ББК 85.128 УДК 747
А.Л. Усанова
Проблемы изучения отечественного интерьера в современном искусствознании (аналитический обзор)
A.L. Usanova
Problems of Studying the Domestic Interior In Contemporary Art Criticism (Analytical View)
Статья посвящена историографии и основным аспектам исследования отечественного интерьера XVШ-XX вв. как синтетической формы искусства, цельного архитектурного и историко-культурного явления. Работа структурирована по проблемно-хронологическому принципу. В статье анализируются труды искусствоведческой направленности, посвященные истории интерьера, анализу его архитектурно-художественных особенностей, исследования, рассматривающие убранство интерьера, мебель и бытовые предметы в контексте декоративно-прикладного искусства, а также опубликованные материалы по вопросам теории архитектуры и дизайна. Определяется круг культурологических трудов, где в рамках социо-и историко-культурных исследований повседневности рассматриваются некоторые аспекты предметного быта и интерьера жилища. К третьей группе исследований, посвященных материальной культуре прошлого, в том числе интерьеру, и представляющих важную часть источниковой базы, отнесены историко-этнографические и краеведческие материалы. В выделенных группах анализируются ключевые направления в изучении интерьера, предметного быта в трудах ведущих отечественных и зарубежных исследователей ХХ — XXI вв. Далее формулируются основные выводы, отмечается смещение исследовательского взгляда в изучении интерьера в область междисциплинарных интересов.
Ключевые слова интерьер, предметы быта, жилище, архитектура, повседневность, советская культура.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-36
The article is devoted to historiography and the main aspects of the study of the domestic interior of the XVIII-XX centuries as a synthetic form of art, solid architectural, historical and cultural phenomenon. The work on is chronologically structured. The paper touches upon the art — works focus on the history of interior design, analyzes its architectural — art features, researches interior decoration, furniture and household items in the context of the decorative and applied art, as well as the published material on the theory of architecture and design. The author defines the range of cultural works dealing with some aspects of everyday life and the objects of the interior of dwellings on the socio and socio-cultural basis. The third group of studies is devoted to the material culture of the past, including the interior and representing an important part of the source base. The group includes historical and ethnographic study materials. The Selected sections analyze the key trends in the study of the interior, the objective of life in the writings of leading domestic and foreign researchers of the XX-XXI centuries. Finally, the author comes up with the main conclusions of the research, notes shift in the study of the interior look to interdisciplinary field.
Key words: interior, household items, home, architecture, daily, Soviet culture.
Важной частью художественно-материальной культуры различных эпох являются не только величественные памятники архитектуры, но и более скромные жилища обывателей, внутреннее убранство которых отражало художественные и эстетические вкусы своего времени. История изучения отечественного интерьера искусствознанием, современные тенденции данного процесса и являются предметом нашего интереса. Анализ широкого круга материалов позволя-
ет нам выделить несколько групп, посвященных различным аспектам изучаемого явления.
К первой группе можно отнести исследования искусствоведческой направленности, которые, в свою очередь, подразделяются на труды, посвященные истории интерьера, анализу его архитектурно-художественных особенностей; исследования, рассматривающие непосредственно убранство интерьера, мебель и бытовые предметы в контексте декоратив-
но-прикладного искусства; кроме того, обширный круг материалов по проблемам теории архитектуры и дизайна, где обсуждаются проектно-планировочные, предметно-пространственные, стилистические решения интерьера в целом.
Следующую группу составляют труды культурологической направленности, где в рамках со-цио- и историко-культурных исследований повседневности косвенно рассматриваются некоторые аспекты предметного быта и интерьера жилища.
Третью группу исследований можно отнести к историко-этнографическим и краеведческим материалам, которым свойствен нарративный принцип освещения различных аспектов материальной культуры прошлого, в том числе интерьера.
Проанализируем основные труды каждой обозначенной выше группы и определим их значения для настоящего исследования.
Хронологически одним из ранних изданий, посвященных истории отечественного интерьера, является иллюстрированный альбом Б.В. Шапошникова, вышедший в 1925 г., с описанием и фотографиями интерьеров городских особняков середины XIX в. Дворцовый, усадебный интерьер как цельное явление рассматривается И. А. Бартеневым и В.Н. Батажковой в труде «Русский интерьер XVШ-XIX веков» [1]. В данном исследовании анализируется зависимость эволюции интерьера от стилистических изменений архитектуры. В то же время отмечается, что интерьер обладает более мобильной сущностью, так как подвержен влиянием моды и социально-экономическим обстоятельствам.
