Раздел II
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
УДК 614:006.07
А.И. Нуфтиева1, А.К. Ешманова1, K.M. Мадибраимов2, А.К. Абикулова1, З.И. Макеева2
казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова 2ГКП на ПХВ "Поликлиника ветеранов Великой Отечественной войны"
г. Алматы, Казахстан
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
АННОТАЦИЯ
Дан анализ кадровых ресурсов геронтологического профиля г.Алматы. Изучено современное состояние нормативного сопровождения, методологии и методов мониторинга кадровых ресурсов гериатрической отрасли здравоохранения г. Алматы на основании статистических данных по ГККП "Поликлиника ВОВ" и проведен их анализ. Отмечается недостаточное развитие гериатрической службы и малочисленность гериатрических кабинетов. Имеющаяся нормативная база по обслуживанию населения пожилого и старческого возраста требует кардинального пересмотра и должна быть расширена, дополнена с учетом современных тенденций и потребностей пожилого организма. Система обеспечения кадровыми ресурсами гериатрической отрасли здравоохранения в Казахстане нуждается в совершенствовании и модернизации. Необходимо разработать эффективную кадровую политику отрасли, которая будет обеспечивать качественными услугами пожилое население. Для создания конкурентоспособной геронтологической службы необходимо сочетание инноваций, квалифицированных медицинских сотрудников и технической оснащённости.
Ключевые слова: кадровые ресурсы, гериатрия, геронтология, пожилой возраст.
Введение. Одной из назревших проблем системы здравоохранения Республики Казахстан остается нехватка высококвалифицированных кадров. Особенно актуален кадровый кризис в здравоохранении в последние 10 лет ввиду старения медицинских кадров. В частности, дефицит персонала в ПСМП, особенно геронтологического профиля, вызывает серьёзную озабоченность, дисбаланс численности врачей, сестринского и акушерского персонала, концентрация медицинских работников в крупных городах [1,2]. По оценкам ВОЗ, для восполнения дефицита требуются 2,5 млн. медицинских работников и 1,9 млн. административных и вспомогательных работников [3].
Обеспечение системы медицинских учреждений необходимым количеством кадров с высокой квалификацией является одной из проблем
здравоохранения. Для чего, в свою очередь, необходимо сформировать эффективную систему прогнозирования потребности в специалистах и внедрить механизмы мониторинга и развития кадровых ресурсов здравоохранения [4].
Существуют следующие проблемы в здравоохранении, геронтологической службе, и в Казахстане в целом:
• Отсутствие государственного контроля за планированием необходимых кадров в зависимости от потребности на местах.
• Ухудшение качества подготовки медицинских кадров.
• Отсутствие системы подготовки специалистов - врачей-гериатров.
• Не подготовлены рабочие места для гериатров.
• Отсутствует подготовка медсестринско-
го персонала по геронтологии и гериатрии.
• Низкая вовлеченность профессиональных обществ (Общество геронтологов), объединений, ассоциаций медицинского профиля в решение вопросов геронтологии.
• Отсутствие мотивации, низкие оклады и социальная защищенность у младшего медицинского персонала [5-7].
На сегодняшний день в кадровой политике системы здравоохранения РК имеет место критическая нехватка врачей-гериатров и среднего медицинского персонала геронтологического профиля, отсутствие навыков ухода за престарелыми, квалификации и неравномерное географическое распределение трудовых ресурсов.
Материалы и методы. С целью изучения современного состояния нормативного обеспечения, методологии и методов мониторинга кадровых ресурсов гериатрической отрасли здравоохранения и предложения подходов по совершенствованию планирования, управления, контроля, анализа кадровых ресурсов геронтологического профиля были изучены статистические данные по Го дарственному коммунальному казенному предприятию (ГККГТ) "Поликлиника ветеранов ВОВ" и проведен их анализ. Медицинская гериатрическая помощь в поликлинике осуществляется на основании законодательных и информативных актов [8-20]:
Городская поликлиника ветеранов Великой Отечественной войны (ГККП) функционирует с сентября 1989 г. Поликлиника обслуживает и оказывает медицинскую и профилактическую помощь ветеранам войны и лицам, приравненным к ним, контингенту близлежащего района города и осуществляет организационно-методическое руководство гериатрической службой города по оказанию медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста. Поликлиника, расположенная в Алмалинском районе по адресу: г. Алматы, ул. Амангельды, 41, рассчитана на 500 посещений в смену. Режим работы регистратуры осуществляется согласно приказу № 606 от 10.09.2011 г. и соответствует режиму работы поликлиники с 8.00 до 20.00 ч без перерыва.
