И. В. Соловьев
Проблемы исследования информационной сферы Земли
Информационная сфера рассматривается как совокупность информации, информационных процессов, информационной инфраструктуры, субъектов информационной деятельности и систем регулирования использования, владения и распоряжения информацией.
Категория «информационная сфера» раскрывается с использованием понятий: информация ,информационное поле ,информационное пространство ,информационный ресурс , знание , информационные потребности , информационный процесс, информационное взаимодействие, информационно-функциональное пространство, информационная инфраструктура , субъекты и объекты информационной сферы, информационные единицы.
В статье излагается содержание категории инфосфера, раскрываются движущие противоречия и проблемы инфосферы. Делается вывод о необходимости комплексного изучения инфосферы. Предлагается ввести новую научную дисциплину, которая занималась бы изучением и практическим освоением общих фундаментальных законов инфосферы Земли и назвать ее инфология.
Ключевые слова: инфосфера, информационная сфера, информация, информационный процесс, инфология
I. V. So 1о V' ev
About a problem of research of information sphere of the Earth
The information field is regarded as a combination of information, information processes, information infrastructure, subjects of information activity and regulating the use,possession and disposal of information.
The category "information sphere" is revealed with the use of concepts: information, information field, information space, information resource, knowledge, information needs, information process, information interaction, information-functional space, information infrastructure , subjects and objects of the information space , the information unit.
In article the category maintenance infosphere is stated, driving contradictions and problems infosphere reveal. The conclusion about necessity of complex studying infosphere becomes. It is offered to enter new scientific discipline which would be engaged in studying and practical development of the general, fundamental laws infosphere the Earth and to name it infosphere.
Keywords: infosphere,information sphere, the information, information process, infology
Введение
процессе познания окружающего мира средствами многих наук создается научная картина мира [1, 2, 3]. Развитие и расширение представлений об Окружающем мире достигается благодаря научным исследованиям. Научная картина мира формируется на основе системы представлений об общих свойствах, закономерностях сферах ^реальной действительности. Это мотивирует периодическую систематизацию накопленного опыта и периодическое гипотетическое описание моделей окружающего мира с учетом раз-
вития науки и накопленного опыта познания [4]. Модель информационной сферы Земли является одним из новых подходов в систематизированном описании реальности.
Основная часть Статистика свидетельствует, что каждые 2-3 года объем информации, используемой в мировом сообществе, удваивается. Принципиально новые качества в смысле скорости передачи и обработки, объемов хранения, массо-габаритных характеристик приобрели программно-технические средства коммуникаций и обработки информации. Растут масштабы и интенсивность
дафбриацйинивго ВзвииЩеиШвия. ''Активно расширяются, глобализируются действующие и Возникают новые отрасли информационной индустрии [5]. Существенно растет информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных ¡технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций.
Все это потребовало по-новому, системно взглянуть на информационные процессы и информацию в масштабах всей геосферы, что вызвало к появлению категории «информационная сфера» (инфосфера). [6, 7]
Впервые официально категории «инфосфера» введена в России Доктриной информационной безопасности утвержденной указом Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Для установления места инфосферы в со-
временном представлении о мире необходимо мысленно проследить всю цепочку вложенности известных на сегодня пространств сверху внизу и определить положение инфосферы, используя принцип "матрешки" (меньшее внутри большего). Эта логика строится на парадигме «Мир — есть система систем». Такая парадигма позволяет создать следующую последовательность [6, 8, 9]:
Объективная реальность, мир (бесконечное пространство, какое только может представить себе человеческое воображение) - наша Вселенная (а, она не одна);
Вселенная включает ее обозримую часть — Метагалактику, составной частью которой является наша Галактика (Млечный путь);
Наша Галактика включает Солнечную систему;
Рис.1. Составные части геосферы Земли
Солнечная система включает планету Земля; Поверхность Земли представляет собой пространство, получившее название геосфера; В геосфере реализуется:
биосфера — органический мир Земли, включая растительный;
зоосфера — животный мир Земли; гуманосфера — человечество и все, что с ним связано;
техносфера — пространство Земли, в которой осуществляется материальное производ-ктво, транспортные коммуникации, производство и потребление материальных благ;
энергосфера — все виды энергоресурсов, электростанции, линии электропередач, нефте-и газопроводы, а также другие объекты производства и передачи всех видов энергии;
инфосфера — логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой
осуществляются другие формы и те или иные конструкции, связанные с добыванием, хранением, передачей и производством информации [6, 7];
ноосфера — сфера разума, области фиксации осознанных с помощью совокупного интеллекта человечества понятий: известных абсолютных, относительно абсолютных истин.
