Научная статья на тему 'Проблемы кадров в туристической отрасли республики Бурятия'

Проблемы кадров в туристической отрасли республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / КАДРЫ / REPUBLIC BURYATIA / TOURIST-RECREATIONAL ZONES / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Васильев Александр Валентинович

Формирование единой туристско-рекреационной системы является необходимым условием развития территории на основе принципов устойчивого развития. Эффективное функционирование особых туристско-рекреационных зон невозможно без высококвалифицированных кадров. В связи с этим возникает необходимость создания в Республике Бурятия системы непрерывного туристического образования, которая включает в себя начальное, среднее, высшее, дополнительное и послевузовское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of personnel in tourist branch of the Republic of Buryatia

Formation of uniform tourist-recreational system is a necessary condition of development of territory on the basis of sustainable development principles. Effective functioning of special tourist-recreational zones is impossible without highly-skilled personnel. Thereupon the necessity of organizing in the Republic of Buryatiya a system of continuous tourist education arises, which includes initial, secondary, higher, additional and post higher education.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадров в туристической отрасли республики Бурятия»

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

УДК 379.85 (571.54) © А.Н. Пивоваров, А.В. Васильев

Проблемы кадров в туристической отрасли Республики Бурятия

Формирование единой туристско-рекреационной системы является необходимым условием развития территории на основе принципов устойчивого развития. Эффективное функционирование особых туристско-рекреационных зон невозможно без высококвалифицированных кадров. В связи с этим возникает необходимость создания в Республике Бурятия системы непрерывного туристического образования, которая включает в себя начальное, среднее, высшее, дополнительное и послевузовское образование.

Ключевые слова: Республика Бурятия, туристско-рекреационные зоны, кадры.

A.N. Pivovarov, A.V. Vasilev Problems of personnel in tourist branch of the Republic of Buryatia

Formation of uniform tourist-recreational system is a necessary condition of development of territory on the basis of sustainable development principles. Effective functioning of special tourist-recreational zones is impossible without highly-skilled personnel. Thereupon the necessity of organizing in the Republic of Buryatiya a system of continuous tourist education arises, which includes initial, secondary, higher, additional and post higher education.

Keywords: Republic Buryatia, tourist-recreational zones, personnel.

В свете туристско-рекреационных перспектив к преимуществам региона можно отнести положительный демографический потенциал, образуемый достаточным количеством незанятого населения, за счет которого развивается кадровая база туризма; образовательный потенциал, формируемый наличием учебных заведений, готовящих специалистов для туризма, и высоким образовательным уровнем населения; достаточно высокий, но мало используемый научно-технический потенциал региона. Также можно отнести рыночный потенциал, характеризующийся быстрым формированием и активностью местного рынка, ростом его привлекательности для туристов из других регионов.

Анализ кадрового обеспечения туристической отрасли показывает, что существенным недостатком в Республике Бурятия является разрыв между потребностями туристско-рекреационной отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений. Наряду с нехваткой учебных заведений среднего и начального профессионального образования, готовящих работников для нужд туристического кластера, необходимо отметить полное отсутствие подготовки обслуживающего персонала гостиничных учреждений и организаций общепита со знанием иностранных языков.

Профильное высшее образование чрезмерно академично при явном недостатке практических

навыков и знаний. Обучение методом «погружения» в реальную среду обслуживания туристов не проводится, производственная практика непосредственно в гостиничном секторе и в экскурсионном обслуживании учебными заведениями, как правило, не обеспечивается. Подготовка кадров не вполне соответствует потребностям как в количественном, так и в качественном отношении, а существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам ввиду неориентированности их на практическую работу. При нехватке квалифицированных кадров выпускники профильных специальностей часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям.

В то же время следует отметить недостаточное внимание, оказываемое вопросам подготовки специалистов туристической отрасли со стороны как органов власти и управления республики, так и со стороны профильного бизнеса. Наглядным примером указанного обстоятельства может служить «Заявка Правительства Республики Бурятия совместно с администрацией МО «Прибайкальский район» на участие в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа». Указанный документ включает в себя План развития услуг по размещению туристов, План развития услуг по обеспечению туристско-экскурсионного обслу-

живания и организации досуга туристов, План разработки и добычи природных лечебных ресурсов, План развития услуг по обеспечению туристов общественным питанием, План развития комплекса придорожного сервиса и так далее, однако не содержит плана привлечения, подготовки и переподготовки кадров.

