Научная статья на тему 'Проблемы идентичности преподавателей высшей школы (социально-философский аспект)'

Проблемы идентичности преподавателей высшей школы (социально-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МЕТОДИСТ / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / УНИВЕРСИТЕТ / СТАТУС / IDENTITY / TEACHER OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / METHODOLOGIST / SCIENTIFIC ADVISOR / SCIENTIST-RESEARCHER / UNIVERSITY / STATUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нурмухаметова Виктория Васильевна

В статье предложен социально-философский анализ проблем идентичности преподавателей высшей школы в современном российском обществе. Рассмотрены сущность и структура идентичности. Определены составные элементы образа преподавателя высшей школы: преподаватель, методист, научный руководитель, ученый-исследователь. Охарактеризована главная проблема идентичности преподавателя высшей школы внутренний ролевой конфликт, порожденный множественностью необходимых проявлений субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IDENTITY OF TEACHERS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT)

The article presents a social-philosophical analysis of the issues of identity of teachers of institutions of higher education in the contemporary Russian society. The essence and structure of identity are discussed. The paper determines constituent elements of the image of a teacher of institutions of higher education: a teacher, a methodologist, a scientific advisor, a scientist-researcher. The author characterizes the main problem of identity of a teacher of institutions of higher education an internal role conflict generated by multiplicity of the subject’s necessary manifestations.

Текст научной работы на тему «Проблемы идентичности преподавателей высшей школы (социально-философский аспект)»

Нурмухаметова Виктория Васильевна

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

В статье предложен социально-философский анализ проблем идентичности преподавателей высшей школы в современном российском обществе. Рассмотрены сущность и структура идентичности. Определены составные элементы образа преподавателя высшей школы: преподаватель, методист, научный руководитель, ученый-исследователь. Охарактеризована главная проблема идентичности преподавателя высшей школы - внутренний ролевой конфликт, порожденный множественностью необходимых проявлений субъекта. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-1/37.1^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 135-137. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

жизни привели к их оттеснению на второй план. В отличие от них реформаторы, понимающие необходимость перемен и в то же время отвергающие какое-либо вторжение в религиозную систему, придерживались традиционных форм «возрождения ислама». Следуя в русле настроений и ожиданий большинства мусульман и малоимущей интеллигенции, воспитанной на исламских традициях, они ратовали за такое обновление мусульманского общества, которое ассоциировалось в их сознании с эгалитаризмом - равенством и социальной справедливостью, присущими раннему исламу.

В то же время выработанные реформаторами рационалистические подходы к оценке священных текстов, необходимости их интерпретации широко распространились среди современных мусульманских теологов. Историческое значение реформаторства заключается в том, что оно заложило первоначальные концептуальные основы ислама, свободного от схоластического богословия, и обозначило перспективы развития реформаторской идеи, как религиозной, так и светской, в мусульманском мире в целом.

Список литературы

1. Аль-Джанаби М. М. Философия современной мусульманской реформации. М.: ООО «Садра», 2014. 436 с.

2. Богушевич О. В. Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель. М.: КСИНА, 1961. 204 с.

3. Ионова А. И. Современные реформаторские тенденции в исламе (70-80-е гг.) // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. М.: Главная редакция восточной литературы Изд-ва «Наука», 1983. Вып. 2. С. 19-27.

4. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов ХХ в.). М.: Главная редакция восточной литературы Изд-ва «Наука», 1986. 279 с.

5. История философии: в 6-ти т. / ред. М. А. Дынник, М. Т. Иовчук, Б. М. Кедров и др. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 4. 672 с.

6. Левин З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть?: опыт системного и социокультурного исследования / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук; Ин-т изучения Ближнего Востока. М.: Ин-т востоковедения РАН; Крафт+, 2005. 240 с.

7. Нуриахметова Ф. М. Религиозно-философские традиции в мусульманском реформаторстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50): в 3-х ч. Ч. II. C. 145-147.

THE MAIN IDEAS OF MUSLIM REFORMATION: RELIGIOUS TRADITIONS AND INNOVATIONS

Nuriakhmetova Flyura Mubarakzyanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Kazan State Power Engineering University flernur0 7@rambler. ru

The article analyzes the main ideas of Muslim reformation, the representatives of which favored the connection of traditional Islamic and secular bourgeois ideas, the adaptation of old institutions and ideas to new social realia. This was due to the evolution of the Muslims' national consciousness and the widespread development of education, the reconsideration of a number of Islamic values, as well as approval of ideas of Islamic unity as a method of solving socio-political problems of the Muslim East.

Key words and phrases: Muslim reformation; religious and philosophical traditions; national identity; Islamic values; ideas of Islamic unity.

УДК 101.1:316 Философские науки

В статье предложен социально-философский анализ проблем идентичности преподавателей высшей школы в современном российском обществе. Рассмотрены сущность и структура идентичности. Определены составные элементы образа преподавателя высшей школы: преподаватель, методист, научный руководитель, ученый-исследователь. Охарактеризована главная проблема идентичности преподавателя высшей школы -внутренний ролевой конфликт, порожденный множественностью необходимых проявлений субъекта.

