Научная статья на тему 'Проблемы использования исключительных режимов в российском праве'

Проблемы использования исключительных режимов в российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКС ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НАЗНАЧЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА / ФУНКЦИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА / СТИМУЛИРУЮЩИЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / EXCLUSIVE REGIMES / LEGAL REGIMES / LEGAL STIMULI / LEGAL REGULATION / COMPLEX OF LEGAL MEANS / PURPOSE OF AN EXCLUSIVE REGIME / FUNCTIONS OF THE EXCLUSIVE REGIME / STIMULATING EXCLUSIVE REGIME / LIMITING EXCLUSIVE REGIME / EFFICIENCY OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афзалетдинова Гульнара Хасановна

В статье рассматриваются исключительные режимы как особая разновидность правовых режимов, существующих в российском праве; определяются их понятие, сущность, производится отграничение при помощи материального и формально-юридического критериев данного государственноправового явления от смежных понятий, таких как правовой режим, льготные, поощрительные и ограничительные правовые режимы и режим исключения. Отстаивается мнение о том, что исключительный правовой режим самостоятельная правовая категория, которая не заменяется и не подменяется вышеуказанными смежными понятиями. Особое внимание автор уделяет вопросам назначения исключительных режимов, которое связано с функциями данных режимов. Автором статьи используются как общенаучные (анализ и синтез, а также обобщение, дедукция и индукция) методы познания, так и специальные методы (сравнительно-правовой, системный, формально-юридический, структурно-функциональный, метод анализа и обобщения норм законодательства). Автором обозначаются следующие функции исключительных режимов: познавательная, регулятивная, стимулирующая, компенсационная, коммуникативная и развития социальных связей. Раскрываются отличительные особенности двух основных видов исключительного режима стимулирующего и ограничивающего, являющихся парными юридическими категориями. Исследуется вопрос эффективности использования исключительного регулирования, для повышения ценности и значения такого правового института, как исключительный режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of use of exclusive regimes in the Russian law

Review. The article concerns exclusive regimes as a special type of legal regimes existing in the Russian law, the author provides their definition, discusses their nature, differentiates them from similar terms, such as legal regime, preferential and limiting legal regime and exclusion regime, using material and formal legal criteria. The author supports the position that an exclusive legal regime is an independent legal category, which is not substituted with the above-mentioned related terms. The author pays special attention to the issues of purposes of exclusive regimes, which is related to their functions. The author uses general scientific cognition methods (analysis, synthesis, generalization, deduction and induction), as well as the special methods (comparative legal, systemic, formal legal, structural functional, analysis and generalization of legal norms). The author establishes the following functions of the exclusive regimes: cognitive, regulating, stimulating, compensating, communicative functions and the function of development of the social connections. The author also discusses distinguishing features of the two main types of exclusive regimes: stimulating and limiting regimes, them being dual legal categories. The author also studies the issue of efficient use of exclusive regulation for improving value and importance of the legal institution of an exclusive regime.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования исключительных режимов в российском праве»

ТЕОРИЯ ПРАВА

Г.Х. Афзалетдинова*

Проблемы использования исключительных режимов в российском праве

Аннотация. В статье рассматриваются исключительные режимы как особая разновидность правовых режимов, существующих в российском праве; определяются их понятие, сущность, производится отграничение при помощи материального и формально-юридического критериев данного государственно-правового явления от смежных понятий, таких как правовой режим, льготные, поощрительные и ограничительные правовые режимы и режим исключения. Отстаивается мнение о том, что исключительный правовой режим — самостоятельная правовая категория, которая не заменяется и не подменяется вышеуказанными смежными понятиями. Особое внимание автор уделяет вопросам назначения исключительных режимов, которое связано с функциями данных режимов. Автором статьи используются как общенаучные (анализ и синтез, а также обобщение, дедукция и индукция) методы познания, так и специальные методы (сравнительно-правовой, системный, формально-юридический, структурно-функциональный, метод анализа и обобщения норм законодательства). Автором обозначаются следующие функции исключительных режимов: познавательная, регулятивная, стимулирующая, компенсационная, коммуникативная и развития социальных связей. Раскрываются отличительные особенности двух основных видов исключительного режима — стимулирующего и ограничивающего, являющихся парными юридическими категориями. Исследуется вопрос эффективности использования исключительного регулирования, для повышения ценности и значения такого правового института, как исключительный режим. Ключевые слова: исключительные режимы, правовые режимы, правовые стимулы, правовое регулирование, комплекс юридических средств, назначение исключительного режима, функции исключительного режима, стимулирующий исключительный режим, ограничивающий исключительный режим, эффективность правового регулирования.

