Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел'

Проблемы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1202
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL SEARCH INFORMATION / INFORMATION SYSTEM / STRUCTURED ARRAY / INTERNET / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРИРОВАННЫЙ МАССИВ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лемайкина Светлана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях, виды использующихся в оперативно-розыскной деятельности учетов, а также иные проблемы применения современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT OF THE OPERATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with the organization of information support for the operational-search activity of the internal affairs bodies in modern conditions, the types of counts used in the operational-search activity, as well as other problems of applying modern information technologies in the activities of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»

УДК 351.745.7 : 004 ББК 67.629

© 2019 г. Лемайкина Светлана Владимировна,

начальник кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел

Ростовского юридического института МВД России.

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях, виды использующихся в оперативно-розыскной деятельности учетов, а также иные проблемы применения современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная информация, информационная система, структурированный массив, Интернет.

Lemaykina Svetlana Vladimirovna - head of the Department of information support of internal Affairs bodies

of the Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT OFTHE OPERATIONAL RESEARCH ACTIVITY

OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with the organization of information support for the operational-search activity of the internal affairs bodies in modern conditions, the types of counts used in the operational-search activity, as well as other problems of applying modern information technologies in the activities of the internal affairs bodies.

Keywords: operational search activity, operational search information, information system, structured array, Internet.

Задачи, стоящие перед органами внутренних дел, определяются современным развитием общества и государства. Способы, методы и порядок их решения тесно связаны с особенностями развития личности, социальных групп и современным уровнем технологий. Задачи борьбы с преступностью, обеспечения безопасности жизни граждан и поддержание общественного порядка в современном мире требуют для своего решения адекватного уровня всех видов, в том числе информационного и аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Деятельность, направленная на внедрение современных технологий в реальную работу органов внутренних дел, проводимая на протяжении последних лет, свидетельствует о серьезном государственном подходе к процессу формирования и развития информационного обеспечения деятельности ОВД.

Информационное обеспечение деятельности сотрудников полиции является совокупностью информации, программного и аппаратного обеспечения, обслуживающего персонала, а также организационных мероприятий, направленных на осуществление протекания информационных процессов сбора, хранения

и передачи информации потребителю, реализацию информационной безопасности указанных информационных процессов.

Оперативно-служебная деятельность ОВД, относящаяся к важнейшим видам деятельности, в современных условиях невозможна без информационной поддержки и информационного обеспечения. Несмотря на наличие серьезных успехов в этой области, хотелось бы сосредоточиться на некоторых проблемах, решение которых является необходимым условием обеспечения требуемой эффективности деятельности сотрудников полиции, а именно на проблемах информационной поддержки оперативно-розыскной деятельности.

Сотрудниками органов внутренних дел при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности осуществляются сбор, обработка, хранение и передача большого объема разнообразной и разнородной информации, которая сосредотачивается в различных видах учетов, формируемых в процессе деятельности подразделений органов внутренних дел.

Следует отметить, что на протяжении длительного периода, особенно последних двадцати лет, в подразделениях системы МВД России ведется целенаправленная работа, направ-

ленная на совершенствование информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности полиции.

К настоящему времени в этой области наблюдается серьезный научно-технический прорыв, связанный с разработкой и внедрением современных технологий (автоматизированных информационных систем, программно-технических комплексов), цель которого - внедрить единый стандарт данных, универсальные алгоритмы их обработки и процедуры обмена информацией, обеспечение безопасного доступа к данным на базе отечественного программного обеспечения.

На базе интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы (ИМТС) функционирует единое информационное пространство МВД России в форме единой информационно-аналитической системы (ИСОД); категорированы основные подходы и определены уровни формирования информационных массивов в субъектах федерации и в стране в целом [1].

Однако эффективная борьба с преступностью только с помощью информационных систем невозможна, для этого нужны сведения, содержащиеся в массивах специализированного оперативного учета. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, принятием соответствующих нормативных актов могут создавать и использовать собственные информационные системы [2] и использовать в служебных целях внешние источники информации, находящиеся в ведении других ведомств, организаций и учреждений. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности включает в себя предоставленное законодателем в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции право запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию [3].