Ключевые слова и фразы: идентичность; преподаватель высшей школы; методист; научный руководитель; ученый-исследователь; университет; статус.

Нурмухаметова Виктория Васильевна, к. филос. н.

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) viktonuг@yandex. ги

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

В последние годы отмечается повышенный интерес к проблемам, связанным со статусом и ролью науки в обществе. В связи с разработкой концепций и теорий постиндустриального общества наука наряду с образованием

136

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

признается ведущей сферой по отношению к другим областям общества. Повышается роль ученых в обществе, научное сообщество начинает влиять не только на экономическое развитие, но и на политические процессы. А решение вставших перед человечеством глобальных проблем, в особенности экологического характера, связывают с потенциалом науки. Естественным результатом появления подобных обстоятельств является повышение социального статуса ученых. Общество знаний предполагает устойчивый массовый спрос на продукцию ученого сообщества, формирование потребности в знаниях и информации. По этой причине преподаватель высшей школы становится ключевым звеном в реализации поставленных задач. В современной России к представителям профессорско-преподавательского состава предъявляются совершенно новые требования, связанные с проявлением особых компетенций, возможностью академической мобильности, обязательным занятием непосредственной научно-исследовательской работой и налаживанием связей науки с бизнесом. Отсюда неминуемо вытекает становящаяся все более актуальной проблема идентичности преподавателя высшей школы. В силу загруженности различными видами деятельности современного преподавателя, а также несоответствия между социальными ожиданиями, статусом и размером материального вознаграждения данная проблема приобретает особую остроту, в особенности в современной России. По мнению исследователей проблемы идентичности ученых, она является частью системного кризиса российского общества в его политическом, национальном, духовном и иных многочисленных проявлениях. Граждане России переживают непростой этап в своей истории, который неминуемо должен привести к логической стабильности, ибо эпохи перемен всегда сменяются временем покоя. На этом этапе каждый житель страны переживает кризис идентичности.

Идентичность - одно из важнейших понятий современной философии, так как оно отражает место человека в бытии мира, соотнесенность его с ним. Н. К. Иконникова определяет идентичность, с одной стороны, как придание личностью (персональная идентичность) или сообществом (коллективная идентичность) смысла своим действиям через определение значимости социальных качеств, а с другой - как иерархическую конструкцию, воспроизводящую иерархию деятельностей, ролей, знаний, оценок, эмоциональных состояний субъекта [3, с. 336]. По мнению С. Л. Ивашевского, профессиональная идентичность представляет собой тождественность человека особой профессиональной общности. Это единство обеспечивается принятием норм корпоративной культуры, осознанием значимости исполнения профессиональных функций [2, с. 94]. Эффективность субъекта в профессиональной области обеспечивается только в том случае, если имеется позитивная идентичность. Она имеет личностное измерение, подразумевающее полное принятие субъектом себя в качестве профессионала, работника. Социальное измерение проявляется в общественном признании заслуг, в возможности социальной мобильности, в повышении социального статуса.

Преподаватель высшей школы - это не просто должность, а важнейшая социальная деятельность, связанная с созданием, сохранением, воспроизводством и передачей научных знаний. Отсюда вытекают его две главные роли - преподаватель и ученый-исследователь. Преподаватель - транслятор науки, ее рупор. Должностные инструкции преподавателя предполагают, что он: проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов; осуществляет чтение лекций, проверку контрольных, курсовых работ, принимает зачеты и экзамены и т.п. Но за публичной стороной преподавательской деятельности стоит еще одна роль, невидимая большинству обывателей, - методист. И здесь должностные инструкции предполагают, что преподаватель: использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии; участвует в разработке образовательных программ; принимает участие в подготовке программ и необходимых учебных и методических материалов. Еще одна роль, которую в современных учебных заведениях в обязательном порядке требуют реализовывать от преподавателя, - научный руководитель. Преподаватель должен осуществлять руководство научно-исследовательской работой студентов, участвовать в совместных со студентами публикациях, готовить их для участия в научных конференциях. Таким образом, статус преподаватель распадается на три составляющие - учитель, методист, научный руководитель.

И. Фихте писал: «.. .студент и преподаватель должны быть настолько проникнуты наукой, чтобы всецело отдаться ей, "жить в ней" так, чтобы мысль и деятельность принимали исключительно научную форму» [7, с. 91]. Согласно классической трактовке предназначения университета высшая школа должна быть цитаделью науки. Отсюда вытекает вторая важнейшая часть работы преподавателя - научно-исследовательская деятельность, выражающаяся в таких формальных статусах ученого, как ученая степень и ученое звание. Ученая степень в науке -это квалификационная характеристика, отражающая готовность человека решать исследовательские задачи определенного уровня сложности [5, с. 27]. П. М. Кудрявцев назвал ученую степень, присуждающуюся в результате успешной защиты кандидатской или докторской диссертации, «специфической разновидностью титула, отражающей научную квалификацию обладателя в определенной области знаний» [Там же, с. 28]. Ученая степень и ученое звание - своеобразные ступени в научной и научно-преподавательской деятельности в вузе. Высшая школа нацеливает молодых преподавателей на написание диссертации и ее защиту. Это повышает рейтинг учебного заведения, увеличивая показатели остепененности кафедр. Происходит давление на молодых преподавателей, ставится вопрос: «или пишете диссертацию, или теряете рабочее место».

