УДК 377 1 Л.П. Владимирова
ВАК 13.00.02 м г
РИНЦ 14.35.09
Проблемы интеграции формального и неформального образования в условиях единой
информационно-образовательной среды
Статья посвящена проблемам интеграции формального и неформального образования в единой информационно-образовательной среде. В статье представлена модель интеграции на уровне содержания на примере изучения школьниками темы «Транспорт». Электронное обучение предоставляет студентам возможность как совместного обучения, так и планирования своей собственной образовательной траектории.
Ключевые слова: интеграция, формальное, образование, содержание, информационно-образовательная среда.
PROBLEMS OF INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE GENERAL INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
This article is devoted to the problems of integration of formal and informal education in the integrated information-educational environment. The article presents a model of integration at the level of content on the example of students learning theme «Transport». E-learning gives students opportunity both to learn together and to be independent in their study, to plan their own mode of learning.
Keywords: integration, formal, education, content, information-educational environment.
Введение
Современная система образования характеризуется введением новых государственных образовательных стандартов, единого государственного экзамена, созданием единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей электронное обучение и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. В современном обществе наблюдается высокий уровень конкуренции на рынке труда, что нацеливает образование на формирование конкурентоспособной личности. Одна из основных задач школы состоит в формировании у учащихся целостной картины мира, в результате чего формируются умения применять полученные знания на практике в постоянно меняющемся мире. В данном случае речь идёт о вопросах интеграции в образовании. Интегративность обучения отме-
чается в межпредметных связях, в преемственности общего и профессионального обучения, в интеграции общего и дополнительного образования.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения одним из основных средств реализации образовательных программ общего образования является создание современной информационно-образовательной среды (ИОС) учреждения, которая должна обеспечить информационно-методическую поддержку учебного процесса, дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здраво-
охранения, спорта, досуга, службами занятости населения. Согласно данным требованиям очевидна интеграция формального и неформального образования на уровне информационно-образовательных сред образовательных учреждений разных типов. Информационно-образовательная среда школы расширяется за счёт внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Поправки в «Закон об образовании» 14 февраля 2012 г.). Таким образом, образовательное пространство каждого ученика или студента расширяется, создаются благоприятные условия для дополнительного (неформального) образования.
Исследователи проблемы интеграции формального и неформального образования рассматривают данное явление как процесс обеспечения взаимосвязи и преемственности содержания, форм и
Людмила Павловна Владимирова,
к.пед.н., доцент Эл. почта: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Институт содержания и методов обучения РАО ■www.mesi.ru: www.ismo.ioso.ru
Lyudmila P Vladimirova,
PhD (Education), Associate Professor E-mail: [email protected] Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI). Institute of contents and methods of teaching of Russian Academy of Education
www.mesi.ru;www.ismo.ioso.ru
методов различных видов непрерывного образования (школьного, внешкольного), направленный на преодоление искусственного разделения знаний на предметные области, на обеспечение полноты и цельности образования [1].
1. Понятие формального и неформального образования
Исследованием проблем интеграции общего и дополнительного образования, формального и неформального образования занимаются специалисты лаборатории дополнительного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования во главе с доктором педагогических наук, профессором В.А. Горским. Результаты исследований отражают многоуровневую и многоаспектную интеграцию организационно-педагогических ресурсов основного и дополнительного образования школьников [1].
Формальное образование -это образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно-профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании.
Формальное образование (основное) - процесс трансляции и распространения культуры, отражение достижений науки, техники, искусства (в рамках ФГОС), с целью формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, принятых в обществе.
Неформальное образование -это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.
Неформальное образование (дополнительное) - личностно значимая для обучающегося деятельность: познавательная, исполнительская, творческая, коммуника-
тивная, направленная на выявление и развитие его природных задатков и способностей на основе интереса к науке, технике, культуре, искусству, спорту, обеспечивающая каждому обучающемуся полноту и цельность образования.
«Википедия» трактует неформальное образование как любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования [2].
2. Уровни интеграции формального и неформального образования
Рассмотрим направления (уровни) и виды интеграции формального и неформального образования. Интеграция может быть:
• на уровне содержания образования по отдельному предмету (согласно ФГОС и программам);
• на уровне межпредметных связей;
• на уровне единой информационно-образовательная среда школы и учреждения дополнительного образования, когда создаются условия для расширения образовательного пространства в рамках определённой учебной дисциплины за счёт внешкольной и внеклассной деятельности.