Специализированные оперативные учеты - это массивы информации, которые имеют ограниченный доступ, в которых накапливается информация о лицах, предметах, событиях, предназначенные для информационной поддержки деятельности оперативных подразделений ОВД. Систематизация данных

и дальнейшее использование достоверной информации, характеризующей оперативную обстановку, ее своевременный анализ - одно из главных условий успешной борьбы с преступностью и профилактикой правонарушений в настоящее время. Исследуя вопросы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, целесообразно провести исторический анализ создания первых оперативных учетов.

Еще до революции 1917 года в Российской Империи полицейские традиционно уделяли особое внимание документированию деятельности, связанной с противодействием уголовным преступлениям. В 90-х годах 19-го века был организован единый учет преступников, базирующийся на их антропометрических характеристиках и новой технологии - фотографии. В сыскных отделениях имелись специальные книги, в которых фиксировались сведения о предметах, изъятых у преступников и задержанных лиц, принадлежность которых к указанным лицам вызывала сомнение. Кроме прочих, в сыскное отделение входило особое справочное регистрационное бюро, в задачах которого значилась регистрация преступников, сбор любых сведений о них, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия, установление личности преступников. Данная информация, хранящаяся в справочном бюро, оказывала огромную помощь полиции России в борьбе с преступностью.

Большая часть накопленных сведений о преступниках после Октябрьской революции было необдуманно уничтожено, что естественным образом отразилось на формировании и становлении новой структуры - рабоче-крестьянской милиции. Для обеспечения оперативно-розыскной деятельности в 1918 году губернским отделам милиции было указано направлять в Центророзыск фотографии преступников, дактилоскопические карты и списки разыскиваемых лиц.

В советское время процессы сбора, хранения и использования информации были объединены термином «уголовная регистрация». С каждым годом количество лиц, данные которых аккумулировались, увеличивалось. Одновременно стали регистрировать кроме лиц, совершивших преступление, и само событие преступления, в том числе и похищенные предметы. Так, появился и закрепился в оперативно-розыскной деятельности термин «оперативный учет» [4].

Начиная с 2000-х годов в органах внутренних дел были созданы подразделения, которые стали создавать, формировать и использовать информационную систему, основанную на криминальных и оперативных учетах, систематизирующих информацию об объектах, представляющих интерес для оперативных служб.

Для объективного и всестороннего понятия необходимо раскрыть, что такое оперативно-розыскная информация. Этим термином обозначают получаемые субъектом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность с помощью специальных методов и средств данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью [5].

Одной из составляющих информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД являются интегрированные банки данных оперативно-розыскного назначения (ИБДОРН). ИБДОРН включает в себя структурированный массив оперативно-значимой информации, который может иметь как контур ограниченного использования, так и общедоступный контур информации.

Результаты исследования состояния оперативно-служебной деятельности ОВД показали, что в информационном обеспечении оперативно-розыскной деятельности ИБДОРН требует использование новых информационных технологий, структурированная информация различных подразделений ОВД, занимающихся формированием указанного выше банка, как правило, имеют различные, часто несопоставимые форматы и протоколы обмена информацией, обособленные и разрозненные, между ними существуют трудно преодолимые различные организационные ограничения. Программное обеспечение данных банков не соответствует единой структуре данных, которая утверждена ведомственным нормативным правовым актом. Зачастую отсутствуют конвертеры для выгрузок в иные информационные системы оперативно-розыскной информации.

Помимо структурированного массива сведений в информационной системе оперативно-розыскной информации, находящейся в ведении указанных выше подразделений, имеется и огромный объем неструктурированных данных. Он включает документы раз-

ной степени грифованности. Хочется отметить, что неструктурированные данные представляют собой информацию, которая не имеет определенной структуры данных либо не организована в установленном порядке.

Как правило, такая информация имеет множество форматов, в том числе может быть представлена и в форме текстовых файлов, файлов в формате электронных таблиц, выгрузок из различных баз данных и, в отдельных случаях, в виде фотографий и изображений.