Проводимые в стране реформы свидетельствуют об изменении целей и средств в правовом регулировании. Одним из средств, свидетельствующим о совершенствовании механизмов стабилизации и актуализации правового регулирования, является исключительный правовой режим, для которого характерна стабильность и в то же время способность адекватного и объективного реагирования на социальные процессы, при помощи комплекса юридических средств.

Особую актуальность имеет проблема функционирования правовых институтов, направленных на преодоление острых социальных и военных конфликтов, ликвидацию экологических и техногенных катастроф, специфическое правовое регулирование, в ходе которого устанавливаются правомерные ограничения, законные изъятия, создаются условия для удовлетворения субъектами их законных требований, что обусловливает

необходимость использования комплекса специфических правовых средств, которым выступает исключительный правовой режим. Специфика правового регулирования обусловлена особым сочетанием комплекса правовых средств стимулирующего и ограничивающего характера, что свидетельствует об их научной и практической значимости.

Наличие отдельных работ, посвященных проблеме исследования правовых режимов с позиции теории права и отраслевых юридических наук, особенно в рамках административного права1, исследовавших правовые режимы фрагментарно, свиде-

1 См.: Пчелинцев С.В. Ограничение прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 16; Лермонтова Н.В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7. 175; Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 23.

© Афзалетдинова Г.Х., 2015

* Афзалетдинова Гульнара Хасановна — старший следователь по ОВД Следственной службы, Управление Федеральной службы России по контрою за оборотом наркотиков по Московской обл. [[email protected]]

127995, Россия, г. Москва, ул. Садово-Кудринская, д. 9.

тельствует об отсутствии системного и комплексного подхода к изучению исключительных режимов, что предопределяет актуальность и новизну предпринимаемых исследований. Недостаточная проработанность на общетеоретическом уровне проблемы исключительных режимов создает препятствия для полноценного их использования.

Подтверждением научной и практической значимости исследования в данном направлении является необходимость формирования целостной концепции исключительных режимов, совершенствования правового инструментария, изучения механизма действия данного режима, проблем его использования.

Научная значимость данного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке вопроса общетеоретического осмысления категории «исключительный правовой режим» в теории права. При помощи такого анализа всегда можно получить четкое представление о состоянии механизма действия права в целом.

Практическая значимость проблемы состоит в том, что целостное теоретическое исследование исключительных режимов положительно скажется на совершенствовании механизма правового регулирования, будет способствовать изучению указанной проблемы с позиций отраслевых наук, совершенствованию исключительных режимов в условиях глобализации и интеграции, в правотворческой деятельности (при создании нового законодательства), в правоприменительном процессе.

С целью познания сущности исключительного правового режима в ходе сравнительного анализа проведем отграничение данного понятия от таких смежных категорий юридической науки, как «правовой режим», «льготный режим», «поощрительный режим», «ограничительный режим» и «режим исключения». В целях более правильного отграничения данных понятий используем материальный и формально-юридический критерии.

Материальный критерий устанавливает, какие правовые средства преимущественно используются в правовом регулировании. Если применяются правовые стимулы в виде предоставления субъективных прав, правовых льгот и поощрений, создающих положительную правовую ориентацию и мотивацию, то имеет место использование льготного либо поощрительного правового режима; если используются правовые ограничения в форме приостановлений, ограничений и запретов, то имеет место ограничительный режим.

При формально-юридическом критерии учитывается результат воздействия правовых средств и та ситуация (благоприятная или неблагоприятная), которая создается.

При сопоставлении таких понятий, как льготный, поощрительный и ограничительный режимы, необходимо уяснить смысл понятия правовой

режим, при определении которого ученые не достигли согласия. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют следующие основные признаки правового режима, которые состоят в том, что они:

♦ устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

♦ имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

♦ представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

♦ создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права2. Соглашаясь с данным перечнем признаков,

присущих правовым режимам, Г.С. Беляева дополнительно указывает на их системный и комплексный характер, особую структуру3.

