Научная статья на тему 'Проблемы интеграции беженцев в украинское общество'

Проблемы интеграции беженцев в украинское общество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнатюк Татьяна Олеговна

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются официально признанные беженцы в Украине в процессе интеграции в украинское общество. На основе законодательной базы Украины, а также отчетов неправительственных организаций автор раскрывает возникающие перед беженцами трудности в следующих сферах: обеспечение жильем, трудоустройство, социальная защита, здравоохранение, образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Integration of Refugees in Ukrainian Society

In the article the author analyses the problems which recognized refugees face during their integration into the Ukrainian society. On the basis of the Ukrainian legislation, as well as the reports of nongovernmental organizations the author describes the difficulties of refugees in the following spheres: accommodation, employment, social protection, health care, education.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции беженцев в украинское общество»

Т. О. Гнатюк

T. O. Gnatuk

< >

о о

Проблемы интеграции беженцев в украинское общество

The Problems of Integration of Refugees in Ukrainian Society

Гнатюк Татьяна Олеговна

Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины (Киев) tetyana_hnatyuk@bigmir.net Соискатель

Ключевые слова:

беженцы, интеграция, Украина

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются официально признанные беженцы в Украине в процессе интеграции в украинское общество. На основе законодательной базы Украины, а также отчетов неправительственных организаций автор раскрывает возникающие перед беженцами трудности в следующих сферах: обеспечение жильем, трудоустройство, социальная защита, здравоохранение, образование.

Gnatuk Tatyana Olegovna

Institute of political and ethnonational researches of I. F. Kuras NAS of Ukraine (Kiev) The applicant for the PhD degree tetyana_hnatyuk@bigmir.net

Key words:

refugees, integration, Ukraine

In the article the author analyses the problems which recognized refugees face during their integration into the Ukrainian society. On the basis of the Ukrainian legislation, as well as the reports of non-governmental organizations the author describes the difficulties of refugees in the following spheres: accommodation, employment, social protection, health care, education.

Интеграция в общество принимающей страны является наиболее благоприятным долгосрочным решением проблем беженцев. Украина, став участником Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев, взяла на себя обязательства обеспечивать интеграцию беженцев и способствовать реализации их прав. Начиная с февраля 1996 г. статус беженцев в Украине получили в общей сложности 5995 человек, а по состоянию на начало 2011 г. статус признанных беженцев имели 2345 человек. Также стоит отметить, что приблизительно 1200 беженцев получили гражданство Украины начиная с 2002 г.1.

1 УВКБ ООН у Бторуа, Молдовi та УкраУы. Основы факти [Электронный ресурс] // Репо-нальне представництво УправлЫня Верховного KoMicapa ООН у справах бiжeнцiв у Бторуа, Мoлдoвi та Укра'шк офщ. веб-сайт. URL: http:// www.unhcr.org.ua/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=355:uvkb-oon-u-bilorusi-mol-dovi-ta-ukraiini&catid=32&Itemid=289&lang=uk (дата обращения: 20.11.2012).

Проблемы интеграции беженцев в Украине находятся в поле зрения как зарубежных (О. Андрысек, Т. Рантала и др.), так и украинских ученых (Е. Малиновская, Е. Брайчевская, Я. Пылинский, Д. Плечко, Н. Тындык и др.). Активную роль в исследовании обеспечения прав беженцев играют международные организации, регулярно проводящие опросы и исследования проблем, возникающих у беженцев в процессе их интеграции в украинское общество. Цель данной статьи — показать трудности, с которыми сталкиваются беженцы в Украине при реализации своих прав на жилье, труд, социальную защиту, охрану здоровья и образование.

История усовершенствования Закона Украины «О беженцах» — основного закона Украины, регулирующего статус и права беженцев в результате уравнивания граждан Украины и беженцев в правах (кроме политических) — показала, что интеграция беженцев в украинское

общество была заложена в его две последние редакции (2001 г.1, 2011 г.2) . К сожалению, кроме задекларированных в этих редакциях закона прав, украинское государство не разработало действенных механизмов, позволяющих беженцам реализовать свои права. До 2009 г. интеграция беженцев не была вычленена в самостоятельное направление государственной политики, а государственные структуры, ответственные за интеграцию беженцев, не уделяли проблемам интеграции должного внимания.

