Научная статья на тему 'Проблемы и возможности побратимства, как инструмент коммуникации в маркетинге территорий'

Проблемы и возможности побратимства, как инструмент коммуникации в маркетинге территорий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
побратимы / города-побратимы / коммуникация / геополитика / публичная дипломатия / городская дипломатия / геомаркетинг / цифровизация территорий / цифровые коммуникации / медиабизнес / twin cities / twin cities / communication / geopolitics / public diplomacy / urban diplomacy / geomarketing / digitalization of territories / digital communications / media business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна

В настоящем исследовании представлены основные аспекты истории развития побратимского движения городов России на современном этапе её исторического осмысления, как части коммуникативного пространства в геополитическом контексте. Рассмотрены проблемы и возможности побратимства, как инструмента коммуникации в маркетинге территорий. Описаны опыт и задачи института побратимства в решении геополитических задач не только на общегосударственном, но и на муниципальном уровне. Описаны проблемы взаимодействия территорий, вследствие изменения коммуникативного контура, на который неизбежно влияют геополитические изменения и смещение интересов ряда государств в исключении политического дискурса в ущерб существовавшим ранее гуманитарным, культурным, общественным и даже экономическим связям. Представлены результаты комплексного многолетнего исследования опыта развития побратимских связей ряда муниципалитетов России, а также описаны возможности не только сохранения, но и развития коммуникативного пространства за счет применения цифровых технологий и комплексов. Влияние сохранения и развития побратимского движения на развитие территорий в целях маркетинга российских городов. Предложен сценарий развития побратимских связей с применением цифровых решений на муниципальном уровне, в контексте развития и усиления геополитического диалога территорий в целях их устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and opportunities of twinning as a communication tool in territory marketing

This study presents the main aspects of the history of the development of the twinning movement of Russian cities at the present stage of its historical understanding as part of the communicative space in a geopolitical context. The problems and possibilities of twinning as a communication tool in the marketing of territories are considered. The experience and tasks of the Institute of twinning in solving geopolitical problems not only at the national, but also at the municipal level are described. The problems of interaction of territories are described, due to changes in the communicative contour, which is inevitably influenced by geopolitical changes and shifting interests of a number of states in excluding political discourse to the detriment of previously existing humanitarian, cultural, social and even economic ties. The results of a comprehensive long-term study of the experience of developing twinning relations in a number of Russian municipalities are presented, and the possibilities of not only preserving but also developing the communicative space through the use of digital technologies and complexes are described. The impact of the preservation and development of the twinning movement on the development of territories for the marketing of Russian cities. A scenario for the development of twinning relations with the use of digital solutions at the municipal level, in the context of the development and strengthening of the geopolitical dialogue of territories for their sustainable development, is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности побратимства, как инструмент коммуникации в маркетинге территорий»

© Романишина Татьяна Сергеевна

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]

Проблемы и возможности побратимства, как инструмент коммуникации в маркетинге территорий

В настоящем исследовании представлены основные аспекты истории развития побратимского движения городов России на современном этапе её исторического осмысления, как части коммуникативного пространства в геополитическом контексте. Рассмотрены проблемы и возможности побратимства, как инструмента коммуникации в маркетинге территорий. Описаны опыт и задачи института побратимства в решении геополитических задач не только на общегосударственном, но и на муниципальном уровне. Описаны проблемы взаимодействия территорий, вследствие изменения коммуникативного контура, на который неизбежно влияют геополитические изменения и смещение интересов ряда государств в исключении политического дискурса в ущерб существовавшим ранее гуманитарным, культурным, общественным и даже экономическим связям. Представлены результаты комплексного многолетнего исследования опыта развития побратимских связей ряда муниципалитетов России, а также описаны возможности не только сохранения, но и развития коммуникативного пространства за счет применения цифровых технологий и комплексов. Влияние сохранения и развития побратимского движения на развитие территорий в целях маркетинга российских городов. Предложен сценарий развития побратимских связей с применением цифровых решений на муниципальном уровне, в контексте развития и усиления геополитического диалога территорий в целях их устойчивого развития.

Ключевые слова: побратимы, города-побратимы, коммуникация, геополитика, публичная дипломатия, городская дипломатия, геомаркетинг, цифровизация территорий, цифровые коммуникации, медиабизнес.