В поликлинике функционируют геронтоло-гическое отделение с дневным стационаром, 15 терапевтических участков.
На 2014 г. в соответствии с итогами конкурса по размещению государственного заказа на оказание амбулаторно-поликлинической по-
мощи к поликлинике прикреплено 35552 чел., территориального населения - 23875 чел., из них рабочих - 7409, служащих - 9413, в том числе работников промышленных предприятий - 70, медицинских работников—140. Работников дошкольных детских учреждений, школ — 140, студентов - 990, работников пищевых предприятий - 220, работников ССУЗов, вузов - 125, пенсионеров - 13227, подростков - 773.
Ветеранов войны и лиц, приравненных к ним 15 510, из них: инвалидов Великой Отечественной войны (ИВОВ) - 284, участников Великой Отечественной войны (УВОВ) - 912, во-инов-интернационалистов (ВИ) - 3012, ИСА -127, участников трудового фронта (УТФ) - 3503 (2995 - наблюдаются двойным прикреплением), ликвидаторов чернобыльской аварии (ЛЧА) -392, РЕПР (репрессированных) - 1933, граждан Семипалатинского ядерного полигона (ГСЯП) -2276, СПВ - 76 чел.
На 2014 г. по поликлинике утверждено 226,5 ставок штатных должностей, из них по местному бюджету - 207,75 ставок, по республиканскому бюджету (стационар-замещающая помощь) - 4,0 ставки и 14,75 ставок по стоматологическом} отделению.
Как пре дставлено на рис. 1, в ГККП "Поликлиника ВОВ" имеется 67,25 ставок врачей, штатных сотрудников - 67,25. Заняты 66,75 ставок, укомплектованность составляет 99 %. Физических лиц - 64, внешних совместителей -7 чел. Из них всего 3 врача-гериатра, обслуживающих льготные категории населения (инвалидов Великой Отечественной войны (ИВОВ), участников Великой Отечественной войны (УВОВ), участников трудового фронта (УТФ), участников афганских событий (УАС), ликвидаторов аварии на Чернобыльской электростанции, репрессированных, участников Декабрьских событий и т.д.). Большая часть данного населения - лица пожилого и старческого возраста. Аналогичная ситуация наблюдается по всему городу: имеет место неукомплектованность г. Алматы гериатрами, в поликлиниках города всего работают 7 специалистов-гериатров. Президент Общества геронтологов В. Бенбе-рин высказал мнение, что роль гериатров сегодня исполняют врачи-терапевты, не имеющие специальной подготовки, что вызывает напряжение в медико-социальном обслуживании населения и не позволяет использовать потенциал гериатров в полном объеме.
1 КАЗАХСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ IУНИВЕРСИТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник АГИУВ № 1, 2016
По поликлинике ВОВ на средний медперсонал имеется 107,00 ставок, штатных сотрудников - 107,00. Все ставки заняты, укомплектованность -100 %. Физических лиц - 94, внешних
совместителей - 6 чел. При этом 3 медицинских сестры работают на геронтологическом приеме вместе с врачами-гериатрами.
у
107
99 107 вГН00 100 100
II II "п"!т
Ж К ш ПИ
врачи средний мед. младший мед. прочие
персонал персонал
■ Штатные ■ Занятые ■ Процент Физические! Внешние
укомплекто- лица совместители
ванносш
Рис. 1. Штатная укомплектованность кадрами ГКПП «Поликлиника ВОВ»
За 2014 г. прошли курсы усовершенствования и специализации 57 врачей и 11 средних медицинских работников. В плане по повышению уровня квалификации среди врачей за 2014 г. заявлены 16 чел., повысили свою квалификацию 57. Средние медработники при плане 8, повысили свою квалификацию - 11 чел. В 2014 г. были аттестованы: 8 врачей (при плане 6), из них на высшую категорию - 4 чел., на первую категорию - 3 чел., на вторую категорию - 1 чел. Из
средних медработников были аттестованы 12 медсестер на высшую категорию, на первую категорию - 1. По поликлинике имеют квалификационную категорию в 2014 г. 72 чел. (рис. 2), из них: врачи - 34 на 47,2 %, медицинские сестры - 38 на 52,8 %.