О. Андрысек и Т. Рантала отмечают: «Хотя теоретически миграционные службы обязаны проводить „меры по интеграции", фактически они сосредоточены на процедурных вопросах (определении статуса беженца, продлении термина действия справки беженца, сотрудничество с другими органами власти...)» [1, с. 63]. Только в 2009 г. был утвержден «План мероприятий по интеграции лиц, которым предоставлен статус беженца, в украинское общество на период до 2012 года»3, мероприятия которого в основном касались удовлетворения потребностей беженцев в изучении украинского языка, культуры и истории, анализа процедуры признания иностранных дипломов беженцев, обеспечения беженцев информацией об их возможностях трудоустройства в Украине, создания

1 Про бiженцiв: Закон УкраУни вщ 21 черв-ня 2001 р. № 2557-111 // Правовий захист бiженцiв та oci6 без громадянства в УкраУнк зб. док. К. 2001.

2 Про бiженцiв та оаб, як потребують до-даткового або тимчасового захисту: Закон УкраУни вщ 8 липня 2011 р. № 3671-VI [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://zakon2.rada.gov. ua/laws/show/3671-17 (дата обращения: 29.10.2011).

3 Про затвердження плану заходiв щодо

Ытеграци оаб, яким надано статус бiженця,

в украУнське сусптьство на перюд до 2012 року: розпорядження КабЫету Мiнiстрiв УкраУни вщ 22 липня 2009 р № 853-р [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни: офщ. вебсайт. URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/main.cgi?nreg=853-2009-%F0 (дата обращения: 20.11.2012).

психосоциальных консультаций и адап- о тационных центров для беженцев. К со- ^ жалению, мероприятия плана были по- ^ верхностными и малоэффективными, они Е^ не отражали весь спектр проблем бежен- ^ цев. Кроме этого, в государственном бюджете Украины не было предусмотре- о но финансирования для данного плана. о Все финансовое обеспечение ложилось < на средства Европейской Комиссии ^ и гранты международных организаций. х

В июне 2011 г. был утвержден «План 2 мероприятий интеграции мигрантов н в украинское общество на 2011-2015 гг.», ^ охватывающий уже не только беженцев, щ но и мигрантов вообще4. Данный план характеризуется нереалистичными сроками и повторением основных мероприятий предыдущего плана, что говорит о невыполнении ранее поставленных задач. Намерения украинского государства интегрировать иностранцев задекларированы также в Концепции государственной миграционной политики5. В целях мониторинга обеспечения основных прав иностранцев концепция предполагает «внесение миграционной составляющей в статистические данные по результатам исследования состояния реализации прав граждан на социальную защиту, охрану здоровья, образование, труд».

Рассмотрим основные проблемы, возникающие у беженцев в процессе интеграции в Украине, в следующих сферах: решение жилищного вопроса, доступ к трудоустройству, социальной защите, охране здоровья, образованию.

Жилищный вопрос. В Украине создалась сложная ситуация с обеспечением беженцев жильем. В соответствии с законодательством Украины (статья 28 За-

4 Про затвердження плану заходiв щодо Ытеграцп мiгрантiв в украУнське сусптьство на 2011-2015 роки: розпорядження Кабшету Мiнiстрiв УкраУни вщ 15 червня 2011 р. № 653-р [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://zakon.rada.gov.ua/ cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=653-2011-%F0 (дата обращения: 12.02.2012).

5 Про Концепшю державноУ мiграцiйноУ полiтики: указ Президента УкраУни вщ 30 трав-ня 2011 р. № 622/2011 // Офщйний вюник УкраУни. 2011. № 42. С. 30.

о кона Украины «О беженцах и лицах, тре-^ бующих дополнительной или временной ^ защиты»), жилищный вопрос для бежен-^ цев должен решаться в результате рас-^ селения в пунктах временного размещения беженцев (далее — ПВРБ). В дано ное время действуют два пункта для о признанных беженцев, размещенные на < территории Одесской области («Черно-!= морка») и Закарпатской области и рас-х считанные на 200 и 130 человек соот-2 ветственно. Завершается реконструкция н- аналогичного пункта в г. Яготин Киев-

^ ской области на 250 мест1. Решение

о

с о вселении в указанные пункты принимается миграционными службами областей исходя из количества свободных мест и потребностей заявителя. Преимущество отдается больным и семьям. Проживающие в ПВРБ не содержатся под стражей и имеют право на труд.

Нужно отметить, что в законе предусмотрено только временное проживание беженцев в ПВРБ, однако социальное жилье данной категории лиц в Украине не предоставляют. В настоящее время предпринимаются некоторые меры для обеспечения беженцев жильем путем равномерного расселения в определенных регионах Украины. Например, в конце 2010 г. в Одесской области благотворительным фондом «Сочувствие» вместе с местной властью был изучен вопрос о наличии свободного жилья в отдаленных районах области для возможного переселения беженцев. В рамках сотрудничества была составлена база данных фотографий жилья, проведены собеседования и достигнуты договоренности с председателями сельских советов некоторых сел. В результате предварительное согласие на переезд в сельскую местность получено от нескольких семей бе-женцев2.

1 1нформа^я щодо стану peaлiзaцii в УкраУ-н проекту «Мюцева штегра^я бiжeнцiв в Б^ лоруа, Мoлдoвi i УкраУш» у першому пiвpiччi 2011 року [Электронный ресурс] // Державна мiгpaцiйнa служба УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://dmsu.gov.ua/uk/component/con-tent/article/524.html (дата обращения: 12.02.2012).

2 Там же.

Несмотря на это, большинство беженцев вынуждены искать жилье самостоятельно и в основном его арендуют. Недостаток средств и высокая стоимость жилья вынуждают беженцев объединяться в группы по 5-10 человек и арендовать квартиры за средства, полученные в качестве материальной помощи от УВКБ ООН [14, с. 161]. Результаты анонимного опроса (2008 г.) показали, что 58% респондентов в Киеве, 36% в Харькове и 25% в Одессе арендуют квартиры вместе с другими лицами (собственниками жилья или другими арендаторами) [11, с. 41].

Социальная защита. Признанные беженцы, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О беженцах и лицах, требующих дополнительной или временной защиты», имеют право на получение денежной помощи, пенсии и других видов социального обеспечения. С целью реализации гарантированного законом права с 1 января 1999 г. в действие введен Порядок предоставления беженцам денежной помощи и пенсии3.

Порядок предусматривает два вида денежной помощи: одноразовую денежную помощь для приобретения товаров первой необходимости (выплачивается двумя частями и составляет один необлагаемый налогом минимум доходов граждан на каждое лицо, достигшее 16 лет (17 гривен), и 60% одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан на каждого ребенка возрастом до 16 лет) и одноразовую денежную помощь на возмещение стоимости переезда к месту временного проживания (исходя из фактической стоимости проезда, но не более стоимости железнодорожного билета в плацкартном вагоне). Также предусмотрена государственная помощь семьям беженцев с детьми, если они не проживают в ПВРБ, а также

3 Про затвердження порядку надання бь женцям грошовоУ' допомоги та пенси: постанова Кабшету Мiнicтpiв УкраУни вщ 6 лип-ня 1998 р. № 1016 [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/ main.cgi?nreg=1016-98-%EF (дата обращения: 20.02.2012).

выплата пенсий в соответствии с законодательством Украины.

Особого внимания заслуживает пункт 15 порядка, описывающий принцип выплаты социальной помощи беженцам, а именно из бюджетов областей, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя с последующим возмещением средств из государственного бюджета Украины. Однако местные бюджеты не предусматривают расходы на помощь беженцам. Таким образом, несогласованность процедуры предоставления денежной помощи делает данный пункт социального обеспечения недоступным для беженцев. По данным отчета о выполнении исследовательского проекта «Соблюдение прав человека в Украине относительно беженцев и искателей убежища», материальная помощь была выдана только в нескольких случаях — одноразовая помощь приднестровским и абхазским беженцам [12, с. 33].

