ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 343.13
Аветисян Александр Дмитриевич Avetisyan Aleksandr Dmitrievich
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (355035, Ставрополь, пр. Кулакова, 43)
candidate of science (law), associate professor, professor of the department of criminal procedure Stavropol branch of the Krasnodar university of Ministry of internal affairs of Russia (43 Kulakova av., Stavropol, 355035)
E-mail: avetisyan.1957@ list.ru
Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
The problems of operative-detective activity results usage by the investigator in the stages of excitation of a criminal case and preliminary survey
Статья посвящена проблемам использования следователем сведений, полученных оперативноразыскным путем в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Автором указаны направления разрешения вышеуказанных проблем и реализации данных, установленных сотрудниками оперативно-разыскных подразделений при принятии решений при расследовании уголовного дела.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, сведения, полученные оперативно-разыскным путем, использование следователем результатов оперативно-разыскной деятельности.
The given article is devoted to the problems of operative-detective activity data use by the investigator in stages of excitation of a criminal case and preliminary survey of investigation. The author specifies the ways of the resolution of above-stated problems and realization of the data established by employees of operative-detective divisions at decision-making during criminal case investigation.
Keywords: operative-detective activity, operative-detective data, operative-detective activity results usage.
В современный период развития России большую часть тяжких и особо тяжких преступлений совершают организованные группы лиц, которые тщательно планируют совершение преступлений и маскируют следы совершения преступления, что создает определенные трудности их расследования следователем. Для расследования таких преступлений следователю необходимо использовать как официальные процессуальные средства, так и данные, полученные оперативным путем сотрудниками оперативно-разыскных подразделений.
Проблемы использования следователем данных, полученных оперативно-разыскным путем исследовались многими учеными. Основу данного института составляют труды следующих ученых: С.Н. Гонтаря, А.А. Рясова [1], Е.А. Доля [2], В.Н. Исаенко [3], Г.А. Кокурина [4],
Е.И. Мазовой [5], А.В. Макарова[6], Ю.Б. Чупил-кина [7] и многих других процессуалистов, а также следственная практика принятия решений следователями об использовании результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Анализ практики принятия решений следователями на основе данных, полученных в результате оперативно-разыскной деятельности сотрудниками оперативно-разыскных подразделений позволяет выделить отдельные проблемы.
В процессе изучения анкет для выяснения мнений следователей об установлении данных, полученных оперативно-разыскным путем в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, было установ-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
69
Аветисян АД. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
Аветисян А.Д. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
лено, что отдельные следователи в составе следственно-оперативной группы совместно с сотрудниками оперативно-разыскных подразделений выезжали на место совершения преступления. Однако конкретные меры, предпринимаемые сотрудниками органов внутренних дел, входящими в состав следственно-оперативной группы, не указываются. В отдельных анкетах следователи не указали порядок взаимодействия с сотрудниками оперативно-разыскных подразделений и особенности взаимного обмена информацией при выявлении обстоятельств совершения преступления, планирования расследования и раскрытия преступлений.
Для решения данной проблемы необходимо учитывать, что для раскрытия преступления и расследования уголовного дела следователю и оперативному сотруднику необходимо совместно планировать проведение следственных действий и выполнение оперативно-разыскных мероприятий. При планировании следует определить направления деятельности следователя и сотрудника оперативно-разыскного подразделения. Вышеуказанная организационная форма взаимодействия следователя и сотрудника оперативно-разыскного подразделения может быть реализована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.
Инициатива в совместном планировании может исходить как от следователя, так и от оперативного работника. Следователь обязан организовать совместное планирование с сотрудником оперативно-разыскного подразделения выполнения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
В совместном плане следователем и сотрудником оперативно-разыскного подразделения должны быть предусмотрены следующие позиции: обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу; виды процессуальных и следственных действий, планируемых следователем; исполнитель — следователь; сроки проведения процессуальных и следственных действий следователем; обстоятельства, подлежащие установлению в результате оперативно-разыскных мероприятий (без указания видов оперативно-разыскных мероприятий); исполнитель — оперативный сотрудник; сроки выполнения оперативно-разыскных мероприятий оперативным сотрудником; примечание для записей о выполнении планируемых мероприятий. План следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий должен быть согласован с руководителем следственного органа и руково-
дителем оперативно-разыскного подразделения, а впоследствии предоставлен начальнику органа внутренних дел для его утверждения. В дальнейшем план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий находится у следователя в материалах уголовного дела. Оперативному работнику передается второй экземпляр данного плана для выполнения планируемых мероприятий.