Для цитирования: Романишина Т.С. Проблемы и возможности побратимства, как инструмент коммуникации в маркетинге территорий // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 4. С. 5-14. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0250

Tatyana S. Romanishina

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]

Problems and opportunities of twinning as a communication tool in territory marketing

This study presents the main aspects of the history of the development of the twinning movement of Russian cities at the present stage of its historical understanding as part of the communicative space in a geopolitical context. The problems and possibilities of twinning as a communication tool in the marketing of territories are considered. The experience and tasks of the Institute of twinning in solving geopolitical problems not only at the national, but also at the municipal level are described. The problems of interaction of territories are described, due to changes in the communicative contour, which is inevitably influenced by geopolitical changes and shifting interests of a number of states in excluding political discourse to the detriment of previously existing humanitarian, cultural, social and even economic ties. The results of a comprehensive long-term study of the experience of developing twinning relations in a number of Russian municipalities are presented, and the possibilities of not only preserving but also developing the communicative space through the use of digital technologies and complexes are described. The impact of the preservation and development of the twinning movement on the development of territories for the marketing of Russian cities. A scenario for the development of twinning relations with the use of digital solutions at the municipal level, in the context of the development and strengthening of the geopolitical dialogue of territories for their sustainable development, is proposed.

Keywords: twin cities, twin cities, communication, geopolitics, public diplomacy, urban diplomacy, geomarketing, digitalization of territories, digital communications, media business.

JEL Classification: M31

For citation: Romanishina T.S. Problems and opportunities of twinning as a communication tool in territory marketing. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 5-14. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0250

Институт побратимства сегодня во многом воспринимается, как пережиток прошлых идеологических решений. Однако, в новой многополярной реальности мировое сообщество по-прежнему будет заинтересовано в развитии двусторонних связей, основанных на публичной дипломатии. А потому необходимо рассматривать города-побратимы, как коммуникативный инструмент в эпоху формирования новой геополитической реальности.

В сфере туризма подобный инструмент позволит сформировать поток перспективного потребительского доверия. В сфере культуры и образования, сохранит востребованность российского гуманитарного продукта и языка. В сфере развития рынка промышленных инвестиций сохранит, а иногда и вновь сформирует актуальные товарные и торговые связи, основанные на трансфере технологий и обмена производственными мощностями. Но все это возможно лишь при условии применения современных цифровых средств и методов коммуникации, что безусловно повысит мобильность деловых связей и активность бизнес-сообщества в условиях закрытых границ и санкционных ограничений.

Особую роль в развитии экономики и её общественного сектора, образования и культуры, в границах муниципальных образований, играет способность сохранять коммуникативные связи с территориями-партнерами, как внутри страны, так и зарубежом. При реализации самостоятельной экономической и культурной политики на уровне муниципальных образований важно выполнять все партнерские коммуникации на должном оперативном и технологическом уровне, что также приводит нас к необходимости поддержки тезиса о значимости цифровых коммуникативных инструментов.

Маркетинг территорий во многом принял вызовы современных геополитических изменений, и следующие за этим коммуникативные вывозы территориального регулирования. Парадигма социально-экономического развития территорий сменилась на социально-инфраструктурное развитие. Данное обстоятельство вызвало необходимость пересмотра действовавших в допандемийный период коммуникативных связей территории с партнерами не только в разрезе российской практики, но и в международном ключе.

Большинство партнеров, которые были важны для формирования местных бюджетов оказались в зоне политических рисков и вынудили сформировать новые подходы к коммуникативным практикам в стратегической перспективе. Наблюдаемая экспертами территориального развития динамика разрыва устоявшихся и привычных связей в зоне экономического партнерства вынуждает территории менять документы стратегического развития территорий. Зачастую проекты импортозамещения, изменения соотношений в отраслевой структуре приводят менеджеров территорий к смене маркетинговых парадигм.

Территории, стремящиеся к устойчивому поступательному развитию, в настоящее время стремятся создавать связи с партнерами из стран ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Что в отрицательном значении сказывается на отношениях с партнерами из европейских стран. Также, планы стратегического развития территорий по привлечению партнеров в сферу производственных отношений, приводит к необходимости пересмотра роли и значимости присутствия на территориях инвесторов из недружественных государств.

Более того инвестиционные стратегии, как отражение маркетингового запроса на развитие территорий российских городов, формируют запросы на поиск стейкхолдеров, готовых работать в условиях информационной нестабильности и ухода части производственных компаний из ряда регионов. Наибольший удар наблюдается в экономике таких регионов, как Московская область, Республика Татарстан и Республика Башкортостан, Ленинградская область и Калининградская области. Однако, новые возможности открываются у восточных территорий России. В том числе, регионы Дальнего Востока, Алтай и Республика Дагестан и Астраханская область.

В результате динамичных изменений, происходящих в наблюдаемый период последних 3 лет, вынуждают искать новые смыслы и направления развития агломераций. Особый запрос на формирование дружеских связей сформирован и наукоградов России. Объявленное десятилетие науки и инноваций способствует приходу на территорию нашей страны новых высокотехнологичных производств и наукоемких предприятий. Связи в науке позволяют выходить на новый уровень территориальной коммуникации, целью которой становится не только фундаментальное, но и прикладное сотрудничество.

