Е.С. Петровский
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГУУ
ISSUES AND CHALLENGES OF ENERGY CONSERVATION AND EFFICIENCY OF SUM
Аннотация: в статье даны характеристики проблемы энергосбережения и энергоэффективности в экономике РФ в настоящее время. Приводятся основные результаты энергетического обследования функционирования систем электро-, тепло- и водоснабжения ГУУ. Дан анализ фактических расходов энергоресурсов ВУЗ'а за последние годы, проведено сравнение с нормативными значениями, показателей полученными расчетным путем. Выявлены условия и факторы энергосбережения для определения технологии экономии энергоресурсов. Дан прогноз динамики энергопотребления и определены основные направления формирования программы энергосбережения вузо. Показана роль финансирования в программе энергосбережения и необходимость технико-экономического сравнения различных направлений и вариантов энергосбережения.
Ключевые слова: энергопотребление, энергосберегающие мероприятия, эффективность энергосбережения, план программы энергосбережения
Abstract: were given the characteristics of the problem of energy saving and energy efficiency in the Russian economy at present time. Was considered the main provisions of the law on energy saving and on the energy efficiency related to budgetary organizations. Was summarised the main results of the energy audit of functioning of systems of electro-, heat-and water supply of the SUM. Was given the analysis of the actual costs of energy resources of University and in recent years, compared with the normative values of the indicators obtained by means of calculation. The conditions and factors of energy saving to determine the technology of energy saving. Forecast of dynamics of energy consumption and determined the main directions of the energy saving program of University. Was showed the role of financing in the program of energy saving and the need for technical and economic comparison of various directions and optionsfor energy saving.
Keywords: energy consumption, energy-saving measures, the efficiency of energy saving, plan of the energy saving program.
Одной из ключевых проблем российской экономики, которая все теснее интегрируется в общемировую экономическую систему, является проблема энергосбережения и энергоэффективности. В последние десятилетия в экономически развитых странах повышение энергоэффективности привело к значительному приросту внутреннего валового продукта. Это одновременно означает, что энергоемкость ВВП уменьшилась в среднем на 20%, а в некоторых странах до 30%.
В России тенденции изменения энергоемкости противоположны. Из-за износа оборудования и старения производственных активов практически во всех отраслях экономики, использования в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве устаревших технологий, энергоемких машин и механизмов, неэффективных осветительных и бытовых приборов энергоемкость ВВП за последние 20 лет увеличилась более чем на 20%, что превышает мировые показатели в три и более раза.
В этой критической ситуации предлагаемые сценарии социально-экономического развития России могут быть выполнены только при существенном повышении эффективности использования энергоресурсов и энергоносителей. Реализация высоких темпов роста экономики должна быть обеспечена за счет снижения потребления энергоресурсов.
В нашей стране потенциал энергосбережения огромен; по многочисленным оценкам специалистов, он достигает 35-45% от общего энергопотребления.
Реализация даже части этого потенциала позволит обеспечить решение целого ряда проблем, а именно:
1. Повышение конкурентоспособности российской экономики, что особенно важно с точки зрения вступления нашей страны в ВТО;
2. Значительное улучшение качества жизни населения и возможность проведения реформы ЖКХ;
3. Эффективное использование ресурсного потенциала для экономического и социального развития страны и усиление экспортного потенциала.
Основными направлениями реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех секторах экономики страны является реалии-зация составляющих потенциала энергосбережения: организационного, технического и технологического. Отдельная системная составляющая - существенный рост доли высокотехнологичных отраслей как результат структурной перестройки экономики.
До одной трети общего потенциала энергосбережения приходится на промышленность, столько же на отрасли топливно-энергетического комплекса, включая переработку энергоресурсов, транспорт (передачу) и распределение. Оставшаяся часть приходится на жилищно-коммунальный сектор, включая бюджетные организации и учреждения, транспорт, сельское хозяйство.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране в настоящее время осуществляется, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», путем установления требований к повышению энергоэффективности за счет проведения обязательного энергетического обследования, учета используемых энергоресурсов, требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к «энергетическому паспорту», требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей (ст. 9, ФЗ № 261) [1].