Контроль за выполнением вышеуказанного плана осуществляется следователем, руководителями следственного и оперативно-разыскного подразделений. Вышеуказанные лица должны систематически подводить итоги результатов выполнения соответствующего плана.
Одной из проблем использования следователем органов внутренних дел данных, полученных оперативно-разыскным путем в досудебном производстве, является наличие провокаций со стороны сотрудников органов внутренних дел при выполнении оперативноразыскных мероприятий: контрольная закупка и оперативный эксперимент. Следователю при получении оперативно-служебных документов при их рассекречивании, а также на основании процессуальных и иных документов необходимо установить наличие сведений о том, имеются ли достаточные данные, что лицо осуществляло преступную деятельность и у него сформировалось намерение совершить преступление, либо имела место провокация со стороны сотрудников оперативно-разыскного подразделения при выполнении оперативно-разыскного мероприятия. Важно выяснить, имеется ли заявление лица о провокации в отношении него при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Следователю по материалам оперативнослужебной деятельности необходимо выяснить особенности участия в контрольной закупке граждан, которые на конфиденциальной основе оказывали содействие при проведении данного оперативно-разыскного мероприятия. При допросе сотрудника оперативно-разыскного подразделения следователю целесообразно установить, имелась ли у оперативного работника предварительная информация, полученная при проведении других оперативно-разыскных мероприятий, на основе которой возможно предположить наличие преступной деятельности лица в сфере незаконного оборота наркотических средств и наличие основания для проведения оперативно-разыскного мероприятия — контрольной закупки, проверялись ли сведения, полученные оперативно-разыскным путем для выяснения достоверности данных об участии лица
70
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
в незаконном сбыте наркотических средств; не проводилась ли контрольная закупка по результатам прослушивания телефонных переговоров в течение длительного времени, которые подтвердили первоначальные подозрения оперативного работника; планировалось ли проведение и документирование контрольной закупки, чтобы обеспечить возможность дальнейшей проверки действий граждан, которые на конфиденциальной основе оказывали содействие при проведении данного оперативно-разыскного мероприятия, направленные на обоснованное отклонение ходатайств и жалоб лица, совершившего преступление, о провокации совершения преступления при осуществлении оперативно-разыскной деятельности оперативным работником.
Кроме этого, следователь при допросе в качестве свидетелей граждан, которые на конфиденциальной основе оказывали содействие при проведении данного оперативно-разыскного мероприятия, обязан выяснить особенности их участия в проведении оперативно-разыскных мероприятий: принимали ли они участие в других оперативно-разыскных мероприятиях, контрольных закупках при приобретении наркотических средств у данного лица, приобретали ли они ранее наркотические средства у конкретного лица, располагали ли данные свидетели сведениями о сбыте наркотических средств лицом, в отношении которого проведено оперативно-разыскное мероприятие, другим лицам.
Следователю при выполнении вышеуказанных следственных действий необходимо устранить подозрения в возможной провокации совершения преступления при проведении оперативно-разыскного мероприятия сотрудником оперативно-разыскного подразделения.
Для использования результатов оперативноразыскной деятельности следователю органов внутренних дел необходимо обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии с частью 9 статьи 166 УПК РФ следователь обязан при необходимости обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства. Кроме этого, следователь имеет право вынести постановление о применении других мер безопасности в отношении сотрудника оперативно-разыскного подразделения, который проводил оперативноразыскное мероприятие, или гражданина, который на конфиденциальной основе оказывал содействие при проведении данного оперативно-разыскного мероприятия.
Анализ следственной практики показывает, что при использовании данных, полученных оперативно-разыскным путем, возникает необходимость государственной защиты участников уголовного судопроизводства и их близких лиц при расследовании уголовныхдел.
При получении соответствующих сведений от сотрудников оперативно-разыскного подразделения следователю органов внутренних дел целесообразно принять заявление от гражданина об угрозе посягательства на его жизнь, здоровье, а также его имущество.
Заявление (сообщение) об угрозе, поступившей в отношении конкретного лица, участвующего в производстве по уголовному делу, регистрируется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Данное заявление (сообщение) о соответствующей угрозе участнику уголовного судопроизводства направляется в течение суток следователю, который расследует уголовное дело, а в случаях, не терпящих отлагательства, заявление (сообщение) о преступлении передается незамедлительно для принятия решения о мерах безопасности в отношении конкретныхлиц.
Следователю необходимо проверить наличие угрозы участнику уголовного судопроизводства или его близким лицам.
В части 1 статьи 16 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иныхучастников уголовного судопроизводства» [1] регламентированы основания для принятия решения о применении мер безопасности. К ним относятся: наличие реальной угрозы убийством данному лицу, применения к нему насилия, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в производстве по уголовному делу.
