ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В РЕГИОНАХ СИБИРИ
А.Г. Фарков, канд. экон. наук, доцент
Алтайский государственный аграрный университет
(Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11273
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития транспортной инфраструктуры лесных регионов. Указывается на необходимость внедрения энергосберегающих видов транспорта двойного назначения. Описаны возможности рельсовых транспортных систем узкой колеи как транспорта лесной промышленности. Приводятся данные о возможности использования узкоколейных железных дорог в целях ликвидации последствий природных стихийных бедствий.
Ключевые слова: лесное хозяйство, лесные ресурсы, транспортная инфраструктура, узкоколейная железная дорога, лесные пожары, лесопожарные мероприятия.
События лета 2019-го отчетливо показали назревшую необходимость совершенствования лесной инфраструктуры, в т.ч. и в интересах сохранения лесных массивов, борьбы с лесными пожарами.
Необходимо качественно пересмотреть подходы к построению транспортных коммуникаций в лесной отрасли, которые используются как предприятиями лесного хозяйства, ответственными за охрану лесов, противопожарные мероприятия, лесо-восстановление и т.п., так и лесозаготовительными предприятиями, обеспечивающими комплекс лесоперерабатывающей промышленности исходным сырьем. Существующие подходы, базирующиеся на широком использовании автомобильного транспорта, в современных условиях не являются оптимальными. Следует отметить, что автомобильный транспорт является наиболее энергоемкой из существующих наземных транспортных систем, что вызывает значительные проблемы в современной лесной отрасли. Необходим возврат, на новом качественном уровне, к использованию в лесном хозяйстве рельсовых транспортных систем узкой колеи. Главным достоинством таких транспортных систем является возможность обеспечения круглогодичной вывозки древесины, а соответственно - и более сбалансированной работы предприятий лесной промышленности.
Рельсовые системы узкой колеи имеют ряд неоспоримых достоинств: во-первых, пропускная способность лесовозной УЖД, даже с максимально облегченным строением пути, как минимум в 10-12 раз больше чем типового лесовозного автозимника; во-вторых, дороги узкой колеи шириной 750 мм имеют стандарты осевых нагрузок (до 6 тонн в нормальном варианте и до 3 тонн в облегченном варианте), позволяющие сооружать их на грунтах со слабой несущей способностью без дополнительных затрат; в-третьих, величины предельных уклонов линий УЖД колеи 750 мм составляют до 600/оо (0,6 метра подъема по вертикали на каждые 10 метров пути), что сопоставимо тяжелыми дорожными условиями для автотранспорта. Это позволяет при относительно небольших затратах строить УЖД в горной, или холмистой местности. Следует заметить, что возможности УЖД могут быть существенно расширены за счет создания зубчато-рельсовых участков дорог, обслуживаемых специальными локомотивами. В этом случае величины преодолеваемых уклонов существенно увеличиваются, так в Швейцарии действуют зубчато-рельсовые железные дороги (с колеей 800 мм), имеющие предельные величины уклонов до 377-420%о, а рекордная дорога такого класса проложена в столицу Эквадора г. Кито, имея при этом уклоны до 577%. Для болотистой местности возмож-
на прокладка узкоколейных железных дорог по специальным гатям, что обеспечивается небольшими величинами осевых нагрузок. При этом не происходит разрушения настилов гатей, в результате движения транспортных средств, что характерно для автотранспорта. Таким образом, УЖД являются, по сути, единственным видом транспорта, способным перемещать через болотистую лесопокрытую местность значительные объемы грузов, измеряемые сотнями и даже тысячами тонн. При этом стоимость такой транспортировки будет составлять лишь 15-20% от стоимости перевозок автомобильным транспортом в сопоставимых дорожных условиях.