Важной с позиций изучения эволюции интерьера явилась мысль, высказанная Е. Кириченко, видным историком архитектуры, искусствоведом, автором фундаментального исследования о градостроительстве России рубежа ХІХ-ХХ вв. В статье о русском интерьере периода эклектики и модерна, опубликованной в журнале «Декоративное искусство СССР» (№ 7, 1970), Е. Кириченко впервые отмечает новаторские процессы в формировании жилого пространства с середины XIX в. В данный период тип так называемого «архитектурного» интерьера сменяется новым типом «вещевого» интерьера, когда мебель, картины, драпировки начинают играть определяющую роль [2].
На рубеже XX — XXI вв. в России выходит ряд изданий, посвященных истории отечественного интерьера. Так, Н.К. Соловьева и Ю.А. Демиденко рассматривают архитектурно-художественное оформление интерьера различных исторических периодов, выявляют стилеобразующие факторы, принципы и приемы композиции, средства художественной выразительности интерьера. Кроме того, в монографиях комплексно анализируются вопросы стилеобразования и композиционной взаимосвязи архитектуры, монументально-декоративного искусства, мебели и других
компонентов, из которых складывается художественный образ интерьера. Авторский интерес сосредоточен на дворцовом, культовом и усадебном интерьере стилистически цельных исторических эпох. Этот же интерес определяет и хронологические границы исследования, замыкаясь началом ХХ в. [3; 4]. Научный интерес представляет и публицистическое издание известного историка моды А. Васильева о столичном интерьере 1900-1920-х гг., поскольку в книге представлены уникальные фотографии интерьеров городских квартир и дачных домов интеллигенции, кроме того, хронологические рамки расширены до 20-х гг. XX в.
Искусствоведческие труды об отечественном интерьере советского периода в основе своей посвящены архитектурно-художественному облику общественных зданий и сооружений в контексте советской архитектуры в целом (например, Московский метрополитен, высотное строительство Москвы 1930-1950-х гг.) либо в рамках творчества отдельных архитекторов и художников (М. Гинзбурга, К. Мельникова и др.).
В трудах историков искусства, искусствоведов, посвященных отечественному декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам и т. д., выборочно освещаются некоторые аспекты интерьера жилища — домовая роспись, мебель и элементы мебельного декора и т. д.
Так, в 1927 г. вышла книга Л. Оршанского «Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927 гг.», где автор анализирует состояние и перспективы развития русских художественных промыслов в контексте нового советского быта [5]. Во второй половине 1930-х — начале 1950-х гг. очевидный интерес к отечественному классическому наследию обусловил появление уникального издания, подготовленного коллективом Академии архитектуры СССР: в 1940 г. под редакцией Н.Н. Соболева вышел первый выпуск альбома обмеров мебели «Образцы мебели русской работы конца XVIII — начала XIX века» [6], а в 1954 г. — альбом обмеров «Бытовая мебель русского классицизма» под ред. З.Н. Быкова [7]. Практическое значение исследований историков архитектуры нашло свое выражение в скрупулезно разработанных типовых проектах меблировки и оформления интерьеров клубов, домов культуры для массового строительства. В эскизах и рабочих чертежах 19301950 гг. зданий, мебели, осветительной арматуры, декоративного убранства присутствует благородство пропорций, свойственных архитектуре, предметному миру конца XVIII — начала XIX в. [8].
Кроме того, следует отметить широкий круг литературы, посвященной традиционному народному искусству. В трудах А. Бакушинского, В. Воронова, М. Некрасовой, Н. Каплан и др. косвенно рассматриваются художественные традиции в убранстве крестьянского жилища. В 1977 г. был издан альбом «Убранство русского жилого интерьера XIX века» (автор-состави-
тель А. Кучумов), где на примере материалов из экспозиции Павловского дворца-музея рассматривалась взаимосвязь декоративно-прикладного, изобразительного искусства и бытовых предметов в формировании интерьера [9]. В 1980-х гг. вышел двухтомный труд под редакцией В. П. Толстого «Советское декоративное искусство, 1917-1945. Очерки истории» (1984), «Советское декоративное искусство, 19451975. Очерки» (1989), где искусство интерьера освещалось в самостоятельном разделе. Однако если в первом томе авторы Г. Бочаров, В. Выголов в контексте творчества конструктивистов еще затрагивали проблемы создания жилого интерьера (проекты мебели, оформления жилого пространства), то второй том (авт. В. Толстой, А. Рябушин) практически посвящен общественному интерьеру [10; 11].
В 2000-х гг. в свет выходит ряд иллюстрированных изданий, посвященных истории русского мебельного искусства, ковроделия, вышивки, например, труды И. Ботт, М. Канева, О. Струговой и др. [12].