Своеобразный взгляд на проблему определения понятия правового режима как теоретической категории изложен в исследовании Э.Ф. Шамсу-мовой, которая под правовым режимом в широком смысле понимает особый порядок законодательного регулирования действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах общественных отношений либо на определенных объектах (не понятно, о каких объектах идет речь), включающий в себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы дозволений, стимулов, гарантий, запретов, ограничений, обязываний, а также их комплексное исполнение и применение мер принуждения и привлечения виновных к ответственности4. Среди недостатков данного определения необходимо отметить громоздкость, противоречивость авторских оценок (в частности то, что правовой режим включает в себя установление механизма), перегруженность определения синонимами (действия, поведение).

При определении правового режима Г.С. Беляева отдает предпочтение функциональному подходу и понимает под правовым режимом особый порядок правового регулирования, который вводится в действие по специфическим мотивам, с учетом самобытности социальной ситуации и не применим в том же виде в каких-либо других сферах5.

2 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 18.

3 См.: Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. С.12.

4 См.: Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 8, 72.

5 См.: Беляева Г.С. Указ. соч. С. 12.

В каждом из приведенных определений имеется рациональное зерно, которое необходимо использовать для дальнейшего изучения данной категории. Вышеуказанные исследования, несомненно, способствовали разработке понятия правового режима, но вместе с тем не снижается актуальность изучения проблемы исключительных режимов.

Одной из форм проявления правовых стимулов выступает льготный режим, особенностями которого являются: создание упрощенного порядка удовлетворения правомерных интересов определенной в законодательном порядке категории лиц, имеющих определенные особенности (связанные с полом, возрастом, наличием инвалидности, особыми условиями труда и др.), путем предоставления дополнительных преимуществ и нормативных изъятий, с целью улучшения их положения. Льготные режимы являются разновидностью исключительных правовых режимов стимулирующего характера, связаны с положительной правовой мотивацией деятельности субъектов.

И.С. Морозова, исследовавшая вопросы теории и практики льгот, справедливо отмечает, что «устанавливая определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера, правовые льготы позволяют дифференцированно подходить к вопросам регламентации определенных групп социальных связей, учитывать их специфические особенности в каждом конкретном случае, выделив положение отдельных категорий субъектов в той или иной области общественных отношений»6.

Также необходимо разграничивать исключительные и поощрительные правовые режимы, которые являются разновидностью первых. А.В. Малько определяет правовое поощрение как форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия7.

Отличие исключительного правового регулирования от поощрительного проявляется в том, что используемые в процессе исключительных режимов правовые средства применяются комплексно и имеют как стимулирующую, так и ограничивающую направленность (при поощрительном регулировании используемые меры поощрения имеют только стимулирующий характер), а также создают для субъектов особые условия для реализации законных интересов (поощрительные режимы выступают формой вознаграждения со стороны общества и государства).

Характерными особенностями ограничительного правового режима является то, что они

используются в связи с необходимостью сдерживания наступления неблагоприятных условий; состоят из совокупности правовых средств, использующих в правовом регулировании ограничения, приостановления и запреты; представляют собой разновидность исключительных правовых режимов ограничительного характера; сопровождаются (не во всех случаях) ограничением прав и свобод человека; связаны с отрицательной правовой мотивацией; предполагают снижение негативной активности; действуют благодаря установлению определенных исключений.

Общее у льготных, поощрительных, ограничительных и исключительных правовых режимов состоит в том, что они устанавливаются и обеспечиваются государством; представляют собой специфический порядок правового регулирования с преобладанием стимулирующих средств в льготном и поощрительном режимах, а также запретов, приостановлений и ограничений — в ограничительном, и сочетанием юридических средств стимулирующей и ограничивающей направленности — в исключительных режимах, что обеспечивает ему гибкость и в то же время стабильность и адекватность в процессе правового регулирования. Данный правовой институт — исключительный режим — по смысловому значению шире, чем льготные, поощрительные и ограничительные правовые режимы.

В юридической литературе встречается такое понятие, как «режим исключения», который «вводится субъектом правотворчества как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются: общее правило ("все"); исключения из него (чаще всего перечень исключений, которые в законодательстве нередко формулируются в качестве исчерпывающего). При этом исключения должны быть точно указаны в нормативно-правовом акте. Достоинство применения такого режима состоит в том, что он позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень конкретности правовых предписаний»8. Таким образом, исключительный режим и режим исключения представляют собой разные по смыслу и значению правовые понятия, это не просто перестановка слов местами. Если исключительный режим представляет собой специфический порядок правового регулирования, использующий для этого правовые средства стимулирующей и ограничивающей направленности, то режим исключения используется только субъектом правотворчества путем установления в нормативно-правовом акте исключения из общего правила с целью учета всех жизненных ситуаций.

