СООБЩЕНИЯ
УДК 94 (477.75) ББК 63.3
Михаил Никифиров
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Аннотация: В статье изучается политик российских властей в Крыму в первые годы после его присоединения Российской империи. В работе проводится анализ указов Екатерины II, который позволяет утверждать, что императрица стремилась провести интеграцию бывших владений Крымского ханства в Российскую империю наиболее безболезненно для старожильческого населения. Российские власти пошли на большие уступки местному населению. Крымско-татарская элита получила равные российскому дворянству права и заняла ключевые посты гражданской власти. Рядовому населению были предоставлены обширные льготы, в частности в вопросах военной службы и налогообложения. Есть все основания утверждать, что политика российских властей в Крыму не преследовала цель спровоцировать новых поданных империи на бегство за пределы полуострова.
Ключевые слова: Крым, Екатерина II, Российская империя, интеграция.
Интеграция владений Крымского ханства в состав Российской империи в конце XVIII в., благодаря событиям Крымской весны, представляется сейчас одной из наиболее актуальных тем. С 8 апреля 1783 года1, перед Российской империей, так же как сейчас перед Российской Федерацией стала задача включения бывших владений Крымского ханства и Османской империи в другое государство. Несмотря на явные отличия проблем, с которыми столкнулись российские власти тогда и сейчас, наблюдаются и схожие моменты, характерные для двух исторических периодов.
8 апреля 1783 года Екатерина II издала Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». В Манифесте Екатерина II за себя и за своих приемников обещала населению Крымского ханства равные с другими
подданными империи права, охранять и защищать их лично, их имущество, храмы и природную веру. В этой связи любопытно рассмотреть политику Российской империи в отношении бывших владений Крымского ханства в период правления Екатерины II, проследить, как «охранялись и защищались» права новых подданных империи на практике. Также очертим круг проблемных вопросов, с которыми российские власти столкнулись в первые годы после присоединения Крыма.
Присоединив владения Крымского ханства к России, Екатерина II первым делом добивается присяги от местного населения. Известие о принятии жителей Крымского ханства в российское подданство императрица получает 28 июля 1783 года . Уже зимой следующего, 1784 года, российские власти уравнивают в правах
1 Здесь и далее даты по старому стилю.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - СПб., 1830. - №15708, №15798.
татарскую знать с россииским дворянством . Исполнение этого решения в Крыму столкнулось с большими сложностями, так как в связи с определёнными национальными традициями крымскотатарская элита зачастую не имела никаких документов, подтверждающих их высокий статус4. Войдя в положение новых подданных, представители российской власти в Крыму идут на нестандартный шаг и фактически разрешают подтверждать права той или иной семьи на дворянские привилегии устными свидетель-ствованиями или неофициальными записками. В итоге в списки дворян из жителей бывшего Крымского ханства входят 334 фамилии5. Позже, 9 апреля 1784 года, для дворян и губернских чиновников Таврической области был установлен специальный мундир6. Привилегии получили и крымско-татарские крестьяне, так и не ставшие крепостными.
Второй важной задачей российских властей на полуострове становится привидение управленческого аппарата на территории бывшего Крымского ханства к российским стандартам. Первоначально на полуострове попытались совместить традиционную для Крымского ханства структуру государственного устройства с нормами, принятыми в Российской империи для чего создавались параллельные органы власти . Центральным органом местной гражданской власти становится, сформированное в 1783 году в том числе и из представителей крымско-татарской знати, Крымское правительство. Крымское правительство выбирало каймаканов и кадиев, которые осуществляли власть в
3 Там же, - №15936.
4
Прохоров Д.А. Органы управления Таврической области после присоединения Крыма к России (17831787 гг.) // МАИЭТ. - 1996. - Вып. V. - С. 220.
Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 17751800. - М., 1959. - С. 47, 97. Полное собрание законов - №15975.