Исследовательский интерес к теоретическим вопросам организации жилого пространства, его функциональным, архитектурно-художественным особенностям, выраженный в публикациях дискуссионного характера, в основе своей датируется серединой 1920-х — началом 1930-х гг. (период активного распространения и практического воплощения идей конструктивизма) в трудах М. Гинзбурга, А. Гана,
А. Лавинского, А. Родченко и др. Далее всплеск интереса к проблемам организации средовых, предметнопространственных, архитектурно-художественных решений интерьера приходится на 1960-1970-е гг.. этот процесс связан с массовым жилищным строительством и формированием отечественного дизайна. В журнале «Декоративное искусство СССР» 1960-1980-х гг. публикуются проблемные статьи о различных аспектах интерьера как синтетической формы искусства: А. Иконникова [13], В. Кантора [14], С. Гольдентрихт [15] и др. В 1970-1980-х гг. выходят монографические труды В. Л. Глазычева: «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» [16], «Организация архитектурного проектирования» [17], «О нашем жилище» [18], публикуются статья корифея отечественного искусствознания — А.А. Федорова-Давыдова «Вопросы стиля в интерьере зданий» [19]. В начале 1960-х гг. в связи с постановлением Совета Министров СССР № 349 («Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования») в популярных советских журналах «Работница», «Крестьянка» появились рекомендательные статьи об обустройстве жилища в соответствии с современными тенденциями.
В изданиях культурологической направленности дается более объективная картина жилого простран-
ства и обусловливаются характерные бытовые детали интерьера. Так, в монографии Ч. Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера от античности до наших дней» автор сознательно рассматривает интерьер вне архитектуры — как жилое пространство в определенном культурно-историческом контексте, где «наиболее важные образцы оформления интерьера отражают в конечном итоге все идеи и устремления своего времени...» [20, с. 11]. Подобный принцип изучения, безусловно, оправдан при обращении к теме частного жилого пространства в СССР 1-й половины ХХ в., когда нередко архитектурный облик жилища не был стилистически, функционально связан с предметами интерьера, их художественным оформлением. Кроме того, стоит отметить, что в исследованиях именно данной группы широко представлены интересующие нас временные и территориальные отрезки.
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. исследователи обратили внимание и на наиболее характерные феномены советской культуры повседневности, в том числе в сферу научного знания были включены различные формы проявления нетрадиционного народного художественного творчества в СССР (городской фольклор, наивное искусство и т. д.). В конце 1990-х годов издаются монографии В. Волкова, Н. Лебиной о формировании советской городской культуры в 1930-х гг. [21; 22]. Семиотика городского жилища рассматривается в трудах С. Бойм, И. Утехина [23; 24]. Типология жилищного строительства 1920-1930-х гг. и политика государства в данной области подробно освещены в монографиях и статьях М. Мееровича [25]. Культурологическая канва определяет тематическое многообразие иллюстрированного издания «Советский стиль. Время и вещи» (ред. В. Зусева), вышедшего в 2011 г., где в рамках советской повседневности 1920-1980-х гг. рассматриваются и некоторые аспекты предметной среды — игрушки, одежда, мебель и т. д. [26].
Особый интерес для нашего исследования представляет коллективный труд отечественных и зарубежных исследователей «Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история» (2001) под редакцией У. Брумфилда и Б. Рубла. В девяти разделах монографии, охватывающих более чем столетний хронологический период (от 1880-х до 1990-х гг.), с междисциплинарных позиций рассматривается процесс взаимовлияния архитектуры и общественной жизни, организация пространства отдельных жилищ как отражение социального развития общества [27].
Последняя группа изданий, классифицированная нами как историко-этнографическая, краеведческая, включает в себя широкий круг документальных материалов о бытовых традициях, культуре, социальных и экономических условиях жизни населения различных регионов СССР и представляет собой, согласно Г. Кнабе, прежде всего исходную источниковую базу
для дальнейшего, в том числе и искусствоведческого анализа [28].
В рамках истории материальной культуры ряд публикаций нередко содержит скрупулезные описания внутреннего убранства жилища, предметного ряда, характеристику материала, технологические особенности и т. д., не рассматривая интерьер как цельное художественное пространство. Например, в 2003 г. издан иллюстрированный энциклопедический словарь, составленный известным этнографом И. И. Шангиной, — «Русский традиционный быт», где рассматриваются различные аспекты крестьянской материальной культуры, в том числе жилище, убранство интерьера и утварь, особый интерес представляют фотоматериалы начала ХХ в. [29].
