УДК 332.05
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ
Р. А. КАНЦЕРОВ,
кандидат экономических наук, профессор,
проректор по финансовому развитию и социальной работе,
директор Экономического института
Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технологической академии
Е-mail: kancerovr@mail. ru
А. С. АДЖИКОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и кредита
Е-mail: altu77@mail. ru
Н. Н. ШКОЛЬНИКОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и кредита
Е-mail: altu77@mail. ru
Северо-Кавказская государственная
гуманитарно-технологическая академия
В статье затрагиваются вопросы стратегического инновационного развития регионов Юга России на основе создания условий для их самореализации. В этих целях оценивается ресурсный потенциал региональных экономических систем. В качестве внутреннего фактора модернизации региональной экономики рассматривается активизация предпринимательского сектора.
Ключевые слова: модернизация экономики, региональные инновационные системы, предпринимательский сектор, региональный потенциал, территориально-производственный кластер, особые экономические зоны.
Важнейшая задача в контексте модернизации многоукладной экономики России состоит в переходе к инновационной стратегии. Одна из первоочередных проблем — поворот России к инновационно ориентированной модели рынка. Рыночная трансформация может и должна стано-
виться источником инновационной заинтересованности предпринимателей, банков и всех субъектов новой модели экономических отношений. В XXI в. на конкурентоспособность регионов все большее влияние будут оказывать их способность идентифицировать и создавать инновации, а затем и долговременные конкурентные преимущества с использованием основных факторов успеха на региональных рынках.
Главной проблемой в российской экономике в настоящее время является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренции с западными производителями даже на внутреннем рынке. Модернизация российской экономики предполагает как технологическое обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных
видов деятельности. Ее последовательная реализация призвана превратить технологические и организационные нововведения в главный фактор количественной и качественной динамики российской экономики [2]. Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны.
До начала реформ крупномасштабные инновации в России осуществлялись государством, так как государственный уклад в экономике был господствующим. Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим спадом существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность организаций всех форм собственности.
Проблемы инновационной модернизации Юга России обусловлены критическим уровнем показателей социально-экономического развития макрорегиона в целом и его отдельных субъектов в особенности. Средняя номинальная заработная плата работников в экономике этого региона не достигает 70 %, а по некоторым его субъектам даже 50 % от среднероссийского значения.
Модернизация экономики России протекает в условиях инвестиционного дефицита, который не позволяет регулярно обновлять основные фонды предприятий. Удельные инвестиции в субъектах Юга России составляют половину среднероссийского уровня, а износ основных фондов составляет в среднем 40 %. Углубление неравномерности экономического развития регионов проявляется в соотношениях среднедушевого ВРП: по Югу России показатель не достигает 50 %-ной отметки. Низкие результаты экономического развития одномоментно отражаются на показателях социального развития: поляризация доходов населения выражается в 50—60 %-ном соотношении со среднедушевыми доходами россиян.
Следствием рыночных реформ является разрыв долгосрочных устойчивых межрегиональных торговых и производственных связей, т. е. дезинтеграция экономического пространства. Особенно
30 -
низкие показатели интегрированности наблюдаются в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
В силу некоторых обстоятельств неформальный сектор особенно активизирован на Юге России, он достигает 30 % (при 18 % в среднем по России). Преимущественно сельскохозяйственный профиль занятости населения, традиции надомного нерегис-трируемого труда, низкий уровень жизни приводят к тому, что для более 80 % занятых работа в этом секторе является основной или единственной.
Отчасти широкое распространение неформального сектора в экономике Юга России можно связать с доминированием аграрного уклада. Например, доля занятых в неформальном секторе Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Карачаево-Черкесской Республики достигает 40 %. Малоимущие граждане сельских населенных пунктов (да и городов) вынуждены заниматься производством сельскохозяйственных продуктов как для собственного потребления, так и на продажу (скрывая объемы производства и не уплачивая налогов).
