для безопасности космической деятельности, но и для предотвращения военных конфликтов, обеспечения военной безопасности государств. Прежде всего это касается проблем войны и мира и проблем стратегического сдерживания.
17 Толстухина А. Российские инициативы в сфере международной информационной безопасности. МСМД. 14 сентября 2023 г. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ rossiyskie-initsiativy-v-sfere-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti/ (датаобращения: 15.08.2022).
18 David P. Fidler cybersecurity and the New Era of space activities. Council on foreign relations. April 2018. URL: https://www.cfr. org/report/cybersecurity-and-new-era-space-activities (data ofaccesses: 08.09.2024).
19 Сергиевская Н.,Шурпина А., Румянцева А. Цифровая дипломатия: Генассамблея ООН приняла резолюцию России о борьбе с ки-берпреступностью. 28 декабря 2019 г. URL: https://russian.rt.com/ world/article/702868-rezolyuciya-oon-kiberprestupleniya (дата обращения: 05.09.2024).
Копылов А.В., Пивоваров Ю.Ф., Шевцов В.М. -
Вот, что пишет по этому поводу известный американский политический деятель Г. Киссенджер: «В прошлом военные действия провоцировались конкретными событиями и велись в соответствии со стратегиями, для которых формулировались понятные доктрины. Интернет-технологии превзошли стратегии и доктрины - по крайней мере, на некоторое время... Сложность ситуации усугубляется тем, что легче предпринимать кибератаки, чем защищаться от них [7].
Отсутствие общепринятых международных норм поведения в кибернетическом пространстве - явная предпосылка возникновения военных конфликтов. Организация глобальной киберсреды, принятие международной конвенции по кибернетической безопасности становится насущной необходимостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обеспечение кибернетической безопасности космической деятельности имеет важ-
ЛИТЕРАТУРА
1. Булавина М.А.,Новосельский С.О. Перспективы военной безопасности России в существующей геополитической конъюнктуре//Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 105-112.
2. Данельян A.A. Киберпространство и международное право // Международный правовой курьер. 2019. № 4-5 (3334). С. 5-11.
3. Дылевский И.Н., Закалкин П.В., Иванов С.А. и др. О взглядах администрации США на киберпространство как новую сферу ведения военных действий // Военная мысль. 2020. № 10. С. 22-29.
4. Еременко А.И., Кокорев A.B., Слесарчик К.Ф., Шведов С.Н. Проблемы реализации современных систем обнаружения кибернетических атак//Актуальные проблемы инфотеле-коммуникаций в науке и образовании: сборник научных статей. В4 т. СПб., 2021. С. 230-234.
5. Жук Е.И. Космическая деятельность и вопросы обеспечения информационной безопасности//Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2010. № 5. С. 1.
6. Иншаков С.М. Космическая безопасность: системный анализ Ц Вопросы безопасности. 2019. № 6.
7. Киссинджер Г.А. Мировой порядок / пер. с англ. В. Желни-нова, А. Милюкова. М.: ACT, 2015. С. 212.
8. Макаренко С.И. Использование космического пространства в военных целях: современное состояние и перспективы развития систем информационно-космического обеспечения и средств вооружения // Системы управления, связи и безопасности. 2016. № 4. С. 161-213.
9. Новосельский С.О., Ксенофонтова K.M., Золкин А.Л. и др. Анализ и последствия интеллектуальной эмиграции для экономики страны в условиях кризиса // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. № 6 (52). С. 680-692.
10. Розенцвайг А.И., Коныгин P.A. Обеспечение кибербезопасности в космическом пространстве // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 170-178.
11. Ромашкина Н.П. Спутниковые информационные технологии в период кризиса и военных операций: состояние, проблемы, перспективы // Международная жизнь. 2024. №4. С. 96-107.
12. Чернявский Г.М. Космическая деятельность в России: проблемы и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 9. С. 799.
ное значение для международной и национальной безопасности.
Кибернетическое воздействие на космические объекты может серьезно подорвать экономическую и военную безопасность государств, нарушить их суверенитет, привести к военным конфликтам. Для парирования нарастающей кибернетической угрозы космической деятельности необходимы общие усилия государств всего мира, принятие международной конвенции о киберпреступности и кибербезопасности. Это требует активизации дипломатической деятельности России по обеспечению безопасности ее космической инфраструктуры и информационного суверенитета. Использование потенциальным противником космоса в военных целях и развитие сил и средств информационно-технического воздействия на космические системы требует принятия не только политико-дипломатических, но и военных мер по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации.