Федеральный закон об энергосбережении установил, что производимые на территории РФ, а так же импортируемые в РФ для оборота на территории РФ товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. С 1 января 2011 года это требование должно выполняться в отношении бытовых энергопотребляющих устройств, с 1 января 2012 года - в отношении компьютеров, других компьютерных электронных устройств и оргтехники. Эти же требования должны распространяться в дальнейшем на все энергопотребляющие товары, оборудование, машины и механизмы.
Федеральный закон № 261 установил периоды (первый с 1 января 2011 года), в течение которых из оборота на территории РФ должны быть выведены электрические лампы накаливания, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Отдельная статья закона посвящена требованиям энергетической эффективности, которым должны соответствовать системы энергоснабжения зданий и сооружений.
В соответствии с принципами установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части общего имущества собственников помещений.
В отношении обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон №261 установил сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета используемых энергоресурсов. Для бюджетных организаций в обязательном порядке должно проводиться энергетическое обследование с целью получения объективных данных об объемах используемых энергоресурсов за ряд прошедших лет, сравнение их с нормативными объемами расхода энергоресурсов, полученных расчетным путем с учетом физиологических требований на рабочих местах. По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт учреждения, на основании которого планируются работы по энергосбережению.
Федеральный закон № 261 установил обязанность бюджетных учреждений
обеспечить, начиная с 1 января 2010 года, снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
За различные нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусмотрена административная ответственность согласно статье 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Работа по научно-методическому обоснованию направлений энергосбережения Государственного университета управления (далее ГУУ) выполнялась кафедрой экономики и управления в энергетике ГУУ в следующей последовательности:
1. Предварительный контакт с руководителями структурных подразделений, ответственных за энергоснабжение университета. Ознакомление с основными потребителями энергоресурсов, общим построением системы энергоснабжения.
2 Составление плана экспресс-обследования и согласование его с заинтересованными структурными подразделениями университета.
3. Анализ результатов энергоаудита и энергетического паспорта за прошедшие годы и энергетического паспорта университета.
4. Сбор документальной информации об энергоснабжении.
5. Обследование систем энергоснабжения и водоснабжения.
6. Обработка результатов обследования и их анализ.
7. Разработка рекомендаций по энергосбережению.
Основными результатами энергетического обследования являются:
- методика проведения энергетического обследования университета;
- рекомендации по разработке программы энергосбережения [4].
В процессе проведения обследования и разработки методики выяснялось мнение сотрудников и работников университета, их представление о путях решения задачи энергосбережения, их подход в этой области: что предпринималось раньше и какие планы на будущее.
Проведенное на начальном этапе ознакомление с системой распределения и энергопотребления в университете позволило выявить места нерационального энергопотребления, была проведена оценка потенциал энергосбережения и оценка объема предполагаемой работы. Как показало проведенное обследование, энергообслуживающий персонал хорошо знает различие проектной и исполнительной схем энергоснабжения, нарушение правил эксплуатации установленного энергетического оборудования, ведущие к дополнительным потерям энергии, имеет свое видение решения проблемы энергосбережения. Поэтому работа проводилась в контакте с сотрудниками, отвечающими за энергоснабжение университета, с целью получения от них реальной картины о режимах эксплуатации энергетического оборудования и информации об имеющихся нарушениях правил его эксплуатации.
При проведении обследования была собрана следующая информация об университете за прошедшие годы:
- общие сведения об организации: состав основных зданий и их характеристики (дата постройки, этажность здания, материал стен и крыш, площадь и вид остекления, кубатура, общая площадь);
- динамика численного состава сотрудников организации;
- динамика потребления и цен всех энергоносителей (электроэнергия, газ или другие виды топлива, тепловая энергия, водопотребление);
- сведения об источниках энергоснабжения и параметрах энергоносителей;
- сведения об установленной мощности электроприемников по направлениям использования;
- сведения о приточно-вытяжной вентиляции;
- сведения о системах освещения, типах светильников и ламп;
- сведения о количестве душевых сеток, водоразборных кранов;
- сведения о системах учета расходов энергоносителей.