Как отмечают Я. И. Кузьминов и М. М. Юдкевич, преподаватели в университетах США, даже достаточно авторитетных, не всегда занимаются научными исследованиями. В обязанности тех, кто приходит на преподавательские позиции, не входит проведение исследований. При этом для них создана шкала оценки их деятельности, система ценностей, определен не менее высокий, по сравнению с преподавателями-исследователями,

академический статус [4, с. 156]. Это положение дел в США в корне отличается от российской действительности в вузах, где нередко имитируется процесс научно-исследовательской деятельности, а диссертации защищаются с целью не потерять рабочее место. К тому же критерии качества хороших публикаций в США просто отсутствуют: «Так, если ведущие экономисты в США публикуют 2-3 хорошие работы в год, то у нас в не самых лучших региональных университетах счет может идти на десятки» [Там же, с. 155]. При всем этом каждый исследователь, и российский, и американский, прекрасно понимает, что написание по-настоящему хорошей и добротной научной статьи - это творческий процесс, связанный с посещением «музы», вдохновения. Кроме того, научная публикация предваряется эмпирическими исследованиями, часто проводимыми месяцами, а иногда и годами. Еще в начале ХХ века М. Вебер в сочинении «Наука как призвание и профессия» указывал о существовании представления, что «наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей "душой", так же как "на фабрике"» [1]. Философ отмечает очевидный факт, что идея не может прийти в голову по желанию, только потому, что пора написать статью. Требуется сочетание двух важнейших моментов - это упорный труд (эмпирическое и теоретическое исследование) и идея, догадка, работа интуиции. Разумеется, спущенное от администрации университета и выполненное преподавателями требование 4-6 публикаций в год приведет к высоким количественным показателям публикационной активности, но и к губительному снижению качества научно-исследовательской работы ученого. Что делать преподавателю? Большинству приходится имитировать научную работу, чтобы соответствовать требованиям и не потерять место работы.

Итак, важнейшей проблемой идентичности преподавателей высшей школы является ролевой конфликт, проявляющийся как внутриролевой по причине множественности выполняемых ролей и функций (преподаватель, методист, научный руководитель, ученый-исследователь, нередко администратор). Исследователи проблем идентичности выделили две важнейшие группы преподавателей в зависимости от направленности идентичности - это «преподаватели» и «исследователи» [6, с. 65]. Внешнее проявление ролевого конфликта связано, с одной стороны, с повышением социального статуса ученого, а с другой - с невостребованностью профессии преподавателя и ученого среди молодежи в связи с низкой зарплатой. Необходимость идентифицировать себя во множестве проявлений ведет за собой проблему времени. Основной вид деятельности преподавателя высшей школы - чтение лекций и проведение семинаров. Именно эти виды деятельности оплачиваются, что ведет к тому, что преподаватель ради заработка берет повышенную нагрузку. Разумеется, на остальные виды работы преподаватель выделяет время по остаточному принципу. Как правило, страдает научно-исследовательская деятельность. Выход из кризиса идентичности российского преподавателя высшей школы исследователи видят в институциональном перераспределении выполняемых ролей по личностным критериям (желанию, способностям, наклонностям) [2; 4; 6]. Другим вектором решения поставленной проблемы становится создание условий для позитивной идентичности российских преподавателей и ученых со стороны государства.

Список литературы

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия [Электронный ресурс]. URL: http://bilim.kz/Docum/Libs%5Cveber-nauka.rtf (дата обращения: 30.09.2016).

2. Ивашевский С. Л. Профессиональная идентичность ученого в органах внутренних дел России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 93-96.

3. Иконникова Н. К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопросы социальной теории. 2011. Т. V. С. 319-336.

4. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 141-158.

5. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 24-37.

6. Назарова И. Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 61-68.

7. Фокин И. Л. Система университетского образования Канта, Фихте, Шеллинга // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 3. С. 88-96.

PROBLEMS OF IDENTITY OF TEACHERS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT)

Nurmukhametova Viktoriya Vasil'evna, Ph. D. in Philosophy Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML) viktonur@yandex. ru

The article presents a social-philosophical analysis of the issues of identity of teachers of institutions of higher education in the contemporary Russian society. The essence and structure of identity are discussed. The paper determines constituent elements of the image of a teacher of institutions of higher education: a teacher, a methodologist, a scientific advisor, a scientist-researcher. The author characterizes the main problem of identity of a teacher of institutions of higher education - an internal role conflict generated by multiplicity of the subject's necessary manifestations.

Key words and phrases: identity; teacher of institution of higher education; methodologist; scientific advisor; scientist-researcher; university; status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.