УДК 338.585:631.1
Е. А. ЛСТЛШОВА
Омский государственный аграрный университет
ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ
И УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСАКЦИОННЫМИ
ИЗДЕРЖКАМИ В АПК_
Рассмотрены экономическая сущность трансакционных издержек и их специфика в сельском хозяйстве. Предложен метод измерения, основанный на разделении издержек по категориям: материальные, трудовые, финансовые и т. д. Рекомендованы направления и пути снижения трансакционных издержек. Применение субъектами АПК предложенного инструментария позволит сократить размер трансакционных издержек, что способствует снижению себестоимости производимой продукции и повышению ее конкурентоспособности на рынке.
Трансакционными называются издержки, возникающие в процессе налаживания и осуществления обменных соглашений между экономическими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о покупателях (продавцах), ценах и качестве товаров (услуг), договориться об условиях, проконтролировать качество выполнения работы. Если же сделка не состоялась, то важно добиться компенсации расходов.
На долю трансакционных издержек приходится свыше четверти общих затрат. Поэтому их сокращение, оптимизация и управление очень важны для обеспечения снижения себестоимости продукции, роста рентабельности и прибыли.
Впервые концепция трансакционных издержек разработана в трудах Дж. Коммонса и Р. Коуза, сконцентрировавших внимание экономической теории на трансакциях [1]. При этом понимание трансакционных издержек широко варьирует. Например, Дж. Джоунс и С. Хилл определяют их как затраты на переговоры, мониторинг и проведение сделки [2]. В трактовке Р. Коуза это «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта» [3]. К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы и сравнивает их действие в экономике с действием трения в физике [4]. Д. Норт считает, что трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [5]. Эти издержки служат источником для функционирования социальных, политических и экономических институтов.
Известно, что все сбои в хозяйственном механизме связаны с такими причинами, как неэквивалентный обмен товарами и услугами, расхождение экономических интересов у партнеров, несоответствие прав и обязанностей и др. В повседневной практике эти «нестыковки» остро отражаются на работе сельхозпредприятий в процессе реализации продукции, пользования производственными услугами, установления контактов с органами управления и партнерами,
Традиционные системы учета пока не могут обеспечить организации АПК информацией о том, воз-
можна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия трансакционных издержек на рынке. Поэтому наряду с их идентификацией серьезная проблема заключается в выборе путей оптимизации этой категории расходов.
Механизм управления трансакционными издержками в АПК должен обеспечивать выявление, анализ, планирование, атакже воздействие навеличииу таких затрат по трансакциям. Оптимизация предполагает не только снижение размера трансакционных издержек, но и их рост, который связан с использованием различных новшеств в технологиях, маркетинге, управлении производством, с обеспечением качества товаров и услуг.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям необходим инструментарий для выявления, оценки и управления трансакционными издержками, ч то позволит значительно повысить эффективность работы как отдельных предприятий, так и аграрного сектора в целом.
Авторами разработана методика формирования информационной базы для управления трансакционными издержками в сельхозорганизациях. Она позволяет реально оценивать размер и состав издержек этого вида, выявлять слабые и сильные стороны предприятий, корректировать действия и тем самым способствует достижению финансовой устойчивости хозяйств.
В основу исследования был положен принцип приоритета интересов сельхозпредприятий. На этом основании все основные противоречия и проблемы, существовавшие в отношениях с партнерами на рынке товаров и услуг, оценивались с точки зрения их руководителей, Предстояло выяснить, как с позиции экономических интересов своего хозяйства они оценивают противоречия и проблемы во взаимоотношениях с другими организациями АПК, с какими трудностями встречаются в процессе реализации продукции, что усложняет взаимоотношения с обслуживающими предприятиями. Схема анализа включала в себя проблемы, встречающиеся при продаже зерна, скота, молока, приобретении техники, запасных частей и ремонтных материалов, пользовании услугами сервисных служб и т.д.
Задача заключалась в том, чтобы каждый руководитель и специалист, исходя из условий деятельности
своего хозяйства, назвал наиболее острые проблемы и противоречия, возникающие в работе. С другой стороны, по перечню проблем можно судить о приоритетах в деятельности респондентов. Такой подход к анализу противоречий во взаимоотношениях с различными звеньями управления и сферами агропромышленного комплекса можно назвать диагностическим. Выводы, сделанные по результатам такого изучения, позволили выявить области возникновения трансакционных издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При рассмотрении отношений с предприятиями системы заготовки зерна многие руководители отметили, что сложившаяся практика расчетов делает невыгодной для хозяйства реализацию продукции по схеме «поле — элеватор». За неимением возможности хранить зерно у себя его производители вынуждены соглашаться на условия, диктуемые собственниками элеваторов. Наиболее выгодные цены реализации складываются в зимне-весенний период, а сельхозпредприятиям приходится продавать зерно по мере появления покупателя, то есть по ценам, которые существенно ниже возможных. Не имея достоверной информации о состоянии дел на агропродо-вольственном рынке, ценах на сырье, предприятия заключают договоры не с наиболее предпочтительными и надежными партнерами, а с теми, кто «пришел первым».