Таким образом, информационная сфера, во-первых, является частью геосферы Земли, во-вторых, взаимосвязана с ее эргосфе-рой, техносферой и ноосферой, в-третьих, с философской точки зрения в инфосфере осуществляется всеобъемлющее отражение структурной организации и движения материи посредством информационного взаимодействия (см. рис. 1).
Информационная сфера (инфосфера) общЦ! ства представляет собой сферу деятельности, в
рамках которой осуществляется производство и потребление информационных ресурсов (зна-Вий); управление социальными, экономическими и техническими процессами; обучение и подготовка кадров; распространение, потребление, хранение и доступ к информационным ресурсам (знаниям); межличностный, внутриобществен-ный и международный информационный обмен.
В информационной сфере, обладающей познавательной, экономической и социальной атрибутикой, реализуются все виды взаимодействий.
Информационная сфера — это совокупность информации; информационных процессов; информационной инфраструктуры; субъектов, осуществляющих сбор, производство, хранение, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений производства, использования, владения и распоряжения информацией.
Информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей деятельности:
производство информационных продуктов и изделий, исходной и производной информации;
предоставления информационных услуг, хранение и распространение информационных продуктов и изделий;
создание и применение информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;
реализация прав субъектов и объектов на поиск, получение, обмен и использование информации;
На рис. 1 отражены категории, отражающие ипостаси материи.
Первая категория — «вещество», отражающая постоянство, неизменность материи.
Вторая категория — «энергия», отражающая движение материи.
Третья категория — «информация», отражающая структурную организацию материи и ее движения.
Этим категориям соответствуют составляющие геосферы Земли
Техносфера — материальное производство, транспортные коммуникации мегаполисов и других объектов, обеспечивающие производство и потребление материальных благ для общества.
Энергосфера — все виды энергоресурсов, электростанции, линии электропередач, нефте-и газопроводы, а также другие объекты производства и передачи всех видов энергии.
Инфосфера — электро и радио связь, средства передачи, тиражирования, хранения, воспроизведения, визуализации и обработки информации (информационных ресурсов), информационные ¿процессы, информационные ресурсы.
Инфосфера представляет собой сферу деятельности, в рамках которой осуществляется:
ЁЙшРйШйШдсво&ШГребжвйе информации-
ных ресурсов и знаний;
• управление социальными, экономическими и техническими системами;
• обучение и подготовка кадров;
• распространение, потребление, хранение и доступ к информационным ресурсам (знаниям);
• межличностный, внутриобщественный и международный информационный обмен.
В информационной сфере, обладающей познавательной, экономической и социальной атрибутикой, реализуются все виды взаимодействий.
Информационная сфера — это совокупность информации; информационных процессов; информационной инфраструктуры; субъектов, осуществляющих сбор, производство, хранение, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений производства, использования, владения и распоряжения информацией.
Категория «информационная сфера» раскрывается с использованием следующих понятий: информация, информационное поле [10, 11], информационное пространство [12], информационный ресурс [13], знание, информационные потребности [14], информационный процесс, информационное взаимодействие [15, 16], информационно-функциональное пространство [17], информационная инфраструктура, субъекты и объекты информационной сферы [7], информационные единицы [18].
Информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей деятельности:
• производство информационных продуктов и изделий, исходной и производной информации;
• предоставления информационных услуг, хранение и распространение информационных продуктов и изделий;
• создание и применение информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;
• реализация прав субъектов и объектов на поиск, получение, обмен и использование информации;
Основными составляющими элементами информационной сферы являются
• информация, информационные ресурсы знания (документы, массивы документов, информационные фонды, коллекции, библиотеки, архивы, базы данных, файлы и.т.п.);
• пользователи, владельцы и собственники информационных ресурсов и средств (систем) добывания, транспортировки, распространения, хранения, обработки и визуализации информационных ресурсов;
• средства (системы) добывания, транспортировки, распространения, хранения, обработки и визуализации информационных ресурсов;
• информационные процессы, осуществляющиеся между объектами и субъектами взаимодействия.
Инфосфера, являясь разновидностью формы пространства и в соответствии со свойством иерархичности, может разделяться на совокупность вложенных подпространств. В качестве вложенных в инфосферу подпространств могут рассматриваться информационные пространства или информационно-функциональные пространства субъектов и объектов информационной сферы.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние познавательной, политической, экономической, оборонной и других составляющих развития и безопасности Российской Федерации.
В инфосфере следует выделять информационные взаимодействия [16] и взаимодействующие субъекты (объекты). Они определяют развитие этой сферы. Основу любого развития составляют решения возникающих противоречий. Эти противоречия имеют место и в инфосфере.
В качестве основного противоречия информационной сферы выступает противоречие между неограниченным ростом информационных потребностей субъектов (объектов) информационной сферы и ограниченностью информационных ресурсов, которые есть в наличие в информационной сфере.
Кроме основного противоречия информационной сферы в ней имеют место частные противоречия.
Первое. Между потребностями субъектов (объектов) информационной сферы в расширении свободного оперативного компетентного доступа к релевантным, достоверным и актуальным информационным ресурсам и разрывностью (функциональной разобщенностью) информационной инфраструктуры информационной сферы.
Второе. Между функциональной (индивидуальной, корпоративной) принадлежностью информационных ресурсов и общественной потребностью в их использовании.
Следствия.
1. Наличие ограничений для участников информационного взаимодействия при совместном использовании функционально разобщенных информационных ресурсов;
2. Неприемлемо большие сроки доступа к функциональным (индивидуальным, корпоративным) информационным ресурсам, имеющим общесистемное значение.
3. Неразумная избыточность и недостаточная достоверность информационных ресурсов функциональных (корпоративных) информационных систем.
Третье. Между насыщением информационной сферы средствами-носителями новых информационных технологий и сложившейся структурной организацией информационных процессов.
Четвертое. ^«жру пйенциаяБиьши возЯ! можностями новых информационных технологий по обработке информации и степенью реализации этих возможностей в практической деятельности. Противоречия порождают ряд проблем.
Первая проблема (проблема организации пространства) — состоит в том, что существующие методы организации пространства информационной сферы, формы их построения и организация использования не удовлетворяют потребностям пользователей в уровне предоставляемых информационных услуг, а также актуальных, непротиворечивых, полных и достоверных знаний, необходимых и достаточных для познания, развития и управления.
Вторая проблема (проблема оценки) — состоит в том, что субъекты информационной сферы не располагают общепринятыми системными показателями и методами объективной и всесторонней оценки использования информационных ресурсов.
Третья проблема (проблема «тумана» или проблема «информационной неопределенности») — состоит в том, что субъекты информационной сферы вынуждены во многих случаях взаимодействовать и принимать решения в условиях неопределенности, нечеткости [19] или информационной асимметрии [20].
Четвертая проблема (проблема «трения» или проблема «информационной диссипации») — состоит в том, что информационные взаимодействия и управляющие целенаправленные действия в инфосфере всегда тормозятся внешней средой и внутренними исполнительными элементами.