7
Рославцева Л.И. Система государственного устройст-
ва и общественный быт / Л.И. Рославцева // Тюркские
народы Крыма. - М.: Наука, 2003. - С. 184.
шести районах полуострова - т.н. кайма-канствах. Каймаканы и кадии заведовали судом, исполняли поручения высших властей, и выполняли полицейские функции в вверенных им районах Крыма8.
Гражданские органы власти подчинялись командующему российскими войсками, размещёнными на полуострове. С 15 августа 1783 года таким главнокомандующим становится О.А. Игельстром. С самого начала перед ним ставится задача собрать как можно больше сведений о традиционном укладе жизни на территории бывшего Крымского ханства. Это было необходимо для проведения глубокого анализа, который позволил бы вести взвешенную и аккуратную политику в отношении новых подданных империи. Результатом такой работы стало обширное статистическое обозрение Крымского
9
полуострова .
11 июня 1784 года на смену Крымскому правительству приходит Таврическое областное правление, которое возглавляет В.В. Коховский. Перед этим правительством уже ставится задача обустройства и развития Крыма.
Для развития сельского хозяйства на полуострове, в частности хлебопашества, виноделия и садоводства, при областном правлении в 1784 году учреждается «Особая контора земледелия и домоводства Таврической области». Развивать сельское хозяйство Крыма планировали при помощи передовых европейских технологий, для чего на полуостров приглашались известные специалисты из Франции, Италии и Англии10.
Параллельно с развитием сельского хозяйства российские власти не забывают и о промышленности. Любопытно, что даже в этом деле Екатерина II указывает на необходимость осторожного реформирования промышленности, чтобы ни в
8
Лашков Ф.Ф. Статистические сведения о Крыме, сообщённые каймаканами в 1783 году // ЗООИД. - Т.14. -1886. - С.91-156.
9 .
Там же, - С. 97-98. Дружинина Е.И. Указ соч., С. 134.
коем случае не уничтожить традиционные для Крыма отрасли хозяйства11.
С присоединением Крыма Российская империя получала широкий выход к Чёрному морю и возможность вести морскую торговлю. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большое внимание империя уделялось развитию портов. 22 февраля 1784 года Екатерина II издала Манифест, которым объявила морские порты Севастополя и Феодосии свободными для торговли с любыми странами12. Крымские пристани с 1 января 1786 года освобождались от пошлин на 5 лет при условии устройства таможенного контроля между полуостровом и сопредельными российскими территориями. В указе подчёркивалось, что распоряжение даётся для пользы края, но не должно быть в ущерб таможенных доходов13.
С момента присоединения Крыма и до февраля 1784 года на полуострове сохранялась административное деление, принятое ещё в Крымском ханстве14. 2 февраля 1784 года Екатерина II учреждает Таврическую область. В пояснении к такому решению императрица ещё раз подчёркивает желание, чтобы жители Крыма имели возможность свободно исповедовать свою веру, владеть своими имениями и пользовались такими же привилегиями, как и жители других регионов империи.
В границы новой области вошли Крымский полуостров, земли от Перекопа до пределов Екатеринославского наместничества и остров Тамань. Екатерина II подчёркивала, что территории бывшего Крымского ханства объединялись в область, пока увеличение населения и появление разных нужных заведений не дадут
11 Полное собрание законов №15814.
12 Там же №15935.
13 Там же №16239
14
Крючков А.В. Присоединение Крыма к России и начальный этап его включения в общеимперское пространство / А.В. Крючков / Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Саратов, 2006. - С. 145.
возможности сделать из неё губернию. Управление областью поручалось Екате-ринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Г.А. Потёмкину, который должен был до конца года разделить область на уезды15. И уже 8 февраля 1784 года Екатерина II повелела составить Таврическую область из 7 уездов: Симферопольского, Левкопольского, Евпаторийского, Перекопского, Днепровского, Мелитопольского и Фанагорий-ского. Правда последние три уезда созданы так и не были16. 2 апреля 1787 года вместо Левкополя уездным городом назначалась Феодосия, и уезд получал название Феодосийского17. Г.А. Потёмкину поручалось устроить областной и уездные города и открыть в них присутственные места соответственно количеству
жителей18.
