УДК 371
Л. Г. КУЧЕПАТОВА, А. В. ХАЗРАТКУЛОВА ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
Рассмотрены проблемы функционирования и регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, рассматриваются не только общие вопросы их становления и развития, но и отдельные аспекты управления этими специфическими рынками с учётом как отечественной, так и зарубежной практики.
Ключевые слова: вузовская наука, инструмент интеграции, профессиональное обучение, трудовые ресурсы, человеческий капитал.
В условиях глобализации система высшего образования приобретает новые черты, проявляющиеся в интенсивности её развития и финансирования со стороны государства и бизнеса, достижения гибкости и мобильности и, наконец, доступности для всех слоёв населения. Финансовая помощь государства высшему образованию проявляется и в обеспечении его доступности.
Изменения, которые претерпевает мировой рынок труда, очевидны. В последние годы он стал ареной «борьбы за таланты», которую ведут страны с развитой рыночной экономикой по всему миру за квалифицированных специалистов, учёных и даже квалифицированных рабочих. Такая борьба обусловлена тенденцией наращивания странами научно-технического и инновационного интеллектуального капитала, что проявляется в росте численности занятых в сфере научных исследований, затрат на её развитие и разработок кадров.
О важности образования для стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует и устойчивый рост инвестиций в человеческий капитал, отдача от которых превышает прибыль от вложений в производство в три раза. Если увеличение инвестиций в акционерный капитал на 10% позволяет повысить производительность труда на 3-4%, то вложения в повышение уровня образования также на 10% дают рост производительности труда на 9%.
Одновременно чётко прослеживаются основные направления повышения эффективности образования за счёт укрепления связей образовательных учреждений с бизнесом и развития между ними экономических отношений.
В мировой практике важной формой профессионального обучения уже давно стали корпоративные системы обучения, реализуемые в самых
© Кучепатова Л. Г., Хазраткулова А. В., 2013
различных формах. В США ежегодно на корпоративное обучение расходуется около 100 млрд долларов США. Программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются и успешно реализуются практически в 80% американских компаниях с числом занятых 500 и более человек. Государственный подход к проблеме стимулирования возвращения своих учёных и специалистов из-за рубежа определяет потенциал национальной экономики.
Интересна проводимая в Испании государственная политика по стимулированию роста численности научных кадров. В её рамках с 80-х годов реализуется программа по оказанию финансовой поддержки в форме грантов и заработной платы большому числу соискателей учёных степеней, что позволит им вернуться в Испанию. В 90-е годы были предприняты также органами власти крупномасштабные меры в рамках региональной политики формирования рабочей силы. В 2002-2003 гг. правительством Испании при содействии Министерства науки и техники была разработана программа, направленная на улучшение условий труда для возвращающихся из-за рубежа в страну научных кадров. Программа оказала существенное воздействие на спрос и предложение на рынке труда. Она способствовала расширению участия государственных научных центров и университетов в реализации кадровой политики и предусматривала создание в них для учёных двух тысяч рабочих мест, утверждённых на условиях пятилетних программ. Общий объём государственных субсидий составляет 315 миллионов евро в год. Результатом реализации программ стало возвращение в Испанию 424 испанских специалистов и 344 иностранных специалистов. Немаловажное воздействие на формирование и функционирование региональных рынков труда оказывает и демографическая ситуация, характеризующаяся снижением темпов роста населения и численности экономически активного населения в стране.
Один из факторов связан с низким уровнем оплаты труда и завышенными требованиями работодателей к рабочей силе всех категорий. Что имеет серьёзные негативные последствия для развития промышленного производства, способствуя консервации отсталых производств, использующих дешёвый труд. У значительной части работников отсутствует мотивация к повышению производительности труда.
Рынок труда рассматривается как важнейшая составляющая рыночной экономики. Одновременно автор исходит из необходимости отказаться от упрощённых трактовок рынка труда как системы экономических отношений по купле и продаже рабочей силы и перехода к более полным его трактовкам, согласно которым рынок труда понимается как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Немаловажным представляется понимание рынка труда как рыночной формы организации сферы труда и занятости.
Становится очевидным, что результаты вузовской науки не внедряются в производственную деятельность, в том числе и по причине ослабления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и промышленными предприятиями.
Следовательно, обеспечением роста конкурентоспособности региона должно стать развитие вузовского сектора фундаментальных исследований и прикладных разработок, а также инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию передовых технологий.
Однако результаты государственной политики, направленной на формирование «полюсов конкурентоспособности» на базе сильнейших российских вузов, лишь усилили межрегиональную дифференциацию, вследствие оттока интеллектуального капитала из «менее конкурентоспособных» регионов. В сложившихся условиях возникает необходимость разработки и внедрения механизма интеграции вузовской науки в инновационную систему региона, которая бы позволила повысить его конкурентоспособность на макро- и мезоуровнях на основе эффективно функционирующего инновационно-конкурентного процесса.