Возрастающая роль экологии и информационных коммуникаций позволяет формировать запрос на зелёные и умные города, а значит, — геомаркетинг открывает для себя задачу выстраивания эффективных коммуникаций в этих перспективных направлениях. Если раньше инвестиционные проекты были нацелены на создание рабочих мест в регионах, обеспечивающих занятость населения, то сегодня эта задача приобретает новое звучание. Привлечение на долгосрочное взаимодействие и партнерство тех инвесторов, которые готовы к трансферу высокотех- 7 нологичных подходов в производстве.

В таких обстоятельствах побратимские связи территорий становятся недооцененным коммуникативным ресурсом, способным решить маркетинговые задачи территориального развития.

Настоящее исследование посвящено исследованию организационного компонента такого важного инструмента сохранения геополитических связей на межтерриториальном уровне локальных связей, а также возможностям их активизации и поддержки в условиях использования цифровых систем. Также предложено исследовать кейс развития и поддержания побратимских связей с городами ЦФО и в большей степени Московской области, для демонстрации возможностей развития коммуникативного пространства с применением данного инструмента.

Важнейшей задачей для органов муниципальной власти также становится цифровизация территории. А значит, большинство проектов отраслевого развития должны быть поддержаны единой информационной и цифровой инфраструктурой. Техническая поддержка принимаемых проектов и решений должна способствовать развитию единого информационного пространства и технологической мобильности туристской инфраструктуры [Романишина, 2021 (а). С. 307].

По итогам внешнеполитических событий, произошедших в 2022 г., рынок туризма оказался в ещё более неопределенном положении, чем в период пандемии. И речь тут в большей степени о том, что изменились стандарты визовой работы многих стран [Романишина, 2022. С. 54]. Невозможно сегодня планировать посещение организованных групп иностранных туристов, как в период до пандемии. Также официально опубликован список недружественных стран, отношения с которыми не могут быть приоритетом. Поскольку органы муниципальной власти водят в единую вертикаль власти, специалисты муниципального управления должны учитывать данные особенности и корректировать свои планы на развитие туристских связей с другими государствами.

В то же время, наблюдается высокий спрос на внутренний туризм со стороны российских граждан. И те муниципальные образования, которые поставят своим приоритетом не только создание новых турпродуктов, но и смогут сформировать новую систему информирования потребителя, безусловно, выиграют. Те же инструменты бесспорно возможно использовать для развития и сохранения культурных связей между территориями, в периоды острой геополитической напряженности. Особое значение приобретают подобные инструменты и в сохранении благоприятного инвестиционного климата территорий.

Все выше сказанное обращает нас к возможностям применения Института побратимства, как геополитического инструмента выстраивания коммуникации территорий российских городов с их иностранными территориями партнерами в эпоху цифровизации.

В современном мире геополитические отношения между государствами играют все более важную роль. При этом одним из наиболее эффективных инструментов коммуникации территорий является институт побратимства, ключевой приоритет которого развитие отношений между малыми территориальными формами, городами, муниципалитетами. Он позволяет укреплять дружественные связи между государствами, развивать экономические и культурные отношения, а также повышать безопасность региона, за счет выстраивания эффективных отношений между конкретными городами, которые в таком взаимодействии действительно заинтересованы. Однако в эпоху цифровизации этот институт стал сталкиваться с новыми вызовами и проблемами.

Исторический обзор

Институт побратимства появился в СССР в 1956 г. и был направлен на укрепление отношений между городами и регионами. Впоследствии он получил широкое распространение и стал использоваться для установления связей между государствами. Сегодня этот институт существует во многих странах мира и позволяет укреплять дружественные связи между государствами на различных уровнях.

Сегодня же Международная ассоциация «Породненные города», под председательством Губернатора Московской области Андрея Воробьева, продолжает работу по активизации данного геополитического инструмента в программы и проекты социально-экономического развития городов России. Данная организация предлагает использовать в работе два термина:

Города-побратимы — города, между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой.

Породненные города — города, расположенные в разных государствах, между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой, с целью достижения лучшего взаимопонимания, укрепления сотрудничества и дружбы между народами разных стран, а также обмена опытом в разрешении аналогичных проблем, стоящих перед городскими властями и организациями. g Организация ведет специальный реестр, согласно которому в декабре 2022 г. в нем состояло

108 российских городов, на каждого из которых в среднем приходилось около пяти городов-побратимов.

Issues of Media Business 2023, vol. 2, no. 4

Согласно же данным Минэкономразвития России, на конец 2020 г. в России существовало около 3,5 тыс. городов-побратимов в 143 странах. Наибольшее количество побратимских связей у Санкт-Петербурга (166 городов-побратимов), Москвы (116), Казани (86) и Екатеринбурга (80).