Исключительный режим — самостоятельная правовая категория, семантическое и гносеоло-

6 Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. 2001. № 4. С. 40.

7 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве //

Правоведение. 1998. № 3. С. 139.

8 Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. М.: Юр-литинформ, 2012. С. 13.

гическое значение которой не подменяется и не поглощается другими, близкими к ней по смыслу понятиями. Вышеуказанный правовой режим представляет собой специфический порядок правового регулирования, формируемый с помощью комплекса юридических средств стимулирующей или ограничивающей направленности, создающий для субъектов особые условия для реализации их законных интересов.

При исключительном правовом регулировании прослеживается оптимальное комплексное сочетание правовых стимулов (преимущественно в отраслях частного права), правовых льгот (преимущественно используемых в праве Всемирной торговой организации (далее — ВТО), Таможенного союза, в трудовых отношениях) и ограничений (в сфере публичного права), также их влияние заметно в отраслях материального и процессуального права, что положительно сказывается на правовом регулировании в целом. Использование правовых стимулов в определенных видах деятельности позволяет государству соответствующим образом реагировать, управлять поведением индивидов в соответствующих правоотношениях с целью соблюдения законности.

Назначение исключительного режима определяется в зависимости от явлений социального, природно-техногенного, экономического, политического характера и др. Назначение данного правового института проявляется посредством присущих ему функций и напрямую связано с правовым регулированием в целом, имеет специфику, которая сводится к следующему:

♦ законодательное установление правил поведения, учитывающих специфику регулируемых нестандартных экстраординарных ситуаций, при помощи специфических юридических средств;

♦ создание для субъектов особых условий для реализации ими законных интересов;

♦ определение ограничений, необходимость которых обусловлена сущностью и спецификой конкретных правовых отношений.

Как отмечено выше, назначение исключительного правового режима тесно связано с его функциями, которые имеют определенную специфику, связанную с используемыми правовыми средствами в процессе правового регулирования.

Функции исключительного правового режима представляют собой основные направления их действия с целью регулирования правовых отношений, имеющих экстраординарный, специфический характер.

Выделяют следующие функции исключительных правовых режимов: познавательную, регулятивную, стимулирующую, компенсационную, коммуникативную и развития социальных связей. Использование в комплексе данных функций обеспечивает направленность правового регулирования.

Познавательная функция исключительного режима связана с процессом выявления и познания закономерностей нестандартной правовой действительности, которая требует применения специфического порядка правового регулирования.

Регулятивная функция исключительного режима выражается в том, что при помощи такого «укрупненного блока» правового инструментария, как исключительные правовые режимы, государство осуществляет эффективное упорядочивание нестандартных экстраординарных ситуаций социального, природно-техногенного, международного и иного характера, используя правовые средства стимулирующей и ограничивающей направленности.

Стимулирующая функция заключается в том, что через исключительный правовой механизм осуществляется правовая политика государства (например, в международных взаимоотношениях в рамках ВТО она проявляется в «достижении взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях», предусмотренных Марракешским соглашением об учреждении ВТО от 15.04.1994 г.9, и в других международно-правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией), исключительное регулирование в данном случае связано с взаимным предоставлением льгот и уступок для стран, входящих в ВТО, Таможенный союз, с целью увеличения товарооборота.

Компенсационная функция исключительного режима заключается в создании приблизительно равных правовых условий для удовлетворения интересов и потребностей категории лиц, занимающих неравные правовые условия в силу определенных обстоятельств (состояние здоровья, наличие инвалидности, не достижение возраста, позволяющего вступать в полноценные трудовые правоотношения, особые условия труда), путем предоставления льгот.

Коммуникативная функция исключительного режима связана с обменом юридически значимой информацией, исходящей от законодателя, направленной всем субъектам права, в связи с правовым регулированием нестандартных правоотношений.

Функция развития социальных связей направлена на упорядоченное изменение отношений в процессе глобализации и интеграции государств.

В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) преобладают в правовом механизме, можно выделить два основных вида режимов — стимулирующий и ограничивающий.

Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4986.