Диссипативные системы — это открытые нелинейные неравновесные системы, в которых могут возникать, благодаря потоку энергии, информации, вещества, поступающих в систему и распространяющихся в ней через диссипацию (диффузию, проникновение), новые структуры [21]. Диссипативные системы являются частными случаями процессов самоорганизации за счет образования новых структур. Но чтобы в неравновесной открытой системе началось образование новой структуры, необходимо, чтобы за счет внешнего влияния в системе освободилось больше энтропии, чем некое критическое значение. Поэтому уровень внешнего воздействия на систему также должен превысить какое-то критическое значение. В сильно неравновесных открытых системах диссипация (диффузия) всегда приводит к возникновению новой структуры. С диссипацией тесно связаны и такие процессы самоорганизации, которые приводят к установлению когерентности в системе. Диссипативные структуры возникают как в физических, химических, биологических и живых системах, так и в социально-экономических процессах и интеллектуальных системах, когда с самоорганизацией возникают новые интеллектуальные структуры
ЩЩШШШшивпШя^кстШШ*' (аШшрЫЯв — «рас-¡рёиваю, разрушаю») — это открытая система, ¡Юторая оперирует вдали от равновесия. Иными словами, это состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) информации. Диссипативная система Цногда называется еще стационарной открытой системой или неравновесной открытой системой.
Диссипативная система характеризуется спонтанным появлением сложной, зачастую хаотичной структуры. Отличительная особенность таких систем — несохранение объема в фазовом пространстве, то есть невыполнение Теоремы Лиувиля.
Пятая проблема (проблема разрывности пространства) — состоит в том, что широкое информационное взаимодействие объектов инфосферы происходит в условиях наличия и возникновения различных барьеров, разрушающих его непрерывность [22]. Это языковые и бюрократические барьеры, несогласованность стандартов и регламентов взаимодействия, низкая унификация инфологических моделей и нормативно-правовой базы.
Итак, инфосфера представляет собой глобальную целостность, которая имеет свои специфические движущие противоречия и свои проблемы. Внутри этой целостности осуществляются все мыслимые информационные взаимодействия, происходит обращение и использование одной из фундаментальных сущностей мироздания — «информации».
Сегодня отдельные частные противоречия и проблемы инфосферы исследуется многими науками, прежде всего, информатикой, геоинформатикой, кибернетикой, теорией информации и др., однако, научная дисциплина, обеспечивающая своими научными методами системные исследования целостности — «инфосфера», еще не сформировалась.
Человек сегодня не располагает однозначным универсальным терминологическим аппаратом для обозначения всех элементов инфосферы. Человек не располагает объективными методами локализации и типизации информационных процессов и информационно-функциональных пространств инфосферы.
Объективные законы и закономерности реализации информационных процессов и информационно-функциональных пространств в инфосфере в полной мере еще не раскрыты.
Прикладные методы реинжиниринга информационных процессов в контексте инфосферы требуют своего развития и совершенствования.
Методологический аппарат по использованию известных и вновь создаваемых методов для разрешения сформулированных выше противоречий (основного и частных) и проблем отсутствует.
Учитывая современный уровень познания инфосферы, а также высочайшие темпы «индустриализации» и «глобализации» средств добывания, производства и потребления информации актуальность и необходимость формирования такой научной дисциплины, по-нашему мнению, очевидна.
По аналогии с такими высоко значимыми для общественной практики областями научной деятельности как геология, биология, зоология, социология и др., предлагается науку, предметом изучения которой является инфосфера Земли, именовать «инфология». Инфо — от слова информация, а логос — наука.
Инфология — это область знаний, занимающаяся изучением и практическим освоением общих, фундаментальных законов инфосферы Земли.
Заключение
Инфология могла бы выступить в качестве системообразующего научного направления по отношению к ряду научных дисциплин, предметом изучения которых является информация или информационные процессы, таких как информатика, геоинформатика, кибернетика и др. В таком понимании «инфология» позволит поднять статус исследований в информационной сфере до фундаментального уровня и поставить эти исследования в один ряд с классическими науками, изучающими природу, такими как геология, биология, физика, химия и др.