При обследовании определялось:
- состояние строительных конструкций зданий и сооружений, степень
утепления;
- техническое состояние и работоспособность энергопотребляюшего оборудования;
- состояние трубопроводов, теплоизоляции, запорной арматуры, осветительных приборов;
- техническое состояние оборудования тепловых пунктов, вводов (воды, газа, электроэнергии) [5].
Государственный университет управления в системе образовательных учреждений бюджетной сферы Юго-Восточного округа г. Москвы является одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов. Установленная мощность электроприемников ГУУ в настоящее время составляет порядка 7000 кВт. На два корпуса общежитий приходится 2500 кВт или 35,7%. По направлениям использования наибольшая установленная мощность приходится на бытовые приборы 2760 кВт и системы освещения 2200 кВт. Компьютеры и системы вентиляции составляют примерно равный объем установленной мощности по 600 кВт соответственно. Насосное и лифтовое оборудование в корпусах ГУУ вместе составляют 750 кВт установленной мощности.
Структура установленной мощности токоприемников по направлениям использования за последние 12 лет существенно менялась. Увеличилась доля вентиляционных установок, компьютерной техники, осветительных систем при уменьшении доли бытовой техники и, частично, лифтового оборудования. В целом установленная мощность токоприемников с 2001 по 2011 год увеличилась незначительно на 13,8%.
В структуре электропотребления наибольшую долю в годовом потреблении занимает освещение (до 44%). Второй группой по объему потребления является «бытовая техника» - 13%. Увеличение электропотребления осветительными установками обусловлено развитием материальной базы ГУУ, строительством новых корпусов и увеличением контингента студентов.
Рассмотрение фактического электропотребления по отдельным корпусам ГУУ показывает, что наибольшая доля электропотребления приходится на учебные корпуса (55%), в том числе наибольшее потребление за счет главного учебного корпуса - 13%. Доля потребления электроэнергии общежитиями составляет 37,2%. Финансовые затраты ГУУ на оплату потребленной электроэнергии за период 5 лет выросли практически в несколько раз, в то время как потребление электроэнергии увеличилось за это же время на 20,9%. Это объясняется ежегодным ростом тарифов на электроэнергию в г. Москве.
Доля бюджетного финансирования в оплате за электроэнергию уменьшилась за 5 лет в несколько раз и составляет в настоящее время около 20%.
ГУУ является также потребителем большого количества тепловой энергии. Договорная величина теплопотребления по договору с ОАО «Московская теплосетевая компания» составляет 48100 Гкал/год, фактическое же теплопотребление в 2009 г. составило 22500 Гкал/год. Оплата теплоэнергии производится ежемесячно за фактическое потребление.
Тепловая энергия используется на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. На долю теплопотребления за период 2006-2010 г. приходилось 4050% средств на оплату «коммунальных услуг и котельно-печного топлива». Анализ фактического потребления тепловой энергии в ГУУ за последние 5 лет показал, что общее количество потребленной теплоэнергии сократилось за анализируемый период на 15% при среднем ежегодном темпе снижения 2,87%, что практически соответствует предельному темпу снижения потребления энергоресурсов (3%), заданному ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Однако стоимость теплопотребления за этот период выросла на 34,4%, средний ежегодный прирост составил 8,6%, что обусловлено ростом тарифов на теплоэнергию за 5 лет на 54,9%. При этом доля средств бюджетного финансирования на оплату коммунальных услуг по теплоснабжению сократилась с 99,5% в 2006 г. до 40,1% в 2009 г.
ГУУ проводит в течение ряда лет энергосберегающие мероприятия. Был усовершенствован приборный учет потребления тепловой энергии, проведены промывки трубопроводов
и отопительных приборов. В корпусах ГУУ проводится поэтапная замена отопительных приборов устаревших конструкций на новые с системами регулирования, заменяются оконные рамы на энергосберегающие степлопакеты, утепляются фасады и проводится замена остекления фасадных окон в Главном учебном корпусе.
По данным энергобалансов почти за десятилетие видно, что наибольший удельный вес в структуре потребления имеют отопление и вентиляция, но доля их в суммарном потреблении сократилась с 87% в 2000 г. до 80% в 2009 г., что в первую очередь связано с введением приборного учета.