Указом от 4 апреля 1784 года Екатерина II, в очередной раз подчеркнула необходимость предоставления привилегий крымским татарам и распорядилась при составлении штатов местных органов управления благоприятствовать в получении должностей местным жителям. На место губернского предводителя был назначен Мехметша-бей Ширинский, которому определялось жалование в 2 тыс рублей в год из местных доходов. При этом оговаривалось, что власть Мехмет-ша-бей Ширинского не должны превосходить полномочия, положенные губернскому предводителю19. Необходимые в Таврической области присутственные места были созданы 29 января 1787. Об их создании Г.А. Потёмкин отчитался в Сенате через три месяца20.
Одна из главных проблем, с которой столкнулась Российская империя в Крыму, была связана с земельными отношениями. После Манифеста, в Крыму обра-
15 Полное собрание законов №15920.
16 ПрохоровД.А. Указ. соч., С. 215.
17
Полное собрание законов №16525.
18 Там же, №15924
19 Там же, №15988
20 Там же, №16531.
зовываются довольно обширные казённые земли. Они формируются, главным образом, из ханского домена, который полностью отошёл российскому государству, а также «пустопорожних земель»:
участков эмигрировавших из Крыма зем-21
левладельцев . Казённые земли в большом количестве раздавались различным
22
категориям переселенцев . Обширные земельные участки получали как вновь прибывшие российские дворяне, так, ещё в большей степени, местные беи и мур-
23
зы . Распределение земель происходило с массовыми злоупотреблениями, на которые зачастую закрывали глаза местные власти и путаницей, которая приводила к фактическому захвату земель у старых владельцев24. Очень скоро эти злоупотребления и неразбериха достигли таких размеров, что заставили реагировать центральные власти. Екатерина II сначала распоряжается остановить раздачу казённых земель, которые предназначались переселенцам25. Затем сенат издал указ, который закреплял за всеми жителями полуострова право на наследственное владение земельной собственностью26. Оба указа свидетельствуют о желании государства урегулировать накопившиеся
27
в Крыму земельные проблемы . Многочисленные жалобы старожильческого населения привели к изданию ряда указов и распоряжений имперских властей, прямо предписывающих отбирать землю у новых владельцев, если старые предостав-
21
Конкин Д.В. Законодательное оформление земельной собственности в Крыму (1783-1796 гг.) / Д.В. Конкин // МАИЭТ. - 2006. - Вып. XII. - С. 631.
22 Полное собрание законов №15988, №16130, №16249,
№16559, №17191.
23
Бахрушин С.В. Основные моменты истории Крымского ханства / С.В. Бахрушин // МАИЭТ. - 1993. -Вып III. - С.337; Лашков Ф.Ф. Исторический очерк крымско-татарского землевладения / Ф.Ф. Лашков //
ИТУАК. - 1896. - №24. - С.58-60.
24
Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. - М., 2005. - Т.2. - С.216; Лашков Ф.Ф. Указ. соч., С. 62.
25 Полное собрание законов №17228.
26 Там же №17265.
27 Конкин Д.В. Указ. соч. С. 638
..28
ляли доказательства своих прав на неё . В ноябре 1796 года для разбора конфликтных ситуаций в земельной сфере предпринимается попытка создания особой комиссии по разбору земельных споров в Крыму. Впрочем, эта комиссия приступает к работе лишь после смерти Екатерины II.
Особое отношение российских властей к жителям бывшего Крымского ханства выражалось и в налоговой политике, которая по указанию Екатерины II не должна быть «в тягость народную». Екатерина II разрешает крымским татарам вместо традиционной для России подушной подати, платить поземельную и десятинную, а мусульманское духовенство вообще освобождает от уплаты каких-
29
либо налогов и податей . Налоговые льготы в отношении крымских татар просуществовали с 1783 по 1821 года, и были даже несколько сокращены наследниками Екатерины30.
