Научная статья на тему 'Проблемы историко-обществоведческого образования в современных общеобразовательных школах России'

Проблемы историко-обществоведческого образования в современных общеобразовательных школах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2396
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОБЛЕМА / МЕТОДЫ / ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Людмила Николаевна

В статье освещаются проблемы преподавания предметов истории и обществознания в общеобразовательных школах. Рассматривается важность и актуальность изучения учащимися данных предметов. История и обществознание являются теми гуманитарными дисциплинами, которые влияют на формирование мировоззрения учеников, их гражданской позиции. Они помогают детям осознать себя частью общества и стать его участником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы историко-обществоведческого образования в современных общеобразовательных школах России»

По данному параметру фольклорное явление оказывается в одном классе с другими создаваемыми человеком культурными формами - орудиями, социальным поведением, постройками, воспроизведение которых с течением времени сохраняется в рамках неизменной технологии. Таким образом, это - набор технологий, наиболее устойчивых к энтропийным процессам, и, следовательно, наиболее затратных в энергетическом смысле.

Список литературы

1. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект // Ученые записки ТГУ. Т. 442. Тарту, 1978. С. 63-87.

2. Земской Е.А., ГаспаровБ.М. Русская разговорная речь. М., 1973.

3. Русское народное поэтическое творчество. М., 1971

4. Чистов К.В. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. М., 1990. С. 346.

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ

Тимошенко Л.Н.

Тимошенко Людмила Николаевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Иванинская средняя общеобразовательная школа Курчатовского района Курской области, пгт Иванино, Курская область

Аннотация: в статье освещаются проблемы преподавания предметов истории и обществознания в общеобразовательных школах. Рассматривается важность и актуальность изучения учащимися данных предметов. История и обществознание являются теми гуманитарными дисциплинами, которые влияют на формирование мировоззрения учеников, их гражданской позиции. Они помогают детям осознать себя частью общества и стать его участником.

Ключевые слова: история, обществознание, образование, патриотизм, обучающиеся, проблема, методы, задачи.

Развитие обществоведческого образования, наряду с историческим образованием является одной из актуальных проблем для российской школы, педагогического сообщества и общества в целом. Это связано с тем, что социально-гуманитарное образование по своему содержанию в большей степени подвержено изменениям. Общество развивается, меняется в ускоренных темпах, а вместе с этим меняются и ценности, приоритеты. Так как обществознание - это предмет, который изучает общество и все общественные процессы в нем, то изучение обществознания в общеобразовательной школе всегда вызывает затруднение со стороны школьников и педагогов.

Как интегративный учебный предмет обществознание включает в себя основы социально-гуманитарных наук (философии, социологии, правоведения, социальной психологии, политологии, экономики и др.). Поэтому изучение его в общеобразовательных учреждения имеет огромное значение. Основные задачи курса обществознания в общеобразовательном учреждении заключаются в следующем:

• помощь подростку социализироваться в обществе,

• выработать правильную гражданскую позицию по отношению к той или иной ситуации,

• воспитанию общероссийской идентичности,

• повышению уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры школьника,

• развитию чувства патриотизма, гражданственности, социальной ответственности обучающегося,

• углублению его интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин,

• воспитание чувства толерантности и правового самосознания.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от

9

такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Задача учителя состоит так же в том, чтобы помочь подростку применять полученные на уроках знания в жизни.

В связи с разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и введением ЕГЭ, усилилось внимание общественности, научно-педагогического сообщества к вопросам развития социально-гуманитарного образования школьников. Эта проблема актуализирована поиском путей модернизации сферы образования, изменениями в обществе, геополитическом положении современной России.

Введение ЕГЭ существенно повлияло на данную предметную область. Объектами проверки в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию являются три основных компонента содержания учебного предмета:

1) научные знания;

2) способы познавательной деятельности;

3) содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни.