Материальную и социальную помощь беженцы в Украине получают от Регионального представительства УВКБ ООН и его партнерских организаций в регионах. Для беженцев предусмотрены следующие виды помощи: выплата/возмещение переезда в ПВРБ по минимальному тарифу; экстренная финансовая помощь в размере от 5 до 25 долл. США; ежемесячная материальная помощь, которая рассчитывается исходя из прожиточного минимума, определяемого украинским законодательством, и предоставляется в результате решения специальной комиссии, которое пересматривается каждые 4 месяца (например, по состоянию на сентябрь 2010 г. глава семьи получал 80 долл. США, супруга — 60 долл. США, ребенок — 40 долл. США); помощь для детей, посещающих детский сад или школу в размере 20-25 долл. на ребенка; предоставление школьной формы и канцелярских принадлежностей детям школьного возраста; средства гигиены для женщин и материальная помощь для организации похорон (до 3000 гривен)11.

1 Стандартная рабочая инструкция о пре-

доставлении материальной и социальной по-

Данные, полученные в результате про- о веденного Институтом Кеннана исследо- ^ вания, показывают, что 63% афганских ^ беженцев в Киеве рассчитывают на по- Е^ мощь УВКБ ООН как на основной источ- ^ ник дохода [10, с. 36]. Но поскольку финансовая и социальная помощь УКВБ о ООН тоже ограничены, то в отношении о финансового обеспечения беженцы пре- < имущественно вынуждены полагаться на ^ себя. х

Относительно выплаты пенсий ре- 2

х

зультаты исследования состояния им- н-мигрантов в Киеве (2007 г.) сообщают ^ о получении беженцами небольших пен- щ сий по инвалидности или по достижении пенсионного возраста [3, с. 170].

Трудоустройство. В соответствии со ст. 28 Закона Украины «О беженцах и лицах, требующих дополнительной или временной защиты», на миграционные службы возложена задача содействовать трудоустройству беженцев. Однако в действительности большинство беженцев рассчитывают в вопросах трудоустройства только на свои силы или помощь собственных сообществ. Это связано с тем, что предлагаемый беженцам перечень вакансий не удовлетворяет их материальные потребности из-за низкой заработной платы. Кроме того, имея статус иностранцев, временно пребывающих на территории Украины, беженцы получают отказы от украинских предприятий, на которые они обращаются по вопросам трудоустройства.

По причине несовершенного законодательства беженцы не могут в полной мере воспользоваться услугами центров занятости. В 2011 г. только двум признанным беженцам был предоставлен статус безработных и соответствующая социальная помощь2. Отсутствие трудо-

мощи лицам, подпадающим под компетенцию УВКБ ООН в Украине [Электронный ресурс] // Репональне представництво УправлЫня Верховного Комюара ООН у справах бiженцiв у Бшоруа, Молдовi та УкраУнИ офщ. веб-сайт. URL: http://www.unhcr.org.ua/img/uploads/ docs/MSA%20S0Ps.pdf (дата обращения: 20.02.2012).

2 1нформа^я щодо стану реажзацп в УкраУн проекту «Мюцева штеграшя бiженцiв в Б^

о вой книжки и стажа работы в Украине, ^ а также временный статус создают пре-^ грады для посещения курсов профес-ЕЗ сиональной подготовки. Центры занято-^ сти предоставляют беженцам только консультативные услуги. Также отсут-о ствует процедура определения уровня о квалификации беженцев. < В результате, решение ситуации с про-!= фессиональным обучением и перепод-х готовкой беженцев зависит от желания 2 и совместной работы местной власти, н- неправительственных организаций и ра-^ ботодателей. Примером успешного со-с= трудничества стал Одесский регион, где в 2011 г. 10 признанных беженцев окончили профессиональные курсы, перечень которых по сравнению с 2010 г. расширен: кроме курсов мастеров маникюра и парикмахеров появились курсы электриков и психологов1.