Содержащийся в этом же документе раздел «Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах» содержит лишь несколько общих формулировок:

«Подготовка специалистов для спасательных служб, лыжного патруля, медицинских служб будет осуществляться на базе факультета физической культуры и медицинского факультета Бурятского государственного университета.

В республике подготовкой персонала для обслуживания средств размещения занимаются 5 учебных заведений, в т.ч. 2 вуза (ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, представительство Российского нового университета).

В республике подготовкой персонала для объектов общественного питания занимаются 23 учебных заведения, в т.ч. 1 вуз (ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления).

Подготовка, переподготовка кадров по обслуживанию горнолыжного комплекса будет осуществляться с учетом мировых стандартов ИСО 9000 на базе Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления».

Подготовка гидов-проводников, экскурсоводов в республике осуществляется на базе Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Подготовка мультиязычного персонала будет осуществляться на базе факультета иностранных языков Бурятского государственного университета» [2, с. 87-88].

Следует особо отметить расхождение между практическими действиями органов власти региона и декларацией, содержащейся в РЦП «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010-2020 годов»: «...требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики и развитию трудовых ресурсов Республики Бурятия». Так, в указанной РЦП заявлено, что в результате реализации мероприятий Программы будет обеспечено сбалансированное удовлетворение потребностей в ква-

лифицированных кадрах. В целом за период до 2020 г. в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) будет подготовлено 26927 человек для сферы туризма и 6847 человек для сфер бытовых услуг и общепита. Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по уровням образования в перспективных направлениях развития экономики также содержит цифру 26927 человек в отрасли «Туризм».

Согласно прогнозу создания новых рабочих мест в отрасли «Туризм» до 2020 г. будут созданы:

Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс - 3629 р/мест.

Восточный производственно-инфрастру-ктур-ный комплекс - 118 р/мест.

Центральный производственно-инфра-струк-турный комплекс - 24120 р/мест.

Южный производственно-инфраструктурный комплекс - 260 р/мест.

Восточно-Саянский производственно-инфраструктурный комплекс - 5800 р/мест [4].

В то же время в распоряжении Президента Республики Бурятия от 25.08. 2011 г. № 52-рп в приложении «Потребность организаций в Республике Бурятия в квалифицированных кадрах начального профессионального образования на 2011-2014 годы» вообще не упоминаются специалисты в сфере туризма.

В части среднего профессионального образования потребность организаций в Республике Бурятия в квалифицированных кадрах на 2012-2015 гг. по специальности «Туризм» определена лишь в количестве 102 человека, по специальности «Гостиничный сервис» - 115 человек.

Потребность организаций в Республике Бурятия в квалифицированных специалистах высшего профессионального образования на 2011-2018 гг. определена по специальностям:

Сервис - в количестве 75 человек;

Туризм - в количестве 246 человек;

гостиничное дело - в количестве 287 человек.

Из числа безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение и переподготовку в 2012 г., по специальностям в сфере туризма запланированы только менеджеры в общественном питании и гостиничном обслуживании в количестве 10 человек и менеджеры по туризму также в количестве 10 человек.

Недостаточна количественная составляющая подготовки специалистов по производству сувенирной продукции. Торговля сувенирами и про-

дуктами народных ремесел и промыслов является важнейшим сегментом индустрии гостеприимства. Между тем, как уже отмечалось, удовлетворенность туристского спроса по сувенирам, религиозным атрибутам, местным ювелирным изделиям, изделиям из кожи и меха, по национальной одежде, одежде с символикой Байкала и Бурятии, художественным изделиям составляет от 54 до 17,2%.

Не готовятся специалисты по организации сельского туризма, способствующего сокращению безработицы и развитию малого предпринимательства в аграрном секторе, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Потенциал этой формы приема отдыхающих вообще не учтен, в то время как опыт развития туризма в европейских странах показывает высокую социальную эффективность сельского туризма, а его развитие рассматривается как социальная программа поддержки фермерских и крестьянских хозяйств.

Так, более 40% фермерских хозяйств Венгрии задействовано в организации сельского туризма, обеспечивая проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Чехии около 20-25% населения занято в сфере туризма. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают допол-

нительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.

Рассмотренные проблемы в туристической отрасли республики позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, отрасль нуждается в специалистах разного уровня и прежде всего в увеличении числа специалистов начального и среднего уровня. Во-вторых, в развитии всевозможных форм дополнительного образования - от краткосрочных тренингов, стажировок до программ профессиональной переподготовки и дополнительного к высшему образованию (например МБА в сфере туризма и гостеприимства). В-третьих, переход на иной качественный уровень подготовки, который может быть обеспечен за счет развития профессиональных стандартов, формирования отраслевого заказа, создания учебнопроизводственных комплексов и т.д.

Подобные инновации в образовательном процессе должны сопровождаться улучшением материально-технической базы образовательных учреждений и центров, более тесным сотрудничеством учебных заведений и предприятий туриндустрии, проведением отраслевых научных исследований и внедрением их результатов в практическую деятельность. Качественная профессиональная подготовка специалистов на уровне мировых стандартов - это залог эффективного функционирования особых туристско-рекреационных зон и единственный путь развития туризма в Республике Бурятия.

Литература

1. Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы».

2. Заявка Правительства Республики Бурятия совместно с администрацией МО «Прибайкальский район» на участие в конкурсе по отбору заявок на создание ОЭЗ ТРТ. Т. 1. Технико-экономическое обоснование создания туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» и основные сведения к заявке. Документ опубликован не был.

3. Статистика туризма в Европе в 1 полугодии 2009 года. портал: http://www.tourest.ru/publ/statistika_ turizma_v_evrope дата обращения 7.07.2010.

4. РЦП «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010-2020 годов», утверждена постановлением ПравительстваРеспублики Бурятия от 19.02. 2010 г. № 63.

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Кодекс. - URL: http://www. kodeks.ru.

Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 33-17, тел. 8(3012)21-23-46. E-mail: [email protected]

Pivovarov Aleksandr Nikolaevich, candidate of economic sciences, professor, department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Profsoyuznaya str., 33-17, ph. 8(3012)21-23-46. E-mail: [email protected]

Васильев Александр Валентинович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 8(3012)21-35-06. E-mail: [email protected]

Vasilev Aleksandr Valentinovich, candidate of economic sciences, senior teacher, department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24а, ph. 8(3012)213 506. E-mail: rosoez@ mail.ru

УДК 65.01 © В.Б. Прокопьев

О вопросах развития системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы

В статье рассмотрены вопросы подготовки управленческих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления в современных условиях, актуальные проблемы развития и реформирования государственной и муниципальной службы в России.

Ключевые слова: управление, менеджмент, государственная и муниципальная служба, государственный образовательный стандарт

V.B. Prokopev On the issues of development of the system of professional training for state and municipal service

The issues of training the management personnel for state agencies and local governments at the present time have been considered in the article. The topical problems of development and reforming of state and municipal service in Russia have been analyzed.

Keywords: administration, management, state and municipal service, state educational standard

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальные способы, формы и пути, способные соединить интересы государства, общества и человека.

Эта задача в настоящее время имеет весьма широкий характер и различается по уровню управления и по характеру решаемых проблем.

Небольшой исторический опыт государственного строительства в новых экономических и политических условиях, трудности переходного периода, особенности унаследованной административно-командной системы ставят ряд серьезных проблем государственного управления, требующих скорейшего решения. Это, прежде всего, закрытость и низкий уровень эффективности принимаемых решений, слабость общественного контроля, высокий уровень коррупции, протекционизма.

Сложившаяся ситуация потребовала выработки новых подходов к формированию и функционированию государственного аппарата, соответствующего рыночной системе хозяйствования, современным принципам государственного управления, новым целевым установкам.

Складывающаяся система подготовки государственных и муниципальных служащих, повышения квалификации и переподготовки управ-

ленческих кадров потребовала новых подходов к учебным программам высших учебных заведений, а также изменения механизма функционирования вузов в новых экономических и политических условиях.

Федеральная власть оперативно отреагировала на запросы времени. Постановлением Правительства РСФСР №44 от 16 декабря 1991 г. были открыты кадровые центры (специальные учебные заведения) в Новосибирске, Екатеринбурге. Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове и Хабаровске.

В 1994 г. в Москве была открыта Российская академия государственной службы при Президенте РФ, которая стала во главе единой системы межрегиональных академий, образованных в 1995 г. из кадровых центров.

Развитие сферы подготовки управленческих кадров происходило на фоне приспособления системы высшего образования к условиям рыночной экономики при ограниченной помощи государства. Поэтому Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 разрешил оказывать платные образовательные услуги, а также выступать в роли учредителей образовательных учреждений органам государственной власти и местного самоуправления, организаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.