Во взаимоотношениях с хлебоприемными предприятиями существуют свои сложности: почти повсеместно занижается качество сдаваемого зерна. Заготовительные организации получают от этого дополнительную прибыль, а хозяйства несут убытки. Чтобы проконтролировать добросовестность работников, определяющих качество продукции, сельхозтоваропроизводители вынуждены отправлять своих представителей на элеваторы, а это влечет за собой дополнительные расходы.
Нерационально организована система взаимоотношений и с мясоперерабатывающими предприятиями. При сдаче животных на мясокомбинаты за время транспортировки и ожидания крупный рогатый скот теряет до 30-40 кг живой массы в расчете на одну голову. Переработчики не заинтересованы в предотвращении потерь при приемке поголовья, в справедливом определении упитанности животных, что часто становится причиной конфликтов.
Оценивая проблемы, возникающие при сдаче молока, руководители хозяйств считают важным укрепить прямые связи сельхозпредприятий с заготовительными организациями. Приемка молока непосредственно на ферме с окончательным определением качества продукции помогла бы устранить большинство проблем.
Не отработан процесс заготовки кожевенного сырья. Продажа его хозяйствами, как правило, носит бессистемный характер. Оценивает качество и устанавливает цену в одностороннем порядке частник-заготовитель. Специалисты хозяйства в большинстве своем не владеют методикой определения качества сырья; цены на него очень низкие, поэтому нет заинтересованности в коренном улучшении дела.
Предприятия, поставляющие технику и оборудование, обычно отвечают за комплектность и качество своей продукции, дают консультации по установке и эксплуатации, интересуются мнением специалистов хозяйства о характеристиках техники. Вместе с тем и в этой сфере есть потери: они связаны с недостаточно качественным техническим сервисом, моно-I полизмом поставщиков услуг этого вида.
Анализ взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с предприятиями и организациями агропромышленного комплекса в оценке с позиции экономических интересов сельскохозяйственного предприятия позволил увидеть противоречия и проблемы в деятельности хозяйств, которые приводят к потере различных ресурсов и возникновению трансакционных издержек (табл. 1).
Серьезную проблему представляет учет трансакционных издержек. Выделить собственные реальные затраты сельскохозяйственным товаропроизводителям позволяет только управленческий учет. В нем главным критерием распределения расходов по видам является их экономическое содержание, а не место в принятой системе бухгалтерского учета. Фактический управленческий учет должен формироваться по месту возникновения затрат; построение его на предприятии начинается с определения структуры. Структура - это когда обязанности соединены с ответственностью. Обязанности - это функции, а ответственность - статьи расходов. Должно быть соответствие между ними: такая-то функция связана с такой-то расходной статьей управленческого учета [6].
Наличие управленческого учета означает, что если в бизнес-процессе произошел сбой, прервался информационный поток, то за этим следуют дополнительные издержки. Они должны относиться именно на то подразделение аппарата управления (либо линейную службу), где прервался информационный поток, то есть по месту возникновения затрат.
Существующие в настоящее время классификации и типологии трансакционных издержек не позволяют осуществлять их учет. Поэтому в современных условиях необходимо определить их состав для сельскохозяйственных предприятий.
Трансакционные издержки представляют собой суммарные расходы, связанные, во-первых, с приобретением производственных услуг у сторонних организаций; во-вторых, с содержанием собственных подразделений этой сферы, способствующих продвижению готовой продукции на рынке; в-третьих, с заключением контрактов и защитой своих прав при покупке данных услуг. Классификация трансакционных издержек основного производства представлена в таблице 2, где нами вводится понятийный аппарат, позволяющий учесть специфику АПК и обеспечивающий возможность прямого влияния на процесс управления трансакционными издержками.
1. Внутрипроизводственные трансакционные издержки представляют собой затраты, непосредственно связанные с продвижением товаров на рынке собственными подразделениями хозяйствующего субъекта. К этой группе относятся рабочая сила, средства труда, предметы труда, финансовые ресурсы.
2. Внешние трансакционные издержки - это все затраты, обусловленные покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товаров на рынке.