Несмотря на льготную систему налогообложения, некоторые распоряжения российских властей вызывали недовольство местного мусульманского населения. В частности, собранные налоги направлялись, в том числе и на «нескудное» содержание школ, публичных зданий, фонтанов и мечетей. Это шло в противоречие с местными религиозно-правовыми традициями, поскольку для содержания религиозных и общественных зданий существовал специальный институт - вакф, находящийся в ведении духовенства. Таким образом благие цели, которые преследовали русские власти, фактически нарушали мусульманские традиции, по которым жили крымские татары31.
28
Кирпенко Г.К. О прошениях депутатов Таврической области на Высочайшее имя в 1796 году и Высочайшем Указе 17 сентября 1796 г. / Г.К. Кирпенко // ИТУАК. - №2. - 1897. - С. 16-17
29 Там же. - С. 17.
30
Тур В.Г. Привилегии мусульман Таврической губернии (по архивным материалам XIX в.) / В.Г. Тур //
МАИЭТ. - 2007. - Вып. XIII. - С. 507.
31
Конкин Д.В. Указ. соч., С. 629-630.
Особый статус жителей бывшего крымского ханства распространялся и на военную службу, на которую мусульмане принимались исключительно добровольно. Императрица повелела татарских мурз и людей, желающих вступить на военную службу, принимать и награждать чинами обер-офицерскими и штаб-офицерскими не выше премьер-майора. Однако по усмотрению Г.А. Потёмкина татары могли получать и более высокие
32
чины . 1 марта 1784 года указом императрицы были образованы национальные воинские части, составленные из подданных, живущих в Таврической области33. Планировалось создать пять дивизионов, однако в итоге сформировано было три34.
Краткий анализ указов Екатерины II позволяет утверждать, что она действительно стремилась провести интеграцию бывших владений Крымского ханства в Российскую империю наиболее безболезненно для старожильческого населения. С целью недопущения резкой ломки традиционных устоев жизни мусульманского населения местные власти вели кропотливую и обширную работу по сбору данных, касающихся всех сфер жизни в бывших владениях Крымского ханства. Российские власти пошли на большие уступки местному населению. Крымскотатарская элита получила равные российскому дворянству права и заняла ключевые посты гражданской власти. Рядовому населению были предоставлены обширные льготы, в частности в вопросах военной службы и налогообложения.
Между тем, российским властям в Крыму не удалось избежать и некоторых промахов, причиной которых, однако, была не целенаправленная политика, а злоупотребления местных управленцев и незнание местных традиций. В этом от-
32
32 Полное собрание законов №15861.
33 Там же №15945.
34
Муфтизаде И. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 гг. / И. Муфтизаде // ИТУАК. -1899. - №30. - С. 3.
ношении показательно, что одними из главных получателей выгоды от таких злоупотреблений становились крупные крымско-татарские землевладельцы. Также стоит подчеркнуть, что возникающие в Крыму проблемы не игнорировались имперскими властями. Ярким примером чему служит проект создания особой комиссии по разбору земельных споров в Крыму. Трудно сказать в какой степени действия российских властей в Крыму послужили причиной массовой эмиграции мусульманского населения с полуострова, начавшейся практически сразу после присоединения. Однако проведённый анализ документов, вполне очевидно указывает, что политика российских властей не преследовала цель спровоцировать новых поданных империи на подобное бегство.
Источники и литература
1. Бахрушин С.В. Основные моменты истории Крымского ханства // МАИЭТ. -1993. - Вып III.
2. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775-1800. - М., 1959.
3. Кирпенко Г.К. О прошениях депутатов Таврической области на Высочайшее имя в 1796 году и Высочайшем Указе 17 сентября 1796 г. / Г.К. Кирпенко // ИТУАК. -№2. - 1897.