В исследовании жилого интерьера определенной местности, например Сибири, важным источником знания о различных аспектах истории региона, его историко-культурном наследии, градостроительстве, архитектуре, искусстве и ремеслам являются труды Е. Ащепкова [30], Д. Болдырева-Казарина [31],
В. Липинской [32], С. Баландина [33], Ю. Гончарова [34] и др.
Анализ обширного круга научной литературы, где прямо или косвенно затрагиваются вопросы формирования жилого пространства, позволяет сформулировать следующие выводы. Интерьер как цельное художественное пространство в основном рассматривается историками искусства в контексте определенных архитектурных стилей ХУШ-Х1Х вв. либо является предметом дискуссий в теории архитектуры и дизайна. Убранство жилища, художественные аспекты предметной среды прошлого и настоящего анализируются искусствоведами исключительно в рамках декоративно-прикладного искусства. Однако жилой интерьер советского периода 1930-1950-х гг., его художественные стороны практически не рассматриваются в трудах искусствоведов, возможно, в силу неопределенности статуса ряда художественных явлений в отечественном искусстве ХХ в. и многообразия художественно-культурного ландшафта в СССР. В то же время «квартирный вопрос», особенности жилищной политики, в том числе предметный быт в рамках советской повседневности, на рубеже ХХ — ХХ1 вв. часто оказываются объектом исследований зарубежных и отечественных культурологов, социологов, историков и краеведов.
Библиографический список
1. Бартенев И., Батажкова В. Русский интерьер XVIII-XIX веков. — М., 1977.
2. Кириченко Е. Русский интерьер периода эклектики и модерна // Декоративное искусство СССР. — 1970. — № 7.
3. Соловьев Н. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. — М., 2001.
4. Демиденко Ю.А. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. — СПб., 2002.
5. Оршанский Л. Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917-1927. — Л., 1927.
6. Соболев Н. Образцы мебели русской работы конца ХУШ — начала ХГХ века. — М., 1940.
7. Быков З., Чернковер Л. Бытовая мебель русского классицизма. Образцы мебели русской работы конца Х^П — начала ХГС века. — М., 1954.
8. Клубы СССР. Типовые проекты. Оборудование и оформление. — Киев, 1953.
9. Кучумов А. Убранство русского жилого интерьера XIX века. — М., 1977.
10. Бочаров Г., Выголов В. Интерьер // Советское декоративное искусство. 1917-1945: очерки истории / отв. ред.
В.П. Толстой. — М., 1984.
11. Толстой В., Рябушин А. Интерьер // Советское декоративное искусство. 1945-1975: очерки / отв. ред. В.П. Толстой. — М., 1989.
12. Стругова О. Мебель в русском интерьере конца ХК — начала ХХ веков. — М., 2005.
13. Иконников А. Организация пространства интерьера // Декоративное искусство СССР. — 1961 — № 8.
14. Кантор В. Национальное искусство в современном интерьере // Декоративное искусство СССР — 1960. — № 4.
15. Гольдентрихт С. Эстетический идеал и действительность // Декоративное искусство СССР — 1961. — № 12.
16. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М., 1970.
17. Глазычев В. Организация архитектурного проектирования. — М., 1977.
18. Глазычев В. О нашем жилище. — М., 1987.
19. Федоров-Давыдов А. Вопросы стиля в интерьере зданий // Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М., 1975.
20. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. — М., 1990.
21. Лебина Н. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е гг. — СПб., 1999.
22. Волков В.В. Концепция культурности, 19351938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. — 1996. — № 1-2.
23. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. — М., 2002.
24. Утехин И. Очерки коммунального быта. — М., 2004.
25. Меерович М. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 19171937. — М., 2008.
26. Зусева В. Советский стиль. Время и вещи. — М., 2011.
27. Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история / отв. ред. К. Уильям, Б. Р. Брумфилд. — М., 2002.
28. Кнабе Г. Образ бытовой вещи как источник исторического познания // Вещь в искусстве : материалы научной конференции 1984. — М., 1986.
29. Шангина И. Русский традиционный быт. — М., 2003.
30. Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — М., 1950.
31. Болдырев-Казарин Д. Народное искусство Сибири // Сибирская живая старина. — Иркутск, 1924. — Сб. 2.
32. Липинская В. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII — начало XX века. — М., 1996.
33. Баландин С. Новосибирск: история градостроительства 1893-1945 гг. — Новосибирск, 1978.
34. Гончаров Ю. Облик городов Западной Сибири середины ХГХ — начала ХХ века в описаниях современников // Культурное наследие Сибири : сб. ст. / сост. и отв. ред. Т. М. Степанская — Барнаул, 2001. — Вып. 3.