УДК 378
Н.В. Скоробогатова, г. Шадринск
Проблемы инклюзивного образования на современном этапе становления системы специального образования
Рассматриваются актуальные проблемы инклюзивного образования, сходство и различие интеграции и инклюзии, достоинства и недостатки интеграции, инклюзии и традиционной системы специального образования, этапы становления системы специального образования.
Интеграция, инклюзия, особые образовательные потребности, проблемы инклюзивного образования, готовность общества к принятию детей с ОВЗ
N.V. Skorobogatova, Shadrinsk
Problems of Inclusive Education at the Present Stage of Formation of the Special Education System
The current problems of inclusive education, the similarities and differences in integration and inclusion, the advantages and disadvantages of integration, inclusion and the traditional system of special education, the stages offormation of the special education system are considered.
Key words: integration, inclusion, special educational needs, the problems of inclusive education, the willingness of society to adopt children with HIA.
Развитие отечественного образования в настоящее время все больше ориентируется на обеспечение права на образование для всех. Ключевыми понятиями, обеспечивающих такое право являются понятия «интеграция» и «инклюзия».
Интеграция [лат. integratio -восстановление, восполнение] - объединение в целое каких-либо частей [3].
Положительными сторонами интеграции являются:
- сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи;
- обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- полноценная речевая среда и др.
Недостатки интеграции:
- сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога (разговора многих участников), значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал;
- плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек;
- сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом;
-незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком и др.
Инклюзия - [от англ. inclusion - включение] обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей [3].
Включающее образование (совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это
реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование - новый подход для российского образования, который подразумевает включение детей с ОВЗ в образовательный процесс в массовых школах преимущественно по месту жительства.
Положительные стороны инклюзивного образования:
- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
- создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения;
-обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;
- подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с ОВЗ, способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество;
- формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Недостатков при инклюзивном образовании быть не должно, поскольку именно такое образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития. Инклюзивное образование предполагает, что все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Процесс становления инклюзивного образования целесообразно рассматривать как закономерный этап в развитии ССО. Данные этапы были выделены Н. Н. Малофеевым:
1). Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей (XIII - XVIII вв.).
2). Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии (XVIII - XX вв.).
3). Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали (нач. XX в.- 70-е гг. ХХ в).
4). Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация. (С 70-х гг. ХХ в.- по настоящие дни) [1].
Следует отметить, что специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции
общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».
Положительные стороны традиционной системы специального образования:
- педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения;
- учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих, тифлотехника для слабовидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.
Преимущественным недостатком традиционной системы специального образования является то, что дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. При этом следует подчеркнуть, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Интеграция - не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.
Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад более 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с нарушениями в развитии. Интеграция привлекла прежде всего родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90-х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах [1].
Сопоставление западной и отечественной ССО на пути к интеграции
Критерий сопоставления Начало становления интеграции
Регуляция законом
Запад
70-е - 90-е гг
Европа подошла к интеграции в условиях установившихся, юридически
закрепленных норм демократии, экономического подъема
Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется в рамках
Россия
Конец 90-х В условиях
становления демократических норм, их первого законодательного оформления и
глубокого экономического кризиса
Обсуждения такого рода не имеют под собой законодательной базы
жестких
законодательных
положений, которые регулируют процесс интеграции
Благотворительность Богатые традиции,
финансовые льготы для филантропов
Слабое общественное движение, стимулируемое финансовым законодательством
не
Отношение общества к инвалидам
Идея равенства прав
Отношение
к
людей
инвалидам как к маргинальной части общества
Подход к интеграции
Пропагандируется уважение к различиям между людьми, их права быть не такими как все
Защита прав
аномального ребенка быть таким, как все
В настоящее время внедрение инклюзивного образования сопряжено с большим количеством трудностей:
1) Отсутствие отечественной модели организации инклюзивного образования. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, необходимо развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д.
2) Необходимость в обязательном психолого-педагогическом сопровождении особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Для успеха интеграции в образовательном пространстве должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении.
3) Не для всех «проблемных» детей такое обучение является предпочтительнее специального. Об этом свидетельствует как западная так и отечественная статистика. Интеграция (как и любое другое прогрессивное начинание) ни в коем случае не должна быть тотальной. Она может быть полезна лишь той части особых, детей, уровень психофизического развития которых в целом соответствует или близок возрастной норме. В других случаях необходимо определять полезную меру и формы введения особого ребенка в коллектив нормально развивающихся сверстников.
4) Инклюзивное образование не гарантирует решения всех проблем.
Совместное обучение - это лишь один из подходов, которому предстоит
существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Он не должен вытеснять и разрушать формы эффективной помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.
5) Инклюзивное образование стоит не дешевле специального, оно требует создания особых условий для особого ребенка, к ним относятся: раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером
социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.; создание вариативных моделей интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе); наличие адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции; систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения; обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей [2] .
6) Необходимость специальной подготовки кадров. Ее целью является обучение педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к нестандартному ребенку.
7) Формирование адекватного отношения у педагогов массовых детских садов и школ к появлению особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить такого ребенка.
8) Потребность в создании юридического обеспечения национальной программы интеграции в России, которое в настоящее время практически отсутствует.
Таким образом, инклюзивное образование абсолютно не новое явление, однако подавляющее большинство представителей разных профессий, в том числе сами учителя общеобразовательных школ, и родители нормально развивающихся сверстников характеризуют лиц с ОВЗ преимущественно с негативной стороны и отмечают особое чувство напряженности и настороженности, возникающее в ситуации вынужденного общения с ними. Возможно, причина такого отношения обусловлена отсутствием кардинального изменения отношений к лицам с ОВЗ, так как в массовом сознании такой процесс протяжен во времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2009. - №1.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
3. Являются ли понятия «инклюзия» и «интеграция» одинаковыми? По материалам пособия «Совершенствование образования» (Improving Education/ The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США. - Режим доступа http://school.msk.ort.ru/