Несмотря на это, большинство беженцев занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и работают на рынках. По данным опроса 2007 г., 85% респондентов в Киеве, 92% в Харькове и 98% в Одессе были заняты в торговле или сфере обслуживания на больших оптовых рынках [11, с. 33]. В Киеве на рынке «Троещина» работает большинство пакистанцев [13, с. 45], представители афганского сообщества работают на Трое-щинском и Святошинском рынках столицы [4, с. 46].

В результате дискриминационного отношения на рынке труда, а также низкой его оплаты некоторые меньшинства отдают предпочтение частному предпринимательству и регистрации собственного малого или среднего бизнеса [11, с. 42]. В 2011 г. Управлением миграционной службы в Харьковской области вместе с Харьковской городской организацией иммигрантов и беженцев «Ху-расан» было проанализировано состояние реализации признанными беженцами

лоруа, Мoлдoвi i УкраУш» у першому пiвpiччi 2011 року [Электронный ресурс] // Державна мiгpaцiйнa служба УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://dmsu.gov.ua/uk/component/con-tent/article/524.html (дата обращения: 12.02.2012).

1 Там же.

и беженцами, получившими гражданство Украины, права на труд. Результаты анализа показали, что из 77 беженцев — выходцев из Афганистана 50 зарегистрированы как предприниматели, а 8 работают в сфере торговли2.

Следующая проблема, возникающая перед беженцами во время поиска работы в Украине, состоит в сложной и дорогой процедуре признания иностранного диплома (нострификации). Во-первых, процедура нострификации предполагает подачу на рассмотрение Министерству образования и науки, молодежи и спорта Украины заверенного нотариусом и переведенного на украинский язык диплома. Все эти услуги являются платными. Аутентичность документов должна быть засвидетельствована страной, выдавшей диплом, что предполагает обращение в посольства. Для беженцев, которые согласно своему статусу не могут обращаться в посольства стран своего гражданства, исполнить данное требование очень сложно. Кроме этого, за услугу нострификации взимается плата в размере трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (в 2012 г. эта сумма составляла 51 гривну). Во-вторых, установление эквивалентности специальности беженца украинскому образовательно-квалификационному уровню требует дополнительных процедур, среди которых дополнительное обучение и тесты на компетентность3.

Таким образом, организационные и финансовые трудности, а также незнание (недостаточный уровень владения) государственного языка являются основными препятствиями для беженцев в процедуре признания дипломов. Практика показывает, что впервые только в 2010 г.

2 Там же.

3 Деяк питання визнання i встановлення е^валентност в УкраУн докуменлв про осв^, виданих навчальними закладами Ыших держав: наказ МЫютерства осв™ i науки, мoлoдi та спорту УкраУни вщ 28 травня 2012 р. № 632 [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http:// zakon1.rada.gov.ua/laws/show/z0959-12 (дата обращения: 27.11.2012).

Украиной был официально признан иностранный диплом беженца о высшем образовании — диплом бакалавра беженки из Узбекистана1.

Трудно оценить количество беженцев, обращавшихся в государственные органы Украины с целью признания иностранных дипломов о высшем образовании, так как отсутствует соответствующая статистическая база. Но, согласно информации специалистов Информационно-имиджевого центра, с 1 декабря 2010 г. (когда Центр принял полномочия Государственной аккредитационной комиссии по вопросам признания иностранных дипломов о высшем образовании) по июль 2012 г. в центр обращались не более 5 лиц со статусом беженца.

Случаи признания научных степеней беженцев в Украине еще не зафиксированы. Только один раз (в марте 2012 г.) лицо со статусом беженца обращалось в Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины по поводу разъяснений процедуры признания документов о научной степени, а именно диплома кандидата наук2.

Охрана здоровья. Право на медицинскую помощь закреплено за искателями убежища и признанными беженцами на законодательном уровне, прежде всего в Законе Украины «О беженцах и лицах, требующих дополнительной или временной защиты» (статьи 13, 15). Согласно Закону, орган миграционной службы направляет лицо, подавшее заявление на признание его беженцем или лицом, требующим дополнительной защиты, на медицинское обследование.

Однако у большинства беженцев существуют трудности с реализацией права на получение медицинской помощи.

1 1нформащя щодо стану реалiзацiУ в УкраУн проекту «Мюцева Ытегра^я бiженцiв в Бшоруа, Молдовi i УкраУы» у першому т-врiччi 2011 року [Электронный ресурс] // Державна мiграцiйна служба УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://dmsu.gov.ua/uk/compo-nent/content/article/524.html (дата обращения: 12.02.2012).

2 Лист Мастерства освiти i науки, молодi та спорту УкраУни вщ 26.06.2012 № 1/11 —

10384.

Во-первых, наблюдается неосведомлен- о ность врачей о закрепленном законом ^ равном доступе беженцев и граждан ^ Украины к бесплатной, неотложной ме- Е^ дицинской помощи, которая должна пре- ^ доставляться по месту жительства беженца или искателя убежища. Во-вторых, о беженцы и особенно искатели убежища о часто не имеют средств для приобрете- < ния лекарств или оплаты операций. ^

В подобных случаях помощь в виде х информирования врачей, возвращения 2 средств за лекарства или оплаты опе- н раций предоставляет УВКБ ООН и его ^ партнерские организации по социаль- щ ным вопросам в регионах. УВКБ ООН также предоставляет больным туберкулезом беженцам продукты питания и гигиенические наборы3.

Результаты опроса беженцев в 2007 г. показали, что доступ к системе здравоохранения имеют 64% респондентов в Харькове, 58% в Одессе и только 31% в Киеве. Большинство респондентов в Харькове и Одессе в случае болезни обращаются в районные поликлиники (53% и 61% соответственно). В Киеве зафиксирован достаточно большой процент беженцев, лечащихся самостоятельно (26%) [11, с. 36].

Образование. Опрос беженцев в 2007 г. зафиксировал существование языковых проблем среди беженцев в Украине. Достаточно хорошо для общения владеют украинским языком только 6% респондентов в Харькове, 16% в Одессе и 18% в Киеве. В Киеве также большинство опрошенных (57%) испытывают затруднения в общении, так как только изучают язык (39%) или вообще не знают местного языка (18%) [11, с. 49]. Исходя из этого, в сфере реализации прав беженцев на образование приоритетом определено

3 Стандартная рабочая инструкция о предоставлении материальной и социальной помощи лицам, подпадающим под компетенцию УВКБ ООН в Украине [Электронный ресурс] // Регюнальне представництво УправлЫня Верховного Комюара ООН у справах бiженцiв у Бторуа, Молдовi та УкраУнИ офщ. веб-сайт. URL: http://www.unhcr.org.ua/img/uploads/ docs/MSA%20S0Ps.pdf (дата обращения: 20.02.2012).

о обеспечение доступа беженцев к курсам ^ изучения украинского языка. На начало ^ 2011 г. сертификат об окончании курсов украинского языка получили 66 беженцев ^ (23 беженца, проживающих в г. Киеве, 23 беженца из Одессы и 20 человек — о 15 беженцев, 5 искателей убежища — из

со

о Харьковской области). В первой половине не 2011 г. на курсах украинского языка 1= в Киеве учились 18 человек, в Харькове — ^ 20 человек и в Одессе — 22 человека1.

Анализируя государственные Планы ^ мероприятий по интеграции беженцев ^ и деятельность партнерских организа-!= ций УВКБ ООН, необходимо отметить, что основную деятельность в данном направлении осуществляют общественные организации. Государственные органы, к сожалению, не выполняют свою часть взятых обязательств. Например, так и не были разработаны программы изучения украинского языка, истории, культуры и государственного строя Украины.

Основываясь на отчетах общественных организаций [5-9], к основным проблемам, возникающим у всех общественных организаций при организации языковых курсов, можно отнести отсутствие единых стандартов учебников для изучения украинского языка и государственных программ по изучению языка для разных уровней сложности. Успех в организации языковых курсов зависит также от уровня сотрудничества общественных организаций и государственных органов на местах.