Видами интеграции в данном случае будут являться уроки в школе, дополнительные курсы, уроки других предметов, внеклассная и внешкольная деятельность.
На любом уровне интеграции могут широко использоваться современные информационно-коммуникационные технологии и социальные сервисы. Интеграцию можно рассматривать по форме обучения и взаимодействия участников образовательного процесса, т.е. в очной и в дистанционной форме обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ на всех ступенях общего образования: достижение личностных, метапредметных и пред-
метных результатов. Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, метапредметные -способность использования в учебной, познавательной и социальной практике освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные -специфические для данной предметной области умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета.
Требования к результатам освоения образовательных программ в рамках формального и неформального образования едины: «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы» (ФГОС). Таким образом, интеграция формального и неформального образования определяется на уровне результатов освоения основных образовательных программ, а следовательно, и на уровне содержания обучения. В примерных программах внеурочной деятельности (начальное и основное образование) внеурочная деятельность рассматривается как компонент единой системы образования: «Внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [1].
3. Проблемы образования в условиях единой информационно-образовательной среды
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения представляет собой совокупность информационных
источников, учебно-методических материалов (медиатека, электронная библиотека), технического (программного) обеспечения доступа к ним и коммуникационных технологий для осуществления взаимодействия всех участников учебного сообщества очного и дистанционного обучения.
В настоящее время актуальной темой в системе образования является создание электронной информационно-образовательной среды. В Законе Российской Федерации «Об образовании» даётся определение электронной информационно-образовательной среды: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [3].
Согласно требованиям к созданию условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения мы не можем утверждать, что везде созданы идеальные условия, Возьмём, к примеру, электронные информационно-образовательные ресурсы. В помощь учителям школ, преподавателям вузов, школьникам, студентам, аспирантам и всем работникам образования создана информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru), предоставляющая свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. Создана также единая коллекция цифровых образовательных ресур-
сов (http://school-collection.edu.ru/). Без сомнения, обе системы имеют огромное значение для образовательного сообщества. Каждый может найти для себя нужный материал. Однако и здесь не всё гладко, так как доступ к некоторым ресурсам доступен с большим трудом или при определённых условиях. Кроме этого, каждому образовательному учреждению необходимы специфичные материалы, учебные пособия, книги и т.д., которые отсутствуют в данных системах. Следовательно, работники образовательного учреждения должны сами создавать их в электронном виде, что требует определённых знаний и навыков. Кто должен разрабатывать и создавать электронные образовательные ресурсы? Может ли рядовой преподаватель выполнять такую работу и нужно ли ему это делать? Существуют определённые требования к разработке и созданию электронных образовательных ресурсов, а также необходимо специальное программное обеспечение для размещения ресурсов и, самое главное, специалисты для организации учебного процесса с помощью электронных ресурсов или дистанционного обучения.
Информационно-образовательная среда в виде виртуальной школы, виртуального университета или виртуальной кафедры должна содержать все учебные курсы, предусмотренные учебным планом в электронном виде. Кроме этого, школьникам или студентам предложен автономный сетевой курс. Автономный курс - это специальный курс дистанционного обучения, созданный по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы. Он ориентирован на совершенствование знаний в определённой области. Он не всегда включён в обязательную программу какого-либо учреждения и может быть отнесён к системе открытого образования. Аналогичный курс может входить и в систему повышения квалификации. Электронно-образовательная среда - это специальный портал на базе образовательного учреждения, на котором представлены все необходимые материалы для осущест-
вления учебного процесса: медиа-тека, виртуальная библиотека, база данных образовательных электронных ресурсов, кампус и др. При такой организации обучения предусматривается объединение учащихся и преподавателей в единое учебное сообщество. Вся система учебного процесса должна быть гибкой и удобной для пользователя.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что организация учебного процесса в единой информационно-образовательной среде требует серьёзной подготовки. Необходима система мероприятий для решения проблем разработки и создания электронных образовательных ресурсов, технического обеспечения учреждений и подготовки педагогических кадров для электронного обучения.