Исключительные правовые режимы стимулирующего характера обладают рядом отличительных особенностей: в правовом регулировании преобладают льготы, поощрения, субъективные права, расширяющие юридические возможности у субъектов; льготы распространяют свое действие на определенную категорию субъектов, слабо защищенную в социальном отношении и поэтому нуждающуюся в предоставлении дополнительных возможностей юридического характера; они призваны вызвать положительную правовую мотивацию; предполагают повышение активности у субъектов права; направлены на создание благоприятной ситуации.

Действие исключительного режима стимулирующего характера можно показать на примере установления льгот и гарантий лицам, воспитывающих детей без матери. Так, ст. 264 ТК РФ10 предусмотрено установление «гарантий и льгот, предоставляемых женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда)».

Исключительные правовые режимы ограничивающего характера обладают рядом отличительных особенностей: они направлены на сдерживание противоправной деятельности (например, вводятся с целью ликвидации негативных последствий социального, природно-техногенного и иного характера); при правовом регулировании преобладают ограничения, приостановления, обязывания и запреты, которые устанавливают нормативные изъятия в деятельности субъектов; связаны с отрицательной мотивацией в деятельности субъектов; сопровождаются снижением негативной активности; являются вынужденной мерой государства; введение ограничений, приостановлений и запретов, как правило, сопряжено с установлением временного срока их действия.

Исключительные режимы стимулирующего и ограничивающего характера являются парными юридическими категориями, так как в правовом регулировании они взаимообеспечивают и взаимодополняют друг друга, благодаря чему создается необходимый баланс в правовом механизме; являются двумя обобщающими видами исключительного режима, содержащими основные юридические средства; их комплексное использование в правовом регулировании способствует наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.

Разумеется, данные виды исключительных режимов не являются исчерпывающими, но на

их примере хорошо прослеживаются используемые при исключительном регулировании правовые средства. Вся система режимных мероприятий конкретизируется применительно к каждому исключительному режиму с помощью правовых установлений, учитывая особенности конкретных общественных отношений.

Вместе с тем исследование проблемы использования исключительных режимов будет не полным, если не затронуть вопрос эффективности данного вида режимного регулирования. Эффективность правового регулирования во многом определяется целесообразностью и обоснованностью использования правовых стимулов и ограничений сложившейся в результате их использования правовой ситуации, которую можно охарактеризовать как благоприятную либо неблагоприятную. Для того чтобы судить о том, является ли данный правовой институт эффективным или нет, не обязательно полное совпадение поставленной законодателем цели и фактического результата его реализации.

Проблема эффективности данного вида режимов отчасти связана с вопросом эффективности правовых норм, по поводу которых В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин указывали, что эффективность правовой нормы предполагает выявление ее цели (целей) и степени ее (их) достижения, то есть соотнесения результатов действия нормы с намеченной целью (целями)11. При оценке эффективности дей -ствия исключительных режимов нужно исходить из сопоставления поставленной законодателем цели и достигнутого результата, а также учитывать, какими правовыми средствами данный результат достигнут, являлось ли использование правовых средств разумным и экономически целесообразным, соответствовали ли ограничения и стимулы характеру регулируемых правоотношений, а также сложившуюся в результате использования правовых средств ситуацию, которую можно охарактеризовать как сверхблагоприятную, благоприятную либо неблагоприятную.

Эффективность исключительных режимов в отраслях публичного и частного права имеет свою специфику. Так, в отраслях публичного права имеющийся отрицательный побочный эффект — ограничение прав и свобод граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случае введения военного положения — вряд ли позволит нам сделать вывод о неэффективности соответствующего режимного регулирования. Вводимые ограничения не сводят на нет тот положительный социальный эффект, который возникает при введении данного режима.

10 Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3; 2013. № 27. Ст. 3454.

11 См.: Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. С. 150.

Эффективность исключительного режимного регулирования в сложных государственных образованиях в условиях интеграции государств (нормы, содержащиеся в праве ВТО и Таможенного союза) зависит от уровня экономического, правового, социального развития стран-членов, то есть в большей мере от факторов объективного характера. Кроме того, для оценки эффективности их действия необходимо сопоставлять затраченные экономические ресурсы и полученный результат. Использование исключительного регулирования многообразно, и оценка конкретного вида его использования должна производиться индивидуально, при сопоставлении вышеуказанных факторов.

На современном этапе исключительные режимы должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, поддержание законности и правопорядка в обществе, с их помощью, в частности, обретают развитие провозглашенные в российском законодательстве цели и задачи. Данное правовое явление необходимо рассматривать как важнейшую часть правового инструментария на современном этапе развития права, направленного на обеспечение и гарантию защиты интересов личности, общества и государства.