При этом только у 3-х врачей имеется сертификат специалиста по специальности "Гериатрия" и отсутствует квалификационная категория по данной специальности.
50 48
40 -
35 I I
у II
Врачи Средний мед.
персонал
■ Высшая ■ Первая ■ Вторая ■ Сертификат
Рис. 2. Распределение штатов по квалификационным категориям в ГККП
«Поликлиника ВОВ»
Результаты и обсуждение. Проведенные исследования показали, что в ГККП "Поликлиника ВОВ" такое же положение, как и по г. Ал-маты: не хватает гериатрических отделений во многих лечебно-профилактических организациях. Имеющиеся малочисленные гериатрические кабинеты не в состоянии охватить все пожилое население г. Алматы. Должность врача-гериат-ра занимают врачи-терапевты, не прошедшие соответствующей подготовки по геронтологии и гериатрии. Нормативные документы по регламентации геронтологической службы требуют кардинального пересмотра и должны быть расширены, дополнены с учетом современных тенденций и потребностей пожилых пациентов. Остаются проблемными такие аспекты, как:
• мониторинг кадровых ресурсов данной отрасли здравоохранения;
• недостаточное использование информационных технологий;
• обучение кадровых ресурсов здравоохранения (КРЗ), имеющих дело с пациентами пожилого и старческого возраста;
• совершенств«звание их профессионализма, стандартизация данных по КРЗ.
Решение данных проблем будет способствовать адекватному планированию кадровых ресурсов здравоохранения, полноценному мониторингу активной профессиональной деятельности и ее прекращения, разработке инструментов по предотвращению рисков и оптимизации управления кадровых ресурсов гериатрической отрасли здравоохранения Казахстана.
Выводы. Существует необходимость совершенствования и модернизации сложившейся в Казахстане гериатрической отрасли путем улучшения и подготовки кадровых ресурсов с целью обеспечения качественными услугами пожилого населения. Для создания конкурен-
тоспособной геронтологической службы необходимо сочетание инноваций, квалифицированных медицинских сотрудников и технической оснащённости.
Для обеспечения квалифицированных спе-циалистов-гериатров на местах требуется комплексный подход при национальной под держке со стороны государства, систем управления и информации. Например, национальные руководящие органы должны сконцентрировать усилия на повышении результативности программ по обучению и подготовке наряду с сохранением имеющихся кадров, улучшением их деятельности [6]. Для решения существующих проблем в сфере кадровых вопросов геронтологической службы необходимо:
- развитие обоснованной системы государственного заказа на объем и структуру подготовки медицинского персонала гериатрической направленности, первичной специализации выпускников медицинских вузов на основе тщательного анализа состава кадров и его движения;
- восстановление механизма государственного распределена студентов, обучающихся за счет средств государственного бюджета, развитие целевой формы подготовки специалистов - врачей-гериатров и среднего медицинского персонала гериатрического профиля;
- организация целенаправленной работы территориальными органами здравоохранения по оценке общей потребности в медицинском персонале, обслуживающему пожилое население;
- совершенствование системы мониторинга, регулярного анализа и прогноза развития медицинских кадров соответствующего профиля;
- создание условий для регулярного повышения квалификации и переподготовки медицинских кадров по специальности гериатрия [7].
ЛИТЕРАТУРА
1 Степкина E.JI. Проблемы мониторинга кадровых ресурсов здравоохранения // Центрально-Азиатский науч.-практ. журн. по общественному здравоохранению. - 2013. - № 3 (41). - С. 80-92.
2 World Health Organization and University of technology Sydney./ WHO human resources for health minimum data set /www.who.mt/hrh/documents/hrh_ minimum_data_ set/pdh, 2011 r.
3 Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 гг.
4 Сыздыкова А.А,, Егеубаева С.А., Койков В.В., Калиева М.., Березии С. С., Турумбето-ва Т.Е. Современные подходы к решению проблем кадровой обеспеченности в области здравоохранения: науч.-практ.журн. // Денсаулы* са*тауды дамыту журналы. - 2013. - №1-2. - С. 66-67.
] КАЗАХСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ IУНИВЕРСИТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник АГИУВ № 1, 2016
5 Телеуов М.К. Основные направления Концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2016 гг. http://fegov.docdat.com/twJïk^^
6 Никита С., Желамски Н. Развитие кадрового потенциала систем здравоохранения, современная оценка ситуации и тенденций кадровых ресурсов // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2012. - № 4. - С. 21-26.
7 Каптагаева А.К., Смаилова А.Н. Анализ состояния и формирования кадровых ресурсов здравоохранения // Центрально-Азиатский науч.-практ. журн. по общественному здравоохранению. - 2005. - № 4 (4). - С. 22-27.
8 Стратегия Президента РК "Казахстан - 2030".
9 Указ Президента РК от 18.05.1998 г. № 3956 "О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан РК".
10 Государственная программа "Здоровье народа".
11 Закон РК "О борьбе с коррупцией".
12 Приказ МЗ РК № 606 от 10.09.2011 г. "Об утверждении инструкции о деятельности регистратуры организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь".
13 № 145 от 16 марта 2011 г. о внесении изменений в приказ и.о.министра здравоохранения РК от 10 ноября 2009 г. № 685 "Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения".
14 Приказ Агентства РК по делам здравоохранения № 853 от 27.12.00 г. "О профилактике заболеваний и динамическом наблюдении за отдельными категориями больных".
15 Приказ Агентства РК по делам здравоохранения № 41 от 15.01.2001 г. "О дальнейшем улучшении оказания медицинской помощи участникам, инвалидам и лицам, приравненным к ним".
16 Приказ городского управления здравоохранения №422 от 11.12.1996 г. "О реорганизации городской службы медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста.
17 Приказ ГУЗ № 407 от 04.12.1997 г. "О совершенствовании геронтологической помощи населению г. Алматы".
18 Приказ УЗ № 103 от 01.03.2005 г. "О порядке госпитализации населения в стационары г. Алматы".
19 Приказ УЗ № 302 от 20.06.2002 г. "О преимущественном медицинском обслуживании ветеранов войны и лиц, приравненных к ним".
20 Приказ УЗ № 214 от 14.05.2002 г. "О терапевтическом отделении для ветеранов войны".
Т¥Й1Н
Алматы каласы геронтологияльщ профильды кадрльщ ресурстарды талкылау. "¥ОСА поликлиника" статис-тикальщ мэл1меттер бойынша Алматы кденсаульщ сактау гериатрияльщ салада кадрльщ ресурстардьщ мониторинг эдютердщ, методологияньщ жэне норматива жабдыктаудьщ заманауи жагдайы тексертд1 жэне солардьщ талкылау жасальщды. Гериатрияльщ кызметшщ жетктказ дамуымен гериатрияльщ кабинет-тердщ аздыгы байкалады. Егде жене кэртк жастагы хальщка кызмет ету бар норматив™ коры кардиналь-ды кайта карауды кажет етед1 жене заманауи тенденциялар мен карт организм кажетттктер сейкес кецей-ту, толтыру керек. Казакстанда денсаулык сактау гериатриялык салада кадрльщ ресурстармен жабдьщтау жуйеа жаксарту жене жанарту кажет етедк Егде жастагы хальщка сапальщ кызмет керсететш саланьщ THiMfli кадрлк саясатты курастыру керек. Бесекешше жарамды геронтологияльщ кызмет1 жасау \ш\и инно-вациялар, мамандырылган медицинальщ кызметкердщ жене техникальщ жабдыктаудьщ косылуы тшмдк ТуйшсМ сездер: кадрльщ ресурстары, гериатрлары, геронтологияльщ саласы, егде жас.
SUMMARY
The analysis of trained resources of gerontological description in Almaty city. The current state of normative security, methodology and methods of monitoring's trained resources of geriatric description in Almaty city on the basis of statistics Policlinic of World War II Veterans was studied and theirs the analysis was carried.lt is underdevelopment of geriatric service and small number of geriatric rooms. The available normative security for service population of elderly patients it is necessary to cardinal re-examine and have to expand taking into account modern tendencies and needs of elderly organism. The supporting system of trained resources of geriatric description in Kazakhstan be in need of perfection and modernization. It is necessary to develop effective trained policy of description wich will provide elderly population with qualitative benefits. For creation of competitive gerontological service it is necessary combination of innovation, skilled medical staff and technical equipment. Key words: trained resources, geriatricians, gerontological description, elderly age.