Инфология будет способствовать ускорению развития самой области знаний об информации как таковой, а также расширению сферы применения полученных результатов на другие области, где фундаментальные свойства информации проявляются значимо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Directmedia, 2013.
2. Heidegger M. 1976. The age of the world view. Boundary, 2: 340-355. (translated by M. Grene; original published in 1951).
3. V. Y. Tsvetkov. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. 2014. 31 (2). pp.211-215.
4. Кудж С.А. О философии информации // Перспективы науки и образования. 2013. №6. С.9-13.
5. Цветков В.Я. Глобализация и информатизация // Информационные технологии. 2005. № 2. С. 2-4.
6. Иванников А.Д., Тихонов А.Н., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Инфосфера и инфология. М: ТОРУС ПРЕСС, 2013. 176 c.
7. Соловьёв И.В. О субъекте и объекте инфосферы // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 14-18.
8. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов. М.: Высшая Школа, 2001. 600 с.
9. Иванников А.Д., Кулагин В.П., Мордвинов В.А, Найханова Л.В., Овезов Б.Б., Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Получение знаний для формирования информационных образовательных ресурсов. М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2008.440 с.
10. Tsvetkov V.Ya. Information field. Life Science Journal. 2014. № 11(5). рр.551-554.
11. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №5, Ч.2. С.178.
12. Соловьёв И.В., Цветков В. Я. Информационное пространство как инструмент управления в транспортной сфере // Государственный советник. 2014. № 2(6). С.58-63.
i13.. ¿МаЖййн В.Т.Информ:ацййнные ресурсы как инструмент научноЮ ие|де8&вания и развития ¡/¿В&т'-ни%МГШУ|МИВЭА,
14.'
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21. 22.
2.
3.
4.
5.
6.
10 11
12
13
14
15
16
17
18 19
20.
21.
22.
ао^црцтсцзд-т.
Цветков В.Я Формирование образовательной потребности //Современные наукоемкие технологии. 2008®i2: С. 30-3SSI V. Уа. Tsvetkov. Information interaction // European Researcher. 2013. Vol.(62). № 11-1. pp.2573-2577.
V. Y. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher. 2013. Vol.(45). №| 4-1. pp.782-786.
Соловьёв И.В., Балыбердин А.Л., Кудж С.А. О концепции информационно-функционального пространства морской деятельности // Морская политика России. 2006. № 3-4 (Март-Апрель). С. 4.
V. Ya. Tsvetkov. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice. 2014. Vol.(1). № 1. pр. 57-64.
Аверкин А.Н., Батыршин И.З., Блишун А.Ф., Силов В.Б., Тарасов В.Б., Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под.ред. Д.А.Поспелова. М.: Наука, 1986. 312 с.
Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 6. С. 123-124.
Бахарева Н.А. Синергетика пространственной информации / Материалы Международного научно-образовательного Славянского форума 12-19 мая 2014 г. ИХНИИТ Св.Влас, Болгария. М.:ИИУ МГОН. С. 25-32.
Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я., Кудж С.А. Концепция сетецентрического управления сложной организационно-технической системой. М.: МаксПресс, 2010. 136 с.
REFERENCES
Stepin V.S., Kuznetsova L.F. Nauchnaia kartina mira v kul'ture tekhnogennoi tsivilizatsii [Scientific picture of the world in the culture of industrial civilization]. Directmedia Publ, 2013.
Heidegger M. 1976. The age of the world view. Boundary, 2: 340-355. (translated by M. Grene; original published in 1951). V. Y. Tsvetkov. Worldview Model as the Result of Education. World Applied Sciences Journal, 2014, no. 31 (2), pp. 211-215. Kudzh S.A. About the philosophy of information. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 6, pp. 9-13 (in Russian).