Большое количество современных программных обеспечений в основном предназначается для работы со структурированными данными, хранящимися в базах данных и имеющих привязку к типу и аннотации. Работа с неструктурированными данными подразумевает автоматизированный либо ручной анализ и обработку данных с целью их интерпретации и преобразования в сложную систему интерпретированных данных.

В связи с этим у сотрудников ОВД существует проблема в выборе специального программного обеспечения, которое позволит реализовывать следующие функции:

1. Документы, помещенные в неструктурированный массив, должны проходить предварительную обработку - например расположение фамилии, имени, отчества и даты рождения, должны располагаться в соседних столбцах для того, чтобы потом их могли найти, в том числе текстовые выгрузки из специализированных баз данных также должны проходить выше указанную обработку.

2. Документы, помещаемые в неструктурированный массив информации, должны иметь описание. Чтобы при поиске информации понять, откуда она поступила и какова ее достоверность.

3. Поддержка всех видов индексов в неструктурированном массиве информации.

4. При хранении результатов информации - удаление неактуальной информации.

5. Резервное копирование.

В связи с огромным объемом неструктурированного массива оперативно-розыскной информации увеличивается потребность в обеспечении сохранности, защите и управлении данных. В подразделениях ОВД, занимающихся формированием массивами оперативно-розыскной информации, рост объемов неструктурированных данных и их разнообразие продолжает ускоряться, что приводит к увеличению емкости хранилищ, которое, в свою

очередь, обуславливает повышение эксплуатационных и капитальных затрат, сложности управления. В результате, естественно, не хватает ресурсов и надлежащих мер защиты.

В настоящее время не всегда сформированный неструктурированный массив оперативно-розыскной информации соответствует описанным выше функциям, зачастую неструктурированный массив информации разрознен, имеющееся программное средство для его обработки обладает недостаточными возможностями. В настоящее время в экономической и управленческой сферах подобные задачи решаются посредством технологии «Большие данные» («Big data»).

Технология «Большие данные» - это подход (метод обработки) большего числа неструктурированных данных для получения новой информации, которые невозможно обработать обычными способами за приемлемое время [6].

Стоит отметить, что для достижения эффективных результатов в борьбе с преступностью, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не должно ограничиваться собственными массивами информации, необходимо привлечение информационных систем других ведомств, государственных и негосударственных организаций России.

К таким информационным ресурсам можно отнести информационные системы: органов всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления; регистрационных палат; подразделений Центрального банка Российской Федерации; налоговых органов; таможенных органов; органов статистики; органов юстиции и другие [7].

Для оперативно-розыскной деятельности полиция использует информационные ресурсы организаций, учреждений, которые следует отнести к органам социального обеспечения:

- Пенсионный фонд Российской Федерации (информация о пенсионных отчислениях, получении пенсии);

- органы ЗАГСа (информация о рождении, заключении брака, смерти граждан России);

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (информация о наличии или отсутствии недвижимого имущества, об основаниях возникновения или прекращения права на недвижимое имущество);

- жилищно-коммунальные организации (информация о лицах, зарегистрированных по месту постоянного или временного пребывания).

Следует отметить, что информационные ресурсы различных ведомств не могут удовлетворить полностью потребности оперативных подразделений для оперативно-розыскной деятельности. Используя новые информационные технологии, можно получить дополнительную оперативную информацию. Так, более разнообразную и интересную информацию можно получать из открытых информационных источников в сети Интернет или у негосударственных специализированных информационно-аналитических компаний. Интересным примером в этом плане является опыт сотрудничества с органами внутренних дел компаний «СПАРК» и «КРОНОС-ИНФОРМ» [7].

Использование Интернет ресурсов - это наиболее простой и дешевый способ получения информации для оперативно-розыскной деятельности.

В сети Интернет, используя поисковые системы, можно осуществлять поиск информации по одному (нескольким) ключевым словам (по индексу); морфологический поиск - разбор и отождествление различных грамматических форм слов; ранжирование по степени соответствия документа запросу.