4. Модель интеграции содержания формального и неформального образования (на примере обучения английскому языку)
Процесс интеграция формального и неформального образования осуществляется в рамках единой информационно-образовательной среды, в том числе и электронной. Создаётся единая образовательная система формального и неформального образования со всеми присущими ей компонентами: целью, задачами, содержанием обучения, организационными формами и методами обучения.
Рассмотрим информационно-образовательную среду по предмету «иностранный язык» и попытаемся смоделировать процесс интеграции. Она включает в себя официальные документы, регламентирующие учебный процесс (Федеральные государственные образовательные стандарты), программы обучения иностранному языку, учебно-методические комплексы (УМК), современные средства обучения (компьютер, интернет, интерактивная доска, интерактивный плакат, мультимедийные программы и др.). Каждое учреждение дополнительного образования имеет свою информационно-образовательную среду, которая, согласно требованиям ФГОС, решает те же
задачи, выполняет те же функции, что и ИОС общего образования. Расширение учебного пространства для предмета «иностранный язык» может осуществляться в деятельности кружков, клубов по иностранному языку и т.д., образуя тем самым единую информационно-образовательную среду по иностранному языку (рис. 1).
Рассмотрим данную модель на примере изучения темы «Транспорт» в седьмом классе. Основной учебный материал представлен в учебнике «Enjoy English» за 7 класс
(авторы М.Э. Биболетова, Н.Н. Тру-банёва), который изучается школьниками на уроках иностранного языка. Более подробная информация по данной теме может быть представлена на дополнительных занятиях в кружке по иностранному языку «English culture»: развитие транспортной системы в Лондоне, использование проездных билетов Oyster card и Travel card (рис. 2).
На уроках английского языка в системе формального образования ученикам предлагается ознако-
Рис. 1. Модель интеграции формального и неформального образования по иностранному языку
Рис. 2. Интеграция формального и неформального образования по иностранному языку на примере темы «Транспорт»
(УМК «Enjoy English» 7 кл.)
миться с лексическим материалом по теме, с текстами и выполнить различные упражнения на отработку и закрепление изучаемого материала. На занятиях кружка «English culture» в системе неформального образования школьники знакомятся с интернет-ресурсами, содержащими информацию о системе транспорта в Лондоне и об особенностях проездных карт Oyster card и Travel card. Преподаватель может предложить ознакомиться с содержанием следующих сайтов:
http://www.tfl.gov.uk/ - Transport for London
http://en.wikipedia.org/wiki/ Oyster_card - Википедия
http://wn.com/oyster_card - видеоролик о проездном билете Oyster card.
«The Oyster card is a form of electronic ticketing used on public transport based in Greater London in England. It is promoted by Transport for London and is valid on travel modes across London including London Underground, buses, the Docklands Light Railway (DLR), London Over ground, trams, some river boat services and most National Rail services within the London fare zones...» (Википедия).
http: //www. lo ndo n-travelc ards. com - Лондон. Проездные билеты
http://www.london.ru/transport/ travelcards.php - Лондон. Транспорт
Информация о Travelcard: проездные билеты сроком на 1, 3 или 7 дней называются Travelcard. По ним можно совершать неограниченное количество поездок: по всем маршрутам автобусов (за исключением экскурсионных и специальных); в метро, DLR и по железной дороге внутри оплаченных зон (кроме участка Hayes & Harlington - Heathrow и поезда Heathrow Express); на трамвае, если Travelcard включает зоны 3, 4, 5 или 6. Также Travelcard дает скидку в 1/3 от тарифа на судах, работающих по расписанию.
На занятиях в кружке важно организовать самостоятельную деятельность учащихся под руководством педагога: поиск информации в интернете, анализ и отбор необходимого материала для обсуждения.
Учебный материал по теме изучается школьниками на уроках по программе и в кружке как дополнительный материал, интегрируемый с материалом учебника и расширяющий учебную тему.
Интеграция формального и неформального обучения может проходить и на уровне организации деятельности школьников. В данном случае уместна проектная деятельность по теме «Транспорт в Лондоне».
Проектная деятельность играет значительную роль в развитии творческих способностей учащихся, самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве со сверстниками; способствует достижению учащимися личностных, метапред-метных и предметных результатов. Одно из основных требований к проектной деятельности - наличие проблемы для исследования.