Tsvetkov V.Ia. Globalization and Informatization. Informatsionnye tekhnologii [Information technologies], 2005, no. 2, pp. 2-4. Ivannikov A.D., Tikhonov A.N., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Infosfera i infologiia [Infosphere and infology]. Moscow, TORUS PRESS Publ, 2013. 176 p.
Solov'ev I.V. Abouy the subject and the object Infosphere. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp. 14-18 (in Russian).
Iuzvishin I.I. Informatsiologiia ili zakonomernosti informatsionnykh protsessov [Informationage or patterns of information processes]. Moscow, Vysshaia Shkola Publ, 2001. 600 p.
Ivannikov A.D., Kulagin V.P., Mordvinov V.A, Naikhanova L.V., Ovezov B.B., Tikhonov A.N., Tsvetkov V.Ia. Poluchenie znanii dlia formirovaniia informatsionnykh obrazovatelnykh resursov [Obtaining knowledge to develop information and educational resources]. Moscow, Informika Publ., 2008. 440 p.
Tsvetkov V.Ya. Information field. Life Science Journal, 2014, no. 11(5), pp. 551-554.
Tsvetkov V. Ia. Natural and artificial information field. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii -International journal of applied and fundamental research, 2014, no. 5, P.2, p.178 (in Russian).
Solov'ev I.V., Tsvetkov V Ia. Information space as a management tool in the field of transportation. Gosudarstvennyi sovetnik - ThM State Counsellor, 2014, no. 2(6), pp. 58-63 (in Russian).
Matchin V.T. Information resources as an instrument of research and development. Vestnik MGTUMIREA, 2014, no. 2 (3), pp. 235-256 (in Russian).
Tsvetkov V.Ia. Formation of the learning needs. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2008, no.12. pp. 30-32 (in Russian).
V. Ya. Tsvetkov. Information interaction. European Researcher, 2013, Vol.(62), no. 11-1, pp. 2573-2577.
V. Y. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination. European Researcher, 2013, Vol.(45), no. 4-1, pp. 782-786.
Solov'ev I.V., Balyberdin A.L., Kudzh S.A. On the concept of information-functional space marine activity. Morskaia politika Rossii - Marine policy of Russia, 2006, no. 3-4 (Mart-April), p. 4 (in Russian).
V. Ya. Tsvetkov. Information Units as the Elements of Complex Models. Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), no. 1, pp. 57-64 (in Russian).
Averkin A.N., Batyrshin I.Z., Blishun A.F., Silov V.B., Tarasov V.B., Nechetkie mnozhestva v modeliakh upravleniia i iskusstvennogo intellekta / Pod.red. D.A.Pospelova [Fuzzy sets in management models and artificial intelligence / Ed. by D.A.Pospelov]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 312 p.
Oboliaeva N.M. Elimination of information asymmetry as a tool to improve the quality of education. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2012, no. 6, pp. 123-124 (in Russian).
Bakhareva N.A. Sinergetika prostranstvennoi informatsii / Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatelnogo Slavianskogo foruma 12-19 maia 2014 g. IKhNIIT Sv.Vlas, Bolgariia [Synergetics spatial information / Materials of International scientific-educational Slavic forum 12-19 may 2014 St. Vlas, BURGAS, Bulgaria]. Moscow, IIU MGON Publ, pp. 25-32 (in Russian). Tikhonov A.N., Ivannikov A.D., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia., Kudzh S.A. Kontseptsiia setetsentricheskogo upravleniia slozhnoi organizatsionno-tekhnicheskoi sistemoi [The concept of network-centric management of complex organizational and technical system]. Moscow, MaksPress Publ., 2010. 136 p.
Информация об авторе
Соловьев Игорь Владимирович
(Россия, Москва) Профессор, доктор технических наук Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: cvj2@mail.ru
Information about the author
Solov'ev Igor' Vladimirovich
(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Technical Sciences Moscow State Technical University of Radio Engineering, Electronics and Automation E-mail: cvj2@mail.ru