УДК - 33
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Я.И. Новикова, Н.В.Грачева, В.В. Одиноченков
Рассматриваются проблемы инновационного развития малых предприятий. Проанализированы состояние деятельности предприятий малого предпринимательства и сдерживающие его развитие причины, ситуации, связанные с кризисным периодом их деятельности. Особая роль отведена исследованию инновационного инвестирования. Предложены пути решения проблемы, в частности, за счет развития инновационной интеграции малых предприятий, а также венчурного инвестирования.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, развитие,
интеграция, инвестирование.
По данным Росстата, в России насчитывается 5,6 млн. предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. Более десятой доли их числа составляют малые инновационные предприятия. В развитых зарубежных странах число таких предприятий в 4-5 раз выше [3]. Низкий процент инновационных малых и средних отечественных предприятий позволяет признать, что этот сегмент является пока самой слабой частью национальной инновационной системы [4; с.16].
В числе типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства, можно отметить следующие:
- недостаточность собственных средств на инновационное развитие;
- отсутствие доступа к банковскому кредитованию инновационных программ;
- проигрыш в конкуренции с более крупными предприятиями, обладающими возможностями за счет собственных и заемных средств участвовать по кооперации с другими предприятиями в разработке и реализации инновационных программ;
- слабая инвестиционная поддержка инновационной инициативы малых предприятий со стороны государства.
Субъекты малого предпринимательства используют собственные средства в основном для пополнения оборотных средств и закупки товаров, а не в целях инновационных преобразований. Кризис усугубил положение малого бизнеса, а вместе с тем, его инновационную активность.
По данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 года темпы прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составили около 31%, а во втором полугодии этот показатель упал до 2,7%. В большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками [1].
Ситуация с финансами для малого бизнеса начала постепенно меняться в лучшую сторону к концу 2009 года. Количество предпринимателей, для которых привлечение финансовых средств было сложным делом или вовсе недоступным, сократилось. В ноябре 2009 года кредиты могли взять уже 75% желающих против 56% января того же года [4, с.8]. Тем не менее, проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.
Еще одним следствием кризиса стал рост, так называемого, вынужденного предпринимательства. В кризисный период 2008-2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост. Известно, что в периоды благоприятной конъюнктуры и роста экономики растет число добровольных предпринимателей. В периоды упадка и кризиса их число уменьшается из-за банкротства, но растет число «вынужденных» предпринимателей. Дело в том, что значительная часть работников крупных предприятий сокращается, и это вынуждает их идти в предпринимательство. Таким образом, происходит ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле», для которых инновации занимают не первые места.
Ситуация с появлением малых предприятий в докризисный (2007 год) и в кризисный (2009 год) отражена в таблице 1.
Таблица 1
Частота появления новых предприятий [4].
Периодичность создания малых предприятий
Доля, %
2007 год 2009 год
Очень часто 4,7 10
Часто 21 21,3
Периодически 36,3 35
Редко 18,7 22,3
Очень редко 12,3 8,3
Затруднились ответить 7 3
Как видно из таблицы, периодичность появления предприятий «очень часто» в 2009 году возросла в по сравнению с 2007 годом более, чем в 2 раза. Однако объем продукта, создаваемого ими, значительно снизился (рисунок 1).
Рисунок 1 Динамика изменения объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009
годах [4] .
Все это указывает на то, что особой перспективы малые предприятия в оживлении своей экономики за счет инновационных преобразований не имеют. Не следует рассчитывать им в этом на поддержку государства. Оно помогает малому бизнесу, но по другим направлениям: по госпрограмме самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития) и по программе субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития).
Однако, развитие малого бизнеса как бы ни было, идет, а это не может быть не связано с созданием нового продукта. Следовательно, инновационное развитие малого бизнеса объективно обусловлено. Оно может протекать медленно или быстро, но осуществляться.
Одним из реальных решений этой задачи на данном этапе является инновационная интеграция малых и крупных предприятий. Современные формы ее реализации предусматривают переход от поглощения малых предприятий крупными к взаимовыгодному на паритетной основе их сотрудничеству. Взаимная выгода для тех и других состоит в том, что крупные предприятия поддерживают инновационный потенциал малых предприятий своим ресурсом, привлекая их к участию в совместных инновационных программах. Кроме того, малые предприятия, обладающие свойством гибкого приспособления к изменениям, способны создавать новые разработки, которые могут быть оперативно использованы в производственных процессах крупных предприятий.
Практика показывает, что инновационное развитие малых предприятий превращает их самих в крупные. Они становятся даже первооткрывателями новых сфер деятельности и отраслей. К таким предприятиям можно отнести ЭйБиСи, «Ксерокс», «Полароид» [2].
Реальным ресурсом инновационного развития малых предприятий может быть венчурное или рисковое финансирование их программ. Безусловно, для венчурного капитала здесь есть риск. Результат от него ожидается через определенное, иногда длительное время, и не всегда он приносит выгоду, а иногда средства, вложенные в неудачный проект, просто пропадают. По оценкам американских экономистов, в 15% случаев авансированный рискокапитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течении более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм имеют весьма скромную прибыль, но 30% случаев успеха позволяют многократно перекрыть прибылью все вложенные средства, в некоторых случаях - в 30 раз, а иногда и в 200 раз [3]. Поэтому инвесторам инновационных проектов есть смысл рисковать своими вложениями, и они соглашаются на возможность потери средств при неудаче финансируемого предприятия в обмен на высокую норму прибыли в случае успеха.