В ускорении инновационных процессов особое значение имеют малые предприятия. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования, осуществляют продвижение разработок на рынок. Оценивая обстановку на Юге России, можно сказать, что по основным показателям развития малых и средних предприятий Северный Кавказ демонстрирует показатели ниже, чем в среднем по Российской Федерации (табл. 1 и рис.). Из 13 рассмотренных субъектов Юга России в шести из них доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике Российской Федерации не превышает 50 % от среднероссийского уровня. Однако сравнительные удельные показатели по обороту в семи регионах выше, чем аналогичные индикаторы по численности занятых (в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Краснодарском крае, Ростовской области), т. е. выработка на одного занятого здесь достаточно высока. Государственные преференции малому бизнесу и формирование благоприятной бизнес-среды позволят уже в ближайшее время достичь среднероссийских показателей.
В совокупности взаимовлияние этих и прочих рисков осложняет и замедляет ход модернизацион-ных процессов в многоукладной экономике Юга России.
У а
«
Б Е-
к =
А =
оо
_ ей
н в
® 15
«3 о
н 5
■С ®
£ =°
я о
£ Л
Ег 1
3 ^
А
м г
4
Я
- I
и С * н
Й ®
я а
я °
м я
съ Ь
Н 8Г
а I
о о * §
131
о §
о 2
8 «
в <3
ч =
н я
3 >¡5
с =
о Я т
=
а
О £ й
15 I I*
1= я
я =
а-> н с а о
1С
о о
с
Е§ ®
I 5
Г еа
§ 2
§ ё
о н
Ш «
я а
я
ю
га =
:=
а
О
ю О
2 * ё и
х о
ю а
3 2
-с &
ю О
£
X« с? ЗЯ&
° <я
* 1
=0 *
* 3
о -
£ *
И|е
Л ч
я =
ч я
о о
о -СО
I *
& о
о
* . о
£.0 0
§ "
со *
£ о
1С
и
м
Ч ю & ^
ей м
^ и
.=5 о Рч
о &
^ *
° Й и К
2 ч
Й ю
£ ^
о ^
.=5 о Рч
3
I &
о
И к
о Й
о §
3 Л
К <
« л
ю 3
^ В
К Н
о и
о о
Рч О
Многие инновационные перспективные проекты не реализуются в регионах из-за недостатка специалистов должной квалификации. Предстоит воссоздать эффективную систему подготовки профессиональных кадров. В рамках программ развития малого и среднего бизнеса не менее 40 % грантов предлагается выделять молодым людям как наиболее восприимчивым к инновациям. В целях активизации инновационной деятельности на Всекавказс-ком молодежном форуме лучшие молодежные проекты получили гранты в 2010 г. общим объемом в 10 млн руб., а со следующего года их объем увеличится до 100 млн руб.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды, низкие темпы коммерциализации инновационных проектов и т.д.), а также законодательная и нормативно-правовая база по лицензированию, сертификации и оформлению патентов.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать региональная инновационная политика, главной задачей которой является обеспечение увеличения ВРП региона за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта отечественных товаров.
^^едне^оссиский^овен^
Линия тренда 66,2 %
¿г
Г
у
л? *
ж
с?
я?
Соотношение оборота малых предприятий субъектов Юга России на одного занятого в них к среднероссийскому уровню в 2008 г., %
Реализация инновационных стратегий регионов Юга России может проводиться в следующей последовательности:
• первый этап — создание организационных и финансово-экономических условий для устойчивого роста в отраслях материального производства, сферы услуг и прекращение спада в отстающих отраслях экономики и социальном секторе. Определение территорий, отраслей, предприятий, способных стать движущей силой («точками роста») общего подъема экономики региона;
• второй этап — формирование рациональной структуры экономики региона. Накопление, привлечение и реализация инвестиционных ресурсов в «точках роста»;
• третий этап — завершение формирования перспективной производственной структуры, достижение среднероссийских стандартов уровня жизни населения, устойчивое расширенное воспроизводство. Одним из направлений инновационного
развития регионов России должно стать создание условий модернизации, поддержка и развитие конкурентоспособных на национальном рынке территориально-производственных кластеров. Кластеры появляются только в бизнес-среде и используются как инновационный организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности территориально-производственного комплекса, который, в свою очередь, является методом освоения территории.
Организационной формой кластера могут выступать научно-производственные системы, пространственно локализованные и создаваемые
32 -
на условиях государственно-частного партнерства и совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциалов, привлечения административных ресурсов в целях освоения новых технологий и усиливающих конкурентные преимущества отдельных составляющих и кластера в целом.