Следует отметить, что при подготовке к очередному отопительному сезону в ГУУ ежегодно проводятся работы по ремонту и замене отопительных приборов, стояков, теплопотребляющего оборудования. В 2007 г. работы проводились в учебно-административном корпусе, в 2008 г. - в лабораторном, в 2009 г. проведен ремонт системы отопления в поточном корпусе. В этих корпусах установлены современные конвекторы, обладающие высокой теплоотдачей и повышенной устойчивостью к избыточному давлению. На отопительных приборах предусмотрены теплорегуляторы.
Горячая вода в корпусах и зданиях ГУУ используется для хозяйственно-бытовых нужд. В летнее время при отключении отопления именно горячее водоснабжение определяет объемы теплопотребления университета. Для получения объективной и достоверной фактической информации о потреблении тепла на горячее водоснабжение в течение года необходимо организовать на тепловых пунктах по каждому корпусу приборный учет потребления горячей воды.
Третий вид энергоресурса, потребляемого ГУУ, - холодная вода. Водопроводная вода используется на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды. Анализ, проведенный за период 2006-2009 гг., свидетельствует, что за эти годы в ГУУ резко возросло водопотребление с 274 тыс. м3 в 2006 г. до 668 тыс. м3 в 2008 г. и 530 тыс. м3 в 2009 г. При этом в 2008-2009 гг. наблюдалось значительное превышение фактических расходов воды над плановыми. Рост водопотребления сопровождался увеличением затрат на оплату этой услуги, так за 3 года с 2006 по 2009 затраты на оплату водопотребления и водоотведение возросли с 4040 тыс. руб. до 7850 тыс. руб., что составило 194,2%. Рост затрат связан также с ростом тарифов на эти услуги. Так рост тарифа на водоснабжение с 2007 г. по 2010 г. составил 36,7% и порядка 10% на водоотведение. Рост затрат на водопотребление не компенсируется ростом бюджетных средств на оплату услуг водоснабжения. Поэтому привлекаются внебюджетные средства. Доля внебюджетных средств из года в год растет. Так в 2006 г. привлечение внебюджетных средств за эти цели составило 52% от общих затрат, в 2009 г. - 37%.
Проблемы энергосбережения и энергоэффективности для организаций бюджетной сферы, к которой относится ГУУ, являются достаточно сложными и многоаспектными [2]. Это объясняется многообразием потребляемых энергоресурсов, необходимостью рационального учета их использования, множеством возможных технических решений в области энергосбережения для каждого вида энергоресурсов.
Для решения названных проблем требуется разработка специальной технологии энергосбережения, учитывающей множество различных условий и факторов. Такие, как:
- многообразие и особенности учебно-производственной деятельности организации;
- внутренний режим и распорядок работы (время начала и окончание учебных занятий, режимы работы отдельных корпусов и т.д.);
- технические характеристики имеющихся систем и отдельных схем электроснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования;
- сроки эксплуатации энергоснабжающих систем, периодичность ремонтов и замены энергетического оборудования на новые образцы, качество обслуживания;
- особенности проектирования, используемые при строительстве корпусов, проектные решения при размещении оборудования, совмещение в одном корпусе систем различного хозяйственного назначения и собственно предназначение отдельных корпусов;
- размещение учебных корпусов на территории ГУУ;
- различные периоды ввода корпусов в эксплуатацию;
- наличие и достаточность квалифицированного персонала, обслуживающего внутриуниверситетские энергетические сети;
- наличие систем стимулирования персонала за экономию энергоресурсов [3]. Процесс
энергосбережения состоит в контроле режимов и обеспечении эффективности работы множества локальных энергоприемников различного технического назначения. Это значительно осложняет работу по организации выполнения программ энергосбережения в вузе.
Ежегодный рост тарифов на потребляемые энергоресурсы, несоответствие бюджетного финансирования затрат на энергоресурсы реальным расходом в ГУУ на эти цели, ведет к увеличению за последние годы общей доли затрат на энергообеспечение в бюджете вуза и доли внебюджетного финансирования в общей сумме затрат на энергоресурсы.