Примерный план организации работы школьников в рамках проекта по английскому языку по теме «Транспорт в Лондоне».
Цель - ознакомить российских граждан (туристов) с особенностями передвижения по Лондону на общественном транспорте.
Проблема: Сложности передвижения российских граждан по Лондону на общественном транспорте, возникающие в результате отсутствия у них информации об особенностях использования транспортных карт.
Исследование данной проблемы видится в решении поставленных задачах:
• ознакомиться с системой транспорта в Лондоне;
• изучить информацию о проездных картах Oyster card и Travelcard;
• провести сравнительный анализ с российской транспортной системой (на примере города Москвы или другого города);
• подготовить туристический справочник (буклет) по транспортной системе в Лондоне. Деятельность школьников в
рамках данного проекта основана на материале учебника и интернет-ресурсов. Рекомендуется активно использовать современные средс-
тва обучения, а именно: компьютеры, интерактивную доску, мультимедийные программы, интернет, образовательные ресурсы, сервисы Веб 2.0 (поисковые системы, YouTube, Google Maps, Flickr и др). Возможно использование блога учителя для размещения школьниками информации, для обсуждения проблемных ситуаций, выполнения заданий (написать эссе, выполнить лексические или грамматические упражнения, тесты и др.).
В данном случае внеклассные занятия интегрируются в классно-урочную систему, создают благоприятные условия для проектной деятельности и способствуют расширению знаний школьников как в лексическом, так и в социокультурном плане. Знание культуры страны изучаемого языка способствует лучшему пониманию культуры своей страны. Решение данной задачи зависит не только от содержания учебника, но и от организационных форм и методов обучения с использованием возможностей интернет-технологий и социальных сервисов Веб 2.0. Проектная деятельность способствует решению одной из задач интеграции формального и неформального образования, а именно: «организовать процесс образования как учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, направленную на выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей к адаптации в социуме, на активное освоение постоянно расширяющегося образовательного пространства» [1].
Заключение
Процесс интеграции формального и неформального образования сегодня очевиден. Данной проблеме посвящены научные труды многих учёных. Большой вклад в разработку моделей интеграции в образовании внесли научные сотрудники Института содержания и методов обучения Российской академии образования. Теоретические основания интегративного обучения проверены экспериментальным путём во многих образовательных учреждениях. Образовательный процесс в настоящее время рассматривается не только как про-
цесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Расширение кругозора школьников, формирование компетенций, необходимых в различных областях деятельности, воспитание конкурентоспособной личности, образование в течение всей жизни являются основными приоритетами современной системы образования.
Одно из условий для реализации основных положений образовательных стандартов третьего поколения - это организация учебно-воспитательного процесса в единой информационно-образовательной среде, объединяющей формальное и неформальное образование. Ак-
туальной темой сегодня является дистанционное обучение, а также обучение с использованием электронных (цифровых) устройств и обучение в единой информационно-образовательной среде. Решение проблем разработки и создания контента (учебно-методических комплексов), обеспечения учебных заведений современным оборудованием, информационными системами и подготовки педагогических кадров для работы в условиях единой информационно-образовательной среды позволит реализовать процесс интеграции формального и неформального образования и воспитать нравственного и компетент-ностного гражданина страны.
В статье представлена модель интеграции формального и нефор-
мального образования на примере обучения иностранным языкам в школе. Внеурочная деятельность всегда была интересна школьникам. На дополнительных занятиях по английскому языку дети будут приобретать новые знания, расширять свой кругозор, т.е. расширять своё образовательное пространство. Учебный материал уроков можно интегрировать с внеурочной деятельностью, т.е. брать за основу сюжет учебника и какие-то виды заданий вынести на внеурочные занятия, например игровые сюжеты, обсуждения ситуаций (ситуационный анализ), проектную деятельность и др. Интеграция формального и неформального образования может осуществляться на содержательном и организационном уровнях.
Литература
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Википедия [Электронный ресурс]: www.wikipedia.org
3. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ.
4. Владимирова Л.П. Интеграция содержания общего и дополнительного образования по иностранному языку на основе использования социальных сетей // Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации / под науч. ред. В.А. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». - М.: УРАО ИСМО, 2011. - 219 с.
5. Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации / под науч. ред. В.А. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». - М.: УРАО ИСМО, 2011. - 219 с.
6. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.. Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.