3. Трансакционные издержки в форме недополученной выручки. Они возникают в случаях потери сельхозпредприятиями части выручки в результате расхождений качественных показателей продаваемого товара, реализации продукции в сроки и по ценам в ущерб собственной выгоде, а также потери физического объема продукции в процессе реализации.
Издержки формируются не только из расходных статей, но также в форме недополученной выручки, причем сумма таких потерь весьма существенна. Сельхозпредприятия несут большие потери в виде
Таблица I
Противоречия, возникающие у предприятий в процессе взаимодействия с рыночными контрагентами
Содержание противоречий и проблем Потерянные ресурсы
Материальные Трудогле ^шмн^овые Продухция в физическом объеме
1. Отношения с предприятиями-загитови-1 елями зерна
1- Трудности, не позволяющие организовать реализацию зерна по схеме «поле - элеватор». Хозяйстпа вынужден!,, расходовать средства на сушильное хозяйство, механизацию токов. Излишние объемы перевозок. + + +
2. Конфликты из-за определения качества зерна. Хозяйство вынуждено направлять для контроля своего представителя. + + +
3. Предприятие не получает информацию о графике приемке зерна, из-за отсутствия координации в пиковые периоды большие очереди на элеваторах. + + +
2. Реализация скота
1. При сдаче скота на мясокомбинаты за время транспортировки и ожидания теряется до 30 - 40 кг живой массы в расчете на одну голову крупного рогатого скота. + + + +
2. Нет взаимных интересов у хозяйства и мясокомбината. Мясокомбинат не заинтересован в предотвращении потерь при приемке, в справедливом определении упитанности животных. На этой почве возникают конфликты. + +
3. Не принимаются меры по установлению порядка, при котором скот принимали бы непосредственно в хозяйстве представители мясоперерабачъшающих предприятий. + +
3. Реализация молока
1. Предприятия молочной промышленности не несут ответственности за качество поставляемого молока. + + + +
2. В процессе приемки молока занижается жирность и количество, возникают конфликты, хозяйство вынуждено направлять для контроля своего представителя. + + +
3. В хозяйствах недостаточно специального оборудования. + +
4. Реализация кожевенного сырья
1. Реализация сырья носит бессистемный, неплановый характер. +
2. Оценка кожевенного сырья ведется односторонне -потребителем. Специалисты хозяйства не владеют методикой определения качества. +
3. Монополизм заготовителя. Цены на сырье не стимулируют улучшать работу по его заготовке. +
5. Взаимоотношения по поводу приобретения техники
1. Новая техника поступает некомплектной. + +
2.Вновь поступившая техника повреждена, непригодна к работе. +
6. Взаимоотношения по поводу выполнения услут
]. Услуги обходятся необоснованно дорого хозяйству, дороже, чем ремонт собственными силами. -г
2. Низкое качество гарантийного обслуживания + + +
Таблица 2
Классификация трансакционных издержек основного производства сельскохозяйственного предприятия
Виды издержек Форма издержек Составляющие статьи издержек
Внутрипроизводственные трансакционные издержки издержки, непосредственно связанные с продвижением товаров на рынке собственными подразделениями хозяйствующего субъекта отчисления на финансирование научно-исследовательских и опытных работ
расходы на содержание служб и отделов, отвечающих за продвижение товаров на рынке (такие как, содержание отдела маркетинга)
расходы на содержание транспортного цеха (за исключением транспорта внутрипроизводственного .пользования на территории завода для обслуживания технологического процесса)
расходы на содержание собственных складских помещений
прочие
Внешние трансакционные издержки все издержки, непосредственно связанные с покупкой услуг реклама
сторонних организаций, способствующих продвижению связь
товаров на рынке информационное обслуживание
консалтинговые услуги
транспортные услуги
аренда
представительские расходы
аудиторские услуги
услуги по переработке
услуги по хранению
юридические услуги
страхование
прочие
Трансакционные издержки в форме недополученной потери, связанные с реализацией продукции, в результате потери по качеству
выручки расхождения сроков реализации, цен и качественных показателей потери в цене:
- невыгодная сбытовая цепочка
- невыгодный срок реализации
потери продукции в физическом объеме в процессе реализации
недополученной выручки из-за неправильного определения качества продукции в процессе ее реализации,
Чтобы ориентировочно оценить порядок величин, которыми приходится оперировать при оценке и анализе трансакционных издержек, приведем данные по ЗАО «Ермоловское» Калачинского района Омской области. Хозяйство располагает 26754 га сельхозугодий, из них пашня составляет 13474 га. Среднегодовая численность работников - 351 человек. Годовая выручка от реализации сельхозпродукции - 29158 тыс. руб. Ориентировочная величина трансакционных издержек, определенная на основе анализа данных управленческого учета и экспертных оценок
специалистов, равна 10210 тыс. руб., или 21,6% общей суммы затрат предприятия. В структуре трансакционных издержек внутрипроизводственные занимают 25,4%, внешние — 11,1%, в форме недополученной выручки — 63,5%, из которых потери по причине несоответствия качества - 43%, из-за неверно установленной цены - 57%.