Ценностные установки, которые в определенной степени выявляются на экзамене с помощью ответов в свободной форме, не являются объектами оценивания. Результаты ЕГЭ позволяют сделать вывод, что значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне. Большая часть учащихся разделяет обыденные представления, нормы поведения и отношений в обществе, которые тиражируются в средствах массовой информации. То есть существует противоречие между научными знаниями об обществе, которые отражены в содержании обществознания, и стереотипами поведения, распространенными в массовой культуре. Курс обществознания в российской педагогической практике, а точнее говоря, практика его преподавания не обеспечивает развитие способности школьников применять полученные знания в проблемных жизненных ситуациях.

Таким образом, проблема преподавания обществознания в общеобразовательных организациях в постоянно меняющемся обществе актуальна и требует поиска новых форм и методов.

За последнее время наряду с предметом обществознание существенным изменениям подверглось и изучение предмета история. Именно история является главной среди гуманитарных дисциплин, так как предметом ее изучение является общество, его развитие. Именно эта дисциплина призвана помочь обучающимся сориентироваться в окружающем мире, понять свое происхождение, национальную принадлежность, свой род. Анализ исторических событий помогает осмыслить настоящее.

Основные задачи курса истории в общеобразовательном учреждении заключаются в следующем:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Важность изучения этого предмета осознается в современном мире, где происходит перевирание отечественной истории. История выступает как предмет идеологических манипуляций. Перед учителем-историком образовательной школы стоит важнейшая задача - преподавать эту дисциплину честно и увлекательно. В зависимости от возраста и задач ее можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий. Кроме того, сейчас у преподавателя масса технических возможностей для привлечения визуальных материалов, которые облегчают и углубляют восприятие. Многие вторы учебников по истории предлагают учащимся в конце каждой изученной темы мнения разных специалистов, исторических деятелей, выдержки из исторических документов, что заставляет ученика размышлять о том или ином событии, о той или иной личности и сделать

10

свое умозаключение по произошедшему событию или дать свою оценку исторической личности. И здесь учитель призван помочь учащемуся научиться думать и делать логические правильные выводы. Ведь именно думать, рассуждать, делать умозаключения должны уметь обучающиеся. Но как показывает практика, по словам Екатерина Щербаковой - кандидата исторических наук, доцента Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова «Выпускники школ приходят на первый курс института совершенно не умеющими думать. Соответственно, они не могут ни устно, ни письменно выражать свои мысли, если даже вдруг они есть. Почему? А потому что у нас ЕГЭ, а ЕГЭ — это в основном тесты. Их учат не рассуждать и высказывать свое мнение, а галочки ставить в правильном месте. Может быть, для математики, физики, химии такая система подходит. Но в гуманитарных предметах это просто недопустимо».

Помочь в преподавании истории в общеобразовательных школах призваны различные методы преподавания предмета. Существует деление на традиционные методы, новые и новейшие. Традиционные методы обеспечивают функцию трансляции (лекции, семинары, практические занятия); новые (имитационные) - обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучающихся; новейшие (инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры) - обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Также выделяют пассивные и активные методы. В первом случае ученикам отводится пассивная роль: то есть он слушает и запоминат то, что говорит учитель. Во втором случае ученику принадлежит активная роль. Активным методам сегодня отдаётся предпочтение. Современные активные методы обучения включают с себя: игровое/социальное/имитационное моделирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций (кейсы), метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях реалии жизненных столкновений.

Но, по мнению некоторых учёных, и как показывает практика деление на активные и пассивные методы очень условно: методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны, практически любой метод имеет активизирующий потенциал.

Таким образом, от форм и методов, выбранных учителем в преподавании истории в общеобразовательной школе, зависит познавательная способность учащихся и, как следствие, достижение задач курса истории в школе.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/29997/ (дата обращения: 08.04.2020).

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. М.; СПб., 2013.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.

4. История: Примерные программы среднего (полного) общего образования. 10—11 классы / Под общ. ред. академика РАО М.В.Рыжакова. М., 2012.

5. Икеда И., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.

6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13. 4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М., 2008. б.Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. Изд. 2-е, испр. М., 2001.

7. Любимов Л. Гуманитарное образование в школе: императивная роль // Общественные науки, 2012. Вып. 1.

8. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Монография / Под ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина. М. СПб., 2012.

9. Примерные программы по учебным предметам. История: 5—9 классы. М., 2010.

10. Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2013. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.