Однако, в последнее время участились случаи, когда иностранные города разрывают по-братимские связи с российскими территориями. В свою очередь 48 государств признаны недружественными странами на основании Распоряжения правительства РФ №430-р от 5 марта 2022 г., что также не позволяет российским муниципальным образованиям продолжать намеченную работу по сближению с рядом традиционных территорий-партнеров из перечня данных государств. В итоге институт побратимства в настоящее время находится под угрозой дискредитации и рискует быть названным не эффективным.

Сама система организации работы с институтов побратимства в современной России, по итогам проведенного исследования, носит несколько противоречивый характер. Так, организационно, данный инструмент может находиться, как в плоскости работы Министерства иностранных дел РФ (в контексте работы Россотрудничества), так и сужен до отраслевого значения деятельности одного из федеральных агентств — Агентства по делам молодежи или Ростуризма.

В период 2018-2021 гг., мной лично, как исследователем проблемы устойчивого развития территорий и поиска эффективных инструментов геополитического и стратегического партнерства муниципальных образований в области решений территориального маркетинга, было проведено несколько интервью с лидерами мнений о роли института побратимства в указанной целевой модели и состоянии его развития.

Некоторые результаты представлены следующим образом:

• С. Лавров: «Россотрудничество занимается этой темой, но активизировать её излишне. Поскольку формат в том виде, в котором он есть — устарел» (2018 г., г. Сочи);

• А. Бугаев: «Мы видим развитие этой темы через амбассадорство и молодежный туризм. Территории и страны с качественным молодежным обменом способны изменить направленность коммуникации» (2019 г., Москва);

• З. Догузова: «Развитие инструмента городов-побратимов — это прерогатива МИДа» (2021 г., г. Нижний Новгород).

Таким образом, федеральные органы власти во многом зачастую недооценивают данный инструмент. Или недооценивали его геополитическое значение ранее, до 2022 г. Что в итоге объясняло низкий интерес к развитию системного подхода к активизации возможностей побратим-ских связей в международном коммуникативном пространстве. В настоящее же время интерес к данной теме возрастает вновь, объясняя преимуществами данного инструмента возможности сохранения прямой международной коммуникации, даже в условиях обострения.

Преимущества и проблемы института побратимства в эпоху цифровизации

Одним из основных преимуществ института побратимства является возможность установления дружественных связей между государствами на различных уровнях. Это позволяет развивать экономические и культурные отношения, а также повышать безопасность региона. Кроме того, институт побратимства помогает укреплять общественные связи между гражданами разных стран и способствует повышению уровня культурного обмена.

В эпоху цифровизации институт побратимства стал сталкиваться с новыми вызовами и проблемами. Одной из основных проблем является необходимость адаптации к новым технологиям. В частности, в условиях цифровой экономики необходимо использовать современные средства коммуникации, такие как социальные сети, мессенджеры и т.д. Кроме того, важно учитывать особенности национальных культур и традиций, чтобы не допустить конфликтов и недопонимания.

Возможности института побратимства в эпоху цифровизации

Однако в эпоху цифровизации институт побратимства также получил новые возможности. В частности, с помощью современных технологий можно значительно улучшить коммуникацию между государствами и регионами. Также цифровые технологии позволяют развивать экономические и культурные отношения, а также повышать безопасность региона.

Примером успешной практики использования цифровых технологий в рамках института побратимства может служить проект «Цифровые дороги» между городами Казань и Шэньянь (Китай). В рамках проекта была создана облачная платформа для обмена информацией между городами в области транспорта и логистики, а также были запущены экспериментальные проекты по внедрению автономных транспортных средств и системы управления транспортным потоком « на основе искусственного интеллекта [Сермягина, 2021. С. 108].

Ещё одним примером успешной практики использования цифровых технологий в рамках института побратимства может служить проект «Цифровой мост» между городами Санкт-Петербург и Шанхай (Китай). В рамках проекта была создана облачная платформа для обмена информацией между городами в области строительства и инфраструктуры, а также были запущены экспериментальные проекты по внедрению цифровых технологий в строительстве мостов и дорог.

Проект «Цифровой город» между Москвой и Нью-Йорком (США). В рамках проекта была создана облачная платформа для обмена информацией между городами в области управления городской инфраструктурой, а также были запущены экспериментальные проекты по внедрению цифровых технологий в управлении городским транспортом и коммунальными услугами.

Проект «Цифровая медицина» между городами Екатеринбург и Берлин (Германия). В рамках проекта была создана облачная платформа для обмена информацией между городами в области медицины и здравоохранения, а также были запущены экспериментальные проекты по внедрению цифровых технологий в диагностику и лечение различных заболеваний.