На всех стадиях производства и реализации продукции следует определять и накапливать виды затрачиваемых ресурсов. Источниками информации о затратах являются данные первичного и сводного учета, расчетов, экономического анализа, а также годовых отчетов предприятий и статистической отчетности.
Предложенная классификация позволит сельхозтоваропроизводителям реально оценивать размер и состав своих трансакционных издержек, а на основе анализа полученной информации корректировать деятельность предприятия.
Для выгодной реализации продукции товаропроизводитель должен располагать, во-первых, информацией о том, где, когда и по какой цене можно продать свой товар; во-вторых, иметь возможность воспользоваться соответствующей рыночной инфраструктурой. К сожалению, на сегодняшний день оба эти условия представляют очень серьезную проблему.
Росттрансакционных затрат прежде всего связан с отсутствием развитой рыночной инфраструктуры в АПК. На смену плановой экономики с централизованной системой материально-технического снабжения пришла рыночная, которая не снижает, а увеличивает размер трансакций предприятий; растет доля трансакционных затрат в стоимости и себестоимости продукта. В некоторых случаях доля трансакций, выразившихся в так называемой коммерческой прибыли посреднических предприятий, в АПК составляет свыше 2/3 стоимости продукции: Эта ситуация характерна и для обеспечения отрасли горючим, смазочными материалами, техникой, минеральными удобрениями и т. д. В результате основные товаропроизводители несут убытки, а посреднические фирмы и предприятия получают сверхприбыли.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо развивать рыночную инфраструктуру в АПК, создавать институты, которые будут способствовать поиску информации, заключению сделок. Повышение управляемости достигается путем создания новых вертикально интегрированных организационных структур, что обеспечивает экономию издержек, существенно повышает возможности эффективного сбора информации.
2. Необходимо совершенствовать управленческий учет, направленный на измерение издержек не-
посредственно в центрах ответственности. Планирование трансакционных. издержек должно осуществляться с использовги :мем экономико-мотема гическо-го моделирования и прогнозирования, что способствует ощутимому их сокращг чию.
3. Использование традиции иных маркетинговых технологий позволит решите проблему оптимизации •грансаклионных издержек путем формирования рациональных «продуктопых цепочек» [7] за счет снижения расходов на обладание информацией, использования сис темы электронной торговли.
Библиографический список
1. Commons J, R, Institutional Economics. Madison, 1934, University of Wisconsin Press. ;CoaseR. H.TheProblemofSocial Cost. -Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, p. 1-44.
2. Jones G. R., Hill C. W. L. Transaction Costs Analysis of Strategy-Structure Choice. - Strategic Management Journal, vol. 9, p. 160.
3. Коуэ P. Фирма, рыноки право / P. Коуз . - 1993. — №2. — С. 94.
4. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов/К. Эрроу. - М., 1995. - С. 20.
5. НортД. Институты, институциональные изменениям функционирование экономики/Д. Норт; Пер. с англ. А. Н. Нестеренко. -М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - С. 45.
6. Денисова Д. Наука антиэагратной логики / Д. Денисова. -2005. -№ 15. - С. 36.
7. Стукач В.Ф. Рыночная информация и «продуктовые цепочки» / В.Ф. Стукач, О.В. Шумакова. - 2005. - № 5. - С. 30.
АСТАШОВА Екатерина Анатольевна, аспирант, ассистент кафедры экономики и управления сельскохозяйственным производством института экономики и финансов.
Поступила в редакцию 07.06.06. © Асгашова Е. А.
УДК 657.62:368 О. В. СОЛОВЬЁВА
Омский государственный институт сервиса
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
На основании проведённых исследований разработана методика анализа прибыли страховщиков, которая включает компромиссную цель анализа и конкретизирующие её задачи по фазам управления и по конкретным направлениям аналитической работы, объект исследования, учитывающую специфику деятельности дуоцентрическую систему показателей, последовательность и периодичность проведения анализа, применяемые на каждом конкретном этапе приёмы и методы, источники информации.
Любые коммерческие организации целеориенти-рованы на получение прибыли и используют для этого все законные возможности. Это в полной мере относится и к страховым организациям. Существен-
ную роль в максимизации прибыли играет применение научно обоснованных методов управления в любом его функциональном проявлении. Анализ, являясь одной из функций управления, находит своё