В условиях интеграционных экономических процессов в международном масштабе, выража-

Библиография:

ющихся во все большем сближении экономик разных стран, активизации международной торговли, ценность и значение исключительного режимного регулирования возрастает. На современном этапе развития права существует потребность в подготовке юридической основы для этих отношений между государствами, данная задача не может быть выполнена без использования необходимых специальных правовых средств, что еще раз свидетельствует о необходимости более глубокого системного теоретического исследования исключительных режимов.

Относительно перспектив использования исключительных правовых режимов в российском законодательстве необходимо отметить, что оно претерпит существенные изменения, одним из направлений которого будет осуществление «зонирования» правового регулирования в публичных и частных отраслях права, в зависимости от особенностей, которые имеет исключительное регулирование. С помощью исключительных режимов будет более дифференцировано осуществляться правовое регулирование.

В целях повышения эффективности такого правового института, как исключительные режимы, необходимо их комплексное и системное теоретическое исследование.

1. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. 44 с.

2. Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.

3. Лермонтова Н.В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 186 с.

4. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. № 3. С. 134—147.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16—29.

6. Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. 2001. № 4 (237). С. 39—50.

7. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. М.: Юрлитинформ, 2012. 416 с.

8. Пчелинцев С.В. Ограничение прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 545 с.

9. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 347 с.

10. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 213 с.

References (transliteration):

1. Belyaeva G.S. Pravovoi rezhim: obshcheteoreticheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Kursk, 2013. 44 s.

2. Kudryavtsev V.N., Nikitinskii V.I., Samoshchenko I.S., Glazyrin V.V. Effektivnost' pravovykh norm. M.: Yurid. lit., 1980. 280 s.

3. Lermontova N.V. Administrativno-pravovye rezhimy v sisteme publichnogo upravleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009. 186 s.

4. Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave // Pravovedenie. 1998. № 3. S. 134—147.

5. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Pravovye rezhimy: voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. 1996. № 1. S. 16-29.

6. Morozova I.S. L'goty v rossiiskom prave: problemy effektivnosti // Pravovedenie. 2001. № 4 (237). S. 39-50.

7. Pravovye rezhimy: obshcheteoreticheskii i otraslevye aspekty / pod red. A.V. Mal'ko, I.S. Barzilovoi. M.: Yurlitinform, 2012. 416 s.

8. Pchelintsev S.V. Ogranichenie prav i svobod grazhdan v usloviyakh osobykh pravovykh rezhimov: metodologiya, teo-riya, praktika: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2006. 545 s.

9. Rushailo V.B. Spetsial'nye administrativno-pravovye rezhimy v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2004. 347 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shamsumova E.F. Pravovye rezhimy (teoreticheskii aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2001. 213 s.

Материал поступил в редакцию 31 марта 2014 г.

Problems of use of exclusive regimes in the Russian law

AFZALETDINOVA, Gulnara Hasanovna — Senior Investigator of the Department of Internal Affairs of the Investigation Service of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation in the Moscow Region. [[email protected]]

127995, Russia, Moskva, ul. Sadovo-Kudrinskaya, 9.

Review. The article concerns exclusive regimes as a special type of legal regimes existing in the Russian law, the author provides their definition, discusses their nature, differentiates them from similar terms, such as legal regime, preferential and limiting legal regime and exclusion regime, using material and formal legal criteria. The author supports the position that an exclusive legal regime is an independent legal category, which is not substituted with the above-mentioned related terms. The author pays special attention to the issues of purposes of exclusive regimes, which is related to their functions. The author uses general scientific cognition methods (analysis, synthesis, generalization, deduction and induction), as well as the special methods (comparative legal, systemic, formal legal, structural functional, analysis and generalization of legal norms). The author establishes the following functions of the exclusive regimes: cognitive, regulating, stimulating, compensating, communicative functions and the function of development of the social connections. The author also discusses distinguishing features of the two main types of exclusive regimes: stimulating and limiting regimes, them being dual legal categories. The author also studies the issue of efficient use of exclusive regulation for improving value and importance of the legal institution of an exclusive regime.

Keywords: exclusive regimes, legal regimes, legal stimuli, legal regulation, complex of legal means, purpose of an exclusive regime, functions of the exclusive regime, stimulating exclusive regime, limiting exclusive regime, efficiency of legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.