Анализ же программ побратимского взаимодействия таких городов, как Казань [Мыльников, 2020. С. 106], Пермь [Чернова, 2020. С. 173]. и многих других, показал широкий спектр цифрового применения технологий в формировании единого цифрового пространства между территориями, удаленными друг от друга. Ключевыми признаками такого взаимодействия можно назвать: экономичность, гибкость, системность и постоянство связей в условиях кризисных проявлений (таких как политическая, экологическая или экономическая нестабильность. Именно цифровизация и возможность быстрой удаленной связи максимально обширного числа коммуникаторов позволяет сохранять это пространство взаимодействия в максимально удобном и работающем поле.

Большое значение институт побратимства имеет для развития не только центральных регионов России и их связи с традиционными территориями-партнерами. Интересен опыт г. Владивосток в продвижении программ гражданской дипломатии, описанной на базе взаимодействия с городами Японии. В том числе ДВФУ сегодня активно развивает образовательные онлайн программы не только в г. Хакодатэ, побратимом которого долгое время является г. Владивосток. Но и успешно реализует проекты на территории других городов государства-соседа, вопреки всем существующим дипломатическим разногласиям. Чему способствует в первую очередь удобство цифровых технологий, способствующих интенсивному развитию технологического взаимодействия [Гавриков, 2020. С. 3].

Таким образом, институт побратимства является важным геополитическим инструментом коммуникации территорий. Он позволяет укреплять дружественные связи между государствами, развивать экономические и культурные отношения, а также повышать безопасность региона. Однако в эпоху цифровизации этот институт стал сталкиваться с новыми вызовами и проблемами, которые требуют адаптации к новым технологиям и учета особенностей национальных культур и традиций.

Интеграционные связи и их возможности

Стремление нашей цивилизации к глобализации, во многом оправдано. Однако реалии российской действительности таковы, что в желании объединить свои усилия при решении международных проблем с ключевыми политическими игроками, такими как США, ЕС, страны БРИКС и ШОС — мы совершенно потеряли связи со своими ближайшими соседями. И в первую очередь это касается стран СНГ.

На сегодняшний день некоторые страны постсоветского пространства в открытую демонстрируют свою позицию против России. Наиболее ярким примером можно назвать Грузию. На улицах Тбилиси всё чаще молодежи говорит только на родном и английском языках, отказываясь от использования (но не знания), русского языка.

Говоря о Молдавии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане, мы чаще всего вспоминаем образ нелегальных мигрантов из юмористического шоу. Образ этих стран для современного российского человека наиболее часто ассоциируется с криминальными структурами и экономическими проблемами. Россияне перестали видеть в жителях союзных государств хотя бы союзников. Для большинства граждан России они стали соперниками в борьбе за рабочие места, политическими противниками, если не сказать врагами. Все менее слабой становится духовно-культурная взаимосвязь, которая веками сближала наши народы. При этом роль и влияние американской и европейской культуры, их образа жизни, с каждым днем находит все больше сторонников.

Проблема преодоления разобщенности между народами стран СНГ на сегодняшний день Ю является одной из самых острых во внешней политике России. И решать её необходимо быстро и эффективно. В государственном масштабе существует множество дипломатических механизмов

сближения во всех сферах жизни общества. Это и совместные экономические и экологические проекты, научная и творческая деятельность, проекты коллективной безопасности. Однако за всеми этими громкими словами мы забываем о том, что главным индикатором процесса налаживания взаимодействия являются люди — простые жители сел и городов, расположенных в пространстве СНГ.

Необходимо принять во внимание, что за последние 30 лет в странах СНГ выросло несколько поколений, которые практически ничего не знает о советском прошлом. Между тем, в законодательных нормах Содружества Независимых Государств существует закон «Об основах государственной молодежной политики в государствах — участниках СНГ», положения которого гласят: «Государственное управление молодежной сферой включает в себя выработку концептуальных направлений работы с молодежью, обеспечение целостной системы социально-экономических, организационных мер в целях создания социально-правовых гарантий для молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу» [Фурсов, 2020. С. 78].

В связи с вышесказанным замечу: государственное управление молодежной и коммуникативной политикой должно начинаться на уровне муниципалитетов. А потому, на сегодняшний день крайне необходимо активизировать и направить действия муниципальных органов в России, отвечающих за развитие социально-гуманитарной сферы, на развитие сотрудничества с муниципальными образованиями стран СНГ. Имеющийся сегодня опыт важно дополнить новыми современными формами работы. Муниципальные образования юга Московской области проводят огромную работу по развитию связей с городами и районами Стран СНГ. Являясь уникальной территорией со своим природным, историческим, экономическим и научным потенциалом, регион привлекает к сотрудничеству всё новых и новых партнеров.

Опыт и перспективы муниципальных образований Подмосковья

Для цели настоящего исследования проведем разработку программы стратегического развития побратимских связей на уровне муниципальных образований, продемонстрировав возможности данного инструмента в аспекте геополитических задач при формировании коммуникативного пространства, с использованием цифровых технологий.

Интересен опыт «побратимства городов» Московской области. Город Серпухов может с гордостью назвать 15 городов-побратимов, 7 из которых города стран СНГ. Серпуховский район и наукоград Протвино тесно сотрудничали с городами Слуцк и Логойск Республики Беларусь. В настоящее время реализуется реформа по укрупнению муниципальных образований, в 2023 г. бывшие 4 муниципальных образования юга Подмосковья войдут в состав объединенной территории — Большой Серпухов.

Побратимское движение играет большую роль в установлении дружеских взаимовыгодных отношений в экономике, культуре и многих других сферах [Романишина, 2021 (Ь). С. 201]. Оно перестало быть формальностью и сегодня включает в себя прямые связи и контакты, как муниципальных учреждений, так и общественных организаций. В рамках такого сотрудничества ежегодно проходит ряд важных мероприятий. Так об истории городов побратимов можно подробно узнать из региональных СМИ и на тематических выставках в Дни города. Серпуховский историко-художественный музей и молодёжные поисковые отряды ведут постоянную совместную работу.

Культурно-творческое взаимодействие проходит в рамках многочисленных фестивалей и международных конкурсов, выставок, ставших традиционными для Серпуховского региона. Творческие коллективы не только принимают гостей на своих площадках, но и являются частыми гостями городов-побратимов [Бондаренко, Романишина, 2020. С. 28].

В научной сфере особую роль играет деятельность Приокско-Террасного биосферного заповедника. Зубры, родившиеся на земле Серпуховского района, населяют сегодня кавказские горы и белорусские леса. Ученые НИИ г.п. Оболенск, г. Пущино и нг. Протвино ежегодно проводят ряд научно-практических конференций в различных областях. Наибольших успехов они добились в области микробиологии. Молодые ученые стран СНГ охотно принимают участие в российских программах. На этой базе развиваются инновационные проекты, экономически выгодные для всех участников [Бондаренко, Романишина, 2020. С. 28].

Студенчество также ведет активную работу в этом направлении. Ежегодным стало проведение международной научно-практической конференции учащихся и студентов. В 2010 г. более 30 человек из стран СНГ стали её участниками, далее ежегодно от 5 до 10 студентов. Губернский колледж (ранее Московский областной педагогический колледж) уже более 10 лет реализует ц программу обмена студентами. Талантливая молодёжь города Чадыр-Лунга (Молдавия) получа-

ет образование в этом учебном заведении. В этом и есть главная цель побратимства — чтобы официальные отношения муниципалитетов трансформировались в дружеские связи и контакты населения городов.

Важным направлением развития туризма в последние несколько лет также стало развитие связей с городами-побратимами. Традиционно такие связи были направлены на развитие инвестиционного, образовательного или культурного сотрудничества. В 2021 г. была проявлена инициатива по сотрудничеству в сфере туризма с г.о. Балтийск. В 2022 г. была инициирована работа по туристскому взаимодействию с администрацией города Чжаньцзян (КНР).

В процессе анализа деятельности Администрации г.о. Серпухов Московской области по развитию туризма был затронут вопрос взаимодействия с городами-побратимами. Обоснуем, почему же важно сегодня уделить максимальное внимание данному вопросу.

Городской округ Серпухов обладает важным геополитическим преимуществом в сравнении с многими другими городами Подмосковья. У исследуемого муниципального образования по состоянию на 15 декабря 2022 г. официально 19 городов-побратимов.

Список городов партнеров представлен на Официальном сайте Администрации г.о. Серпухов. Но при переходе со страницы (https://serpuhov.ru/o-serpukhove/goroda-pobratimi/) на страницы городов открывается только страница в Википедии с характеристикой города. При этом нигде не отражено информации об истории дружбы, взаимодействия с этими территориями. Также нет информации о том, где гости и бизнес-партнеры из этих городов могли бы получить информацию о турпродуктах, потенциальных партнерах по организации и сопровождению туров.

Важно заметить, часть из 19 территорий партнеров находится на территории недружественных стран. Данное обстоятельство необходимо учесть при разработке рекомендаций для развития аналогичных проектов и программ по организации системной работы с городами-побратимами на территории российских городов. Логичным становится приостановление тесных контактов с городами, расположенными в странах, попавших в данный перечень. Но это не означает обязательного разрыва отношений.

Взаимодействие с городами-побратимами, опыт развития социально ориентированных коммуникаций и создание взаимовыгодных проектов социально-экономического туризма, — сегодня возможно с 8 указанными выше территориями.