Цель вкладчика заключается в «выращивании» подопечного предприятия до такой стадии, чтобы оно приносило устойчивую прибыль. Следовательно, интерес у партнеров вести совместно дело: одного посредством финансирования, а второго - осуществлением инновационного процесса
- имеется обоюдный. Результатом их совместного дела становится для одного получение прибыли, а для второго - получение прибыли и закрепление в качестве надежного партнера как участника в
решении задач инновационного развития.
В вопросе о привлечении венчурного капитала важно установить этап активного использования собственных средств малыми предприятиями в жизненном цикле создания инновационного продукта. Распределение венчурного капитала и собственных средств по жизненному циклу создания инновационного продукта можно представить в виде графика (рисунок 2).
Усиление конкуренции на рынке
Интенсивный рост объемов производства
| Выход на рынок [
Активная финансовая поддержка инновационного проекта
Рисунок 2 - Использование рискокапитала и собственных средств (прибыли) на этапах жизненного цикла инновации [1].
Так, с момента начала инновационной разработки требуются затраты на подготовительные по ней работы, включающей формирование информационной базы, составление техникоэкономического обоснования, проведение экспертиз, маркетинговых исследований и др. Дальше требуются затраты по проведению НИОКР, создание опытного образца. Этот этап на графике обозначен циклами от точки 0 до точки 1.
По данным отдельных зарубежных фирм в структуре затрат на создание инновационного продукта затраты на НИР (с учетом затрат на информативность) и ОКР составляют от 25 до 31% [2]. В этот период рисковый капитал имеет тенденцию к росту и достигает своей максимальной величины в точке Рм. Затем начинается некоторое снижение рискового капитала, т.к. происходит как бы насыщение капиталом инновационного процесса. И так длится до этапа коммерциализации инновации и притока прибыли. С ее притоком возможны собственные вложения предприятия в инновацию, что несколько снизит активность использования рискового капитала. Начиная с точки Рм, возможно его постепенное уменьшение. Минимум использования рискового капитала может лежать в пределах стадии жизненного цикла, определяемой точками 2 и 3. На этой стадии достигается предприятием точка получения максимальной прибыли. Данный этап может явиться периодом активного включения в оборот собственного капитала предприятия (получаемой прибыли).
Некоторый рост рискового капитала возможен на этапе спада жизненного цикла, когда усиливается конкуренция на рынке и необходимо поддержание спроса на инновацию, например, путем вложений в повышение ее качества или улучшение других потребительских свойств. Возможно его использование и в процессе интенсивных продаж, чтобы продлить период достижения максимальной прибыли.
Таким образом, распространение рискового капитала возможно на весь жизненный цикл инновации и в то же время оно может ограничиться или прекратиться в процессе интенсивного роста объемов производства и прибыли. Момент возможного прекращения рисковых вложений по инновациям для сторонних инвесторов может быть определен, исходя из следующей экономикоматематической формулы:
т р.и. = Пи /0р.и> 1
где Трж - момент возможного прекращения использования рискового капитала внешних инвесторов;
П и - величина прибыли от продаж инновации, идущая на поддержку ее жизненного цикла;
О р.и - объем первоначального и текущего рискового капитала внешних инвесторов, вкладываемого в инновацию на протяжении ее полного жизненного цикла.
Период, равный времени использования рискового капитала, таким образом, можно считать его жизненным циклом. Определение его важно и для инвестора, и для создателя инновации, т.к. позволяет оптимизировать кривые в направлении максимального сокращения
периода 0 - 1 жизненного цикла инновации и тем уменьшения рискового капитала и удлинения периода 2 - 3, т.е. периода получения стабильно максимальной величины прибыли.
Практика показывает, что к эффективным приемам ускорения инновационных процессов относятся «рисковые» проекты самих малых предприятий (внутренние венчуры).
Возможность использования предлагаемых мер позволит выработать результативный механизм активизации инновационной деятельности малых предприятий и этим способствовать во многом инновационному развитию экономики в целом.
The problems of innovative development of small businesses. The state of small business development and the constraints it causes situations of crisis period in which they work. A special role is given to innovative investment research. The ways of solving problems, in particular through the development of innovative integration of small enterprises, as well as venture investment.
The key words: entrepreneurship, innovation, development, integration and investment.
Список литературы
1. Выборочное обследование малых предприятий, нацеленное на оценку состояния ключевых параметров их деятельности в условиях кризиса. Аналитическая справка.
URL: http://nisse.ru/business/article/article_985.html7effort (датаобращения 18.04.2011 ).
2. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998.
3. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 года", сентябрь 2010.
4. Константинова Ю. Мотивация для инноваций // Все о финансах для малого бизнеса 2010 №1 (3).
5. Место малого бизнеса в экономике России. // Кредитный портал КредитБизнес.т // Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса. 2010. [Электронный ресурс].
URL: http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/489-mesto-malogo-biznesa-v-jekonomike-rossii.html (дата обращения 20.04.2011).
Об авторах
Новикова Я.И. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
Грачева Н.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета, [email protected]
Одиноченков В.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского