Научная статья на тему 'Проблемы имидж-дизайна в сфере образования'

Проблемы имидж-дизайна в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы имидж-дизайна в сфере образования»

Швеции, смотрит сквозь тяжелую, холодную воду Северного и Балтийского морей и переносит на свои тканые полотна то, что увидела. Её наблюдения природы завораживают не менее чем филигрань восточных орнаментов. Знаменитые «ролаканы», выполненные вручную, стали «Визитной карточкой» художницы, а её внимание к морским водорослям, перешедшее в тканые ковры, позволяет отнести эти произведения к экологическому направлению в текстильном дизайне.

Ремесленничество и предпринимательский дух свойственны шведам, они сочетают эти качества с необыкновенным чувством единства с природой своей страны. Барбро Нильссон работала в мастерской MMF, во многом опираясь на сложившиеся там традиции и схемы. Но она привнесла в это объединение свой неповторимый язык образов, свое сказочное чувство природы.

Г. Н. Москвина

Проблемы имидж-дизайна в сфере образования

В научной литературе советского периода понятие имидж используется с конца 60-х гг. ХХ в. И это в основном была литература идеологической направленности, в большинстве случаев предназначенная для специфического контингента и недоступная для широких социальных слоев.

Понятие имидж при этом имело отрицательное значение и рассматривалось в вышеуказанной литературе в контексте критики западной социальной жизни. Под ним подразумевалось своего рода идеологическое оружие, используемое для манипуляции массовым сознанием в политических или экономических целях. Например, в статье искусствоведа Е. Карцевой, напечатанной в 1971 г. в журнале «Иностранная литература», автор представляет имидж в качестве эстетического и социального идеала буржуазной пропаганды. В 1974 г. были опубликованы монографии Е. Карцевой и О.Феофанова, посвященные анализу массовой культуры в США и проблем, связанных с влиянием рекламы на широкие социальные слои.

В начале 80-х гг. ХХ в. в Академии общественных наук при ЦК КПСС уже читается учебный курс, в котором имидж представляется в позитивном аспекте. Но искусство создания определенного имиджа было доступно лишь ведущим партийным и хозяйственным работникам административной сферы. В силу отсутствия социального заказа отношение к понятию имидж в обществе в целом оставалось негативным.

186

Ситуация резко изменяется в начале 90-х гг. ХХ в., в связи с глобальными изменениями, произошедшими в экономической и социально-политической жизни России. Происходит становление имиджелогии как науки, а в 1999 г. имидж-дизайнер и аналитик моды Константин Богомолов открывает в Риге учебный центр, деятельность которого направлена на подготовку стилистов и имидж-дизайнеров.

Сегодня существует множество областей, в которых работают стилисты и имиджмейкеры. Это реклама и шоу-бизнес, административная сфера и политика. И особую роль играет имидж современного педагога, что связано с многочисленными реформами в сфере образования, направленными на гуманизацию и демократизацию школьной жизни. Это обуславливает предъявление особых требований к личности учителя. Его деятельность в современных условиях должна быть направлена не только на передачу своих знаний учащимся, но и на позитивное развитие личности, которое возможно лишь при индивидуальном подходе к каждому учащемуся. А это предполагает усиленное внимание к индивидуальности учителя, поощрение его творческих способностей, необычайности, неординарности. От этого во многом зависит успех процесса реформирования образования. Система профессионального и последипломного образования направлена в основном на повышение профессиональной квалификации учителя. Но параллельно необходимо формирование педагога как гармонической личности. Знания, интеллект и эрудиция должны сочетаться с физическим совершенством, внешней привлекательностью и безупречными манерами. А для начала необходима адекватная самооценка.

Но с сожалением приходится констатировать, что во многих высших образовательных учреждениях ещё не уделяется достаточного внимания специфике данной профессии и той роли, которую она играет в развитии современного общества.

Несоответствие статусу можно рассматривать как вызов, противопоставление себя социуму. Это на подсознательном уровне негативно влияет на психику окружающих педагога людей и, в первую очередь, деструктирует психику учащихся, которые, наблюдая внешний вид учителя, составляют определенное мнение о нем. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывают ему окружающие. Очень часто, к сожалению, даже в среде интеллигенции можно услышать, как при негативной оценке внешнего вида человека употребляются сравнения типа «как "училка" начальных классов».