Опыт изучения истории взаимодействия с территориями-партнерами, описанный в рамках настоящего исследования, позволил сделать вывод о том, что Администрация г.о. Серпухова осуществляет данное взаимодействие. Но оно реализуется без какой-либо четкой цели или системы работы, направленной на достижение конкретного эффекта и результата [Солдатова, 2022. С. 163].

В рамках достижения цели настоящего исследования рекомендуется определить стратегическую цель взаимодействия с городами-побратимами из 8 дружественных территорий на период 2023-2024 гг., как цель развития отношений в сфере туризма [Воронцова, 2022. С. 176].

В связи с тем, что финансирование на данные мероприятия в бюджете 2023-2024 гг. не запланировано, необходимо сократить командировочные расходы сотрудников Администрации г.о. Серпухов и предложить использовать современные цифровые технологии и коммуникативные площадки для организации мероприятий. План мероприятий по данному направлению должен включить ряд обязательных мероприятий, отраженных в Таблице 1.

Таблица 1 — План мероприятий по организации взаимодействия с городами-побратимами г.о. Серпухов в направлении развития туризма на 2023 г.

Период проведения Мероприятие

Январь 2023 Научно-исследовательская работа «Потенциал развития побратимских связей». Разработка страницы сайта города с информацией об истории взаимодействия и полезной информации для туристов (онлайн).

Февраль 2023 Круглый стол «Перспективы развития туризма городов-побратимов» (онлайн).

Март 2023 «День друзей» на стенде г.о. Серпухов в период проведения выставки Интурмаркет-2023.

Апрель 2023 Разработка маркетинговой составляющей проекта «Города-Братья и город С». (онлайн).

Май — август 2023 Организация выставочного пространства в Парках города Серпухов для творческих проектов городов-побратимов. Проведение событийных мероприятий, телемостов и т.п.

Сентябрь 2023 «День друзей» на стенде г.о. Серпухов в период проведения выставки Отдых-2023

Октябрь 2023 Разработка специального маршрута для организованных туристов из городов-побратимов. Рекламно-информационный тур для предприятий партнеров.

Ноябрь-декабрь 2023 Прием организованных туристских групп из городов-побратимов.

Источник: составлено автором

Реализация предложенного плана позволит упорядочить систему взаимодействия с городами-побратимами не только российскими, но и зарубежными. Означает ли это, что недружественные страны стоит исключить из этого взаимодействия? Нет. Но и рассчитывать на их активное участие в проекте тоже не стоит.

Однако, в случае если бизнес-сообщество из дружественных территорий заинтересуется развитием партнёрских связей, а главное, — возможностями привлечения туристов на специальный туристский маршрут, — возможно будет ожидать создание постоянного организованного туристского потока. В том числе туристов из Белоруссии, КНР, Турции и Молдавии.

Ставку необходимо делать на такие направления туризма, как: детский, молодежный, культурно-познавательный, экологический и указанные выше промышленный и научно-познавательный.

В результате предложенного проекта развития коммуникативного взаимодействия конкретного муниципального образования с действующими городами-побратимами можно добиться выполнения ряда задач в контексте устойчивого развития данного муниципального образования, а также создать устойчивое пространство для формирования геополитических импульсов, формирующих систему лояльных участников диалога на международном уровне. Внедрение же цифровых проектов и технологий позволит выполнить данные задачи максимально мягко и экономично.

На волне формирования нового многополярного мирового порядка привычная дипломатическая и бизнес-коммуникация между городами и странами была прервана или переформатирована. Феномен недружественных стран и санкций во всех сферах экономических отношений, несомненно, породил серьезный кризис российского туризма, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Исследование традиционных механизмов публичной дипломатии, способных формировать положительную динамику лояльного турпотока в отложенном периоде, сфокусировало внимание на эффекте городов побратимов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательская база городов ЦФО, и в большей степени городов Московской области, отразила ряд проблем, присущих данному явлению. И позволила выявить перспективные практики, способствующие разработке рекомендаций к развитию коммуникативного поля в условиях побратимских программ и проектов.

Институт побратимства сегодня во многом воспринимается, как пережиток прошлых идеологических решений. Однако, в новой многополярной реальности мировое сообщество по-прежнему будет заинтересовано в развитии двусторонних связей, основанных на публичной дипломатии. А потому необходимо рассматривать города-побратимы, как коммуникативный инструмент в эпоху формирования новой геополитической реальности. В сфере туризма подобный инструмент позволит сформировать поток перспективного потребительского доверия. Но при условии применения современных цифровых средств и методов коммуникации.

Литература

Бондаренко В.А., Романишина Т.С. Туристские «магниты» малой Родины и активизация молодежного туризма в продвижении территории в российских условиях // Практический маркетинг. 2020. № 6 (280). С. 28-34.

Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона // Журнал правовых и экономических исследований. 2022. № 1. С. 176-184.