REFERENCE
1. Bulavina М.А., Novoselsky S.O. Prospects for Russia's Military Security in the Current Geopolitical Conjuncture. In: Interstate confrontation in the context of globalization and its impact on the management of national defense of the Russian Federation. Moscow, 2023. Pp. 105-112.
2. Danelyan A.A. Cyberspace and international law. International Legal Courier. 2019. No. 4-5 (33-34). Pp. 5-11. (In Rus.)
3. Dylevsky I.N., Zakalkin P.V., Ivanov S.A. et al. On the views of the US administration on cyberspace as a new sphere of warfare. Military Thought. 2020. No. 10. Pp. 22-29. (In Rus.)
4. Eremenko A.I., Kokorev A.V., Slesarchik K.F., Shvedov S.N. Problems of implementation of modern cyber attack detection systems. In: Actual problems of infotelecommunications in science and education. Collection of scientific articles. In 4 vols. St. Petersburg, 2021. Pp. 230-234.
5. Zhuk E.I. Space activity and issues of information security. Science and Education: Scientific Edition of the Bauman Moscow State Technical University. 2010. No. 5. P. 1. (In Rus.)
6. Inshakov S.M. Space safety: System analysis. Security Issues. 2019. № 6.
7. Kissinger H.A. World order. V. Zhelninov, A. Milyukov (transl. from the English). Moscow: AST, cop. 2015. P. 212.
8. Makarenko S.I. The use of outer space for military purposes: The current state and prospects for the development of information and space support systems and weapons. Management, Communication and Security Systems. 2016. No. 4. Pp. 161-213. (InRus.)
9. Novoselsky S.O., Ksenofontova KM., Zolkin A.L. et al. Analysis and consequences of intellectual emigration for the country's economy in times of crisis. Eurasian Union: Issues of International Relations. 2023. Vol. 12. No. 6 (52). Pp. 680-692. (InRus.)
10. RozentsvaigA.I., Konygin R.A. Ensuring cybersecurity in outer space. Issues of Russian and International Law. 2019. Vol. 9. No. 11-1. Pp. 170-178. (In Rus.)
11. Romashkina N.R (2024) Satellite information technologies in the period of crisis and military operations: State, problems, prospects. International Life. 2024. No. 4. Pp. 96-107. (In Rus.)
12. Chernyavsky G.M. (2013) Space activity in Russia: Problems and prospects. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2013. Vol. 83. No. 9. P. 799. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 87,79%
Рецензент: Болгов Н.В., доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Рецензент: Подосинников Е.Ю., кандидат политических наук, доцент; руководитель; Курское региональное отделение РОП; заместитель начальника, отдел функционирования контрактной системы; Управление федерального казначейства по Курской области
Статья поступила в редакцию 01.10.2024, принята к публикации 25.11.2024 The article was received on 01.10.2024, accepted for publication 25.11.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Копылов Александр Валентинович, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 995618; SPIN-код: 4262-3230; E-mail: [email protected]
Пивоваров Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор; старший научный сотрудник; Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 501839; SPIN-код: 16776468; E-mail: [email protected]
Шевцов Валерий Михайлович, доктор философских наук, профессор; советник ректора; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 479573; SPIN-код: 1904-5409; E-mail:[email protected]
ВКЛАД АВТОРОВ
A.B. Копылов - научное руководство, концепция исследования
Ю.Ф. Пивоваров - написание исходного текста
B.М. Шевцов - доработка текста, итоговые выводы
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
ABOUTTHE AUTHORS
Alexander V. Kopylov, Dr. Sci. (Polit.), Professor; leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 995618; SPIN-code: 4262-3230; E-mail: [email protected]
Yuri F. Pivovarov, Dr. Sci. (Hist.), Professor; senior researcher; Scientific Research Institute (Military History) of the Military Academy of the General Staff of the Ministry of Defense of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 501839; SPIN-code: 16776468; E-mail: [email protected]
Valery M. Shevtsov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; advisor to the Rector; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 479573; SPIN-code: 1904-5409; E-mail:[email protected]
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS A.V. Kopylov - scientific guidance, research concept Yu.F. Pivovarov - writing the source text V.M. Shevtsov - revision ofthe text, final conclusions
The authors declare that there is no conflict of interest