Прогнозная динамика изменения объемов потребления отдельных видов энергоресурсов в ближайшей перспективе различна. Рост оснащенности ГУУ техническими средствами обучения, компьютерами, кондиционерами, электрическими бытовыми приборами ведет к естественному росту объемов электропотребления. Расходы тепловой энергии имеют тенденцию к снижению за счет корпусов ГУУ, где проведен капитальный ремонт систем теплоснабжения, установлены современные конверторные радиаторы с устройствами регулирования подачи горячей воды, а также выполнена теплоизоляция наружных стен. Расход холодной воды в системах водоснабжения будет имеет тенденцию к стабилизации.
Кроме сказанного, надо иметь в виду, что для каждого вида энергоресурсов возможные темпы снижения расходов не совпадают, во-первых, из-за различных условий обеспечения необходимых санитарно-гигиенических норм (освещенности, уровня вентиляции, оптимальной температуры воздуха в производственных и учебных помещениях и т.д.), а также ценовых характеристик энергосберегающего оборудования (электроэнергетического, теплотехнического и санитарно-технического) и качественных возможностей оборудования в части энергосбережения.
На основе имеющегося научно-методического обеспечения необходимо разработать программу энергосбережения ГУУ, рассчитанную на несколько календарных лет. Содержание программы энергосбережения и глубина экономии энергоресурсов, в первую очередь, будет определяться финансовыми возможностями ВУЗа, т.е. обеспеченностью соответствующими статьями бюджета.
Основные предложения в программу энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУУ сводятся к следующему.
Важнейшим направлением программы является организация внутреннего учета расхода энергоресурсов, оборудование отдельных корпусов ГУУ выделенными пунктами учета с электросчетчиками, тепло- и водосчетчиками. Более высоким уровнем решения данной проблемы может являться установке системы АИИСКУЭ (автоматическая информационно-измерительная система контроля и учета энергоресурсов) для автоматического контроля и регистрации расхода энергоносителей по отдельным корпусам ГУУ. Однако, данное направление будет эффективно только в случае обязательного мониторинга расходов по месяцам года, отопительным сезонам, отдельным годам. Предприятия и организации, где задачи энергосбережения решаются эффективно, вводят в штатное расписание специальные должности -энергоменеджеров, которые квалифицированно управляют режимами энергопотребление в «темпе процесса».
Резервы экономии энергоресурсов в ГУУ, которые «лежат на поверхности», являются относительно небольшими, а более значительная экономия может быть достигнута только путем капиталоемких инвестиционных вложений, путем внедрения в системы энергоснабжения современной автоматики и компьютерной техники, специальных электронных энергосберегающих устройств конечного пользования.
Самостоятельным направлением энергосберегающей политики является переход но новые, прогрессивные формы тарифов.
В тоже время использование в качестве основной меры экономии энергоресурсов лишь определенного набора организационных мероприятий окажет
незначительное влияние на уровень энергопотребления и даст незначительный эффект.
Одновременно, организационные мероприятия требуют очень большой воспитательной работы с членами коллектива ГУУ, включая преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и др.
Разработка программы энергосбережения должна быть увязана с финансированием, включая внебюджетное, согласована со всеми заинтересованными отделами, подразделениями и службами ГУУ, т.к. эти программа должна быть программой всего коллектива.
Только безусловное выполнение программы энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУУ может дать экономический эффект в сокращении потребления энергоресурсов и снижении затрат на энергообеспечение.
Литература
1. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ №261 от 23 ноября 2009 г.
2. Дульзон А. А. Управление энергоэффективностью ВУЗа. - Томск, 2006.
3. Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) образовательных учреждений. - Н-Новгород, 2009.
4. Методические указания по нормированию потребления тепловой и электрической энергии в учреждениях и организациях социальной сферы. - Минск: УВИЦ при УП «Белэнергосбережение», 2003 г, 82с.
5. Опыт эффективного управления энергопотреблением на объектах Министерства образования Российской Федерации. Центр по эффективному использованию энергии. - М.: 2002.