При проведении проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы следователю важно выяснить наличие реальности угрозы и ее взаимосвязанность с тем, что данное лицо участвует в проведении предварительного следствия.
В случае если следователь в ходе проверки заявления (сообщения) об угрозе установит ее реальность в отношении участника уголовного судопроизводства или его близких лиц, то это позволит выявить наличие достаточных данных, которые будут указывать на признаки преступления, предусмотренные статьей 119 УК РФ.
Следователю органов внутреннихдел важно установить наличие реальности угрозы посяга-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
71
Аветисян АД. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
Аветисян А.Д. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
тельства на жизнь участника уголовного судопроизводства, его здоровье и (или) имущество. Данные о реальности вышеуказанных угроз участнику уголовного судопроизводства должны иметься в его заявлении, его показаниях, а также подтверждаться другими доказательствами, полученными следователем при проведении проверки сообщения об угрозах.
Для получения сведений о реальности угроз следователь имеет право провести следственные действия: допросы в качестве свидетелей его близких родственников, родственников, его близкихлиц и другихлиц, контроль и запись переговоров, осмотр документов, в которых имеются сведения об угрозах, и другие следственные действия. В процессе производства по уголовному делу следователь может получить дополнительные сведения, полученные оперативно-разыскным путем. В случае возбуждения уголовного дела по инициативе сотрудников подразделений органов внутренних дел, осуществляющих государственную защиту участников уголовного судопроизводства, оперативное обеспечение в досудебном производстве данными подразделениями осуществляется со стадии возбуждения уголовного дела.
При проведении проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы посягательства на жизнь участника уголовного судопроизводства, его здоровье и (или) имущество и для установления лиц, от которых исходит данная угроза, следователю целесообразно направлять письменные поручения сотрудникам органов, имеющим право применять меры безопасности к лицам, которые предусмотрены статьей 6 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства. В органах внутренних дел данные задачи обеспечивают сотрудники оперативно-разыскных подразделений Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России.
Участие оперативных сотрудников подразделений государственной защиты в процессе проверки заявления (сообщения) об угрозах участникам уголовного судопроизводства позволит следователю органов внутренних дел своевременно пресечь преступление, взаимосвязанное с угрозами, установить лиц, угрожающих участнику уголовного судопроизводства, и нейтрализовать противодействие по основному уголовному делу, по которому проводится предварительное следствие.
По результатам проверки о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участника уголовного судопроизвод-
ства следователь принимает одно из следующих решений:
1) выносит постановление о применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется в подразделения государственной защиты, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление;
2) выносит постановление об отказе в применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.
Следователю органов внутренних дел в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 38 УПК РФ целесообразно направить в оперативно-разыскное подразделение государственной защиты письменное поручение и постановление о применении мер безопасности для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и проведении дополнительных оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление дополнительных сведений об угрозах жизни участнику уголовного судопроизводства, его здоровью и имуществу в связи с его участием в производстве по уголовному делу. Данное поручение по решению начальника органа внутренних дел направляется для исполнения в подразделения государственной защиты.
Анализ уголовных дел, в которых использовались данные, полученные оперативно-разыскным путем при их расследовании, показывает, что следователи органов внутренних дел для обнаружения события преступления, следов преступлений и лиц, их совершивших, дают письменные поручения сотрудникам оперативно-разыскных подразделений о проведении следственных, разыскных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В данных поручениях следователи указывают сведения, установленные при проведении предварительного следствия, виды следственных и иных процессуальных действий, которые необходимо выполнить оперативному сотруднику, виды следственных действий, при проведении которых необходимо оказать содействие следователю, сведения об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, которые следует выяснить при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Кроме этого, следователи также поручают сотрудникам оперативно-разыскных подразделений осуществление оперативно-разыскной деятельности, направленной на повышение эффективности производства отдельных следственных дей-
72
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
ствий, выбора тактических приемов при проведении следственных действий.
От сотрудников оперативно-разыскных подразделений следователь может получить сведения о личности подозреваемого (обвиняемого) и использовать их в ходе его допроса или при проведении других следственных действий. В отдельных случаях оперативные сотрудники несвоевременно выполняют письменные поручения следователя либо сообщают ему о том, что в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий обстоятельства совершения преступлений не установлены. Важно констатировать, что из анализа отдельных служебных документов, находящихся в материалах отдельных уголовных дел, представленных сотрудником оперативно-разыскного подразделения следователю, следует, что соответствующие документы оперативный сотрудник составлял в день получения письменного поручения следователя, не планируя оперативно-разыскных мероприятий и не занимаясь оперативно-разыскной деятельностью.