4. Конкин Д.В. Законодательное оформление земельной собственности в Крыму (1783-1796 гг.) // МАИЭТ. - 2006. - Вып. XII. - С. 631.
5. Крючков А.В. Присоединение Крыма к России и начальный этап его включения в общеимперское пространство / Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Саратов, 2006.
6. Лашков Ф.Ф. Исторический очерк крымско-татарского землевладения / Ф.Ф. Лашков // ИТУАК. - 1896. - №24. -С. 58-60.
7. Лашков Ф.Ф. Статистические сведения о Крыме, сообщённые каймаканами в 1783 году // ЗООИД. - Т.14. - 1886.
8. Муфтизаде И. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 гг. // ИТУАК. - 1899. - №30.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. - СПб., 1830.
10. Прохоров Д.А. Органы управления Таврической области после присоединения Крыма к России (1783-1787 гг.) // МАИЭТ. - 1996. - Вып. V.
11. Рославцева Л.И. Система государственного устройства и общественный быт // Тюркские народы Крыма. - М.: Наука, 2003.
12. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. - М., 2005. - Т.2.
13. Тур В.Г. Привилегии мусульман Таврической губернии (по архивным материалам XIX в.) / В.Г. Тур // МАИЭТ. -2007. - Вып. XIII.
Michael Nikiforov
PROBLEMS OF INTEGRATION OF CRIMEA TO THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY YEARS AFTER ACCESSION
Summary: This paper is aimed to research Russian authorities' policies in the Crimea in the first years after its joining the Russian Empire. The paper analyses Catherine II's orders to claim that the Empress wanted to integrate the former land of the Crimean Khanate into the Russian Empire in a way that would be painless for the traditional populations. Russian authorities made important drawbacks to the locals. Crimean Tatar elite got the rights equal to those of Russian gentry and took key positions in the civil administration. The ordinary people were granted wide facilities, particularly concerning military service and taxation. There are good reasons to suppose that the Russian authorities' policies towards the Crimea never dared to provoke the Empire's new subjects to escape from the Peninsula.
Keywords: Crimea, Catherine II, Russian Empire, integration.
Sources and Literature
1. Bakhrushin S.V. Highlights of the history of the Crimean Khanate // MAIET. - 1993. -Vol III.
2. Druzhinin E.I. Northern Black Sea Coast in 1775-1800. - Moscow, 1959.
3. Kirpenko G.K. About petitions deputies Taurian area on the highest name in 1796 and Supreme Decree of September 17, 1796 / G.K. Kirpenko // ITUAK. - №2. - 1897.
4. Konkin D.V. Legalization of land ownership in the Crimea (1783-1796) // MAIET. - 2006. - Vol. XII.
5. Kryuchkov A. Annexation of the Crimea to Russia and the initial stage of its inclusion in the empire-wide space / Dissertation for the degree of candidate of historical sciences. - Saratov 2006.
6. Lashkov F.F. Historical Sketch of the Crimean Tatar land tenure / F.F. Lashkov // ITUAK. - 1896. - №24.
7. Lashkov F.F. Statistical information about the Crimea, communicated kaymakans in 1783 // ZOOID. - T.14. - 1886.
8. Muftizade I. Essay on the military service of the Crimean Tatars from 1783 to 1899. // ITUAK. - 1899. - №30.
9. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Assembly of the first one. -St. Petersburg, 1830.
10. Prokhorov D.A. Controls Taurian area after the annexation of Crimea to Russia (1783-1787) // MAIET. - 1996. - Vol. V.
11. Roslavtseva L.I. The system of
government and public life // Turkic peoples of Crimea. - Moscow: «Nauka», 2003.
12. Smirnov V.D. Crimean Khanate under the rule of the Ottoman Porte. - Moscow, 2005. - V.2.
13. Tour V.G. Benefits Muslims Tauride province (on the archival materials of the XIX century.) / V.G. Tour // MAIET. -2007. - Vol. XIII.