Особое значение имеет развитие рельсовых систем узкой колеи в качестве основного лесного транспорта для регионов Западной Сибири. Здесь практически отсутствуют реки, пригодные для сплава леса (после исчерпания запасов древесины в поймах рек Бия и Томь), как это практикуется в Восточной Сибири, или в регионах севера Европейской части России. При этом основные лесные массивы расположены в достаточно труднопроходимой местности, что определяется или горным рельефом (на юге Зап. Сибири, в Кемеровской области, Алтайском крае и Республике Алтай), или же переувлажненной, болотистой местностью, что характерно для Новосибирской и Томской областей. Узкоколейные железные дороги могут успешно функционировать в каждом из перечисленных случаев. Их внедрение позволит вести планомерную эксплуатацию лесных массивов, имеющих на сегодня низкую транспортную доступность.
Рельсовые транспортные системы узкой колеи могут и должны рассматриваться также как транспортная система двойного назначения, помимо своего народнохозяйственного значения, они имеют весьма значительный потенциал в плане борьбы с последствиями техногенных или природных катаклизмов. Прежде всего, это касается вопросов борьбы с лесными пожарами. Пожарный поезд, сформированный из 30 цистерн, емкостью по 20 куб. метров каждая, способен доставить к очагу возго-
рания, находящемуся в 50-70 километрах от источника воды, до 600 куб. метров воды в течение полутора часов, при этом стоимость такой транспортировки составит сумму всего лишь 20-25 тыс. рублей. Для сравнения: для доставки сопоставимого объема воды автотранспортом, придется задействовать свыше 100 единиц автотранспорта (из расчета использования пожарных а/м на шасси «Урал»), причем время доставки расчетного объема составит до 12 часов, а стоимость такой операции составит до 1200-1400 тыс. рублей.
За сутки один пожарный поезд УЖД может доставить до 7000-8000 тысяч куб. метров воды. Это является объемом, совершенно не достижимым для любых других видов транспорта, в условиях тушения лесных и торфяных пожаров. Возможен и вариант, когда силами УЖД в точку, максимально приближенной к фронту лесного пожара, будет доставляться на платформах и транспортерах пожарная техника, в т.ч. автомобильные насосные станции, рукавные автомобили, бульдозеры и пр. В этом случае, возможно перебросить одномоментно до 25-30 единиц техники, при этом следует указать, что некоторые виды её, особенно эффективные для тушения лесных пожаров (такие как гусеничные бульдозеры типа Т-170, «Четра» и т.п.) могут быть доставлены вглубь лесного массива только за счет использования УЖД. При этом расчетное время переброски 25-30 единиц техники на расстояние до 100-120 км не превысит 3-3,5 часа.
Развитие рельсовых транспортных систем в комплексе лесного хозяйства является сложной комплексной задачей, для решения которой, безусловно, требуется широкая государственная поддержка. Необходимо избрать ряд регионов, в качестве пилотных для внедрения рельсовых систем узкой колеи в лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс. Исходя из существующих потребностей и проблем развития, представляется оптимальным избрание в качестве таких регионов территорий Западной Сибири. Выбор этих территорий может быть продиктован, в первую очередь, существующими затруднениями в эксплуатации располагаемых ими
лесных ресурсов, что определяется отсутствием удобных транспортных коммуникаций.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время необходима разработка комплекса мероприятий по противодействию лесным пожарам в будущем.
2. Одним из приоритетных направлений развития является транспортная инфраструктура лесных регионов.
3. Ключевым технологическим направлением развития транспортной инфраструктуры лесных регионов в будущем должны стать рельсовые транспортные системы узкой колеи.
4. Технологические возможности рельсовых систем узкой колеи позволяют реа-лизовывать полноценный комплекс мероприятий, направленных на борьбу с лесными пожарами, даже в условиях труднопроходимой, пересеченной местности.
Библиографический список
1. Фарков А.Г. Аграрные регионы: проблемы и приоритеты инфраструктурного развития. - Saarbruken: Lambert Academic Publishing, 2012. - 297 c.
PROBLEMS AND PRIORITIES OF FOREST INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
IN THE REGIONS OF SIBERIA
A.G. Farkov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article examines the development of the transport infrastructure of forest regions. Points to the need for the introduction of energy-saving transport systems of dual-use. Describes features of narrow-gauge railway as a transport timber industry. The provided data about the use of narrow gauge railways in order to eliminate the effects of natural disasters.
Keywords: forest resources, transport infrastructure, narrow gauge railway, forest fires, forest fire event.