При установлении фактов невыполнения или несвоевременного выполнения письменного поручения следователя сотрудником оперативно-разыскного подразделения следователь может принять следующие меры:
— обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся установлением события преступления, лица, совершившего преступление, и других обстоятельств совершения преступления;
— сообщение в устной форме руководителю следственного органа о недобросовестности сотрудника оперативно-разыскного подразделения при выполнении письменного поручения следователя для координации данных действий с руководителем оперативно-разыскного подразделения;
— направление дополнительного письменного поручения в оперативно-разыскное подразделение;
— выступление на служебных совещаниях, проводимых в органе внутренних дел, при обсуждении проблем взаимодействия следователя и оперативного работника.
Использование любой из вышеуказанных мер следователем позволит оптимизировать служебную деятельность сотрудника оперативно-разыскного подразделения и повысить эффективность расследования по конкретному уголовному делу.
Обобщение следственной практики позволяет констатировать, что по уголовным делам
о преступлениях, по которым не установлено лицо, которое необходимо привлекать в качестве обвиняемого, отдельные следователи ограничиваются проведением неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования уголовного дела. В процессе дальнейшего производства по уголовному делу они не выполняют всех необходимых процессуальных действий, направленных для обнаружения следов преступлений и лиц, их совершивших; не во всех случаях расследования уголовных дел дают поручения сотрудникам оперативно-разыскных подразделений о проведении разыскных действий и оперативно-разыскных мероприятий и не составляют совместных планов следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий с этими сотрудниками. В результате таких пассивных действий следователя преступления остаются нераскрытыми, а лица, их совершившие, не устанавливаются.
Для решения данной проблемы руководителям следственных органов следует обеспечить соответствующий ведомственный контроль за расследованием уголовных дел о преступлениях, по которым лица, их совершившие, не установлены, находящихся в производстве у подчиненных им следователей. С этой целью руководителю следственного органа необходимо обращать внимание на наличие в уголовном деле плана расследования по уголовному делу, составленного совместно с сотрудником оперативно-разыскного подразделения; направлялись ли сотруднику оперативно-разыскного подразделения отдельные поручения; выполнены ли все возможные следственные и иные процессуальные действия по этому делу. После изучения приостановленного уголовного дела руководителю следственного органа необходимо отменить незаконное постановление следователя о приостановлении предварительного следствия и со своими письменными указаниями направить уголовное дело для дальнейшего расследования следователю.
Знание следователем проблем использования данных, полученных оперативно-разыскным путем, позволит ему правильно определить пути их разрешения и повысить эффективность предварительного следствия по уголовному делу.
Примечания
1. Гонтарь С.Н., Рясов А.А. Стадии собирания вещественных доказательств и их содержание в уго-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
73
Аветисян АД. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
Аветисян А.Д. Проблемы использования следователем результатов оперативно-разыскной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
ловном судопроизводстве // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2007. № 2.
2. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. М., 2009.
3. Исаенко В.Н. Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2011. № 1.
4. Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1.
5. Мазоеа Е.И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Российский следователь. 2013. № 6.
6. Макаров А.В., Фирсов О.В. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскным мероприятий // Российский следователь. 2013. № 12.
7. Чупилкин Ю.Б. Уголовно-процессуальные требования, предъявляемые к оперативно-розыскной форме результатов ОРД // Российская юстиция. 2013. № 5.
8. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 28 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. 03.02.2014) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2015).
Notes
1. GontarS.N., RjasovA.A. Stage of collecting of material evidences and their maintenance in criminal legal proceedings // Bulletin of the North Caucasian federal university. 2007. № 2.
2. Dolya E.A. Formation of proofs on the basis of results of operatively-search activity: the monography. Moscow, 2009.
3. Isaenko V.N. Phe permission of the proofs received at research of results of operatively-search activity // Legality. 2011. № 1.
4. Kokurin G.A. To a question on concept of results of operative-dective activity // Business, management and the right. 2015. № 1.
5. Mazova E.I. The role of function of operatively-search activity in maintenance of safety of the persons who are subject to the state protection // Russian investigator. 2013. № 6.
6. Makarov A.V., Firsov O.V. The problem of registration of results public operative-detective actions // Russian investigator. 2013. № 12.
7. Chupilkin Yu.B. Criminally the requirements shown to the operative detective form of results of ORD // Russian justice. 2013. № 5.
8. About the state protection of victims, witnesses and other participants of criminal legal proceedings: federal law from August, 28th, 2004 №119-FL (pub. 03.02.2014) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (date of the reference: 02.12.2015).
74
Юридическая наука и практика