Снижение эффективности инновационного процесса и, как следствие, понижение уровня конкурентоспособности региона, обусловлены рядом причин, среди которых: фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры региона; низкий уровень развития сектора прикладных разработок в части коммерциализации передовых технологий; ослабление кооперационных
связей между научно-образовательными учреждениями и производственными предприятиями; низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики; незначительный уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям; отсутствие конкурентной среды в сегменте инновационного предпринимательства и т. д.
Многочисленными исследованиями установлено, что главной причиной указанных процессов является отток знания как основы формирования конкурентного ресурса. Для предотвращения оттока знания необходимым является создание условий для его трансформации в инновацию.
В условиях современного общества основные конкурентные ресурсы (знания, человеческий капитал) носят высокомобильный характер, следовательно, и регион, создающий условия для их создания, привлечения на свою территорию и удержания, должен своевременно отвечать на запросы инновационной среды. Быстрота реакции региона на формирование условий для реализации конкурентных ресурсов проявляется, в первую очередь, в интенсивности развития приоритетных сфер инновационной деятельности.
Становление этих двух рынков сопровождалось не только отсутствием относительного равновесия предложения и спроса на рабочую силу на национальном и региональном уровнях, но и отставанием развития рынка образовательных услуг от запросов рынка труда. Это проявилось в том, что процессы реструктуризации во многих ключевых отраслях национальной экономики и промышленности столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы, отсутствием или несоответствием уровня специалистов требованиям обеспечения конкурентоспособности предприятий и целых отраслей.
Острота проблемы несбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг приобретает принципиально важное значение в условиях глобализации. Рост открытости национальных экономик и растущая мобильность финансовых ресурсов и рабочей силы вынуждает страны с развитой рыночной экономикой принимать радикальные меры по обеспечению воспроизводства трудовых ресурсов и их соответствия требованиям конкурентоспособных предприятий.
Глобализация означает не только ожесточённую конкуренцию за рынки сбыта на мировой экономической арене. Её социальный аспект связан с появлением новых рабочих мест и реформированием образования. На стадии экономического роста и рынок труда, и рынок образовательных услуг оказались неспособными
позитивно и в должной степени влиять на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.
Приобретает первостепенное значение политика, стратегия и принципы развития трудовых ресурсов и подготовки кадров. Возрастает роль государства в регулировании рынка труда, в формировании и реализации политики в сфере образования с целью достижения стратегических целей экономического развития.
В этих условиях становление рыночной экономики в нашей стране должно сопровождаться не просто созданием эффективно функционирующего рынка труда, реформированием и развитием рынка образовательных услуг, но и обеспечением их интеграции, развитием партнерских отношений между субъектами этих двух рынков.
Актуальность этой задачи возрастает в условиях развития глобализации и вовлечения России в качестве важного партнера в систему международного разделения труда, когда вопросы занятости населения, снижения уровня безработицы рассматриваются как условия повышения эффективности экономики, а совершенствование организационных и экономических механизмов государственного регулирования занятости, обеспечение качества и конкурентоспособности рабочей силы становятся ключевыми задачами социально-экономического развития. В свою очередь, рыночная трансформация образовательных учреждений и развитие системы платных образовательных услуг не способствовали в должной мере обеспечению потребностей бизнеса в рабочей силе.
Вместе с тем региональные программы обеспечения занятости призваны стать инструментом не только обеспечения сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда, но и решения проблем занятости, формирования инновационной занятости для имеющихся в регионах инновационных структур, создания системы квотирования и регулирования миграционных процессов.
Хотя национальный рынок труда и рынок образовательных услуг, как и региональные функционирующие в локальном режиме их секторы, стали предметом многих исследований в отечественной экономической науке, однако поиск путей
обеспечения их эффективного функционирования оказался недостаточно плодотворным.
Но вопросы организационной и экономической интеграции этих двух рыночных институтов не получили должного внимания и не стали предметом всесторонней и глубокой проработки учёными-экономистами. Убедительным свидетельством этого является недоиспользование механизмов интеграции со стороны властей всех уровней.
Немаловажным является и активизация притока внебюджетных средств и, прежде всего, финансирования со стороны бизнеса, доля которого составляет лишь 5% от общего объёма финансирования высшего образования. В настоящее время по мере развития целевой подготовки специалистов в вузах и финансирования конкретных образовательных программ конкретных вузов требуется довести эту долю до 25%.
Модернизация образовательной системы не может быть успешной без приведения структуры подготавливаемых специалистов в соответствие потребностям динамично развивающейся экономики. Речь идет о достижении баланса в рамках ключевых отраслей промышленности, в частности, её обрабатывающих производств, составляющих производственный базис для экономического роста.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Коновалова, Л. В. Совершенствование стратегического управления вузов. http:// econ-ference.ru/ blog/conf05/150.html (дата обращения: 05.12.2013).
2. Тихонов, Э. А. Из опыта проектирования стратегии управления вузом.http://www. confcon-tact.com/20110531/pe2_tihonov/htm (дата обращения: 05.12.2013).
Кучепатова Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ.
Хазраткулова Анжелика Валерьевна, старший преподаватель Джизакского политехнического института (Узбекистан).