Лучше обстоят дела в сфере доступа к школьному образованию. Школы принимают детей беженцев без ограничений, не обращая внимания на отсутствие у некоторых из них регистрации по месту жительства или свидетельства о рождении [15, с. 477]. Результаты опроса

2004 г. показали, что большинство (83,3%) опрошенных беженцев и искателей убежища не имели трудностей при устройстве детей в школы и дошкольные заведения [2, с. 56]. Однако необходимо отметить, что бесплатное, по закону, обучение в школе требует от родителей значительных затрат. Например, именно из-за финансовых трудностей дети в 10,9% семей беженцев не посещали школу в 2004 г. [2, с. 55].

Развивается практика направления беженцев на обучение в вечерние школы. Например, в первой половине 2011 г. 9 беженцев, проживающих в г. Киеве, получили аттестаты о девятилетнем или общем среднем образовании2.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что возможность в полной мере реализовать права на жилье, труд, социальную защиту, охрану здоровья и образование является для беженцев только теоретической. Практика показывает, что в процессе интеграции в украинское общество беженцы вынуждены рассчитывать на свои силы и помощь международных организаций. Украинское государство не финансирует мероприятия по интеграции беженцев, что говорит о незаинтересованности государства в решении данных вопросов, создает финансовую зависимость от международных организаций и ограничивает Украину в принятии решений. Кроме того, государственные планы направлены только на отдельные направления в сфере интеграции (образование, трудоустройство) и не охватывают в полной мере потребностей беженцев. В свою очередь, запланированные государством мероприятия, касающиеся трудоустройства и образования беженцев, фактически не осуществляются, а только переносятся из плана в план.

1 1нформа^я щодо стану peaлiзaцii в УкраУн проекту «Мюцева штеграшя бiжeнцiв в Бшоруа, Мoлдoвi i УкраУнЬ> у першому пiвpiччi 2011 року [Электронный ресурс] // Державна мiгpaцiйнa служба УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://dmsu.gov.ua/uk/component/ content/article/524.html (дата обращения: 12.02.2012).

2 1нформа^я щодо стану peaлiзaцii в УкраУн проекту «Мюцева штеграшя бiжeнцiв в Бшоруа, Мoлдoвi i УкраУнь» у першому пiвpiччi 2011 року [Электронный ресурс] // Державна мiгpaцiйнa служба УкраУни: офщ. веб-сайт. URL: http://dmsu.gov.ua/uk/component/ content/article/524.html (дата обращения: 12.02.2012).

Литература о

1. Андрысек О., Рантала Т. Интеграция беженцев в Республике Беларусь, Республике Молдова о и Украине // Стратегия действий: Итоговый отчет. Европейская комиссия, 2008. <

2. Ансшова Т.е., Стешенко В.М. Забезпечення прав бiженцiв та шукачiв притулку в Украшк ^ Аналiтична доповщь за результатами дослiдження стану дотримання прав шукачiв при- ^ тулку та бiженцiв в Украiнi. Донецьк. 2004. 13. Брайчевська О. Iммiгранти з краiн Азп та Африки у Киeвi: здобутки i проблеми // Мiжнародна о

мiграцiя та розвиток Украiни в контекст eвропейськоi iнтеграцii: Мiжнар. наук. конф., т 16 жовтня 2007: Зб. матерiалiв / За заг. ред. О. С. Власюка. К., 2008. С. 161-173. 2

4. Брайчевська О., Малиновська О. Афганська сптьнота у КиевИ формування та со^ально- ^ демографiчнi характеристики // Проблеми мiграцii. 2002. № 2. С. 36-48. с

5. Деятельность благотворительного фонда «Сочувствие» по реализации Проекта местной ^ интеграции беженцев в Украине по Одесской области за 2009 год. ^

6. Деятельность благотворительного фонда «Сочувствие» по реализации Проекта местной н-интеграции беженцев в Украине по Одесской области (январь—июнь 2010 г.). ^

7. Деятельность Интеграционного центра «Рокада» по реализации Проекта местной инте- ° грации беженцев в Украине по городу Киеву (апрель—декабрь 2009 г.).