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личного имиджа педагога для учеников и учителей. В списке десяти профессионально значимых качеств

187

учителя имидж - второе место с точки зрения учащихся, и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей. А это неопровержимое доказательство того, что в образовательной сфере явно недооценивается роль имиджа для успешной педагогической деятельности.

Оценка личности педагога может быть представлена в виде своего рода структуры, основными элементами которой являются профессиональные знания и общая эрудиция, коммуникативная культура, ответственность в отношении к исполнению своих обязанностей, внешний вид и манеры.

Внешняя составляющая начинает активно проявляться с первых моментов контакта учителя с учащимися, что содействует созданию рабочего или нерабочего настроения на уроке, способствует или препятствует взаимопониманию, общению. Например, чересчур строгий и аскетичный внешний вид, невыразительная наружность могут в начале контакта способствовать безразличному отношению к предмету, невнимательности.

И наоборот слишком яркая внешность, подчеркнутая сексуальность привлекут внимание к тому, как выглядит учитель настолько, что будут отвлекать от материала урока. Сама профессия учителя предопределяет то, что он должен быть образцом для подражания, в соответствие с определенным моментом в процессе общения. Так, например существенная разница должна быть между внешним видом для урока и для праздничного мероприятия.

В процессе профессиональной деятельности педагогу следует придерживаться классических традиций, как в манере поведения, так и в плане оформления внешнего вида. Первое выражается в уверенности в себе, умении владеть собой в любой ситуации, коммуникабельности, психологической гибкости и, что особенно важно, в искренней доброжелательности. Одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не должна противоречить основным тенденциям в развитии мировой моды. Не должны оставаться без внимания модные пропорции и детали одежды. При покупке готовых вещей должны учитываться модные ткани и цвета. Цвет в костюме учителя играет особую роль. Научно доказано, например, что теплые цвета способствуют доверительности, а холодные дисциплинируют. При этом следует учитывать то, что слишком яркие краски отвлекают внимание. Поэтому, когда идет учебный процесс, следует использовать в одежде нейтральные цвета. Это, прежде всего, различные оттенки серого и коричневого. Не менее тщательно должны быть продуманы прическа и макияж.

Макияж играет важную роль в формировании имиджа современного педагога. Его главное предназначение не в том, чтобы изменить внешность до неузнаваемости, а в моделировании, подправке (коррекции) формы и цвета лица, а также в камуфлиро-

188

вании существующих изъянов, что было свойственно человеческому обществу с незапамятных времен. Древние римляне, например, умели избавляться от морщин при помощи вяжущих смесей, носили искусственные зубы. Важную роль в формировании имиджа играют декоративные косметические средства, особенно если учесть, что большинство педагогов общеобразовательных учреждений женщины. С помощью и применения декоративной косметики ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица.

В настоящее время в сфере профессионального образования работает большинство пожилых учителей, многие из которых перешагнули пенсионный возраст. Правильно подобранная косметика поможет исправить появляющиеся с возрастом любые неровности текстуры и цвета кожи. А бежевые и персиковые тона сделают лицо моложе.

Хороший макияж должен быть почти незаметным. Контрастность, вычурность и вызывающая гамма цветов учителю не подходят, так как будет отвлекать внимание от учебного процесса. В то время как спокойные, близкие к естественным оттенкам кожи и губ тона, будут способствовать созданию положительного образа человека, который должен быть примером для подрастающего поколения.

Любящий свою работу учитель интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения и оформления своего внешнего вида, которые наиболее адекватны для педагогической деятельности, которые будут способствовать созданию имиджа безупречного педагога.

С. А. Клубникина

Дизайн костюма и живопись: от изучения к творчеству

В последнее десятилетие проблема взаимодействия дизайна и изобразительного искусства особенно актуальна. Опираясь на традиции «чистого» искусства, современный дизайн костюма утверждает и часто выдвигает на первый план эмоционально-образную художественную составляющую проектирования.

Современный дизайн характеризуется общим с живописью качеством художественности, а в живописи прослеживается такая характерная особенность современной культуры, как проектность. Живопись, являясь традиционной формой изобразительного искусства, выработала свою особую систему пространственных и пластических ценностей. Способность живописца не только интуитивно «схватывать», но и анализировать, моделировать пространственно-средовые отношения, определяет существенное воспитательное

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.