Наиболее эффективными русскоязычными поисковыми системами являются Яндекс (https://www.yandex.ru), Гугл (Google), Рамблер (https://www.rambler.ru). В таких поисковых системах задаются ключевое (поисковое) слово или фраза, которые системы ищут в базах данных, исследуя на основе заданного алгоритма содержимое сайтов. Кроме этого, в указанных поисковых сервисах также присутствует функция интерактивного поиска («найти похожие»). Она позволяет уточнять запрос: указать на один или несколько найденных документов и попросить найти документы, повествующие «о том же».

У всех поисковых систем свой алгоритм поиска и перечень сайтов, входящих в базу данных поиска, поэтому, выполняя один и тот же запрос в различных поисковых системах Интернета, можно найти различную информацию. Для качественного и эффективного поиска лучше всего исследовать информационное пространство Интернета при помощи нескольких поисковиков.

Одним из самых эффективных способов получения интересующей информации явля-

ется поиск по социальным сетям сети Интернет, в таких как «Одноклассники», «Вконтак-те», «Фейсбук (Facebook)» и т. д. Поиск происходит по данным ресурсам, по имеющимся установочным данными на лицо. Так можно получить не только информацию в отношении запрашиваемого лица, но и его связей, характера их отношений, и, что немаловажно - фотоизображение как самого фигуранта, так и лиц, входящих в круг его общения.

Таким образом, целесообразно выделить ряд важных направлений информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности:

- дальнейшее развитие единого информационного пространства в системе МВД России за счет дальнейшей интеграции сервисов в ИСОД;

Литература

1. Макорин А. А., Зеленов С. А. Вопросы организации информационного обеспечения. Эффективность работы в рамках программы ЕИТКС и дальнейшее формирование концепции информационного обеспечения органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2013. № 4.

2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. От 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ 242fe 87374e228dd4283f6319aa760c5bbee4206/.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/.

4. Шахматов А. В., Сидоренко А. В. Оперативные учеты как элемент системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2 (34).

5. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии МВД России. 2018. № 2 (46).

6. Карпика А. Г. Перспективные технологии предотвращения террористических актов // материалы круглого стола. Казань, 2018.

7. Крылов А. А., Анищенко В. Н., Васильев Э. А., Дегтярев С. В., Зарубина Е. Н., Маликов С. В., Мацкевич Р. С., Морар В. О., Сит-ковский А. Л. Информационные технологии в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: монография. М., 2015.

- уменьшение количества специальных учетов за счет их объединения в более крупные структуры;

- переход аппаратной и программной составляющей информационных систем на отечественные разработки;

- повышение эффективности использования общедоступных информационных ресурсов сети Интернет для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Реализация перечисленных направлений позволит повысить эффективность и качество предоставления информации, необходимой для обоснованного анализа ситуации и принятия решений в рамках планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделений МВД России.

Bivliography

1. Makorin A. A., Zelenov S. A. Issues of information support organization. The effectiveness of the work within the framework of the EITKS program and the further development of the concept of information support for the internal affairs bodies // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 4.

2. Federal Law of 12.08.1995 № 144-FL (as amended on 07.06.2016) «On operational investigative activities» // URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_7519/242fe87374e 228dd4283f6319aa760c5bbee4206/.

3. Federal Law of07.02.2011 № 3-FL «Police Act» // URL: https: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/.

4. Shakhmatov A. V., Sidorenko A. V. Operational Accounting as an Element of the Information Support System for the Operational-Search Activity of the Department of Internal Affairs // Bulletin of St. Petersburg University of the Internal Affairs of Russia. 2007. № 2 (34).

5. Sargsyan G. G. Informational support of the activities of the operational units of the internal affairs bodies // Works of the Academy of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2018. № 2 (46).

6. Karpika A. G. Perspective technologies for the prevention of terrorist acts // materials of the round table: Kazan. 2018.

7. Krylov A. A., Anishchenko V. N., Vasiliev E. A., Degtyarev S. V., Zarubina E. N., Malikov S. V., Matskevich R. S., Morar V. O., Sitkovsky A. L. Information technologies in the activities of economic security and anti-corruption units: monograph. M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.