Выработка эффективного регионального курса в российском инновационном пространстве потребует использования внутреннего потенциала каждого отдельно взятого региона (табл. 2). Активизация поддержки науки и инноваций за счет средств региональных бюджетов должна быть направлена на формирование инновационного брэнда регионов в стране и в мире, на привлечение отечественных и зарубежных инвесторов. При разработке инновационных стратегий необходимо учитывать многоукладный характер экономики регионов Юга России, специфические условия и природно-климатические особенности, имеющуюся ресурсную базу, уровень индустриального развития.
Особую актуальность инновационные стратегии приобретают в модернизации экономики полиэтнических субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Наличие уникального туристско-рекреа-ционного потенциала и богатые национальные и культурные традиции позволяют развивать наиболее перспективные виды туризма — оздоровительный, культурно-познавательный, горнолыжный, этнотуризм. В Кавказских Минеральных Водах планируется создать высокотехнологичную санаторно-курортную и лечебную индустрию национального масштаба. В современных условиях потенциал туристско-рекреационных ресурсов представляется не менее важным, чем сырьевой потенциал, так как специализация на производстве услуг туризма обеспечивает приток денежных средств, расширяет сферу приложения труда, стимулирует развитие многих ключевых отраслей народного хозяйства (строительства, торговли, общественного питания, транспорта, связи, сельского хозяйства и др). В качестве стартового проекта планируется сформировать единый кластер горнолыжного туризма — от Каспия до Черного
0
Таблица 2
Основные ориентиры инновационных стратегий развития отдельных регионов Юга России
Субъект Возможные направления формирования инновационных брэндов регионов
Республика Адыгея Развитие производственной, социальной, коммерческой, кредитно-финансовой, информационной, институциональной инфраструктуры АПК и интенсификация на этой основе пищевой промышленности
Республика Дагестан Использование природно-ресурсного потенциала, базирующегося на благоприятных агроклиматических условиях (с особым акцентом на плодово-ягодный и рыбохозяйственный подкомплекс), а также на значительных запасах нефти, газа и на гидроэнергетических ресурсах
Кабардино-Балкарская Республика Совершенствование индустриально-аграрных технологий пищевой и горно-добывающей промышленности, а также развитие сервиса локального курортно-рекреационного кластера
Карачаево-Черкесская Республика Модернизация инфраструктуры рекреационно-туристического профиля «Домбай-Теберда-Архыз» в рамках единого олимпийского комплекса. Создание условий для наиболее полного использования возможностей агропромышленного потенциала республики на основе сбалансированного развития растениеводства и животноводства, а также совершенствование агросервисного обслуживания сельскохозяйственного производства
Краснодарский край Формирование диверсифицированной, адекватной современным рыночным условиям и мировым стандартам, высокоразвитой системы курортно-туристического хозяйства, в том числе расширение предложения на рынке элитарных рекреационных услуг Сочинской курортной агломерации. Развитие интегрированных структур АПК, объединяющих в своем составе различные звенья (от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям)
Ставропольский край Создание территориально-рекреационных объединений, использующих климато-бальнеологи-ческие факторы, лечебные травы, экологически чистые продукты питания. Совершенствование производственной инфраструктуры АПК и развитие процессов интеграции и кооперации
Ростовская область Реструктуризация региональной экономики на основе агропромышленной интеграции с учетом ее специализации в общенациональном масштабе (производство зерна, семян, подсолнечника, плодово-ягодных культур, овощей и т. д.). Использование научно-образовательного комплекса для дальнейшего развития высокотехнологичного индустриального ядра Юга России
Астраханская область Комплексное использование региональных природных ресурсов (газа, нефти, поваренной соли, строительных материалов, минеральных вод и лечебных грязей). Развитие рыбохозяйс-твенного комплекса с сохранением и увеличением стада осетровых
Волгоградская область Структурная перестройка предприятий машиностроения, металлообработки, черной и цветной металлургии, химического и нефтехимического производства. Стимулирование сельскохозяйственного производства по приоритетным направлениям (в растениеводстве — производство зерновых, масличных культур и овощей; в животноводстве — разведение крупного рогатого скота, овец и птицы)
моря. В него войдут такие курорты, как «Матлас» в Республике Дагестан, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике, «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике, а также плато Лаго-Наки в Адыгее. В целом эти курорты смогут одновременно принимать до 100 тыс. туристов и принесут региону порядка 160 тыс. новых рабочих мест.