Гавриков А.А. Значение и роль городов-побратимов в развитии русско-японской межкультурной коммуникации // Евразийство и мир. 2020. № 2. С. 3-9.

Мыльников М.А. Партнерство городов-побратимов как форма международного сотрудничества муниципального образования «город Казань» // Вестник ТИСБИ. 2020. № 4. С. 106-113.

Романишина Т.С. (a) Вопросы нахождения маркетингового подхода для снижения неравномерности регионального развития в России // Научный вектор: сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. С. 307-311.

Романишина Т.С. (b) Вопросы формирования маркетинг ориентированной инфраструктуры в социально-инфраструктурном обеспечении регионов России // Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 22-24 апреля 2021 года. Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2021. С. 201-205.

Романишина Т.С. Институт побратимства как коммуникативный инструмент в эпоху формирования новой геополитической реальности в сфере туризма // Третьи политико-географические чтения имени О.В. Витковского. Секция «Геополитическая роль сферы туризма и гостеприимства»: Сборник тезисов научных докладов по итогам Всероссийской научной конференции (с международным участием) 7 октября 2022 г. М.: РНИ РГУТИС, 2022. С. 13 39-41.

Сермягина Д. Цифровая дипломатия городов-побратимов: современность и перспективы // Побратимство городов: состояние, возможности развития, вызовы, приоритеты: международная научно-практическая конференция. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2021. С. 108-114.

Солдатова К.С., Гынкул Д. Деятельность органов местного самоуправления по превращению Серпухова в умный город // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 5. С. 163-166.

Фурсов А.А. Побратимские соглашения муниципальных образований как инструмент развития международного муниципального сотрудничества // Национальные проекты в системе приоритетов развития российской экономики: социальные, правовые и духовные аспекты. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 78-84.

Чернова А.В. Цифровые технологии как инструмент поддержания отношений между городами-побратимами города Перми в условиях пандемии // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 173-175.

References

Bondarenko V.A., Romanishina T.S. Tourist «Magnets» of the Small Motherland and Activation of Youth Tourism in Promoting the Territory in Russian Conditions. Practical marketing, 2020, no. 6 (280), pp. 28-34. (In Russian)

Chernova A.V. Digital technologies as a tool for maintaining relations between sister cities of Perm in a pandemic. Youth in the conditions of digitalization of society: international, national and regional aspects. Kemerovo: Kemerovo State University, 2020, pp. 173-175. (In Russian)

Fursov A.A. Twin-City Agreements Between Municipalities as a Tool for Developing International Municipal Cooperation. National projects in the system of priorities for the development of the Russian economy: social, legal and spiritual aspects. Yelets: Yelets State University named after. I.A. Bunina, 2020, pp. 78-84. (In Russian)

Gavrikov A.A. Contribution and Role of Sister Cities in the Development of Russian-Japanese Intercultural Communication. Eurasianism and the World, 2020, no. 2, pp. 3-9. (In Russian)

Mylnikov M.A. The Partnership of Twinned Cities as a Form of International Cooperation of Municipal Unit «Kazan City». TISBI University Bulletin, 2020, no. 4, pp. 106-113. (In Russian)

Romanishina T.S. Issues of forming a marketing-oriented infrastructure in the social and infrastructural provision of Russian regions. Modern problems of development of socio-economic systems: innovative approaches and solutions in management and marketing. Rostov-on-Don: Individual entrepreneur Sergey Vladimirovich Bespamyatnov, 2021, pp. 201-205. (In Russian)

Romanishina T.S. Questions of Finding a Marketing Approach to Reduce the Unevenness of Regional Development in Russia. Scientific vector: collection of scientific works. Rostov-on-Don: Rostov State Economic University «RINH», 2021, pp. 307311. (In Russian)

Romanishina T.S. The Institute of Twinning as a Communication Tool in the Era of the Formation of a New Geopolitical Reality in the Sphere of Tourism. Third Political and Geographical Readings named after O.V. Vitkovsky. Section "Geopolitical role of the tourism and hospitality sector". Moscow, 2022, pp. 39-41. (In Russian)

Sermyagina D. Digital diplomacy of sister cities: modernity and prospects. Twinning of cities: state, development opportunities, challenges, priorities: international scientific and practical conference. Tyumen: Tyumen State University, 2021, pp. 108-114. (In Russian)

Soldatova K.S., Gynkul D. Activities of local governments to transform Serpukhov into a smart city. Topical Issues of the Modern Economy, 2022, no. 5, pp. 163-166. (In Russian)

Vorontsova M.G., Vasilyeva A.D. Project activities in development of tourist territory in regions. Journal of Legal and Economic Studies, 2022, no. 1, pp. 176-184. (In Russian)

Issues of Media Business 2023, vol. 2, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.