8. Деятельность Интеграционного центра «Рокада» по реализации Проекта местной интеграции беженцев в Украине по городу Киеву (январь—июнь 2010 г.).

9. Деятельность Харьковского областного благотворительного фонда «Социальная служба помощи» по реализации Проекта местной интеграции беженцев в Украине по городу Харькову (июль—декабрь 2009 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Малиновська О., Брайчевська О. Iммiгранти iз африканських кра'ш у Киевi // Проблеми мiграцii. 2002. № 3. С. 26-37.

11. Непочут голоси — проблеми iммiграцii, прав i свобод людини в Украшк К., 2008.

12. Отчет о выполнении исследовательского проекта «О соблюдении прав человека в Украине по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище». К., 1999.

13. Пилинський Я., Волосюк Г. Пакистанськ iммiгранти мюта Киева: мiграцiйнi намiри та ¡х реалiзацiя // Проблеми мiграцii. 2002. № 3. С. 38-48.

14. Плечко Д. Проблеми захисту бiженцiв в Укра^ // Мiжнародна мiграцiя та розвиток Украши в контекст европейсько( Ытеграцп: Мiжнар. наук. конф., 16 жовтня 2007: Зб. матерiалiв / За заг. ред. О. С. Власюка. К., 2008. С. 156-164.

15. ТиндикН.П. Бiженцi: невщ'емний елемент сучасного свтового мiграцiйного процесу. Львiв, 2007.

References

1. Andrysek O., Rantala T. Integration of refugees in Republic of Belarus, the Republic of Moldova and Ukraine // Strategy of actions: Report. European commission, 2008.

2. Anisimova T. E., Steshenko V. M. Ensuring the rights of refugees and shelter hunters in Ukraine. The analytical report of results of research of a condition of observance of the rights of hunters of a shelter and refugees in Ukraine. Donetsk, 2004.

3. Braychevska O. Immigrants from the countries of Asia and Africa in Kiev: achievements and problems // The International migration and development of Ukraine in a context of the European integration: international scientific conference, on October 16, 2007: Reports edited by O. S. Vla-syuk. 2008. P. 161-173.

4. Braychevska O., Malinovska O. The Afghan diaspora in Kiev: formation and social and demographic characteristics // Migration Problems. 2002. N 2. P. 36-48.

5. Activities of Charity Foundation «Sochuvstviye» for implementation of the Project of local integration of refugees in Ukraine across Odessa region for 2009.

6. Activities of Charity Foundation «Sochuvstviye» for implementation of the Project of local integration of refugees in Ukraine across Odessa region (January—June, 2010).

7. Activities of the Integration center «Rokada» for implementation of the Project of local integration of refugees in Ukraine around the city to Kiev (April—December, 2009).

8. Activities of the Integration center «Rokada» for implementation of the Project of local integration of refugees in Ukraine around the city to Kiev (January—June, 2010).

9. Activities of the Kharkov regional charity foundation «Social Service of the Help» for implementation of the Project of local integration of refugees in Ukraine around the city to Kharkov (July—December, 2009).

o 10. Malinovska O., Braychevska O. Immigrants from the African countries in Kiev // Migration Hi Problems. 2002. N 3. P. 26-37.

^ 11. Not heard voices — problems of immigration, rights and freedom of the person, in Ukraine. < K., 2008.

> 12. Report on implementation of the research project «About Observance of Human Rights in

Ukraine in relation to Refugees and the Persons Who Are Looking for a Shelter». K., 1999. ^ 13. Pilinsky Ya., Volosyuk G. Immigrants from the Pakistan in Kiev: migration plans and their real-o ization // Migration Problems. 2002. N 3. P. 38-48.

o 14. Plechko D. Problems of refugees in Ukraine // The International migration and development of ™ Ukraine in a context of the European integration: international scientific conference, on October

o- 16, 2007: Reports edited by O. S. Vlasyuk, 2008. P. 156-164.

15. Tindik N. P. Refugees as inherent element of international migration process. Lviv, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.