В настоящее время во многих странах мира индустрия туризма отнесена к разряду государственных приоритетов, на что нацелены крупные национальные проекты и программы, предусматривающие определенные стимулы для развития отрасли (льготы по налогообложению, упрощение визового и погранично-таможенного режимов, создание благоприятных условий для инвестиций и особых экономических зон).
Способствовать экономическому росту макрорегиона, снижению безработицы и решению ряда других социальных проблем будет создание особых экономических зон с налоговыми и таможенными льготами. В первую очередь будут запущены особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Архыз в Карачаево-Черкесской Республике, Мамисон в Республике Северная Осетия-Алания, северный склон Эльбруса в Кабардино-Балкарской Республике и Лаго-Наки в Республике Адыгея. При этом экономическая зона с налоговыми преференциями не будет являться офшорной зоной, она будет представлять собой некий бизнес-инкубатор. Особые экономические зоны, в которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых
видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы и могут быть следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Следующим приоритетом является включение Северо-Кавказского региона в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты и, конечно, развитие инфраструктуры. В этих целях должны быть реконструированы аэропорты Северного Кавказа. В 2010 г. были выделены федеральные средства на реконструкцию трех аэропортов — «Кавминводы», «Магас» и «Грозный» в объеме 485 млн руб. [1].
Имеет большие перспективы встраивание Северного Кавказа в международный транзитный коридор «Север — Юг», который соединит Россию и Европу с государствами Персидского залива и Центральной Азии. К реализации инфраструктурных планов привлечены крупнейшие российские компании и инфраструктурные монополии — «Газпром», РАО «РЖД», Федеральная сетевая компания и др. Каждая из них в рамках своей инвестиционной программы будет строить объекты на Северном Кавказе. Например, в сфере энергетики компания «Русгидро» завершает строительство ГЭС «Кашхатау» в Кабардино-Балкарской Республике. До 2015 г. необходимо запустить на полную мощность Зеленчукскую ГЭС в Карачаево-Черкесской Республике и За-рамагскую ГЭС в Республике Северная Осетия-Алания, достроить ГЭС в Республике Дагестан. Силами сетевых компаний будут проложены или реконструированы 5,5 тыс. км электросетей. Все это — задел под будущий экономический рост, под создание на Кавказе новых предприятий.
В Республике Дагестан уже началась промышленная добыча углеводородов в российском секторе Каспийского моря. Газ северного Каспия станет ресурсной базой для формирования на Ставрополье мощного газохимического комплекса, экологически безопасного и основанного на самых современных технологиях глубокой переработки сырья. Компания «Роснефть» должна приступить
к строительству в Чеченской Республике крупного нефтеперерабатывающего завода.
К высокотехнологичным производствам Северного Кавказа можно отнести проект в сфере микро- и фотоэлектроники, который будет осуществлен на предприятии ВТЦ Баспик во Владикавказе. В Ставропольском крае при участии РОС-НАНО ведутся перспективные работы по созданию производства солнечных энергоустановок.
Региональная инновационная политика должна быть направлена на создание территориальных инновационных кластеров, выступающих точками прорыва на мировые рынки научно-технической продукции, а также способствующих равному доступу регионов к международной инновационной инфраструктуре.
Таким образом, возрастает роль региональной составляющей инновационного механизма. Целесообразно в каждом регионе (учитывая его специфические условия развития) разработать свою инновационную среду. Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления (с учетом реальных масштабов российской территории) способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности на принципах рыночных отношений. Совокупность региональных инновационных систем, ориентированных на стратегию инновационного прорыва, и будет формировать инновационный потенциал национальной экономики.
Список литературы
1. Выступление В. В. Путина В. В. на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 г. Программа на 2010—2012 гг.» от 06.07.2010. URL:http://www. premier. gov. га.
2. Комков. Н. И. Анализ динамики и условий перехода к экономике, основанной на знаниях: материалы семинара «Создание национальной инновационной системы: российская и европейская практика» от 12.07.2005. URL: http:/www. ras-stc. ru/storage/.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сборник / Росстат. М., 2009.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru